На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

БАЗА 211- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ

74 277 подписчиков

Свежие комментарии

  • Андрей Зарубкин
    Показали толпу армян, которые размахивали армянскими флагами и орали, что российское побережье Кавказа и Абхазия вход...Зачем Россия выво...
  • Eduard
    Пгтому что это не территория России!Конечно это плохо,но причину я еаписал!Зачем Россия выво...
  • Максим Ширяев
    Антикоммунист "естественно" перерождается в предателя и русофоба. Обыватель, тебе опротивел социализм? Получишь импер...Страсти по ГДР, п...

Джон Турчин: русская легенда американской армии

Джон Турчин: русская легенда американской армии

Юная Северная Америка была настоящим плавильным котлом, в котором перерождались люди совершенно разных религий, наций и социальных слоёв. Сюда, на поиски новой жизни, отправлялись как закоренелые преступники и авантюристы, так и стопроцентные романтики-идеалисты. Таким же мечтателем был один из величайших американских бригадных генералов времён Гражданской войны полковник Русской Императорской армии Джон Бэйзил Турчин.

В России американская легенда известен под именем Иван Васильевич Турчанинов – выходец из именитой семьи донских казаков. Его дядя, Павел Петрович Турчанинов, был соратником Михаила Кутузова и дослужился под его началом до чина генерал-лейтенанта. Отец его также служил офицером под знамёнами Русской Императорской армии.

Таким образом, судьба юного Турчанинова была практически предрешена, и он отправился на обучение в Петербуржский кадетский корпус, где его военный талант был замечен, и молодого человека отправили в Новочеркасскую войсковую гимназию. Офицерские погоны Турчанинов получил уже в Михайловском артиллерийском училище. Отслужив несколько лет в армии, был направлен на обучение в Николаевскую академию Генерального штаба, которую окончил с серебряной медалью. В рядах Императорской армии будущий генерал участвовал в подавлении Венгерского восстания и в Крымской войне 1853-1856 годов.

Всю свою жизнь Иван Васильевич тянулся к знаниям и просвещению. Благодаря этой тяге он познакомился со многими своими именитыми современниками – состоял в переписке с Герценом и был лично знаком с императором Александром II. Ввиду своих прогрессивных взглядов, он был убеждённым противником рабства и крепостного права, осуждал барское самоуправство и был сторонником эмансипации.

В 1856 году, несмотря на блестящую карьеру и благосклонность власть имущих, Турчанинов неожиданно принимает решение вместе со своей молодой женой эмигрировать в Америку, где он надеялся найти страну свободы.

Все свои сбережения он вложит в земледелие, но, как противник рабства, не сможет конкурировать с дешёвой продукцией рабских плантаций и разорится. После этого Иван Васильевич Турчанинов меняет своё имя на англоязычный манер и становится Джоном Бэйзилом Турчином. Под этим именем он окончит инженерное училище и устроится работать на железную дорогу штата Иллинойс топографом. Талантливый русский преуспеет и в этом деле. Меньше чем за год его имя станет знакомо многим жителям штата, а сам он заведёт знакомство с Авраамом Линкольном, будущим президентом США. На этом месте его и застанет Гражданская война.

Идеи некоторых лидеров северян о всеобщем равенстве и свободы для рабов привлекут Турчина и уже в июне 1861 года он запишется в армию. Как кадровому офицеру с богатым опытом, Турчину назначат чин полковника и предложат возглавить один из полков. По традиции федеральной армии, 19-й Иллинойский пехотный полк будет сам выбирать себе руководителя, и между Джоном Турчиным и Улисом Грантом, другим будущим президентом Штатов, он выберет русского офицера. Вместе с мужем на войну отправится и его супруга, Надежда Дмитриевна Львова. К полку она будет приписана в качестве военного врача, что вызовет возмущение в определённых кругах, однако сами солдаты относились к ней с крайним уважением. В мирное время она даже оставалась руководить подразделением, пока супруг отлучался по служебным делам.

До окончания 1961 года полковник занимался активной подготовкой солдат к будущим сражениям, поэтому с должным пониманием относился к пассивной позиции главы Огайской армии, в которую входил 19-й Иллинойский, Дона Бьюэлла. Отсиживание в тылах Турчин расценивал как нежелание генерала вести в бой неподготовленных солдат.

Но когда Бьюэлл не стал вступать в бои и в 1962 году полковник заподозрил генерала в предательстве. К маю отношения между двумя офицерами окончательно разладились. Особую остроту ссоре придавал и расовый вопрос – Бьюэлл был одним из рабовладельцев, выступавших на стороне северян, Турчин же скрывал в лагере своего полка всех бежавших от северян — рабовладельцев-африканцев.

В итоге дело дошло до открытого неповиновения, и 2 мая Турчин вместе со своим другом полковником Митчеллом повели свои части на города южан. Однако при взятии Афин, штат Алабама, несколько солдат разграбили часть богатых домов. И хотя подобные инциденты на Гражданской войне были делом обычным, однако сторонники Бьюэлла устроили над русским офицером суд и добились его увольнения. Чикаго встретил своего полковника как героя, несмотря на решение военного суда. Тем более что дома Турчину пробыть довелось недолго.

Узнав об увольнении своего доброго знакомого, в дело вмешался Линкольн и за героизм присвоил офицеру звание бригадного генерала, что аннулировало решение суда, состоявшего из полковников. Примечательно, что судейскую коллегию возглавлял ещё один будущий глава США Джеймс Гарфилд. В письме одному из своих знакомых он напишет, что ожидал увидеть перед собой неотёсанного мужлана, но перед судом предстал благородный джентльмен, поэтому, когда Линкольн отменил решение суда, принятое под давлением рабовладельцев, никто из судей не стал возражать, а Бьюэлл вскоре сам был отстранён от командования.

Уже в качестве командира бригады Джон Турчин принял участие в одном из самых кровавых сражений Гражданской войны – в битве при Чикамоге. Это было самое крупное поражение северян, которое привело к массовому дезертирству и беспорядочному бегству. Мало какие части Камберлендской армии сохранили своё мужество, но среди них была и бригада русского офицера.

Желая спасти как можно больше жизней своих отступающих соратников, Джон Турчин лично, как и всегда, повёл своих солдат в атаку и сходу прорвал ряды южан и захватил 3 пушки и более трёхсот пленных. Увлёкшись атакой, бригада оказалась глубоко в тылу Теннесийской армии южан, которые сомкнули прорванные ряды, фактически окружив Турчина. Однако отлично обученные солдаты героического генерала не дрогнули и вновь пошли в атаку, на этот раз прорываясь к своим. И второй раз за день ряды южан были сметены.

Отличился русский эмигрант и в другом важном сражении – в битве при Чаттануге. В этот раз северяне одержали абсолютную победу, но всё могло закончиться не столь хорошо. Под командованием Улиса Гранта северяне легко опрокинули передовые позиции южан, но оказались в крайне тяжёлом положении, так как попали в зону обстрела вражеской артиллерии, расположившейся на Миссионерском холме. Частям северян пришлось залечь. Среди них был и герой битвы при Чикамоге со своей прославленной бригадой. Решив, что погибать бесславно под ядрами пушек не подобает настоящему солдату, Турчин повёл свою бригаду в атаку, а за ними последовали и другие храбрецы. Во время атаки его подразделение потеряло убитыми и раненными почти 300 человек, однако первым взобралось на холм и сбросило противника.

В 1964 году Турчин попал под командование генерала Шермана и принял участие в знаменитом «Рейде к морю», но в середине лета его скосил сердечный приступ. Бригадный генерал крайне тяжело перенёс удар и больше не мог лично вести солдат в атаку, поэтому предпочёл уйти на покой.

За время службы в американской армии он написал множество книг и рекомендаций. Его обучающие программы касались практически всего – устроению засад, обучению новобранцев, системам сигналов и ведению тактических боёв. Кроме того, во время войны, будучи по образованию артиллеристом и железнодорожником, Турчин построил первый прообраз бронепоезда – укрепил грузовые платформы мешками с песком и установил на них пушки. Такая конструкция несколько раз удачно атаковала части южан, расположившиеся у железной дороги. Позже его «бронепоезд» оборудуют тяжёлыми мортирами, и он примет участие в нескольких крупных осадах.

Вернувшись домой, Турчины пробовали себя в разных сферах, сам генерал продолжал писать книги по военному искусству и истории Гражданской войны. Однако сердечный приступ не прошёл бесследно и вскоре Турчин больше не смог обеспечивать семью. Бывшие соратники пытались добиться от Конгресса достойной пенсии для героя, но политики назначили ему выплату лишь в 50 долларов. Русская легенда американской Гражданской войны умрёт в нищете в 1901 году, а через три года скончается и его супруга.

 

Автор: Гурский Арсений

Источник фото: dw.com

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх