На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

БАЗА 211- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ

74 290 подписчиков

Свежие комментарии

  • Z Muliphein
    У меня муж плохо ходит и почти ничего не видит. Инвалид. Но 80 кг веса. Я вешу 58 кг. Я не представляю, какой рюкзак ...ЕСЛИ ПОПАЛ ПОД ОБ...
  • Владимир Петров
    Человек  - легенда,даже не верится ,что один человек совершил столько подвигов и на военном поприще и на гражданском...Ученый, трижды не...

По зубам ли «Стерегущий» противокорабельной версии LRPF? Непрофессиональный блеф Скотта Грина



Июнь 2017-го года отличился мощным информационным всплеском в ведущих СМИ и на многочисленных аналитических платформах относительно приближения даты начальной оперативной боевой готовности новой оперативно-тактической баллистической ракеты типа M57A1. Некоторые уже окрестили новую ОТБР американским «Искандером», некоторые с нетерпением ждут информации относительно приоритетных регионов её развёртывания для дальнейшей оценки изменения оперативно-стратегической обстановки. Одно известно точно: к зиме 2017—2018 годов изделие будет принято на вооружение подразделений полевой артиллерии американской армии, а также артиллерийских подразделений Корпуса морской пехоты США. Это событие ознаменует начало крупносерийного производства передового изделия, обладающего в 1,5 раза увеличенной дальностью действия в сравнении со стандартными ОТБР MGM-140/164B ATACMS (450 против 300 км соответственно). Как сообщают американские источники, модернизированная ракета должна пройти «квалифицированные» натурные испытания на базе батареи «Bravo» 20-го полка полевой артиллерии (ПА) СВ США в конце лета — начале осени этого года, на полигоне «White Sands» (штат Нью-Мексико). Данная ракетная батарея первой получит опыт применения нового «снаряжения» комплексов ATACMS, получив исчерпывающую информацию о его баллистических и скоростных показателях.

Несущий корпус M57A1 диаметром 607,2 мм оснащается совершенно новыми: твердотопливным ракетным двигателем, инерциально-навигационной системой наведения со спутниковой коррекцией, высокопроизводительной БЦВМ, а также рулевыми машинками для приведения в движение аэродинамических рулей. Дальность ракеты М57А1 в 400—450 км, в действительности, даст возможность СВ США, а затем и КМП наносить мощные удары по военной инфраструктуре противника, находящейся в глубине тыловой зоны. При этом, расчёт данного ATACMS вряд ли попадёт в радиус поражения ствольной и реактивной артиллерии противника, поскольку будет расположен в 250—350 км от линии фронта. Исключением являются лишь армии таких государств, как Россия, Белоруссия, Иран, Китай и КНДР, обладающие аналогичными по радиусу действия тактическими ракетными комплексами.

Более того, уникальной особенностью M57А1 является возможность доставки к удалённому на 450 км боевому полю «спецнаряжения» из 6 малоразмерных боевых блоков индивидуального наведения P3I BAT («Brilliant Anti-Tank»). Каждый из них оснащается чрезвычайно редкой комбинированной акустико-инфракрасной головкой самонаведения, позволяющей поражать звукоизлучающие наземные цели в сложной метеорологической обстановке, а также когда цель использует средства защиты (теплопоглощающие материалы, системы воздушного и жидкостного охлаждения корпуса в районе силовой установки) от инфракрасного канала визирования. Таким образом, всего 10 ракет M57A1 способны уничтожить 40—50 ед. бронетехники, не оснащённой комплексами активной защиты.

Между тем, войсковую противовоздушную/противоракетную оборону никто не отменял. Возможности по преодолению противоракетной обороны противника у ОТБР M57A1 ничем не подтверждаются, как и не подтверждались у более ранних ATACMSов. Если у наших оперативно-тактических БР 9М723-1 «Искандер-М», помимо аэродинамических рулей, для маневрирования на траектории используются ещё и 2-хсопловые хвостовые блоки газодинамических рулей, то у ракет семейства ATACMS о наличии таковых неизвестно, как и не заявлялось о возможностях совершения противозенитных манёвров с перегрузками до 30G на скорости 3200 — 3600 км/ч. В то же время, есть у компании «Lockheed Martin» и ещё одна амбициозная программа замены комплексов ATACMS, получившая название LRPF «Deep Strike» (Long Range Precision Fires). Данный проект также предусматривает создание оперативно-тактической баллистической ракеты с полубаллистической траекторией полёта на дальность до 500 км (близко к M57A1), но её габариты, включая радиолокационную сигнатуру, должны быть значительно меньшими, нежели у всего семейства ATACMS. Тот факт, что в одной коробчатой пусковой «ферме» боевой машины M142 HIMARS предусмотрено размещение 2-х транспортно-пусковых контейнеров LRPF, указывает на калибр ОТБР в пределах 350 — 380 мм, что в 1,6 раза меньше, чем у стандартной ATACMS Block IIA (MGM-164B). Это указывает на значительно меньшую массу боевой части (120 — 160 кг) и общий вес в пределах 850 кг.

Вполне понятно, что столь высокой мощности, как у классической ATACMS, ракете LRPF со стандартной осколочно-фугасной боевой частью достигнуть не удастся. Отсутствует и возможность размещения большого количества самонаводящихся боевых элементов. В то же время, всё это компенсируется повышенной лёгкостью транспортировки и перезарядки, малой эффективной поверхностью рассеяния (увеличивающей возможности «прорыва» ПРО), а также точностью наведения, которая станет возможной за счёт более совершенного модуля коррекции от радионавигационных спутников системы GPS. Обладая значительно большим относительным удлинением в сравнении с MGM-164B, перспективная LRPF будет обладать большей стабильностью полёта и меньшей скоростью баллистического торможения. Два этих критерия определяют подлётную скорость к цели, что в итоге сказывается на возможности перехвата зенитно-ракетными системами противника.

Несмотря на то, что до первого натурного испытания лётного прототипа ОТБР LRPF должно пройти более 2,5 лет усердной и кропотливой работы специалистов «Локхида» по проектированию изделия, некоторые высокопоставленные лица компании уже придумывают мифы и спекуляции относительно будущих возможностей новой баллистической ракеты. Так, вице-президент компании «Lockheed Martin» по наземным боевым системам Скотт Грин сделал серьёзный акцент на «противокорабельном будущем» оперативно-тактических БР LRPF. Для пущей важности он даже на пример не поскупился. В качестве рассматриваемой надводной цели противника Грин выбрал наш корвет проекта 20380 «Стерегущий», который (по его мнению) уничтожить гораздо легче, нежели перспективный основной боевой танк 5-го поколения Т-14 «Армата», ввиду больших размеров первого. Скотт Грин заявил, что «крупный 353-футовый металлический предмет возвышается над водной гладью», в то время как основной боевой танк может скрыться среди лесистого рельефа, либо в городской инфраструктуре. Также он отметил, что для точного (сиюсекундного) наведения на скоростную и маневрирующую цель потребуется применение комбинированной АРГСН/ИКГСН.

Здесь Грин очень серьёзно заблуждается; и, судя по всему, отстал от реальности. Начнём с того, что на всех серийных кораблях проекта, построенных после головного борта № 1001 «Стерегущий», присутствует принципиально новая надстройка, изготовленная в основном с использованием многослойных композиционных покрытий на основе стеклопластика и углеродистого волокна. Это относится к корветам: «Сообразительный», «Бойкий», «Совершенный», «Стойкий», «Громкий», «Ретивый», «Строгий», «Герой Российской Федерации Алдар Цыденжапов» и «Резкий» (обновлённого 20380-го проекта), а также «Гремящий» и «Проворный» (20385-го проекта, отличающихся 16 транспортно-пусковыми контейнерами КЗРК «Редут» вместо 12). Подобная конструкция надстройки отличается малой радиолокационной сигнатурой (ЭПР), в несколько раз уменьшающей дальность захвата активными радиолокационными головками самонаведения, включая АРГСН новой ракеты LRPF.

В дополнение к стелс-надстройке корветы данных проектов оснащаются комплексами оптико-радиоэлектронного противодействия ПК-10 «Смелый» (КТ-216) или КТ-308 «Просвет-М», способными нарушить процесс «захвата» многим комбинированным головкам самонаведения высокоточного оружия. Благодаря выстреливаемым инфракрасным ловушкам и радиоизлучающим блокам калибром 120 мм, существует не только возможность срыва «захвата» АРГСН противника, но и способность усложнения процесса сопровождения радиотехническими средствами самолётов RC-135V/W «Rivet Joint», E-8C «JSTARS» и E-3C/G «Sentry», а также инфракрасными системами с распределённой апертурой типа DAS, которыми оснащаются истребители 5-го поколения F-35A.

Но не только средствами оптико-радиоэлектронного противодействия могут похвастаться корветы проекта 20380/85. В отличие от головного корабля серии «Стерегущий», все последующие «систершипы» оснащаются корабельными зенитно-ракетными комплексами 3К96-3 «Редут» с универсальной вертикальной пусковой установкой на 12 ЗУР 9М96Е2 / 48 ЗУР 9М100 (для модернизированного пр. 20380) и 16 противоракет 9М96Е2 / 64 ЗУР малой дальности 9М100 (для проекта 20385). Являясь основой совершеннейших зенитно-ракетных комплексов С-400 «Триумф» и С-350 «Витязь», ракеты-перехватчики 9М96Е2 предназначены для уничтожения практически всех типов средств воздушного нападения в высотном диапазоне от 5 м до 35 — 40 км.

Сверхманевренные зенитные управляемые ракеты оснащаются «газодинамическим поясом» двигателей поперечного управления, сопла которых направлены по окружности корпуса ЗУР перпендикулярно продольной оси корпуса (в центре масс изделия), что даёт возможность реализовать перегрузку в 20G всего за 0,025 секунды. За счёт этого противоракета способна перехватывать аэродинамические и баллистические элементы высокоточного оружия методом кинетического уничтожения прямым попаданием («hit-to-kill»). Исключением не является и расхваленная Скоттом Грином противокорабельная модификация ОТБР LRPF. Если учитывать, что данная модификация баллистической ракеты получит 280 — 300-мм активную радиолокационную головку самонаведения (что необходимо для поражения подвижных целей), то её ЭПР может составить около 0,07 — 0,1 м2, и для зенитной ракеты 9М96Е2 не составит труда поразить LRPF на любом удалении, вплоть до максимальной дальности поражения в 130 — 150 км.


Концепт перспективного оперативно-тактического ракетного комплекса LRPF


Осложнить процесс обнаружения и взятия на сопровождение корабельными радиолокационными средствами может лишь траектория полёта LRPF. Завершающий её участок практически вертикальный: противокорабельная БР может пикировать на надводную цель под углами более 80º. В случае с корветами пр. 20380/85 «Стерегущий/Гремящий» складывается крайне сложная ситуация. За обнаружение, сопровождение и целеуказание по воздушным целям отвечает многофункциональный радиолокационный комплекс дециметрового диапазона «Фуркэ-2». Несмотря на то, что воздушную цель с ЭПР порядка 0,1 м2 он способен обнаружить на удалении 35 — 45 км, его угломестный сектор составляет всего 80º, чего может не хватить для обнаружения приближающейся угрозы. Как следствие, ракета LRPF может быть обнаружена исключительно пассивными средствами радиоэлектронной разведки корвета по излучению её активной РГСН, целеуказание с которых поступит сначала на терминалы боевой информационно-управляющей системы «Сигма-20380», а уже потом на средства оптического и радиоэлектронного противодействия ПК-10 «Смелый» и КТ-308 «Просвет-М» и комплекс «Редут».

Если же противокорабельная модификация LRPF будет использовать исключительно инфракрасный канал наведения, то обнаружить её приближение к корвету смогут зафиксировать общекорабельные радиолокационные средства соседних НК ордера, а также радиолокационные комплексы «Шмель-2», размещённые на самолётах ДРЛОиУ А-50У. По защищённым сетецентрическим каналам обмена тактической информацией координаты ракеты будут переданы в БИУС «Сигма-20380» корвета пр. 20380/85, после чего в её сторону будет запущена противоракета 9М96Е2. Как видите, оборонительные возможности модернизированных корветов проекта 20380/85 имеют мало общего с возможностями головной единицы «Стерегущий», и, в ходе крупных военно-морских баталий такие корветы, как «Бойкий» или «Гремящий» вполне способны защитить себя даже от перспективных образцов высокоточного оружия американской армии. Особенно ярко это может проявиться в ходе крупного группового противостояния с задействованием вспомогательных средств разведки и целеуказания морского, наземного и воздушного базирования со стороны ВС России.

Источники информации:
http://forum.militaryparitet.com/viewtopic.php?id=17512
https://sputniknews.com/politics/201706281055044121-us-missi...
http://rbase.new-factoria.ru/missile/wobb/atacms/atacms.shtm...
Автор: Евгений Даманцев
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх