На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

БАЗА 211- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ

74 278 подписчиков

Свежие комментарии

  • Traveller
    Какой наивный этот Юрий Голубь!!! Ведь сказал старшой: "Деприватизации НЕ БУДЕТ!!!" (с) Как он "деприватизирует своих..."ТАМ НЕ СОТНИ МИЛ...
  • Ливень
    этот тот пригожин который сидел по ухи в кормушке минобороны и начал верещать и истерить когда его от этой кормушки о..."ТАМ НЕ СОТНИ МИЛ...
  • YYYYYYY XXXXXXX
    Расстрел для всех штафирок..."ТАМ НЕ СОТНИ МИЛ...

Когда войны развивают цивилизацию. История одеколона

"Человек изобретающий" - так называется проект, который уже не первый год проводят в Ростове-на-Дону ученые. Его автор - кандидат химических наук Южного федерального университета Михаил Ефимович Клецкий. А суть "Человека изобретающего" в том, чтобы в простой, понятной и увлекательной форме рассказать о главных изобретениях цивилизации.


За почти семь лет существования проекта авторы говорили об одежде и запахах, о военных приспособлениях и развитии медицины. Причём, по форме эти рассказы - не просто лекции. Представляя историко-культурный контекст, ученые на глазах у слушателей, а часто и с помощью их - варят мыло, сооружают технические конструкции, создают ароматы, взрывают порох...




- Как показывает мой опыт работы со студентами, главная проблема любого образования - отсутствие мотивации, проще говоря - интереса к происходящему. А это оттого, что люди не понимают, к чему им эти знания, зачем? Мы же пытаемся на практике показать, зачем нужно то или это - объясняем суть изобретения, показываем, что за ним последовало, как изменился мир, что мы имеем в настоящем, благодаря нашему прошлому. Проводя эти параллели, студенты увлекаются и начинают сами делать этот анализ. А в этом и есть наша основная цель.

Я была на таких лекциях не раз: там впервые узнала, что многими необходимыми нам сегодня изобретениями мы обязаны войнам. Одеколон, к примеру, возник благодаря войне между Францией и Германией, резиновые сапоги и плащи были придуманы для того, чтобы спасать солдат, сидящих в окопах, от непогоды, а об медицинских изобретениях, которые рождались в самые тяжелые для мира времена, и говорить не приходится.

Но обо всём по порядку. Начнём с одеколона.

Датой рождения этого аромата называют 1709 год. Именно тогда итальянец Йоганн Мария Фарина - довольно успешный, увлеченный своим делом парфюмер - создал рецепт первого в мире одеколона. Долго колдовал Фарина над его составом и остановился на цитрусовых маслах, бергамоте, кедре и травах. С качестве названия для нового аромата он выбрал место, где жил в то время - город Кёльн. Eau de Cologne — одеколон («кёльнская вода» — нем. Kölnisch Wasser).



Когда запах первого одеколона поселился в парфюмерной лавочке Фарины, от посетителей отбоя не было - одеколон стал модным. В нем было солнце, свежее дыхание весны и радость. В тоскливом сером Кельне этих эмоций не хватало не только итальянцу, но и местным жителям.

Одеколон вышел за пределы города, стал популярен в Германии, но прорыв на мировой рынок ему обеспечила семилетняя война 1756–1763 годов. Уинстон Черчилль называл ее самым крупным конфликтом Нового времени и даже считал "первой мировой". В военные действия была втянута не только Европа, но и Северная Америка, страны Карибского бассейна, Индия, Филиппины, мелкие государства и даже индейские племена.

Прежний мир пошатнулся. И во время этого катаклизма изменилась и внутренняя жизнь стран: они поделились культурой, модой и изобретениями.

Когда войны развивают цивилизацию. История одеколона


В 1756 году французские солдаты вошли в Кельн. И когда они шли по улице, то их, любителей женщин и запахов, заинтересовала парфюмерная лавка Йоганна Фарины. А понюхав одеколон, солдаты забрали все, что было у хозяина в запасниках.
Так "кёльнская вода" попала в Париж. Там ее подхватили, как удивительное открытие, пытались повторить, придумывали варианты на заданную парфюмерную тему. Причина была и в том, что сильный аромат помогал заглушить "естественные запахи", которыми в то время была пропитана Европа. О том, что сточные воды текли по улицам Парижа сегодня уже знают все. Клозетов не было даже в Версале, а ванна считалась медицинской процедурой и принимали ее только по распоряжению врача.

И вот в этом тяжелом коктейле из натуральных запахов появился "Одеколон" - свежий, яркий, солнечный. Цена его росла день ото дня. И вскоре он был роскошью, которую солдаты уже не могли себе позволить. Поскольку подобного аромата для женщин еще не изобрели, им пользовались и жены, и любовницы первых лиц государства.

Весть о волшебной "кельнской воде" дошла и до российской императрицы Екатерины II. Его, как ценнейший подарок, вручил ей король Фридрих II. Так одеколон пришёл и в Россию, хотя долгое время оставался парфюмом царствующих особ.

Наполеон и одеколон

Но всё-таки главную рекламу этому аромату сделал Наполеон Бонопард. Он воспринимал одеколон не только как парфюм, но и как лекарство: император был уверен, что "кельнская вода" помогает рождать гениальные идеи, заставляет особенно четко и слаженно работать мозг. Поэтому ... принимал одеколон внутрь. Он добавлял его в вино, капал на кусочек сахара, принимал ванны с большим количеством одеколона. Нахождение императора в помещении можно было определить по запаху, который приближался раньше, чем он сам. Есть версия, что за день Наполеон изводил около дюжины флаконов (некоторые источники утверждают, что все двенадцать).
Привычка жить с одеколоном настолько плотно вошла в кровь Наполеона, что даже пребывая в ссылке, и будучи лишен возможности закупить "кельнскую воду", он сам создал похожий парфюм, который назвал уже " Eau de Toilette" (туалетная вода). Поскольку император был первым ярым поклонником одеколона, для него придумали даже специальный флакон, который компактно помещался в солдатский сапог.



Уже в середине 19 века производство одеколона наладили по всей Европе. К тому времени в моду вошли и ванны, а одеколон теперь стал ароматическим указанием на особый шик, а не средством для заглушения запаха.

"Тройной", "Шипр" и "Александр третий"

В России широко применять одеколон начали после войны 1812 года. Наши парфюмеры взяли рецепт на вооружение, но изменили пропорции и разнообразили его другими маслами. Получился одеколон, который начали называть "тройной". Так его назвали из-за трёх основных компонентов - лимона, бергамона и нероли.

После революции 1917 года одеколон должен был перейти в массы. И перешел. Конечно, он не был похож на тот самый одеколон Фарины. Запах был дешевым, но стойким. К знаменитому "Тройному" добавился еще и "Шипр". Он родился в том же 1917 году в парфюмерной лавке Франсуа Коти и отличался тяжелым древесным ароматом дуба и елового мха. Аромат вполне соответствовал сложному революционному времени, сильным людям, а в последствии стал даже одним и символов СССР.

И опять одеколон начали наливать не только на себя, но и в себя. Произошло это после Первой мировой - как следствие ввода "сухого закона". В то время в Петрограде было более полусотни одеколонных мастерских, которые весьма успешно разливали парфюм пьющему населению. Одеколон был дешев, поэтому позволить себе его могли даже маргиналы.



Ситуация повторилась в 1980-х. Тогда в борьбе за трезвость, родился "Александр Третий" - коктейль из одеколонов "Саша" и "Тройной". Некоторые эстеты добавляли в него еще и содовую и сахар. Об одеколонах и алкоголиках начали ходить анекдоты.

"Красная Москва" для императрицы

Еще один символ нашего прошлого - духи "Красная Москва". Запах для своего времени удивительный. Его создал француз Генрих Брокар. А популярность духами принесла императрица Мария Федоровна, жена Александра III. Как гласит легенда, парфюмер преподнес императрице восковые розы, каждая имела свой запах, а все вместе они составили ту самую "Красную Москву", правда тогда еще аромат назвали "Любимый букет императрицы".




Тот ли аромат дошел до нас после национализации фабрики, доподлинно сказать сложно. Но, точно известно, что массовое производства "Красной Москвы" началось в 1924 году. Приобщить новую Россию к мылу, косметическим средствам и парфюму решила Полина Жемчужная, жена наркома Молотова.
Духи эти можно купить и сегодня, но знатоки утверждают, что запах у "Красной Москвы" теперь всё-таки не тот. То ли времена изменились, то ли нравы...


Фотография председателя Совета Народных Комиссаров СССР В.М. Молотова с женой Полиной Жемчужиной на отдыхе в г. Мариенбаде. Мариенбад, Мастерская Е. Вельгельта, 1930- е гг.
Автор: Светлана Ломакина
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх