На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

БАЗА 211- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ

74 277 подписчиков

Свежие комментарии

  • Валерий Никитин
    не надо всё в кучу валить. коммунистический Союз был вполне себе империей.Страсти по ГДР, п...
  • tatyanadavydkina
    Вот когда Алиев с Эрдоганом своими рученьками вцепятся им в горло вот тогда и посмотрим.Зачем Россия выво...
  • Андрей Зарубкин
    Показали толпу армян, которые размахивали армянскими флагами и орали, что российское побережье Кавказа и Абхазия вход...Зачем Россия выво...

"Горшков" в строю. А как же "Полимент-Редут"?

Итак, свершилось! 28 июля 2018 г. на фрегате «Адмирал флота Советского Союза Горшков» (далее – «Горшков») был поднят Андреевский флаг. Спустя 12 лет, 5 месяцев и 28 дней после закладки, состоявшейся 1 февраля 2006 г., головной фрегат проекта 22350 принят в состав флота. На церемонии присутствовали заместитель главнокомандующего ВМФ России вице-адмирал Виктор Бурсук, президент Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) Алексей Рахманов, советник ОСК по военному кораблестроению Виктор Чирков и гендиректор "Северной верфи" Игорь Пономарев.



Подъем Андреевского флага на головном фрегате проекта 22350 "Адмирал флота Советского Союза Горшков"


В феврале этого года А. Рахманов высказал уверенность в том, что фрегат войдет в строй до конца лета 2018 г, и очень приятно, что его прогноз, наконец-то, оправдался. Надо сказать, что по состоянию на февраль «Горшкова» от начала военной службы отделяло два довольно-таки серьезных барьера. Первым из них был ЗРК «Полимент-Редут», все мыслимые сроки разработки и принятия на вооружение которого были давно сорваны, и не было никакой гарантии, что в 2018 г комплекс получится-таки довести до ума. Второй же проблемой стала довольно серьезная поломка одного из дизелей ОАО «Коломенский завод», произошедшая 27 декабря 2017 г. Агрегат пришлось разбирать, и часть деталей (включая коленвал) отправлять изготовителю. К счастью, по всей видимости, отремонтировать закапризничавший дизель удалось «малой кровью», без прорезания борта, для того, чтобы извлечь вышедший из строя двигатель, и ремонт не затянулся.

А вот что произошло с «Полимент-Редутом»? С одной стороны, вроде бы прием «Горшкова» в состав флота должен был свидетельствовать о том, что проблемы, преследующие этот ракетный комплекс, решены и наши фрегаты проекта 22350 все-таки получили достойный комплекс противовоздушной обороны. Вне всякого сомнения, те, кто следил за злоключениями ЗРК «Редут» и радиолокационной системы «Полимент», помнят, насколько часто в медийной среде звучали заверения ответственных лиц, что вот еще немного, еще совсем чуть-чуть и все получится, комплекс встанет в строй. Последние новости о «Полимент-Редут» звучали вполне оптимистично: все в том же феврале 2018 г Алексей Рахманов говорил о том, что комиссия, разбиравшаяся с последней серией неудачных пусков, свою работу закончила, и что на техническую доводку потребуется не более двух месяцев, после чего государственные испытания комплекса будут возобновлены. Подразумевалось, что они близятся к завершению… Если что-то и могло радовать в том, что корабль столь долгое время «не сдавался» флоту, так это только принципиальная и твердая позиция наших адмиралов, не желавших принимать корабль с недоведенным вооружением. И вот, наконец, «Адмирал флота Советского Союза Горшков» занял свое место в строю.



Возможно, это, наконец, свидетельствует о том, что трудная история принятия на вооружение «Полимент-Редут» подошла к концу?

Но с другой стороны, история отечественного флота знает множество случаев, когда корабли принимались флотом с недоведенным до кондиции вооружением. Так, например, было с ЗРК «Кинжал» - как известно, ТАВКР «Новороссийск» при вступлении в строй вместо «Кинжалов» имел лишь прорезанные под них «дырки», а первые серийные БПК проекта 1155 получали только один такой комплекс вместо положенных по проекту двух. А потому, увы, факт принятия флотом «Горшкова» вовсе не гарантирует того, что комплекс «Полимент-Редут» достиг полной (или, хотя бы, частичной) боевой готовности. Сведений о том, что данный комплекс принят на вооружение нет, но с другой стороны, это тоже ни о чем не говорит – в последнее время у ВС РФ явно наметился сильный крен в секретность, увы, зачастую призванный скрыть реальное (и, мягко говоря, не всегда хорошее) состояние дел. В общем, могли и не разгласить.

Как же тогда понять, в какой стадии сейчас находятся работы по ЗРК «Редут» и радару его «Полимент»? По мнению автора настоящей статьи, для этого есть некая лакмусовая бумажка: имя ей ЗРК С-350 «Витязь».


Пусковая установка 50П6Е ЗРК С-350


Напомним, что история этого комплекса началась в самом начале 2000-х годов, когда «Алмаз-Антей» выиграл конкурс на создание для Южной Кореи ЗРК KM-SAM: данный ЗРК комплектовался ЗУР с активной головкой самонаведения, способными поражать воздушные цели на дальности 40 км и высоте 20 км. Использование ракет с АГСН являлось принципиальным отличием от отечественных комплексов средней и большой дальности, на которых использовалась полуактивная ГСН. В 2007 г. «Алмаз-Антей» продемонстрировал образец KM-SAM Министерству обороны РФ, и тогда же были открыты опытно-конструкторские работы по аналогичному комплексу средней дальности для отечественных вооруженных сил, который получил наименование С-350 «Витязь» и предназначался для замены ЗРК С-300ПС и «Бук» М1-2.

ЗРК «Витязь» должен был комплектоваться тремя типами ракет:

1. 9М100 – ЗУР малого радиуса действия, по различным данным, от 8 до 15 км, имела вес 70 кг, оснащалась ИК ГСН и инерциальной системой наведения, предусматривалась возможность радиокоррекции на среднем участке траектории;

2. 9М96 (9М96М) – ЗУР среднего радиуса действия массой 333 кг, дальность до 60 км (по другим данным – 40-50 км), высота поражения от 5 м до 20 км, система наведения – инерциальная с радиокоррекцией и АГСН на конечном участке. Скорость ЗУР – 900 м/сек., масса БЧ – 24 или 26 кг. Предположительно, данная ЗУР являлась модификацией ракет, которыми комплектовался KM-SAM;

3. 9М96Е2 – «длинная рука» С-350, масса 420 кг, дальность до 120 км (по другим данным – 150 км), досягаемость по высоте – от 5 м до 30 км, способна поражать не только аэродинамические, но и баллистические цели на дистанции до 30 км и высоте 25 км. Скорость ЗУР составляет 900-1000 м/сек., масса БЧ – 26 (по другим данным – 24) кг.

На всех ракетах реализован режим сверхманевренности. Согласно данным разработчика, представленным на МАКС-2013, ЗРК «Витязь» может одновременно обстреливать 16 целей, наводя на них 32 ракеты.

ЗРК «Полимент-Редут», устанавливаемый на фрегатах типа 22350, является, по сути, «оморяченной» версией С-350 «Витязь», использующий те же ракеты, что и его сухопутный прототип. При этом ЗРК «Редут» представляет собой установки вертикального пуска, по 4 или 8 модулей в каждой: в каждом модуле может размещаться одна ракета 9М96/9М96Е2 или четыре 9М100.


Пусковые установки ЗРК "Редут" на корвете "Сообразительный"


Для управления огнем используется РЛС «Полимент», состоящий из четырех фазированных решеток, которые могут размещаться на надстройке корабля или на башенноподобной мачте, как это было реализовано на фрегате «Горшков». Это позволяет обеспечить обзор на 360 градусов: очевидно, что данные фазированные решетки созданы на основе многофункциональной РЛС 50Н6А, используемой для наведения ЗУР в комплексе С-350 «Витязь». Каждая из таких решеток способна обеспечить обстрел четырех воздушных целей восемью ракетами. И вот это, честно говоря – совершенно не поражающий воображения показатель, откровенно невысокий для современного ЗРК.

Надо сказать, что подобное решение для новейшего боевого корабля выглядит очень бюджетным и совершенно неоправданным в тактическом плане. Ни в каком случае не следует думать, что 4 одновременно обстреливаемых цели для одной ФАР представляет собой предел отечественной науки и техники – еще в ЗРК С-300В, принятом на вооружение в далеком 1983 г., использовались многоканальные станции наведения ракет (МСНР) 9С32, способные атаковать 6 целей 12 ракетами. При этом нельзя забывать о том, что МСНР комплекса С-300В осуществляли наведение ракет с полуактивной ГСН, то есть станция должна была не просто контролировать положение целей и ракет в пространстве, но и осуществлять подсветку целей, а РЛС «Полимент» последнего делать не нужно. Флот также успел получить модифицированные станции «Волна» - новый антенный пост С-300ФМ «Форт-М», установленного на ТАРКР «Петр Великий» также имел возможность обстреливать 6 целей дюжиной ракет в секторе 90 градусов. Насколько известно автору настоящей статьи, МСНР комплекса С-400 после 2012 г. имеет возможность одновременно обстреливать 10 целей.

Поэтому 4 цели для одной ФАР РЛС «Полимент» - это откровенно немного, и, вероятно, свидетельствует о желании минимизировать затраты на разработку комплекса и его конечную стоимость. Но подобный показатель, увы, свидетельствует о неспособности ЗРК новейших отечественных фрегатов противостоять массированным авианалетам – ведь всего два самолета, атакующих в секторе 90 град., и применивших по два управляемых боеприпаса (скажем, ПКР «Гарпун» или противорадиолокационных ракет) уже создают шесть воздушных целей, превышая предел возможностей «Полимент-Редут». Поэтому нам остается уповать лишь на то, что впоследствии количество одновременно атакованных целей будет увеличено в ходе модернизации комплекса. Впрочем, перед тем, как что-то модернизировать, не мешало бы это «что-то» создать.

В остальном же (теоретически) комплекс «Полимент-Редут» состоит преимущественно из достоинств. Обладая весьма впечатляющими дальностью и потолком поражения воздушных целей, он, тем не менее, относительно легок – масса ЗУР не превышает 420 кг, в то время как, например, ЗУР комплексов С-300/С-400 имеют массу 1 800 – 1 900 кг и более, и даже ЗУР ЗРК среднего радиуса действия «Штиль» при дальности в 50 км имеют массу в 690 кг. ЗРК «Редут» обходится 9М96М, имеющую по различным данным дальность 50-60 км и вдвое меньшую массу – 333 кг., и это крайне немаловажно для относительно некрупных боевых кораблей, каковыми являются фрегаты.


ЗУР 9М96 и 9М96Е2 ЗРК "Редут" на фоне ракеты 48Н6Е2, применяемой различными модификациями ЗРК С-300


Наличие малых ЗУР 9М100 позволяет значительно увеличить боекомплект и эшелонировать защиту корабля в ближней зоне ПВО. Так, например, фрегат проекта 11356 (знаменитая «адмиральская» серия) имеют 24 пусковых комплекса «Штиль-1» и способны нести 24 ЗУР средней дальности. А фрегат «Горшков», имея 32 ячейки ЗРК «Редут», способен нести те же 24 ЗУР средней дальности и в дополнение к ним еще 32 малых ЗУР 9М100 (по четыре ракеты в каждой из оставшихся восьми ячеек).

Несмотря на использование нового, в общем-то, для отечественной ПВО принципа наведения ЗУР (АГСН) ЗРК «Витязь» никогда не рассматривался как нечто сверхсекретное, вероятно, потому что его конструкция изначально базировалась на экспортном заказе. Соответственно, ЗРК изначально предназначался как для оснащения вооруженных сил РФ, так и для продаж на экспорт. Но, разумеется, продать иностранным покупателям «сырой» комплекс, с надеждой когда-нибудь довести его до ума, вряд ли получится: очевидно, что для продажи за рубеж «Алмаз-Антей» должен представить потенциальным клиентам концерна полностью работоспособный комплекс.

Отсюда несложно сделать простой вывод – до тех пор, пока в продаже не появится С-350 «Витязь», говорить о том, что «Полимент-Редут» доведен до ума, по всей видимости, нельзя. Комплексы слишком унифицированы, чтобы можно было ввести в строй один из них, не закончив, или хотя бы не выйдя на «финишную прямую» по второму. Собственно говоря, вероятнее всего доделать С-350 «Витязь» будет куда легче, чем «Полимент-Редут» в силу морской специфики последнего – приспособить ракетный комплекс для стрельбы с корабля всегда сложнее, чем с суши. Кроме этого, по некоторым данным, одна из ключевых проблем комплекса «Полимент-Редут» заключается в неспособности качественно «передавать» сопровождение воздушной цели и атакующих ее ракет при переходе последних из «зоны ответственности» одной фазированной решетки к другой, что вряд ли необходимо реализовывать в С-350 «Витязь» (хотя, быть может, это суждение автора ошибочно).

Так вот, в очередной раз обещание довести С-350 до ума прозвучало во второй половине 2017 г., когда Павел Созинов, генеральный конструктор «Алмаз-Антей», заявил, что государственные испытания «Витязя» должны завершиться в 2017 г., и что в 2018 г С-350 будет предложен иностранным покупателям. И если это произойдет, то можно будет обосновано предполагать, что и «Полимент-Редут» наконец-то встал в строй, или же очень близок к этому – настолько близок, что до приведения его в боеспособное состояние остались считанные месяцы.

Увы, к нашему глубокому сожалению, похоже, что прогнозы П. Созинова оказались чрезмерно оптимистическими. На сайте «Рособоронэкспорта» С-350 «Витязь» до сих пор не представлен. В то же время «Алмаз-Антей» в 2018 г участвовал уже в трех международных выставках:

1. Вторая Международная выставка вооружений и оборонных технологий «АрмХайтек-2018», проходившая в выставочном комплексе «ЕреванЭкспо» 29-31 марта сего года;

2. 10-я Международная выставка сухопутных и военно-морских вооружений «Дефэкспо Индия 2018», состоявшаяся в период с 11 по 14 апреля 2018 в городе Ченнаи, штат Тамилнаду (Индия);

3. Первый Международный авиасалон Eurasia Airshow 2018, который состоялся в период с 25 по 29 апреля 2018 года в г. Анталья (Турецкая Республика).

На этих выставках сегмент ПВО концерна «Алмаз-Антей» был представлен весьма широко: экспонировались ЗРК большой дальности С-400 "Триумф", С-300ВМ "Антей-2500", С-300ПМУ2 "Фаворит", а также зенитные ракетные комплексы средней и малой дальности "Бук-М2Э", "Тор-М2Э", "Тор-М2К" и "Тор-М2КМ", а также морские ЗРК "Оса-АКМ1", "Риф-М" и "Штиль-1". Но С-350 «Витязь», увы, ни на одной из этих выставок представлено не было. А это говорит о том, что государственные испытания комплекс не прошел, и даже не находится в такой стадии, в которой концерн мог хотя бы начать переговоры о его поставке. Это свидетельствует о том, что с огромной долей вероятности, основное зенитное вооружение фрегата «Адмирал флота Советского Союза Горшков» на сегодняшний день небоеспособно и крайне ограничивает возможности применения этого корабля в конфликтах любой интенсивности.

Ну а нам остается надеяться на лучшее – все-таки 2018 г еще не закончился, и, как знать, может быть слова Павла Созинова все же окажутся не пустым звуком.
Автор:
Андрей из Челябинска
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх