История ПВО России началась еще в конце XIX начале XX веков, но многие об этом не знают.
Согласно приказу Министра Обороны России от 9 февраля 2007 года датой создания российских ПВО принято считать 26 декабря 1915 год.
С появлением аэропланов у военных возникла проблема, решением которой стало создание первых ПВО. Первые стрельбы по воздушным целям прошли еще в 1890 году на на Усть-Ижорском полигоне. Военные привязывали воздушные шары и аэростаты.
Такие испытания стали частью военной подготовки в Российской Империи. Уже в 1908 году в Сестрорецке стали пробовать стрелять по движущимся воздушным целям. Для этого воздушный шар привязывали к лошади. Спустя некоторое время военные поняли, что воздушные цели подлежат уничтожению, но вот обычное оружие не подходит для этой цели.
На испытаниях они использовали 3-х дюймовые полевые пушки.
Военные инженеры Российской Империи еще в 1901 году разработали проект 57-мм зенитного орудия, но из-за незаинтересованности властей, в тот период он был отвергнут, поскольку его посчитали ненужным. Этим инженером был М. Ф. Розенберг.
О необходимости создания подобного оружия заговорили только в 1908 году специалисты артиллерийской школы и академии. Офицеры разработали проект, в котором описали все необходимые характеристики, а также предложили разместить пушку на кузове автомобиля, чтобы добавить ей мобильности. В разработке этого проекта принимали участия М. В. Добровольский, Е. К. Смысловский, П. Н. Никитин и В. В. Тарновский.
Но Главное артиллерийское управление утвердило его только спустя 5 лет в 1913 году.
Разработку зенитного орудия проводил технический руководитель артиллерийской технической конторы Петербургского Путиловского завода Ф. Ф. Лендер. В изготовлении ему помогали офицеры-артиллеристы, а также рабочие.
Первые четыре образца увидели свет в 1914 году. Их смонтировали на 5-ти тонные автомобили и отправили защищать Царское село. В первой половине 1915 года прошли успешные испытания первых зенитных орудий, после чего их приняли на вооружение.
Помимо обычного снаряда использовался осколочный, с радиусом поражения в 500 метров. Уже до 1918 года на вооружении армии было 148 таких орудий. Эти пушки устанавливали на автомобили, всевозможные платформы и повозки.
76-мм зенитная пушка обр. 1914/15 гг
Когда началась Первая Мировая Война, Российская империя не имела возможности бороться с воздухоплавательными аппаратами. Поэтому осенью 1914 года началось формирование подразделений зенитной направленности. Их вооружали морскими 75-мм пушками и 76-мм полевыми орудиями.
В спешке конструкторами разрабатывались установки для того, чтобы появилась возможность вести круговые обстрелы, а также для повышения угла возвышения. Помимо этого ими также были созданы приспособления для корректировки огня.
Авторами всех новшеств стали В. К. Матвеев, В. С. Мяги, В. И Рекалов, П. М. Радзивилович, Б. Н. Иванов и Я. Н. Перепёлкин, А. М. Игнатьев, И. А. Лауниц.
30.11.1914 года была создана Воздушная оборона столицы. Командование принял генерал – майор Г.В. Бурман. В первой половине 1915 года в царском селе была создана 1-я зенитная батарея, ее командиром стал капитан В.В. Тарновский.
17 июня 1915 года во время воздушной атаки противника батарея Тарановского отразила атаку и сбила 2 из 9 самолетов противника. Именно этому событию приурочат начало открытия счета Русской зенитной артиллерии.
Как становится понятно сейчас, главной ошибкой командования было то, что никто не позаботился о подготовке солдат к работе с ПВО. Во второй половине 1917 года в Евпатории была открыта зенитная офицерская школа. Должность директора или главы этого учебного учреждения заслуженно занял капитан В. В. Тарновский. После была открыта подобная школа на северном фронте в городе Двинске.
18 марта 1915 при Офицерской школе была сформирована первая специальная артиллерийская батарея
Несмотря на успехи инженеров в разработке зенитного оружия, оно было далеко от идеального. По некоторым оценкам на один сбитый самолет противника с 1914-1917 гг. уходило от 8000 до 11 000 боеприпасов. Но с каждым годом эта цифра снижалась, уже в 1918 году она составила 3000 снарядов.
Задатки авиации ПВО.
В начале 1915 года на Русско-Балтийском заводе был создан первый самолет-истребитель, которому дали имя РБВЗ-С-16.
Он мог развивать скорость в 150 км/ч, пулемет установили так, что им можно было стрелять через винт. 4.06.1915 был создан авиационный отряд для того, чтобы он защищал императора в Царском селе. При этом 20 июля 1916 года считается официальной датой рождения истребительной авиации.
В этот период в Российской Империи были созданы два основных рода войск ПВО – это ЗА или зенитная артиллерия, а также истребительная авиация.
На вооружении ЗА, находились различные зенитные орудия. А вот истребительная авиация не могла существовать самостоятельно, и для этой цели было создано подразделение, которое занималось наблюдением за небом, позже оно стало носить название - ВНОС.
В этот период в крупных городах строили бомбоубежища, использовали аэростаты воздушного заграждения. Помимо этого, в Российской Империи создавали местное ПВО, которое оповещало жителей городов о грядущей опасности.
Тактико-технические характеристики пушки Лендера
- Калибр – 76, 2 мм;
- Вес в боевом положении – 1300 кг;
- Длина ствола – 30,5 калибров;
- Начальная скорость снаряда – 588 метров в секунду;
- Скорострельность – 15-20 выстрелов в минуту;
- Максимальная дальность стрельбы по вертикали – 6900 метров;
- Максимальная дальность стрельбы по горизонтали – 8500 метров.
Автор: Ирина Шведова
Свежие комментарии