На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

БАЗА 211- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ

74 289 подписчиков

Свежие комментарии

  • Z Muliphein
    У меня муж плохо ходит и почти ничего не видит. Инвалид. Но 80 кг веса. Я вешу 58 кг. Я не представляю, какой рюкзак ...ЕСЛИ ПОПАЛ ПОД ОБ...
  • Владимир Петров
    Человек  - легенда,даже не верится ,что один человек совершил столько подвигов и на военном поприще и на гражданском...Ученый, трижды не...

Антикоммунизм и антисоветизм на рубеже ХХ и ХХI веков

«...за согрешающих умышленно и по простоте,»

(Книга Ездры 45:20)


Антикоммунизм и антисоветизм, как системы взглядов, направленных на осуждение коммунистической и советской идеологии, ее политических целей и заявлений, формировались не спонтанно, а целенаправленно, начиная с 1920-х годов. В нашей статье представлены антисоветские плакаты 1920 –1950-х годов в хронологической ретроспективе. Наибольшее обострение антисоветской пропаганды наблюдалось в период скрытого или открытого военного противостояния, что вполне понятно и объяснимо. Этими же плакатами нагнеталась и массовая истерия. При этом европейская пропаганда действовала довольно грубо, используя иррационалистические и инстинктивные аспекты, апеллируя к крови.

Антикоммунизм и антисоветизм на рубеже ХХ и ХХI веков

Рис. 1 «Большевизм означает утопить мир в крови». Германия, 1919 г.

В основе пропаганды тех лет – утверждение об утопичности коммунистической идеологии, «тоталитарном» характере социалистических государств, об агрессивной сущности мирового коммунизма, о «дегуманизации» общественных отношений, «стандартизации» мышления и духовных ценностей в условиях социализма.


Рис. 2 «Хотите, чтобы это случилось с вашими женщинами и детьми?» Польша, 1921.

Ярким примером пропаганды антисоветизма и антикоммунизма может служить книга французского авторского коллектива (С. Куртуа, Н. Верт, Ж-Л. Панне, А. Пачковский, К. Бартошек, Ж.-Л. Марголин) – «Чёрная книга коммунизма». Это издание, вышедшее в 1997 году в Париже, представляет авторский взгляд на коммунистические режимы XX века. Впоследствии вышел и английский перевод «Черной книги», а в 1999 году она издана в России. Книга – это собрание свидетельских показаний, фотодокументов, карт концлагерей, маршрутов депортации народов СССР.


Рис. 3 «Советский кукловод, который дергает за ниточки». Франция, 1936.

Фактически, эта книга стала библией антикоммунизма и антисоветизма. Если же говорить об обобщенных чертах этой идеологии, то обопремся на мнение С.Г. Кары-Мурзы, который выделяет следующие особенности антисоветизма:
- антигосударственная направленность: СССР провозглашается «тоталитарным государством» типа нацистской Германии, любые действия советского государства подвергаются критике;
- разрушение советского мира символов, их очернение и осмеяние: образ Зои Космодемьянской, создание ложного мнения о Павлике Морозове как фанатическом приверженце тоталитарной идеи и др.;
- требование свободы, на деле означающее требование разрушения традиционной этики, замены её правом;
- подрыв идеи братства народов, а именно внедрение в сознание нерусских народов СССР идеи, что они притеснялись и притесняются русскими, а в сознание русского народа — что советский строй «нерусский», навязанный русским евреями и масонами;
- отрицание советского хозяйства в целом — пропаганда идеи того, что рыночная экономика западного типа эффективнее плановой экономики советского типа. При этом отрицается советская индустриализация по причине слишком больших, по мнению критиков, её жертв. Кроме того, создаётся представление, что любое предприятие в государственной собственности будет неизбежно неэффективно и обречено на коллапс. То есть используется прием доведения до абсурда всего, что имело место в Советской России. Хотя, понятно, что в реальной жизни ничего чисто белого и абсолютно черного никогда не было и не бывает. В фашистской Германии, например, были построены прекрасные автобаны, но это не означает, что, помня об этом, следует нам забыть про Освенцим и Треблинку.


Рис. 4 «Красные штыки против Европы». Германия, 1937.

На постсоветском пространстве антисоветизм и антикоммунизм были и являются не просто абстрактной идеологией, а элементом построения национальных государств. Таков, например, взгляд ученых (А. Громов, П. Быков). Эта идеология стала фундаментом построения государственности и в бывших советских республиках. При этом выделяются ряд этапов, характерных практически для всех государств, входивших в бывший Советский Союз.


Рис. 5 «Красная буря в деревне». Германия, 1941.

Первым этапом стало установление после развала СССР во всех государствах в той или иной степени националистических режимов. При этом лидерами новых националистических государств стали либо партийно-советские руководители республик, перенявшие националистические лозунги, либо главы национальных движений. На этом этапе проводилась политика отталкивания от России, которая воспринималась как символ СССР и национального подавления: «внешняя сила, которая мешает нам жить прекрасно и счастливо». Просматривался прозападный вектор: Запад активно помогал националистическим движениям в период «поздней перестройки», активно влиял на их становление и теперь воспринимался как главная опора новых режимов. Однако расчет на экономическую помощь Запада в большинстве случаев не оправдался. Либо он влек за собой нежелательные последствия. Конечно, это ведь отвратительные коммунисты построили в этих странах заводы, театры, вводили поголовную грамотность «безвозмездно, то есть даром».


Рис. 6 «Социализм против большевизма». Франция, 1941.

Отметим также влияние диаспор, игравших роль хранителей национальной идентичности и учителей жизни, а там, где таковые были, — еще и близких по национальному составу государств (Турция для Азербайджана, Румыния для Молдавии, Польша для Украины и Белоруссии).

Значимым элементом стали так называемые «национально-культурные революции»: ограничение употребления русского языка в системе управления. При этом позитивными результатами страны похвастаться не могли, ведь кадрово-профессиональный состав государственных управленцев был в них по большей части русскоязычным.

В ситуации культурного и управленческого развала ключевую роль стали играть клановые связи и коррупционные механизмы. Началась жестокая клановая борьба за доступ к экономическим ресурсам, которая в итоге вылилась в битву за власть. В каких-то государствах (Казахстан, Узбекистан, Киргизия) благодаря силе лидера или его окружения победителем в клановой борьбе оказалась действующая власть. В других (на Украине, в Грузии, Азербайджане, Армении, Белоруссии, Молдавии) произошла смена власти. Причем часто в результате весьма бурных и кровавых событий.


Рис. 7 «Плакат для оккупированных советских территорий». Германия, 1941.

На втором этапе при десоветизации произошло установление кланово-коррупционных режимов. Основной задачей этих режимов стало перераспределение национальных богатств внутри властных кланов. В этот период шло и отстраивание новых государственных структур. При этом политику новых режимов затруднительно назвать пророссийской: интересы России ни Шеварднадзе, ни Кучму, ни Назарбаева особенно не волновали. Еще можно отметить ослабление влияния Запада, особенно «государств-патронов» в силу чрезмерного вмешательства во внутренние дела и малых экономических преференций. Клановая власть стремилась монополизировать доступ к ресурсам определенных групп. Однако этот этап длился недолго и третий этап ознаменовался демонтажем кланово-коррупционных режимов, поскольку они стали тормозом национального развития. Основным же механизмом смены режима и демонтажа системы оказались «цветные революции». Зачастую термин «цветная революция» понимается как вмешательство внешних сил в развитие постсоветских стран, однако эти силы в данном случае являются лишь внешней поддержкой (в собственных геополитических интересах, разумеется) процессам национально-государственного строительства.


Рис. 8 «Убирайтесь прочь». Франция, 1942.

Впрочем, демонтаж кланово-коррупционной системы далеко не обязательно должен происходить революционным путем. В Казахстане сегодня исподволь начинается эволюционный демонтаж этой системы изнутри. Хотя пример России и не показателен, но здесь функцию оранжевой революции, по сути дела, выполнил переход власти от Ельцина к Путину.

Но и в случае революционного перехода власти демонтаж кланово-коррупционной системы представляет собой затяжной процесс. Да и не все страны оказались к нему готовы: Киргизия после цветной революции на третий этап не перешла, а, скорее, вернулась на первый, большие проблемы возникли и у Грузии. В случае же с Белоруссией и Азербайджаном демонтироваться должен был быть не кланово-коррупционный режим, а система госраспределения. То есть в основе его — модернизация и либерализация, пока экономическая.


Рис. 9 «Советский рай». Германия, 1942.

Те же страны, которые все еще находятся на втором этапе, сегодня самые проблемные, ситуация в них наименее предсказуема и взрывоопасна. Причем это в одинаковой степени относится как к демократической Армении, так и к авторитарному Узбекистану. Тяжелее всего ситуация складывалась в Туркмении, потерявшей лидера в условиях вакуума преемственности и даже зачатков демократии.

Еще одна важная черта постсоветской эволюции — преодоление национализма. Наиболее успешно развиваются сегодня именно те государства, которые сумели максимально далеко уйти от националистической идеологии. Главная опасность национализма в том, что он подменяет национально-государственные задачи задачами националистическими, а их решение качества жизни в стране не улучшает. Ну запретили в Украине смотреть русское кино. И что? Всем украинцам от этого прибавилось грошей в кошельках?


Рис. 10 «Дядя Джо и его голуби мира». Франция, 1951.

Весь смысл постсоветской политики определенным образом заключался в использовании территориальных, исторических и прочих претензий для паразитирования на российских ресурсах. Именно такую политику проводит подавляющее число постсоветских стран. И в эту стратегию органично вписывается антисоветизм и антикоммунизм.

Сразу оговоримся, что сегодня законодательно отсутствует определение, при каких условиях режим в стране можно считать коммунистическим. Тем не менее, довольно часто появляются призывы к его осуждению.

Постсоветское пространство: запрет советской и коммунистической символики и так называемый «ленинопад»

Украина проводила и проводит довольно активную антисоветскую политику. И не только посредством призывов к организации международного трибунала, аналогичного Нюрнбергу, по преступлениям большевиков. Не только посредством демонтажа советских памятников и суда над Сталиным. Но и на законодательном уровне: так, 19 ноября 2009 г. президент Украины Виктор Ющенко подписал указ N 946/2009 «О дополнительных мерах по признанию украинского освободительного движения XX века». Этим Указом Ющенко обязал Кабинет Министров предпринять дополнительные меры для признания украинского антикоммунистического движения XX века. Голодомор в 2012 сначала Апелляционным судом Киева был признан геноцидом. Впоследствии соответствующий закон приняла Верховная рада Украины. В 2015 году Верховная Рада Украины приняла пакет законов, который был назван «пакетом декоммунизации». Смысл их все тот же: осуждение нацистского и коммунистического режимов, открытие архивов советских спецслужб, признание действий Украинской повстанческой армии и других действовавших в XX веке подпольных организаций борьбой за независимость.


Рис. 11 «Поддерживая коммунизм – поддерживаешь террор и рабство».

В Молдавии была создана комиссия по изучению и оценке тоталитарного коммунистического режима, а в 2012 году «преступления советского режима» были публично осуждены. Как и в ряде стран Восточной Европы, в том же 2012 году в Молдавии был наложен запрет на использование коммунистической символики в политических целях и пропаганду тоталитарной идеологии. Однако уже в 2013 году Конституционный суд отменил этот запрет, как противоречащий основному закону государства.

В Латвии, Литве и Эстонии на государственном уровне говорится о советской оккупации. В 2008 году Литовский сейм запретил использование советской и нацистской символики как преступной во время массовых акций и исполнение гимнов нацистской Германии и СССР, формы и изображений лидеров национал-социалистов Германии и КПСС СССР, приняв ряд поправок к закону «О собраниях». Использование этой символики на публичных мероприятиях в Латвии запрещено с 1991 года, за исключением развлекательных, праздничных, памятных и спортивных мероприятий. В Литве с 2008 года запрещено использование советской и нацистской символики, гимнов на общественных собраниях. Правда, в Эстонии, несмотря на распространенное мнение, аналогичного запрета в законодательстве не существует. Но вот демонтаж памятников есть: резонансным стал перенос памятника советским воинам-освободителям Таллина, который эстонские власти весной 2007 года постановили переместить из центра столицы на воинское кладбище. В ходе переноса и сопровождавших его беспорядков погиб человек.

Постсоветские страны Центральной Азии массовых кампаний в СМИ и законодательстве по отказу от советской символики не проводят. Антисоветизм их выражается другим способом и без лишнего шума. Здесь получил широкий размах процесс, получивший в СМИ название «ленинопад». Последовательно убираются памятники Ленину и другим деятелям коммунистического движения.


Рис. 12 «Выходные в СССР незабываемы». Германия, 1952.

При этом такая же судьба часто постигает и монументы, связанные с Великой Отечественной войной. Еще одно направление по истреблению памяти о советском прошлом – переименование в государствах Центральной Азии и Закавказья городов, названные в честь советских деятелей: таджикский Ленинабад вновь стал Худжандом, армянский Ленинакан – Гюмри, киргизский Фрунзе – Бишкеком. С другой стороны, все эти действия полностью находятся в правовом поле. Поскольку как называть или переименовывать свои города и поселки это суверенное право любой страны.

Узбекистан, как и большинство постсоветских республик, поднявших антисоветизм и антикоммунизм на щит нового государственного строительства, особенно в условиях складывающихся авторитарных режимов на собственной территории, тоже начал с демонтажа памятников. Причем начал с радикального варианта уничтожения памятника советским воинам и парка боевой славы. При этом со следующей формулировкой: не отражает «историю вооруженных сил республики и военного искусства народов Центральной Азии». Конечно, не отражает: ведь в ходе Великой Отечественной войны погибли около 18 тыс. узбеков (1,36% от общего числа погибших) и 69 человек стали Героями Советского Союза. Этого, видимо, недостаточно для того, чтобы не сносить им памятники и хранить о них память. В 2012 году Ташкент приостановил членство Узбекистана в Организации Договора Коллективной Безопасности (ОДКБ). А этот Договор от 15 мая 1992 года часто называют «Ташкентским договором», поскольку подписание его состоялось в Ташкенте.

В Азербайджане проведен в 2009 году демонтаж памятника 26 бакинским комиссарам, а затем на его месте была устроена автостоянка. Кроме этого, сообщалось в прессе, что некоторые памятники советского периода позже тоже были уничтожены. Однако понятно, что и здесь азербайджанцы целиком и полностью в своем праве. Просто… как-то это несколько не по-соседски, как-то уж очень вызывающе…

В 2011 году в Худжанде был демонтирован один из последних в Таджикистане и самый высокий в Центральной Азии памятник Ленину, имевшим в высоту с постаментом почти 25 метров. При этом последовало обещание властей «бережно» перенести его в парк культуры и отдыха, при этом отрицалась политическая подоплека этих действий. И да, действительно, монумент был перенесен в парк Победы в другом районе города.

Как и Узбекистан, Грузия демонтировала советские памятники, при этом пострадали и граждане самой Грузии. Так, взрыв «Мемориала славы» в Кутаиси по приказу властей привел к гибели двух человек – матери и дочери Джинчарадзе. А в ходе суда по этому делу к тюремному заключению за нарушение техники безопасности были приговорены три человека, то есть это фактически жертвы антисоветизма. А уже в 2011 году в Грузии было запрещено использование советской символики, запрещено наравне с использованием нацистской, изменены все названия населённых пунктов, которые имели отношение к советскому прошлому. В том же году была принята «Хартия свободы», которая ввела ряд ограничений для бывших функционеров коммунистической партии, комсомола, сотрудников советских спецслужб.

А как обстоит дело в Европе?

Между тем, за исключением стран Восточной Европы, практически нигде на Западе запретов на коммунистическую символику и приравнивание ее к нацистской нет. Правда, можно сослаться на Уголовный кодекс Германии, где есть запрет на использование и распространение символики Коммунистической партии Германии, которая была признана Федеральным Конституционным Судом незаконной и противоречащей Конституции.


Рис. 13 «Все марксистские пути приводят к зависимости от Москвы». Западная Германия, 1953.

В Восточной же Европе – другое дело. Публичное использование коммунистической и советской символики запрещено не менее чем в семи странах Центральной и Восточной Европы.

В Венгрии с 1993 по 2013 год существовал запрет на коммунистическую и нацистскую символику. Но он был отменен из-за неясной формулировки обстоятельств нарушения закона. Через три месяца эти формулировки были уточнены и запрет вновь вступил в силу.

В Польше разрешено использовать в художественных и образовательных целях, и даже коллекционировать предметы, содержащие коммунистическую символику. Но вот за их хранение, распространение или продажу с 2009 года предусмотрена криминальная ответственность вплоть до тюремного заключения.

В Чехии коммунистическая символика под запретом так же с 2009 года.

Тем не менее, Европейское сообщество постоянно с 2006 года ведет работу по осуждению «преступлений коммунизма и сталинизма»: принимаются резолюции, декларации, проводятся такого рода государственные мероприятия.

Например, 25 января 2006 Парламентская ассамблея Совета Европы приняла Резолюцию, осуждающую преступления коммунистических режимов наравне с нацистскими (Резолюция № 1481 «Необходимость международного осуждения преступлений тоталитарных коммунистических режимов»). 3 июля 2009 года Организацией по безопасности и сотрудничеству в Европе была принята Резолюция «О воссоединении разделенной Европы: Поощрение прав человека и гражданских свобод в регионе ОБСЕ в XXI веке», где официально осуждались «преступления сталинского и нацистского режимов». Европейским парламентом 2 апреля 2009 года был утвержден Европейский день памяти жертв сталинизма и нацизма. Это предложение было выработано в ходе конференции «Совесть Европы и коммунизм» в июне 2008 года в Праге. В ее декларации отмечалось, что именно Европа несет ответственность за последствия нацизма и коммунизма.

Та же мысль прослеживается в Декларации международной конференции «Преступления коммунистических режимов» от 25 февраля 2010 года: осудить на международном уровне коммунистические и тоталитарные режимы.

То есть мы имеем дело с решениями на основе неточных формулировок, чрезмерных обобщений и примитивных инсинуаций по принципу – «черное-белое». А это очень примитивный и нецелесообразный подход.


Рис. 14 «В сетях коммунизма». Италия, 1970.

Пока же получается, что антикоммунизм и антисоветизм не просто пропаганда в СМИ, они выступают и как составной элемент реальной государственной деятельности, направленная на подавление коммунистического, рабочего и национально-освободительного движения. Вполне очевидный, древний, но не потерявший актуальности прием создания образа врага, что облегчается отсутствием этого врага в действительности и невозможностью контрпропаганды.

«Позитивный» антикоммунизм, в отличие от агрессивного, пытается доказать устарелость, непригодность марксизма-ленинизма для решения проблем развитого «индустриального» общества, ориентируется на постепенное внутреннее перерождение, «эрозию» коммунизма.

Антисоветизм представляет собой частный случай антикоммунизма. Это система взглядов, направленных против советского строя и связанной с ним социальной системы, ее воздействия на широкое географическое пространство. При этом одни называют антисоветизмом любое несогласие с действиями советской власти и последующее осуждение этих действий, а другие — ненависть к советскому обществу в целом.

В России, согласно опросу ВЦИОМ, проведённому в 2006—2010 годах (к 20-летию падения СССР), само слово «антисоветский» имеет для 66% россиян негативную коннотацию: 23 % испытывают осуждение, 13 % — разочарование, 11 % — гнев, 8 % — стыд, 6 % — страх, 5 % — скепсис. То есть в стране, наиболее «пострадавшей» от советизма и коммунизма, далеко неоднозначна его негативная оценка. И вот это-то и есть самое интересное. Те, кто вроде бы сильнее всего от «коммунизма» пострадали, знают его плюсы и минусы на собственном опыте, относятся к нему… с пониманием. А вот те, кто в большей степени воспользовался его плюсами, как раз нападают на него самым активным образом. А ведь где были бы те же Польша и Финляндия, если бы не Ленин, на каком месте в мире были бы «республики» Средней Азии, если бы не помощь со стороны СССР? Ну и так далее и тому подобное. То есть существует некий четко обозначенный примитивизм и упрощенчество в освещении имевших место в ХХ веке множества исключительно сложных социальных проблем, и он же является трендом в подаче информации о проблемах мира нашей эпохи сегодня, хотя хорошо известно, что «иная простота хуже воровства»!
Автор: О.В. Милаева
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх