На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

БАЗА 211- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ

74 279 подписчиков

Свежие комментарии

  • Нина Арманн (Тавлай)
    Почему тщетно? Они и не скрываются: затулин, хуснулинМихаил Делягин: Р...
  • Андрей Шурканцев
    Тщетно пытался найти конкретные фамилии и должности лоббирующих интересы завоза мигрантов...!?Михаил Делягин: Р...
  • Михалыч
    Вот четкая программа миграционной политики, а не показушные рейды полиции на бесправных мигрантов, что только усилива...Михаил Делягин: Р...

Танки в боях Великой войны

 
Мы хотим поговорить о наиболее интересных аспектах применения танков в Первой мировой войне. В основе цикла – материалы советской военной периодики, посвященной автобронетанковым войскам, а также специальные труды военных специалистов.



 

Боевой дебют


Итак, дебют английских танков на полях Первой мировой войны состоялся 15 сентября 1916 года на Сомме — у Флери, южнее Бапома. Из общего количества 49-ти машин, назначенных для первой в истории танковой атаки, 17 не прибыли на исходный рубеж вследствие неисправностей. 


Танк роты D на улице Флери, 15 сентября 1916 г.


Применение бронированных машин мыслилось следующим образом: танки, будучи двинуты группами по 2 — 3 единицы против наиболее сильных опорных пунктов противника, должны были достигнуть германских линий за 5 минут до подхода своей пехоты. Из 32-х действовавших танков 14 осталось на поле боя. Несмотря на достигнутую техническую внезапность (эффект, вызванный технической новизной от появления нового оружия), успех носил локальный характер. И это несмотря на то, что технической внезапности сопутствовала и тактическая внезапность – прибытие танков на ТВД осталось окутано непроницаемым покровом тайны.


Mk-1 самка после боя у Флери


В кампаниях 1917 — 1918 гг. танки активно применялись англичанами и французами — сопровождая почти все более-менее серьезные боевые операции.

Аррас и Фландрия


Так, в начале весенней битвы под Аррасом, 9 апреля 1917 г. на германскую 6-ю армию после краткой, но очень сильной артиллерийской подготовки обрушился тяжелый удар — по обе стороны Скарпа. Танковый удар вывел из строя несколько германских дивизий — и англичане проникли вглубь обороны вплоть до артиллерийских позиций и выиграли около 6 км в глубину на 12-15 км фронте. Но оперативного прорыва достичь не удалось.

Во Фландрии при помощи танков англичанам также удалось вогнуть германский позиционный фронт — в ряде пунктов. За танками должны были следовать кавалерийские дивизии. На более скромный результат повлияла трансформация плана — в сторону снижения масштабности развития предполагаемой операции. Но и в этом случае, кроме потери пространства глубиной 2 – 4 км, германская 4-я армия понесла большие потери пленными и военным имуществом.

Танки в боях Великой войны

Мк-4 в грязи Фландрии, сентябрь 1917 г.


Танки в Бойне Нивеля и у Шмен-де-Дам


Французские танки системы Шнейдера впервые появились на поле боя 16 апреля 1917 года на р. Эн — после 10-дневной артподготовки во время Краонской битвы. Так как германские окопы были слишком широки для этого типа танков, было решено двинуть вперед сначала пехоту (которая овладевает первыми двумя вражескими линиями), а затем с помощью рабочих команд вводились танки. В данном случае задача танков – поддержать пехоту при наступлении на 3-ю линию.



Шнейдер СА-1


В общей сложности, на находящийся восточнее Краона Жювенкур, двинулось 82 танка, построенных в колонны. Бронированным машинам пришлось пройти 3-4-км расстояние средь белого дня, на виду неприятельской артиллерии и по открытой местности. Пехота дальше 2-й линии самостоятельно прорваться не смогла – и стала ждать танки. Танковым колоннам удалось достигнуть 3-й линии, а несколько танков сражались в течение всего дня – находясь на 2 — 2,5 км впереди своей утомленной пехоты.


Шнейдер, уничтоженный 16 апреля 1917 г. в ходе "Бойни Нивеля"


Затем было введено еще 50 танков – и общее количество задействованных машин достигло 132 единиц. Из 132 машин 76 осталось на поле битвы (в т. ч. 57 единиц было расстреляно артиллерийским огнем; 25% экипажей выбыли из строя убитыми или ранеными). 

23 октября 1917 года танки типов Шнейдер и Сен-Шамон приняли участие в сражении у Мальмезона (Шмен-де-Дам) – причем после того, как скверная погода и шестидневная артиллерийская подготовка сделали местность для них труднопроходимой. Из двинутых в бой 63-х танков лишь 21 действительно вступил в дело, облегчая продвижение пехоты. На этот раз танковые батареи были непосредственно подчинены пехотным батальонам (а уже за последними для помощи танкам при преодолении труднодоступных участков шли рабочие команды).


Сен-Шамон, носящий имя собственное "Фантомас" и его экипаж


Историческая битва у Камбрэ


И уже затем разыгралась названная «танковой» битва у Камбрэ. Под прикрытием темноты и обширных лесов Аврэнкура британцы стянули в течение нескольких ночей мощные танковые силы и большое количество кавалерии – 20-го ноября 1917 года обрушившись на германскую позицию, слабо оборудованную в артиллерийском отношении.

Вследствие удобной местности и полной неожиданности для германцев, танки имели крупный успех. Мы подробно писали об этой операции, акцентируем внимание на том, что боевым танкам помогало значительное количество вспомогательных (в т. ч. танков связи), и трактора, а артиллерийское сопровождение операции отличалось крупностью калибров.


Атака британских танкистов у Камбрэ


Танковая атака, при потере 107 машин, дала выигрыш пространства в 8 км в глубину, 8000 пленных и 100 орудий. Битва при Камбрэ доказала возможность преобразования танкового прорыва из тактического в оперативный (были сформированы все необходимые предпосылки для этого), жизненную важность активного взаимодействия танков с конницей и пехотой и то, что при помощи танков возможно прорвать укрепленную позицию противника и без традиционной длительной артиллерийской подготовки.


Британские танкисты с трофеями


22 — 23 ноября 1917 года германцы останавливают танковую атаку — и посредством контратаки, удавшейся и без танков, они нивелируют результат операции британцев. Во время контратаки много танков попало в руки германцев. В боях под Бурлоном и в Бурлонском лесу, имели место случаи вывода из строя танков пехотой – с помощью ручных гранат и др. средств. Даже пулеметные пули со стальным сердечником справлялись с танковой броней. Но основным врагом брони стал артиллерийский огонь.

Лучшим же оружием против танков оказались нервы, дисциплина и отвага людей. Они помогли многим храбрым воинам забираться на неприятельские танки или расстреливать их в упор.

Упущенное время


Соответственно и мнение германского Верховного командования о танках вначале было спокойным. В войсках также улеглась первоначальная «танкобоязнь». Танки были опасны, но все же выводились из строя, а германские атаки удавались и без танков.

Упадок дисциплины и ослабление боевой мощи германской армии в 1918 г. привели к тому, что танки союзников, примененные крупными массами под прикрытием дымовых завес, сыграли очень важную роль в ходе последующих военных событий. 

Немцы попытались ответить на вызов – но время было упущено. И когда весной 1918 г. германские войска, наступающие в направлении на Амьен, неоднократно применяли свои тяжелые танки, малочисленность последних обнуляла весь эффект от такого применения, исключая возможность какого-либо решающего действия.


Поединок британского и германского танков, 24 апреля 1918 г.


В конце мая 1918 г. в ходе германского наступления у Суассона – Реймса германские войска показали свое превосходство над французами и англичанами – причем последним не помогли даже многочисленные танки.

Удар у Мондидье


11-го июня 1918 года юго-восточнее Мондидье перешел в контратаку Ш. Манжен — пытаясь задержать продвижение О. фон Гутьера на Компьен. Встречный удар был произведен при поддержке 144 танков, действующих на фронте шириной в 12 км (причем некоторым танкам пришлось пройти 10 — 14 км до исходного пункта атаки). Пехота должна была атаковать первой, но при поддержке танков. Последним следовало, догнав пехоту, нанести главный удар. Так как после этого пехота отстала, то танки продолжали бой в одиночестве, находясь в среднем на 1,5-км расстоянии перед пехотой — под огнем германских полевых орудий. Последние расстреливали танки с 2 – 3-километровой дистанции и менее (мелкие калибры — даже с 1,8 тыс. м).

Артиллерийская поддержка танков была поставлена плохо, и потери танков были значительны: почти половина машин осталась на поле сражения. Но результатом введения их в бой стало то, что германское наступление в этом участке было остановлено.

Продолжение следует…
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх