На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

БАЗА 211- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ

74 289 подписчиков

Свежие комментарии

  • Z Muliphein
    У меня муж плохо ходит и почти ничего не видит. Инвалид. Но 80 кг веса. Я вешу 58 кг. Я не представляю, какой рюкзак ...ЕСЛИ ПОПАЛ ПОД ОБ...
  • Владимир Петров
    Человек  - легенда,даже не верится ,что один человек совершил столько подвигов и на военном поприще и на гражданском...Ученый, трижды не...

Чем опасен B-52H и как с ним бороться

На протяжении нескольких последних десятилетий основным самолетом дальней авиации ВВС США остается Boeing B-52H Stratofortress. Такие машины поступили на службу более полувека назад и останутся в строю, как минимум, до сороковых годов. Дальние бомбардировщики B-52H регулярно проходят ремонт и модернизацию, что позволяет им сохранять требуемое техническое состояние. Кроме того, обновление техники и ее компонентов позволяет обеспечивать требуемые боевые качества. Несмотря на солидный возраст, бомбардировщики B-52H остаются серьезной угрозой для безопасности третьих стран.


B-52H и его характеристики

Наблюдаемый боевой потенциал самолетов B-52H обусловлен несколькими факторами. Возможности и способности самолета определяются его собственными тактико-техническими характеристиками, характеристиками применяемого вооружения, а также особенностями системы управления войсками. Сначала рассмотрим потенциал основного компонента авиационного ударного комплекса – собственно самолета B-52H.


B-52H Stratofortress в полете. Фото Boeing Company / boeing.com


B-52H Stratofortress является самым крупным и тяжелым боевым самолетом ВВС США, что дает ему определенные преимущества в контексте основных задач. Бомбардировщик имеет крыло размахом 56,4 м и длину 48,5 м. Масса пустого самолета определяется на уровне 83,25 т, максимальная взлетная масса – 220 т. В топливных баках помещается более 181,6 тыс. л горючего. Максимальная боевая нагрузка достигает 31,5 т.

Самолет на высоте способен развивать скорость 560 узлов (1050 км/ч), крейсерская скорость ниже – 442 узла или 845 км/ч. Практический потолок – 15 км. Боевой радиус определяется в 7200 км, перегоночная дальность – 16230 км. Бомбардировщик оснащен приемной горловиной системы дозаправки в полете. Такое оснащение позволяет увеличивать продолжительность и дальность полета до требуемых значений. Так, в прошлом проводились эксперименты, в ходе которых B-52 оставался в воздухе 40-45 часов.

Бомбардировщик оснащен средствами защиты от перехватчиков и зенитных ракет противника. До начала девяностых годов все B-52H комплектовались кормовыми установками с 20-мм автоматическими пушками M61. В дальнейшем от такого оснащения отказались в пользу других средств защиты. В настоящее время самозащита осуществляется только за счет средств радиоэлектронной борьбы. Намечена модернизация этой аппаратуры, направленная на получение характеристик, соответствующих требованиям времени.

Таким образом, с точки зрения основных тактико-технических характеристик, B-52H представляет собой весьма удачный самолет, способный решать широкий круг боевых задач в разных условиях. Так, большая грузоподъемность, обеспеченная выгодной конструкцией планера и силовой установкой, позволяет нести и применять различные вооружения всех основных классов. Предусматриваются системы для защиты бомбардировщика в полете.


Вид с другого ракурса. Фото Boeing Company / boeing.com


Следует отметить, что основные преимущества B-52H как платформы для вооружений связаны именно с летно-техническими характеристиками – прежде всего, с «глобальной» дальностью полета. Боевой радиус без дозаправки, в зависимости от нагрузки, может превышать 7 тыс. км. Участие в операции самолета-заправщика позволяет в разы увеличить этот параметр. По сути, B-52H, как самостоятельно, так и при помощи заправщиков, способны работать с любых авиабаз США и поражать цели в любых районах земного шара. Также возможно патрулирование в заданном районе в ожидании приказа о нанесении удара.

Впрочем, высокая дальность полета сочетается с дозвуковой скоростью. Это известным образом замедляет переброску самолетов на передовые авиабазы, а также увеличивает время, необходимое для проведения атаки. Соответственно, скорость не более 1000-1050 км/ч в ряде ситуаций может давать преимущества противнику, позволяя ему вовремя отреагировать на угрозу.

Летающий арсенал

B-52H Stratofortress способен нести 31,5 т полезной нагрузки. Для ее размещения в основном используется внутренний грузоотсек длиной 8,5 и шириной 1,8 м. Внутренний отсек оснащен держателями для вооружений, а также может нести револьверную пусковую установку для ракет. Под центропланом монтируются два пилона с тремя балочными держателями на каждом. Конфигурация отсека и пилонов, а также их оснащение определяются в соответствии с требованиями конкретного боевого вылета.

Все модификации бомбардировщика B-52 были способны применять свободнопадающие бомбы разных типов, в том числе и ядерное вооружение. Максимальная нагрузка в таком случае состоит из 51 бомбы калибром до 500 фунтов (227 кг). Более крупные и тяжелые изделия перевозятся в меньшем количестве. Основным специальным свободнопадающим боеприпасом до недавнего времени были тактические термоядерные бомбы B61 и B83 – самолет нес восемь таких изделий. Однако несколько лет назад B-52H исключили из списка носителей ТЯО.


Самолет B-52H и его номенклатура вооружений по состоянию на 2006 г. Фото US Air Force


B-52H является носителем высокоточного бомбового и ракетного вооружения. Аппаратура бомбардировщика совместима с семейством управляемых бомб JDAM. Количество такого оружия на борту зависит от его модели и, соответственно, габаритов и калибра. Бомбы JDAM могут сбрасываться с дистанции в несколько десятков километров от цели и наводятся на нее при помощи спутниковой навигации. Имеется управляемая бомба AGM-154 JSOW. Планирующее изделие имеет массу 497 кг и несет осколочно-фугасную боевую часть. Максимальная дальность сброса для последних модификаций достигает 130 км.

На вооружении имеются несколько модификаций крылатой ракеты AGM-86 ALCM / CALCM. Такие ракеты способны лететь на дальность 1,2-2,4 тыс. км и нести обычную либо термоядерную боевую часть – в зависимости от модификации. В грузоотсеке может устанавливаться 12 ракет AGM-158A/B JASSM / JASSM-ER. При помощи спутниковой навигации и инфракрасной головки самонаведения такие ракеты доставляют проникающую фугасную боевую часть на дальность 360 (JASSM) или 980 (JASSM-ER) километров.

Бомбардировщик B-52H также может быть носителем морских мин. В грузоотсеке могут устанавливаться подобные изделия разных типов с отличающимися характеристиками. Особый интерес представляет мина Quickstrike-ER, испытываемая в настоящее время. Это изделие является стандартной миной типа «Квикстрайк» с комплектом JDAM-ER, заимствованным у планирующих авиабомб. Такая морская мина может транспортироваться и сбрасываться любыми самолетами, способными применять JDAM. После сброса Quickstrike-ER планирует в указанный район, падает в воду и начинает поиск цели. Благодаря появлению такого оружия B-52H и другие самолеты США и других стран могут более эффективно решать задачи постановки минных заграждений.

Стратегический бомбардировщик B-52H способен нести различные образцы авиационных средств поражения США, как новых, так и устаревших моделей. Такой самолет может атаковать наземные или надводные объекты противника, используя наиболее эффективное в данной ситуации оружие. При этом продолжается процесс создания новых образцов, в результате чего номенклатура боеприпасов B-52H регулярно меняется.

Крылатая угроза

Даже через полвека после начала службы бомбардировщик Boeing B-52H Stratofortress сохраняет достаточно высокий боевой потенциал и остается серьезной угрозой. В составе ВВС США на данный момент служит 70 таких самолетов; значительное количество техники находится на хранении и может быть возвращено к службе после ремонта и модернизации. Таким образом, Соединенные Штаты располагают достаточно крупным парком стратегических бомбардировщиков с высокими характеристиками.


Stratofortress с ракетами AGM-86B под крылом. Фото US Air Force


На основании доступных данных можно сделать некоторые выводы о возможностях флота самолетов B-52H, а также о связанных с ними рисках для третьих стран. Эти выводы, в свою очередь, позволяют определить основные способы защиты от американской стратегической авиации.

Опасность B-52H для вероятного противника США складывается из трех основных факторов. Первые два – летно-технические характеристики самолетов и возможность их базирования на аэродромах по всему миру. Пентагон может перебрасывать бомбардировщики с одних баз на другие, собирая крупные группировки техники на опасных направлениях. Кроме того, схожие действия могут осуществляться с самолетами-заправщиками, призванными обеспечивать работу бомбардировщиков.

Высокая дальность полета позволяет выходить на удаленные рубежи применения вооружения, дежурить в воздухе в ожидании команды на полет к назначенной цели или строить оптимальный маршрут, учитывающий особенности ПВО противника, назначенное вооружение и существующие риски. При необходимости дальность полета и боевой радиус можно увеличить при помощи самолетов-заправщиков. По сути, при правильной организации боевой работы B-52H способны применять любое оружие в любой точке планеты.

Нынешняя номенклатура вооружений делает бомбардировщик B-52H универсальным средством нанесения ударов. В зависимости от поставленной задачи, возможно применение свободнопадающих и корректируемых бомб, а также управляемых ракет разных типов. Одни боеприпасы оснащаются конвенциональными боевыми частями, другие несут термоядерные. B-52H способен работать носителем морских мин.


Подкрыльевой пилон с ракетами AGM-86B. Фото US Air Force


Следует отметить, что B-52H в условиях реальной войны не будут работать самостоятельно. Они могут решать задачи второго удара – после того, как свою миссию выполнят малозаметные ударные самолеты первой линии, предназначенные для уничтожения ПВО. Кроме того, дальние бомбардировщики не останутся без истребительного прикрытия. Таким образом, противнику придется бороться не с самолетами одного конкретного типа, но с развитой смешанной авиационной группировкой.

Как с ним бороться

При всех своих преимуществах, B-52H Stratofortress не является неуязвимым. Наличие у противника ряда систем защиты и правильное их использование резко снижают реальную эффективность бомбардировщиков или вовсе исключают их работу. В этом контексте можно вспомнить войну во Вьетнаме. В ходе этого конфликта ВВС США в результате действий противника потеряли 17 самолетов B-52. Основная масса сбитых самолетов пришлась на зенитные ракетные комплексы советского производства. Впрочем, за время работы в Юго-Восточной Азии стратегические бомбардировщики успели выполнить почти 130 тыс. самолетовылетов.

B-52H не лишен недостатков, и это обстоятельство следует использовать в свою пользу. Прежде всего, следует учесть, что этот самолет разрабатывался до появления и распространения стелс-технологий, что сказывается на его заметности. Эффективная площадь рассеяния такого самолета, по разным данным, достигает 100 кв.м. Это означает, что любая современная РЛС заметит такой бомбардировщик на своей максимальной дальности.

Самолет может использовать средства РЭБ, однако их эффективность и влияние на ситуацию зависит от ряда факторов. Из доступных данных следует, что комплекс РЭБ B-52H способен «заглушить» наземные и авиационные РЛС старых типов, но современные образцы от ведущих производителей защищены от такого воздействия. Они способны продолжать сопровождение обнаруженной цели.


Ракета AGM-158 JASSM поражает цель. Фото Lockjeed Martin Corp. / lockheedmartin.com


Своевременное обнаружение бомбардировщика дает достаточно времени для реакции. Здесь необходимо использовать еще один его минус – дозвуковую скорость. Последняя увеличивает время полета до цели или рубежа пуска и тем самым упрощает работу ПВО. У зенитчиков остается больше времени для атаки подлетающего самолета.

Можно рассмотреть ситуацию с гипотетическим противостоянием бомбардировщика B-52H и ЗРК С-400. При помощи РЛС дальнего обнаружения 91Н6Е ЗРК способен засечь весьма заметную цель на дистанции 570 км. Начиная с дальности 400-380 км, зенитный комплекс может использовать ракету 40Н6Е для атаки выявленной цели. Сближение самолета и ракеты будет продолжаться около 5 мин. Если пуск ракеты по какой-либо причине не завершился поражением цели, у ЗРК остается достаточно времени для повторной атаки, в том числе с применением иных ракет.

Схожим образом обстоит дело и при перехвате бомбардировщиков истребителями. Современные истребители, получив целеуказание от наземных средств, способны вовремя выйти на рубеж перехвата и использовать свое ракетное оружие. Впрочем, в зависимости от обстановки и способов дежурства истребителей может меняться время, необходимое на выполнение таких задач. К примеру, дежурство истребителей на предполагаемом маршруте бомбардировщика резко сокращает время реакции, а также выносит рубеж перехвата на безопасное расстояние.

По очевидным причинам, бомбардировщик B-52H Stratofortress подвергается наибольшей опасности при использовании свободнопадающих бомб. Фактически такие задачи могут решаться только в условиях полного подавления ПВО противника. Если же зенитчики продолжают работу, авиации придется использовать иное вооружение, допускающее сброс с безопасных дистанций. Это могут быть бомбы JDAM или иное тактическое вооружение с дальностью полета не менее нескольких десятков километров. Однако их использование при работающем эшелоне ПВО средней или большой дальности связано с большими рисками.


B-52H с морскими минами Quickstrike-ER. Фото Thedrive.com


Большую угрозу представляют самолеты B-52H с современными крылатыми ракетами JASSM и CALCM. Для запуска такого оружия самолету не обязательно даже заходить в зону ответственности РЛС противника. Таким образом, ПВО придется выявлять и атаковать малоразмерные сложные ракеты, тогда как их носитель может остаться незамеченным.

B-52H уже может освоить «профессию» постановщика морских минных заграждений. С такими угрозами можно бороться двумя способами. Первый – противовоздушная оборона возможного района установки мин. Второй заключается в развитии минно-тральных сил, в том числе путем создания новых систем поиска обезвреживания мин. Работа в двух этих направлениях позволит помешать установке мин за счет создания угрозы их носителям или при помощи перехвата уже сброшенного боеприпаса. Уже размещенные на позиции мины могут быть обезврежены соответствующими подразделениями флота.

Советы для третьих стран

Поскольку бомбардировщики B-52H, несмотря на свой солидный возраст, по-прежнему являются серьезной угрозой, третьим странам – вероятным противникам США – необходимо принимать ряд особых мер. С их помощью можно будет защитить себя от основного представителя дальней авиации США и его оружия.

Прежде всего, необходимо развивать свою систему противовоздушной обороны. Необходимы наземные РЛС и самолеты дальнего радиолокационного дозора, способные следить за обстановкой не только вблизи границ, но и в удаленных опасных районах. Все это позволит своевременно находить летящие самолеты и сбрасываемые ими боеприпасы. Также необходимая современная эшелонированная система противовоздушной обороны, включающая истребители-перехватчики и зенитные ракетные комплексы. Она сможет перекрывать широкий диапазон дальностей и перехватывать цели на расстояниях в сотни километров. Все компоненты ПВО должны быть устойчивыми к воздействию средств РЭБ противника и иметь возможность обнаружения летательных аппаратов типа «стелс».


Бомбардировщик во время посадки. Фото Boeing Company / boeing.com


Последние шаги по развитию ВВС США в целом и самолетов B-52H в частности предъявляют особые требования и к военно-морским силам третьих стран. Stratofortress с минами Quickstrike-ER может стать серьезной угрозой. Как следствие, появляются новые требования к минно-тральным силам. Им необходимы современные корабли-тральщики и другие системы, возимые, буксируемые или автономные. Высокий потенциал в таком контексте могут иметь безэкипажные подводные или надводные комплексы, способные работать большой группой в крупном районе.

Таким образом, третьи страны вполне способны оказать сопротивление бомбардировщикам B-52H или даже полностью исключить их боевое применение за счет создания чрезмерной угрозы. Для этого необходимо учесть актуальную обстановку и определить фронт угроз, после чего соответствующим образом дополнить или перестроить вооруженные силы – в первую очередь, наземные средства ПВО и истребительную авиацию. При этом речь будет идти не только о противодействии дальним бомбардировщикам, но и о создании полноценной системы A2/AD, способной бороться с любыми другими угрозами.

При всех своих преимуществах, B-52H не является неуязвимым и не гарантирует безнаказанное нанесение удара. Эффективная борьба с такими бомбардировщиками вполне реальна и может быть организована с применением современных методов и материальной части. Однако не следует забывать, что США развивают свою боевую авиацию, и потому необходимо постоянное совершенствование средств защиты от нее.

ПВО и другие компоненты вооруженных сил способны сократить боевой потенциал авиации вероятного противника и стать эффективным средством стратегического сдерживания. В результате этого бомбардировщики B-52H из реального средства нанесения ударов превращаются в средство демонстрации силы. К примеру, несколько дней назад такие самолеты перелетели на одну из баз Великобритании и уже успели выполнить патрулирование вблизи российских границ. При этом очевидно, что речь идет исключительно о «дипломатии». Попытка авиационного удара по объектам страны с военным потенциалом России была бы настоящей авантюрой с предсказуемым для бомбардировщиков результатом.

По материалам:
http://boeing.com/
https://lockheedmartin.com/
http://globalsecurity.org/
http://airwar.ru/
https://militaryfactory.com/
http://rbase.new-factoria.ru/
https://janes.com/
https://thedrive.com/
https://tass.ru/
Ильин В.Е. Кудишин И.В. Стратегические бомбардировщики и ракетоносцы зарубежных стран. – М.: Астрель/АСТ, 2002.
IISS The Military Balance 2018.
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх