Игорь Сипкин предлагает Вам запомнить сайт «БАЗА 211- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ»
Вы хотите запомнить сайт «БАЗА 211- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ»?
Да Нет
×
Прогноз погоды

ПОЛИТИКА ПРИНАДЛЕЖИТ ПАРТИЯМ, ОТЕЧЕСТВО – АРМИИ.

Грузовой автомобиль ЗИС – 5 (экспозиция технического музея ВАЗа)

развернуть

 

Грузовой автомобиль ЗИС – 5 (экспозиция технического музея ВАЗа)

Грузовой автомобиль ЗИС – 5 (трехтонка).

30 сентября 1933 года, в 15 часов 45 минут участники автопробега вернулись в Москву, откуда они стартовали 6 июля. Маршрут прошел по 19 республик, краев и областей, пересек среднеазиатские пустыни, в том числе и Каракумы и поэтому за ним закрепилось название Каракумский. В пробеге участвовало впервые 19 автомобилей отечественного производства: АМО–3 – 4 шт., грузовых автомобилей ГАЗ-АА - 6 шт., 6 легковых автомобилей ГАЗ – А, опытная трехоска ГАЗ – НАТИ – 30 и 4 автомобиля зарубежных для сравнения: 3 трехосных грузовика «Форд – Тимкен», и один прошедший капитальный ремонт «Форд – АА». Все машины к финишу дошли своим ходом и получили хорошую оценку за хорошую проходимость и неприхотливость.

Прошедшие испытания АМО – 3, в основу конструкции которых был положен грузовик «Отокар – 5А», стали прообразом создаваемой в это время новой машины, получившей название ЗИС – 5 (от названия завода «Завод имени Сталина»).

Вдохновителем создания автомобиля является конструктор И. А. Лихачев, который стремился организовать выпуск наиболее соответствующему тогдашнему уровню промышленности, состоянию дорог, квалификации водителей и ремонтников грузовика. Воплотил эту идею в метал, главный конструктор завода – Е. И. Важинский.

ЗИС – 5 поставили на конвейер без предварительной сборки опытного экземпляра 1 октября 1933 года, и, по воспоминаниям современников, все сразу пошло гладко без сбоев.

Конструкция машины была классической – лонжеронная рама, полуэллиптические рессоры, передний мост несколько сдвинут вперед. Кабина прямоугольная деревянная, обитая жестью. Привод тормозов – механический, двигатель шестицилиндровый мощностью 73 л. с., при 2300 об/мин.

Выпуск автомобилей постоянно наращивался. В первые месяцы собирали по 6-7 автомобилей вдень, затем десятками и сотнями. Грузовик хорошо зарекомендовал себя на бездорожье, быстро завоевал репутацию неприхотливой и надежной техники.

Популярными «трехтонки» были и в Красной Армии, где к июню 1941г. их насчитывалось около 104 тысяч.

С началом Великой Отечественной войны потребность в ЗИС – 5 резко возросла – в первую очередь потому, что он мог служить тягачом полковых и дивизионных пушек.

По данным на 20 июня 1941 года в Красной Армии находилось 104 200 автомобилей ЗИС – 5.

10 октября 1941 г. когда враг вплотную подошел к столице, Государственный комитет обороны принял решение срочно перебазировать промышленные предприятия Москвы в тыл. 15 октября 1941 г. сборочные линии автомобиля ЗИС – 5 были остановлены. Оснащение цехов, станки, материалы вместе с обслуживающими их рабочими были направлены в Ульяновск (где был налажен выпуск собственно грузовиков), Миасс (в Миасс было направлено оборудование по производству двигателей и коробок передач), Шадринск (туда переехал карбюраторный и дерево отделочный цех, образовав автоарматурный завод) и Челябинск (сюда было направлено кузнечно-прессовое оборудование). – всего 7708 вагонов и платформ с 12800 единицами оборудования.

Когда враг был отброшен от столицы, ЗИС возобновил производство автомобилей. С июня 1942 года с конвейера снова стали сходить «трехтонки» в упрощенном варианте военного времени – модель ЗИС –5В.

Правда первым выпуск этого автомобиля освоил вновь созданный (на базе эвакуированных цехов ЗИСа) Ульяновский автомобильный завод, здесь уже в феврале 1942 года началась их сборка. А к 1 мая того же года с завода в г. Миассе сошел с конвейера первый уральский двигатель для «трехтонки».

За 1942 год УралЗИС изготовил для Московского автозавода 9303 двигателя и 15375 коробок передач. В июле 1944 года с конвейера начали сходить и автомобили ЗИС – 5В. В Москве моторное производство было восстановлено в июле 1943 года, а суточный выпуск грузовиков к концу года возрос до 150 в сутки. За 1944 год завод изготовил 34 000 автомобилей и 32 000 двигателей, а всего за период войны из его ворот вышло 100 000 грузовиков ЗИС.

При острой нехватке деталей и материалов во время войны ЗИС – 5 получил изменения не повлиявшие на его рабочие качества.

Эксплуатационные качества ЗИС – 5В применительно к военному времени положительно оценили и немецкие специалисты, испытав захваченные «трехтонки». Они отметили не только простоту и надежность конструкции, но и отличную для автомобиля типа 4х2 проходимость.

В послевоенное время ЗИС – 5В выпускался Миасским автозаводом до 1958 года, но автомобиль постоянно совершенствовался, менялся двигатель, гидравлика, механика. Московский ЗИС – 5, конструктора тоже совершенствовали, так появился автомобиль ЗИС – 50, опытный образец которого построен в 1944 году, а к 30 апреля1948 году, когда и ЗИС – 5 и ЗИС – 50 были сняты с производства, этих автомобилей было выпущено около 14 000 машин.

ЗИС – 5 в военное использовался в основном как бортовой грузовик универсального назначения, но достаточно широко применялись также бензовозы, ремонтные летучки и специальные фургоны на его базе.

В послевоенное время автомобиль освоил гражданские специальности: пожарные автомобили, самосвалы, автокраны и множество других работ выполняла «трехтонка».

ЗИС – 5 представленный в «Техническом музее» был передан С. Н. Дунаевым. Автомобиль был приобретен киностудией в льнозаготовительном предприятии с. Погорелое, где работала после войны на перевозке грузов, ЗИС – 5 в качестве реквизита принял участие в фильмах: «Хрусталев, машину», «Мастер и Маргарита», «В круге ближнем», «Алые вишни», «Пилоты».

http://museum.vaz.ru/about-exhibits/stati/6-zis-5


Ключевые слова: техмузей
Опубликовал Игорь Сипкин , 27.05.2014 в 13:01

Комментарии

Показать предыдущие комментарии (показано %s из %s)
Показать новые комментарии
Комментарии Facebook

О сайте

Присоединиться к сайту нажатием кнопки

новые читатели

66628 пользователям нравится сайт s30116489994.mirtesen.ru

Поиск по блогу

Последние комментарии

Тамара Фролова
Nata
Авторам - БРАВО! Пусть знают и помнят !
Nata Господин посол, вам следует извиниться!
Алексей Заброда
Владимир Eвтеев
Евгений Лобков
Владимир Eвтеев
Это  уж точно
Владимир Eвтеев Господин посол, вам следует извиниться!
Владимир Eвтеев
Дмитрий volgarch
Комментарий скрыт
Дмитрий volgarch Господин посол, вам следует извиниться!
Азамат 1
Дмитрий volgarch
Дмитрий volgarch
Юрий Л.
Похоже, что контрразведка (КГБ) в России уничтожена полностью.
Юрий Л. Крым не наш: Чему учат в МГИМО наших дипломатов
Владислав Исаев
Константин
Повесить за государственную измену, она на лицо!!!
Константин Крым не наш: Чему учат в МГИМО наших дипломатов
Александр Тихонов
Vera Кёртис
Наталья Ефимова (Вишнёва)
Надежда, Петербург
Отари Хидирбегишвили
Азамат 1