На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

БАЗА 211- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ

74 297 подписчиков

Свежие комментарии

  • Владимир Петров
    Человек  - легенда,даже не верится ,что один человек совершил столько подвигов и на военном поприще и на гражданском...Ученый, трижды не...

Такая война. Она бросилась под танк. Часть 2

Такая война. Она бросилась под танк. Часть 2



Что мы знаем о характере этого человека? Мало, очень мало. Известно, что выросла Валерия Гнаровская в семье, имеющей небольшое отношение к рабоче-крестьянским корня, поскольку её отец возглавлял почтовое отделение. А мать занималась домашним хозяйством, что в годы мысовой коллективизации и индустриализации было нетипичным явлением для уклада советской семьи. Также известно, что Валерия любила заниматься цветоводством и огородничеством: особенно любила выращивать комнатные растения. В 1941 году окончила школу и, как тысячи людей, отправила своего отца Осипа Осиповича на войну. Он пройдёт через всё горнило второй мировой войны и живым вернётся домой, чтобы оплакивать свою рано ушедшую дочь, чей портрет со звездой Героя Советского Союза теперь безмолвно смотрел на него.

Но сначала Валерию на фронт не взяли. Она безрезультатно ходила по несколько раз в военкомат, но каждый раз получила отказ потому, что фронту нужны Немцы наступали, и пришла очередь эвакуироваться им вместе с мамой в Омскую область. Прибыв на станцию Ишим, а потом в село Бердюжье, настойчивая девушка стала обучаться сестринскому делу.

В это время на станции Ишим происходит формирование одной из многочисленных воинских частей – 229-ой стрелковой дивизии. Бойцы располагались в Синицыном бору, на территории бывшего пионерского лагеря. Конечно, жители близлежащих окрестностей отлично знали, что здесь происходит на протяжении четырёх месяцев: дивизия формировалась с 1 января 1942 года по 1 апреля 1942 года, войдя в состав Сибирского военного округа. В это время Валерия вместе со своими подругами смогли каким-то образом пробиться к командиру и вымолить у него разрешение на зачисление в отряд. В Ишиме сейчас есть музей и обелиск, посвященной памяти павших бойцов.

Самое сложное было прощание с матерью Евдокией Михайловной. 10 апреля 1942 года дивизия покидала Сибирский военный округ и была переподчинена Московскому военному округу, а с 1 августа вошла в состав 64-ой армии, действующей на Сталинградском фронте.

«Родной мой папочка! Я знаю, что тебе и твоим друзьям тяжело. Но сколько же вы будете отступать? Вы сдаете город за городом. Ведь так фашисты дойдут и до Урала. Я больше не могла отсиживаться телефонисткой в Сибири. Еду к тебе на фронт. Может, будем вместе. Может, встречу наших подпорожских, яндебских. До сих пор я делала очень мало для того, чтобы изгнать проклятых захватчиков. Мы их не трогали. Они виноваты во всем. Сколько горя и страданий принесли нам эти дикари! Папа, когда фашисты стреляют снарядами по Ленинграду, мне кажется, что они стреляют в меня, когда они топчут наш родной край (школу и дом наш, наверное, сожгли), мне кажется, что они топчут меня. И я говорю себе: «Иди туда, где трудно, если ты человек». И я иду, папа. Пусть будет трудно, пусть леденит до костей мороз, пусть будет жутко и страшно — я не брошу раненого, как бы тяжело мне ни было... Нам нельзя отступать дальше, родной мой...»

Такая война. Она бросилась под танк. Часть 2


Интересно. А какого цвета волосы были у неё? Наверное, был у не и свой тайный воздыхатель, но об этом нигде в официальной, «забронзовевшей» биографии девушки не сказано. А жаль, что истинных душевных качеств Валерии мы так и не узнаем. Но знаем мы точно одно – это удивительно мужество совсем ещё юного человека, который, зная о своей неминуемой гибели, собрал в одну связку гранаты и поднялся навстречу немецкому танку. 

Такая война. Она бросилась под танк. Часть 2


Но об этом тогда никто не знал.

А пока был первый бой в районе станции Суровикино, около реки Чир. Именно здесь заняли оборону сформированные части 229-ой дивизии, чтобы противостоять рвавшемуся к Сталинграду врагу. В июле 1942 года дивизия была направлена на Сталинградский фронт и сразу же вступила в тяжёлые бои, в ходе которых проявились удивительные качества 18-летней девушки: храбрость, выносливость, жертвенность. 

В первые минуты боя молоденькие сестрички растерялись. Грохот и разрывы снарядов, казалось, парализовали х. Но и в этой ситуации проявился стойкий характер Валерии. Она поднялась и крикнула: Товарищи! Смотрите, мне же не страшно! Пошли! За Родину!
В течение 17-ти дней дивизия вела бои, попала в окружение и пробивалась к своим. В это время Валерия заболела брюшным тифом, и бойцы вынесли её на руках еле живую. 

Такая война. Она бросилась под танк. Часть 2


Тогда же она получила первую свою награду – медаль «За отвагу». А ещё получала она письма от спасённых солдат, где они благодарили свою Ласточку, так они называли её. 
После выздоровления Валерия добилась возвращения в свою родную часть, вернее она попала в 244-ю стрелковую дивизию, куда вошли остатки 229-ой дивизии.

В 1943 году она помогала раненым бойцам в ходе освобождения Донецкой области и Запорожья: на её счету было 338 бойцов.

Такая война. Она бросилась под танк. Часть 2


23 сентября 1943 года около совхоза Иваненково Запорожской области в ходе наступления, близлежащий населённый пункт, деревня Вербовая оказался эпицентром сражения. Валерия, как обычно, оказывала помощь раненым, эвакуация которых ещё не началась и их стаскивали в воронку. Согласно полевому уставу РККА, «батальонные пункты медицинской помощи развёртываются в 1-2 км от линии фронта, а полковой пункт медицинской помощи - в 3-6 км от линии фронта.

Недалеко от воронки, где были раненые, располагался командный пункт полка. 
Неожиданно совсем рядом они услышали разрывы снарядов – к ним приближалось два немецких танка, которые прорвались и пошли «гулять» по тылам, представляя огромную опасность.

Валерия видела, что один из танков направляется в их сторону, а другой завязал бой со «штабистами». Очевидно, что немцы не видели Валерию и её раненых, потому, что ей удалось подобраться к танку на максимально близкое расстояние. Если немецкие танкисты её увидели раньше, то уничтожили пулемётной очередью. 

Такая война. Она бросилась под танк. Часть 2


Скорее всего, Валерия собрала в связку несколько гранат РГ-40, чтобы пробить 63 мм броню «Тигра». Согласно наградным документам, танк был остановлен. 

Такая война. Она бросилась под танк. Часть 2


Раненые спасены. Валерия от взрыва погибла мгновенно. Её тело пролежало на земле несколько дней, было обнаружено похоронной командой и погребено в братской могиле.

Такая война. Она бросилась под танк. Часть 2


Согласно наградным документам бронебойщики красноармейцы Рындин и Турундин уничтожили второй танк.

Такая война. Она бросилась под танк. Часть 2


На месте гибели Валерии Гнаровской в Запорожской области установлен памятник. Обратите внимание: на сегодняшней фотографии сзади написаны уже лозунги новой войны, развернувшейся на Украине.

Такая война. Она бросилась под танк. Часть 2


Сестра Леночка осталась живой 
Несколько раз за время нашей беседы у Елены Алексеевны Пономарёвой из станицы Большовской в глазах блеснули слезы и голос слегка дрожал, но истинная казачка и фронтовичка успешно справлялась с нахлынувшими эмоциями и не позволила себе заплакать. Елена Алексеевна прожила долгую и трудную жизнь, и по сей день старается не сдаваться годам и болезням. 31 декабря она отпраздновала 90-летний юбилей.

Родом Елена Алексеевна из хутора Морозов, появилась на свет в семье учителя. Семья была верующая, за что и попала в немилость к властям в 1932 году.

- Из окон родительского дома был виден храм, превращенный в склад для хранения зерна. В день смерти дедушки мать посадила нас, детей, на подоконник, очевидно, чтоб не мешали. Отцу достала из сундука пропахший нафталином френч, который он надевал только по торжественным дням. Мы видели, как папа входит со священником Алимом Павловичем в церковь, а спустя несколько минут над хутором поплыл печальный звон колоколов. Потом появились какие-то мужчины, избили плетьми священника и, бросив в бричку, увезли, - вспоминает Елена Алексеевна.

Через несколько дней забрали и Алексея Илларионовича, объявив врагом народа. В доме был учинён погром и настоящий грабёж. Перед приходом незваных гостей мать Елены Алексеевны успела выдавить небольшое стекло в окне и заткнула его наволочкой, в которую насыпала пару горстей зерна. Каким-то образом "гости" о захоронке догадались или позарились на лоскут тряпки - неведомо, но изъяли и то, и другое. Из дома женщину с детьми выгнали.

Отбывал Алексей Илларионович наказание в городе Константиновске, а вернувшись через два года, в живых нашёл только дочку Елену. Три сына и жена умерли от голода. 
С возвращением отца, которого пригласили гуртоправом в Мартыновский район, жизнь Елены Алексеевны стала полегче. Им дали домик, на столе был хлеб. Хозяйство, где работал отец, занималось разведением скота элитных пород - лошадей, коров, овец. В 1937 году приехал из Москвы большой начальник и объявил карантин, после которого многие животные погибли.

- Прошел слух, что москвич - враг народа, насыпавший в воду яд. Мужчина повесился. А папу опять забрали и отправили на добычу угля в лагеря Воркуты - на 15 лет. Меня исключили из школы, - вспоминает Елена Алексеевна.

Спустя время посещать школу разрешили, и даже приняли в комсомол, а с началом войны Елена Алексеевна ушла на фронт, стала медсестрой. 

Такая война. Она бросилась под танк. Часть 2


Вначале считала, сколько раненых вытащила с поля боя. До ста досчитала и перестала.

- И материли меня, и доченькой называли, и сестрицей, и бросить уговаривали. По-разному бывало. И я кого-то уговаривала потерпеть, а на иных и прикрикивала, - признаётся она.

После ранения переучилась на радиста. Случилось же следующее. Тащила Пономарёва тяжелораненого бойца. И вот уже свои окопы, где можно укрыться и перевести дух. Но край окопа обвалился, и она с раненым солдатом на плече упала на ящик со снарядами - рука переломилась как спичка.

Дальнейшая служба Е.А. Пономарёвой проходила в 7-м гвардейском Нежинско-Кузбасском механизированном корпусе генерала И.П. Корчагина. Радиоузел, где она принимала и отправляла радиограммы, охраняло трое бойцов - остаться без связи во время боя, значит потерять контроль над ситуацией. Из Москвы радировали: "Взять Баутцен. Я с вами. И. Сталин". Таких радиограмм было несколько. Получив их, радистка бежала докладывать командиру. 

Наступление наших войск осложнялось тем, что город располагался на возвышенности, и к нему можно было подступиться лишь с одной стороны. К тому же техника вязла в весенней непролазной грязи. Предполагалось, что советских солдат поддержат польские войска, но они, попав в окружение, сами нуждались в помощи. Занять Баутцен удалось с трудом, и бои продолжались в самом городе. Засевшие на чердаках фашисты стреляли фаустпатронами.

Штаб генерала Корчагина располагался в костеле. Когда Елена Пономарева вошла с донесением, там горели лампады и священники ухаживали за ранеными солдатами. Генерал допрашивал пленных. Передав донесение, радистка выскочила на крыльцо костела и увидела, что радиоузел разбомбили. Солдаты с проезжающего бронетранспортера позвали: "Казачка, давай к нам" и протянули руки. С таким трудом занятые позиции приходилось оставлять.

- Вновь занятый немцами костел, где раньше располагался штаб, штурмовали два или три раза, - вспоминает Пономарёва. - Когда вновь его взяли, я сразу бросилась к раненым, но их немцы расстреляли.

Такая война. Она бросилась под танк. Часть 2


Такая война. Она бросилась под танк. Часть 2


«Пономарёва Елена Алексеевна, младший лейтенант медицинской службы участвует в отечественной войне с июля 1941 года, лейтенант медицинской службы, работая с 31 августа 1942 года эвакоприёмнике ГОПЭП 221 (головное отделение полевого эвакуационного пункта)в группе усиления О.Р.М.У. №45 старшей медсестрой обеспечила быстрое развёртывание и уютную остановку во 2-м и 4-м хирургическом корпусах эвакоприёмника. С материнской заботливостью относилась к раненым, за что имела ряд благодарностей от раненых, командования ГОПЭП 221, санитарного отдела 59-ой армии.
Будучи переведённой в январе 1943 года в штат ГОПЭП 221 работала старшей медсестрой эвакоприёмника, добившись значительного улучшения дисциплины среди младшего и старшего медицинского состава. В феврале была назначена заведующей пищевым блоком, добилась чёткого образцового порядка в нём, безукоризненной чистоты, точной документации и, главное, вкусной полноценной пищи для раненых. 
Член ВКПБ с 1941 года товарищ Пономарёва является одним из лучших агитаторов ГОПЭП 221.
За чуткое материнское отношение к раненым, за образцовую постановку питания, обеспечивающее ускорение выздоровления и возвращения в строй раненых и больных, младший лейтенант товарищ Пономарёва Е.А. представляется к правительственной награде медали «За боевые заслуги».

После взятия города Баутцена несколько подразделений 7-го гвардейского корпуса с боями пошли дальше, другие - на помощь чехословакам. Война для неё закончилась в Чехословакии в городе Мельник.

Провожая девчат в мирную жизнь, генерал отдал приказ - выходить замуж и детей рожать. Недостатка в женихах у Елены Алексеевны не было, даже покалеченная рука не смущала. Привлекало парней трудолюбие фронтовички. 

Окончив медицинские курсы, она трудилась в медпункте хуторе Морозов. Однажды нагрянули сваты из соседней станицы Большовской и спрашивают: «А чего невеста в чёрном платье, будто траур у неё?». А было это платье единственным. К свадьбе Елена Алексеевна сшила еще одно - из бязи, да тётка, у которой жила, перину да пару подушек собрала. Вот и всё приданное.

- Жених мой, Дмитрий Николаевич, в плену побывал, и тогда многие из-за этого косо смотрели. Это уже потом ему награды заслуженные вернули. Мы хорошо с ним жили, поддерживали друг друга. А наказ генерала я выполнила - шестерых родила, - улыбается Елена Алексеевна.

Окончание следует...
 
Автор Полина Ефимова

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх