На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

БАЗА 211- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ

74 277 подписчиков

Свежие комментарии

  • Надежда Никитина
    !!!!!!!!"Чиновники и депу...
  • Игорь Василевский
    Кем был взрощен Андропов? Неким финном, которого после его выхода на пенсию правительство наглов наградило высшим орд...Страсти по ГДР, п...
  • Владимир Соловьев
    "ТОЛЬКО ПРАВДА" БЫЛА НУЖНА АНДРОПОВУ, ЧТО БЫ ВООРУЖИТЬ НАМЕЧЕННОГО В ГЕНСЕКИ ГОРБАЧЁВА, НАВЕРНЯКА РАЗВАЛИТЬ СССР.  ЕЛ...Страсти по ГДР, п...

Нелетательные аппараты Российской Империи

Сейчас нередко пишут, что в предвоенном Советском Союзе средства, выделяемые на создание новых образцов вооружений и военной техники, зачастую расходовались нерационально и что значительные суммы улетали в трубу "безоткатных" авантюр Курчевского, воздушно-десантных фантазий Гроховского и прочих дорогостоящих провальных разработок, вроде калининского семимоторного колосса К-7.
Отчасти с этим можно согласиться, однако надо заметить, что в дореволюционной России картина в целом была ничуть не лучше. Более того, в начале ХХ века казенные средства порой с удивительной щедростью выделялись на откровенно безграмотные и даже абсурдные прожекты. Для меня остается загадкой, как это сочеталось с высоким интеллектуальным и образовательным уровнем тогдашней военной элиты, о котором любят вспоминать историки, ностальгирующие по царским временам.
Вот лишь несколько ярких примеров из области авиации и воздухоплавания, поскольку эта тематика мне наиболее знакома.

1) "Самолет Сверчкова". По-моему, одного взгляда на это сооружение достаточно, чтобы понять, что летать оно не сможет никогда и ни при каких условиях. Тем не менее, "самолет" строился в 1909 году на средства Главного инженерного управления российской армии (ГИНЖУ), в том же году экспонировался на выставке новейших изобретений и даже получил на ней медаль! Однако когда дело дошло до испытаний, аппарат, естественно, не только не взлетел, но даже не сдвинулся с места.





2) "Аэромобиль" Татаринова. На левом рисунке изображен этот "аэромобиль" в том виде, в котором его обнаружила проверочная комиссия, посетившая мастерскую изобретателя Татаринова, чтобы выяснить судьбу 50 тысяч рублей казенных денег, выделенных на постройку аппарата. На правой картинке показано, как должен был выглядеть готовый "аэромобиль" по замыслу его создателя. Но он так и не был достроен, поскольку все деньги Татаринов умудрился потратить, а новых субсидий ему не дали ввиду очевидной бредовости проекта. Впрочем, возмещения убытков от него тоже не потребовали.



3) "Гатчинские конструкции". В 1909 году братья Райт предложили российскому военному ведомству купить у них 10 аэропланов, однако чиновники в погонах предложение отвергли, решив, что наши офицеры-воздухоплаватели сами с усами и по приказу начальства сделают самолеты не хуже американских. Не беда, что аэропланов они в глаза не видели, а представление о том, как должен выглядеть летательный аппарат тяжелее воздуха, имели самое смутное.
Вскоре была составлена смета, выделены деньги и работа закипела - началась постройка сразу пяти самолетов по проектам штабс-капитанов Голубева, Гебауэра, Шабского, капитана Агапова и бывшего начальника ГИНЖУ генерала Вернандера. Но в результате самолеты Голубова, Агапова и Вернандера остались недостроенными, самолет Шабского не смог оторваться от земли, а самолет Гебауэра (на снимке внизу) развалился еще при выруливании на стартовую позицию.



"Гатчинская эпопея" закончилась тем, что Агапов в 1910 году, забросив свой проект триплана, просто и без затей скопировал французский биплан "Соммер", чертежи которого ему удалось раздобыть. Получившийся аппарат нормально летал и в течение двух лет использовался в Гатчинской авиашколе для обучения пилотов.



4) Дирижабль "Гигант". Крупнейший дирижабль, спроектированный и построенный в Российской империи, из-за грубых ошибок в расчетах сложился пополам при первой же попытке взлета. После аварии не восстанавливался.


Полный размер

5) "Святогор". 13 марта 1916 года вышел на испытания гигантский аэроплан авиаконструктора В.А. Слесарева "Святогор" - самый крупный летательный аппарат, построенный в царской России. К сожалению, конструкция его была неудачна, а судьба - незавидна.
Как известно, Святогор это богатырь-великан из древнерусских былин, умерший от натуги, пытаясь на спор с другим богатырем Микулой Селяниновичем поднять суму, в которой была заключена "вся тяжесть земная".
Неизвестно, о чем думал августейший шеф российской авиации великий князь Александр Михайлович, приказавший назвать "Святогором" новый тяжелый бомбардировщик, но это символичное название оказалось пророческим. Несмотря на все усилия Слесарева и огромные денежные средства, вложенные в проект, "Святогор" так и не смог оторваться от земли.
Слесарев, пользовавшийся покровительством великого князя, получил диплом инженера в Германии и считал себя большим знатоком авиации, хотя до постройки "Святогора" ни одного самолета не спроектировал. Создателя "Ильи Муромца" Игоря Сикорского он презрительно называл дилетантом.
Однако никакой диплом не может заменить инженерного таланта и практических навыков. Слесарев ошибочно полагал, что двух моторов общей мощностью всего в 400 лошадиных сил будет достаточно для полетов огромного аэроплана с размахом в 36 метров и массой более шести с половиной тонн.
Вдобавок он применил на "Святогоре" ущербную "немецкую" схему силовой установки с размещением двигателей в фюзеляже и ременными приводами к винтам, укрепленным между крыльями. На испытаниях ремни часто рвались, проскальзывали и не обеспечивали в должной мере передачу мощности от моторов к пропеллерам.
Вот как описывает испытания "Святогора" очевидец этих событий летчик Сергей Никольской:
"В кабину «Святогора» зашли штабс-капитан Горшков (летчик-испытатель, прим. авт.), Слесарев, механик и моторист. Заработали моторы. Штабс-капитан уверенно повел машину.
«Святогор» выкатился из ангара и побежал по аэродрому.
Сперва корабль шел против ветра. Аэродром закончился, а самолет все ехал и не взлетал.
Горшков развернул аппарат по ветру и снова повел его на взлет.
И снова «Святогор» не оторвался от земли.
Четыре раза пробовал Горшков поднять аппарат в воздух. Затем повернулся к Слесареву и попросту объявил ему: Ваша корова не полетит! Позвольте откланяться".
Горшков оказался прав. Все последующие попытки взлета выглядели точно так же. Слесарев заменил ременные передачи цепными, но и это не дало результата - энерговооруженность аэроплана была слишком мала. Все закончилось тем, что в ноябре при очередной пробежке "Святогор" сломал шасси. Поскольку бесперспективность проекта была уже очевидна, денег на ремонт машины не выделили, ее просто оттащили на край летного поля, где она постепенно сгнила.
Судьба самого Слесарева оказалась не менее печальной. В 1921 году в возрасте 37 лет он был застрелен в собственной петроградской квартире. Согласно официальной версии его убила из ревности бывшая любовница некая Ксения Троц.


Постройка "Святогора" на петроградском авиазаводе Лебедева.


"Святогор" на Комендантском аэродроме. Размеры машины впечатляют.


Разработчики и участники постройки "Святогора" на его фоне. Четвертый справа (в светлом костюме) - В.А. Слесарев.

В общем, никакого превосходства инженерно-конструкторской мысли, а также организации и финансирования НИОКР в "царский" период не просматривается, а успехи дореволюционного авиастроения в сравнении с послереволюционным выглядят, мягко говоря, не очень впечатляюще.
По сути дела единственным большим достижением тогдашнего российского авиапрома являлись четырехмоторные самолеты Сикорского, однако и они уже в 1916 году морально устарели, а ничего более совершенного им на смену создать не удалось.

http://www.waronline.org/fora/index.php?threads/военно-истор...

Картина дня

наверх