На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

БАЗА 211- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ

74 289 подписчиков

Свежие комментарии

  • Z Muliphein
    У меня муж плохо ходит и почти ничего не видит. Инвалид. Но 80 кг веса. Я вешу 58 кг. Я не представляю, какой рюкзак ...ЕСЛИ ПОПАЛ ПОД ОБ...
  • Владимир Петров
    Человек  - легенда,даже не верится ,что один человек совершил столько подвигов и на военном поприще и на гражданском...Ученый, трижды не...

Венгерский танк Turan. Мадьярская попытка догнать советское танкостроение

 
Словосочетание «венгерское танкостроение» само по себе вызывает сегодня улыбку. Справедливости ради стоит отметить, что в 1940-е годы не так много европейских стран могли позволить себе выпуск танков. Несмотря на все попытки, венгерским конструкторам не удалось создать конкурентоспособные боевые машины, они всегда отставали от ведущих танкостроительных держав. Шансов догнать советские танки по защищенности и огневой мощи у венгерского танка Turan не было.


Средний танк 41.M Turan II
 


При всех своих недостатках танки Turan приняли активное участие в боевых действиях на Восточном фронте, а сама Венгрия была одним из самых верных союзников гитлеровской Германии. Венгерские войска сражались на стороне гитлеровцев практически до самого завершения войны в Европе. Всего за время серийного производства с 1942 по 1944 год в Венгрии было собрано по разным оценкам до 459 танков Turan различных модификаций. Последней боевой операцией Второй мировой войны, в которой приняли участие танки «Туран», стали бои у озера Балатон в марте-апреле 1945 года. Именно в этом районе были потеряны последние боеспособные венгерские танки, а часть машин оказалась захвачена советскими войсками. 

Чехословацкие корни венгерского танка Turan


Несмотря на то, что венгерские войска принимали активное участие в боях на Восточном фронте, какой-то славы в этих сражениях с советскими войсками они не снискали, да и заметных успехов в сражении с бойцами РККА у венгров было не очень много. Венгерские части наиболее активно использовались на южном направлении Восточного фронта, а основным театром боевых действий для венгерской армии стали степи, на которых лучше всего раскрывались возможности моторизованных и танковых подразделений. Но с бронетехникой у мадьярских подразделений были серьезные проблемы, на равных противостоять советским средним танкам Т-34 и тяжелым КВ венгерская бронетехника просто не могла. В этом нет ничего удивительного, если учесть, что история венгерского танкостроения берет начало лишь в конце 1930-х годов.

До этого венгерское правительство пыталось заключить контракты на поставку бронетехники сразу с несколькими странами. Так, в Швеции был заказан легкий танк «Толди», основным вооружением которого стало 20-мм противотанковое ружье. Масса этих боевых машин не превышала 8,5 тонны, а бронирование первых серий — 13 мм. Танк был создан на основе шведского Landsverk L-60, один экземпляр и лицензия на производство которого были приобретены Венгрией. Естественно, венгерские военные мечтали получить в свое распоряжение более совершенные танки с лучшим вооружением и защищенностью. Но попытки договориться с Германией о покупке танков Pz.Kpfw. III и Pz.Kpfw. IV закончились ничем. Такая же судьба ожидала переговоры с Италией на передачу лицензии на производство средних танков M13/40, переговоры затянулись до лета 1940 года, когда потребность в итальянских машинах просто исчезла.

Венгерский танк Turan. Мадьярская попытка догнать советское танкостроение

Прототип чехословацкого танка T-21


Спасителем венгерских бронетанковых войск стала Чехословакия, которая была полностью оккупирована гитлеровскими войсками в марте 1939 года. В руках Германии оказалась хорошо развитая промышленность страны, а также многочисленные военные разработки, среди которых был танк S-II-c или T-21, разработанный конструкторами фирмы «Шкода». Боевая машина была разработана на основе удачного чешского танка LT vz.35, который широко использовался в частях Вермахта. Немцев T-21 не заинтересовал, поэтому они были не против передачи Венгрии готовых опытных образцов. В свою очередь венгерские специалисты посчитали танки лучшим среди всех доступных для страны образцов средних танков. При этом разместить заказ на выпуск танков на заводах «Шкоды» венгры не могли, так как те были полностью загружены германскими заказами.

Первый опытный образец будущего танка «Туран» прибыл в Венгрию в начале июня 1940 года. После проведения испытаний и прохождения 800 км без поломок машина уже в июле того же года была рекомендована к принятию на вооружение после внесения в конструкцию ряда доработок и усовершенствований. К важным изменениям относились: появление командирской башенки; увеличение лобового бронирования до 50 мм; и увеличение экипажа танка до пяти человек, с размещением трех человек в башне. Примером для венгров при внесении изменений в конструкцию танка являлись немцы, которые считались признанными авторитетами в танкостроении и применении танковых войск. 

Модернизированная венграми версия танка была принята на вооружение 28 ноября 1940 года под обозначением 40.M, при этом танк получил и имя собственное «Turan». Задержки с передачей технической документации и развертыванием серийного производства танков, которого до конца 1930-х годов в Венгрии просто не существовало, привели к тому, что первые серийные танки «Туран» попали в танковую школу в венгерском городе Эстергоме только в мае 1942 года. 


Венгерский средний танк 40.M Turan I c 40-мм орудием


Танк, опоздавший на войну


Для своего времени Turan вовсе не был самой плохой боевой машиной в мире. Важно понимать, что первый прототип будущего венгерского танка чехословацкие инженеры представили еще зимой 1937 года. Танк изначально разрабатывался на экспорт, планировалось, что его покупателями станут армии Италии, Румынии и Венгрии. В мае 1939 года танк сменил обозначение на Т-21 и под этим индексом через год оказался в Венгрии. Для конца 1930-х годов боевые возможности чешского танка еще годились. Усиленное до 30-мм лобовое бронирование (по сравнению с LT vz.35) и наличие 47-мм пушки Skoda A11 делали машину вполне грозным оружием на поле боя. 

Основная проблема была в том, что разработанный в конце 1930-х годов танк опоздал на войну, для которой он создавался. Венгерская адаптация хоть и получила усиленное до 50-60 мм лобовое бронирование (все бронеплиты устанавливались вертикально или с незначительными углами наклона) и командирскую башенку, отличалась установкой 40-мм полуавтоматической пушки собственного производства 41.M, созданной на базе немецкой противотанковой пушки PаK 35/36. Несмотря на неплохую длину ствола в 51 калибр, пушка не могла похвастаться большим бронепробитием. На расстоянии в 300 метров при угле встречи с броней в 30 градусов бронебойный снаряд данного орудия пробивал лишь 42 мм брони, на дистанции в километр – 30 мм. Возможностей 40-мм пушки было более чем достаточно для борьбы с легкими советскими танками Т-26 и БТ-7, которые составляли основу танкового парка РККА в 1941 году, но противостоять новым советским танкам Т-34 и КВ «Тураны» не могли. 



Венгерский средний танк 40.M Turan I c 40-мм орудием


Проблема усугубилась тем, что первые серийные венгерские танки начали сходить с конвейера только в 1942 году, они не успели принять участие в наступлении на Сталинград и Кавказ. Но это же спасло их и от последующей катастрофы, в которой 2-я венгерская армия, сражавшаяся на Восточном фронте, по различным оценкам потеряла до 150 тысяч человек личного состава, до 70 процентов своей материальной части и все тяжелое вооружение. 

Оценка возможностей танка Turan


Полноценный боевой дебют танков «Туран» затянутся на два года, они приняли участие в боях с советскими войсками только в апреле 1944 года. К тому моменту опоздавшие на войну танки попытались модернизировать. Уже в 1942 году параллельно с «Туран I» в Венгрии решили начать сборку танка «Туран II», главным отличием которого было наличие 75-мм короткоствольного орудия с длиной ствола 25 калибров. Масса данной версии венгерского танка увеличилась с 18,2 до 19,2 тонн. При этом оставшийся тем же 8-цилиндровый бензиновый двигатель мощностью 265 л.с. разгонял машину до 43 км/ч при движении по шоссе, у варианта с 40-мм пушкой показатели были чуть лучше – 47 км/ч. Обновленная модификация получила обозначение 41.M Turan II.

Попытки венгерских военных подарить проекту танка из конца 1930-х годов вторую жизнь следует признать неудачными. Но неудачными они были именно из-за времени появления танка на полях сражений. Еще в 1940 и 1941 годах машина смотрелась бы выигрышно по сравнению с легкими танками с противопульным бронированием, которые составляли основу бронетанковых сил РККА. Но в 1944 году основным противников «Туранов» стали средние танки Т-34 и Т-34-85, бороться с которыми на равных венгерские танкисты просто не могли. 40-мм пушка не пробивала лобовую броню Т-34 ни с каких дистанций, хоть как-то эффективно пробить можно было только нижнюю часть бортовых бронелистов «тридцатьчетверки». Переход на короткоствольную 75-мм пушку существенно ситуацию не изменял. По сути, в 1944 году на поля сражений вышел венгерский аналог немецкого танка Pz.Kpfw. IV, с которым Германия начала войну против СССР. Как танк поддержки пехоты 41.M Turan II можно было назвать хорошей машиной, 75-мм снаряд обладал неплохим осколочно-фугасным действием, но бороться с современной советской бронетехникой и ленд-лизовскими «Шерманами» для венгерского танка было очень трудной задачей. 


Средние танки 41.M Turan II с 75-мм орудием в танковом парке


Противоснарядное бронирование в 50-60 мм лобовой брони хорошо смотрелось в начале 1940-х годов. Этого было достаточно, чтобы противостоять большинству противотанковых орудий довоенного периода до 45-мм включительно. На деле же «Тураны» столкнулись с массовым использованием советскими войсками 57-мм и 76-мм пушек, которые гарантированно пробивали их броню на дистанции до 1000 метров, а 85-мм пушка обновленных «тридцатьчетверок» вообще не оставляла венгерским танкистам никаких шансов. Никак не могли исправить ситуацию и противокумулятивные экраны, которые венгры начали устанавливать на свою бронетехнику в 1944 году. При этом устаревшая клепаная конструкция установки бронелистов также не повышала боевую эффективность и живучесть машин. При попадании снаряда в броню заклепки отлетали и даже при непробитии брони могли поражать оборудование и экипаж боевой машины. Не спасала ситуацию и трехместная башня с командирской башенкой, которая позволила разгрузить командира, который получал возможность руководить боем, не отвлекаясь на другие задачи.

Достойным ответом советским танкам Т-34 мог бы стать третий вариант модернизации «Турана», получивший обозначение 43.M Turan III. Но этот танк, вооруженный длинноствольной 75-мм пушкой (длина ствола 43 калибра), с усиленным до 75-мм лобовым бронированием был представлен лишь парой прототипов, серийно он никогда не производился. В реальности же при встрече с советской бронетехникой, которая была представлена в 1944 году не только новыми Т-34-85 и ИС-2, но и различной самоходной артиллерией, венгерские танки «Туран» быстро переходили из разряда боевых машин в разряд металлолома и братской могилы для экипажа из пяти человек.
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх