11 сентября 1941 года я вышел в море на катере «МО-021», которым командовал младший лейтенант Петр Чеслер. Его помощником был лейтенант Михаил Финиченко. Морской охотник шел в составе конвоя, сопровождавшего из Одессы транспорт с эвакуированными жителями города, тяжело раненными бойцами.
Кубрики и каюты транспорта не могли вместить всех пассажиров, и они расположились на палубах. Мы видели их с борта катера и с тревогой поглядывали в небо где в любое время могла появиться вражеская авиация.
Экипаж «МО-021» во главе с командиром, опасаясь налета, волновался за судьбу беззащитных людей. Беспрерывно велось наблюдение за воздухом. Вахтенный сигнальщик Владимир Пушненко пристально вглядывался в горизонт. Петр Чеслер ни на минуту не покидал мостик.
Не просто сложилась морская судьба у этого страстно влюбленного в море человека.
Воспитанник трудовой колонии Антона Семеновича Макаренко, Чеслер в 1932 году был зачислен в музкоманду на крейсер «Червона Украина». И вот шесть лет спустя дисциплинированного, старательного краснофлотца направили учиться на курсы ускоренной подготовки командного состава.
Перед войной черноморскому моряку присвоили звание младшего лейтенанта и назначили на «021» помощником к лейтенанту Д. А. Глухову. Вскоре Дмитрий Андреевич принял 1-е звено морских охотников, и Петр Чеслер занял место командира.
По натуре это был веселый, жизнерадостный человек, сочетавший в себе лучшие командирские качества смелость и выдержку, умение работать с людьми и глубокое знание корабельного дела. Все это помогало ему в нелегкой флотской жизни.
Вот и сейчас, невзирая на опасность, да и ответственность была очень велика, младший лейтенант держал себя уверенно, подбадривал моряков доброй шуткой, за которой порой угадывалась суровая требовательность к подчиненным.
На катере царила спокойная, деловая обстановка, когда вахтенный сигнальщик доложил:
— Три «юнкерса» слева!
И тут же по вражеским самолетам ударили зенитки. Огонь моряков сбил воздушных пиратов с боевого курса.
Залпы следовали один за другим, заставляя фашистских летчиков набирать высоту. Но они не уходили — разворачивались и вновь атаковали катер. Бомбы рвались за бортом морского охотника, не причиняя ему вреда. Умелое маневрирование Чеслера и точное выполнение его команд рулевым Алексеем Румянцевым делали корабль неуязвимым для противника.
Раненые бойцы, женщины, старики и дети, затаив дыхание, следили за этим неравным поединком. Как медленно тянулось время! Казалось, схватке с врагом не будет конца. И все же пришла развязка. Зенитчики вынудили гитлеровцев сбросить смертоносный груз в стороне от транспорта.
В результате боя фашисты потеряли один из трех атаковавших корабль самолетов — с пронзительным ноем он рухнул в воду.
Теплоход и «МО-021» благополучно прибыли в Севастополь.
Пополнив запасы топлива, продовольствия и приняв на борт боезапас, мы вновь пошли в Одессу, чтобы препроводить уже отбывший оттуда транспорт «Жан Жорес». Встретили его в море. Транспорт двигался курсом на Тарханкут. У Тендры береговая артиллерия противника обрушила на «Жан Жорес» шквал огня.
Чеслер принял решение прикрыть судно дымовой завесой. Помощник командира сделал необходимые расчеты, и морской охотник стремительно изменил направление хода. По приказу командира боцман Фарнюков разбил капсуль шашки.
За кормой потянулся густой белесый дым, заслоняя транспорт от вражеских артиллеристов. Теперь гитлеровцы стреляли наугад в повисшую в воздухе плотную пелену, и их снаряды не достигали цели. Вскоре фашисты прекратили огонь.
Благодаря находчивости командира и умелым действиям экипажа катера, «Жан Жорес» прибыл в Севастополь без повреждений.
За этот переход Петр Чеслер был награжден орденом Красного Знамени.
Свежие комментарии