На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

БАЗА 211- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ

74 290 подписчиков

Свежие комментарии

  • Z Muliphein
    У меня муж плохо ходит и почти ничего не видит. Инвалид. Но 80 кг веса. Я вешу 58 кг. Я не представляю, какой рюкзак ...ЕСЛИ ПОПАЛ ПОД ОБ...
  • Владимир Петров
    Человек  - легенда,даже не верится ,что один человек совершил столько подвигов и на военном поприще и на гражданском...Ученый, трижды не...

Черный крест на груди «итальянца»

Почти ровесник итальянскому «Луиджи Дуранд де ла Пенне» по времени проектирования и постройки, российский эсминец проекта 956 «Современный» имеет намного более эффективный противокорабельный ракетный комплекс, чуть уступая в противолодочных возможностях.


Строительство эсминцев проекта 956, более известных как тип «Современный», велось с 1976 по 1992 год. А концепция корабля формировалась в конце 60-х.

Состав вооружения свидетельствует о том, что эсминцы данного проекта создавались как многоцелевые. Соответственно в соперники целесообразно выбрать корабль, который был бы близок концептуально и по времени постройки. В наибольшей мере подходит итальянский эсминец «Луиджи Дуранд де ла Пенне», детище 80-х. Оба – последние корабли первого послевоенного поколения. Они еще не имеют УВП, других технических средств и вооружения, характерных для эсминцев второго послевоенного поколения, таких, как «Орли Берк», но являются высшим достижением в своей генерации. Сопоставление, как и ранее, будем проводить не только на основе анализа состава вооружения и иных тактико-технических данных, но и по критерию соответствия вероятным условиям боевого применения. Это обеспечивает объективность и практическую ценность результатов.

Битва ТТХ

В настоящее время в ВМФ РФ шесть эсминцев проекта 956. Четыре корабля этого типа в экспортном исполнении есть в ВМС Китая. Полное водоизмещение – около 7900 тонн. Паротурбинная энергетическая установка общей мощностью 100 000 лошадиных сил обеспечивает эсминцу максимальную скорость 32 узла. Дальность на экономической скорости 18 узлов составляет около 3900 миль. Главное ударное вооружение – восемь ПКР «Москит» (две наклонные ПУ по четыре ячейки побортно). Эта сверхзвуковая ракета имеет дальность стрельбы при полете на предельно малых высотах (20–30 м) около 170 километров (в модификации «Москит-М»). Стартовая масса – 3930 килограммов, боевая часть – около 300 килограммов. Скорость – около тысячи метров в секунду – на всех этапах полета делает ракету практически неуязвимой для современных средств ПВО. Даже американская система на основе БИУС «Иджис» в данном случае недостаточно эффективна. Выдача целеуказания ПКР корабля за пределами радиогоризонта может быть осуществлена с использованием комплекса «Минерал», а также по данным внешних источников информации.

Для решения задач ПВО корабль располагает многоканальным ЗРК средней дальности М-22 «Ураган» с дальностью стрельбы около 25 километров, а на последней модификации «Ураган-Торнадо» дальность увеличена до 70 километров. Пуск ракет осуществляется с двух палубных однобалочных ПУ. Комплекс способен обстреливать одновременно до шести воздушных целей. Общий боекомплект – 48 ракет. Для самообороны от прорвавшихся СВН корабль имеет побортно две батареи из двух шестиствольных АУ МЗА АК-630 калибра 30 миллиметров. Обзор воздушного пространства в интересах ПВО обеспечивается трехкоординатной РЛС «Фрегат» различных модификаций. Для подавления работы РЭС СВН на эсминце имеются станции РТР МП-401 и активных помех МП-407, а также системы ПК-2М и ПК-10 (для постановки пассивных помех). Комплекс противолодочного вооружения корабля включает два двухтрубных 533-мм ТА (основная торпеда СЭТ-65 или УСЭТ-80), два шестиствольных РБУ-1000 (главным образом для противоторпедной защиты) и вертолет Ка-27, который может использоваться и для целеуказания ракетному комплексу «Москит». Для поиска ПЛ корабль имеет подкильную ГАС МГ-335 «Платина-МС», обеспечивающую обнаружение в активном режиме подводных лодок при благоприятных гидроакустических условиях на дальности до 10 километров.

Артиллерия корабля представлена двумя 130-мм АУ АК-130 с системой управления огнем МР-184 «Лев-184». Максимальная дальность стрельбы – около 24 километров. Огневая производительность – до 90 снарядов с каждой установки, всего около шести тонн снарядов в минуту. Для сравнения: американский крейсер «Тикондерога» может «выдать» только около двух тонн, а эсминцы «Орли Берк» и «Луиджи Дуранд де ла Пенне» – чуть более тонны.

Черный крест на груди «итальянца»


Итальянский «конкурсант» имеет существенно меньшее водоизмещение, полное – 5400 тонн. Оснащен двумя газотурбинными двигателями суммарной мощностью 54 000 лошадиных сил, обеспечивающими кораблю максимальную скорость 31 узел. При 18 узлах эсминец имеет дальность хода 7000 морских миль. Так же, как и «Современный», «Луиджи» – многоцелевой корабль. Его главный ударный комплекс – ПКР «Отомат» в восьмиконтейнерной ПУ. Ракета дозвуковая, дальность стрельбы – около 180 километров. Боевая часть – 210 килограммов. Полет к цели осуществляется на малых и предельно малых высотах. Собственных средств загоризонтного целеуказания у корабля нет. Но имеющиеся на борту два вертолета SHD-3 или EH-101 могут выступать источником внешнего целеуказания. Средства ПВО более многообразны, чем у «россиянина». Помимо основного комплекса средней дальности с ЗУР SM-1MR (46 км) «итальянец» имеет ПУ с восемью ячейками для ЗУР «Си-Спарроу» и «Аспиде» (30 км). ЗУР SM-1MR располагаются в арсенале под палубой. Пуск осуществляется с одной однобалочной ПУ Mk13. Три одноствольных 76-мм АУ Melara Super Rapid, имеющих скорострельность до 85 выстрелов в минуту каждая, в части уничтожения СВН в пределах мертвой зоны ЗРК (то есть 3–4 км от борта корабля) существенно менее эффективны, чем американский «Вулкан-Фаланкс» или российский АК-630 с их скорострельностью 3000–6000 выстрелов в минуту. Для обнаружения воздушных целей «Луиджи» располагает РЛС Hughes SPS-52С и Selena SPS-768. Комплекс противолодочного вооружения корабля превосходит наш эсминец и включает четыре ракетоторпеды «Милас» с дальностью стрельбы до 55 километров, два трехтрубных 324-мм ТА для малогабаритных торпед и упоминавшиеся два вертолета, основным назначением которых является борьба с ПЛ. Для их поиска имеется подкильная ГАС Raytheon DE 1164 LF-VDS, по характеристикам соответствующая американской AN/SQS-26, то есть несколько уступающая ГАС МГ-335 в дальности обнаружения подводных целей. ГАС с буксируемыми и гибкими протяженными антеннами эсминец не располагает. Одноствольная 127-мм АУ Otobredo Compatto с дальностью стрельбы до 23 километров и скорострельностью до 40 выстрелов в минуту предназначена для поражения надводных и береговых целей.

По ТТХ «итальянец» имеет превосходство только в части противолодочного вооружения. Два вертолета позволяют группе даже из двух кораблей постоянно держать одну машину в воздухе, что существенно увеличивает поисковые возможности. В остальных аспектах итальянский эсминец уступает нашему. Это особенно заметно в части ударного вооружения и средств ПВО.

Сравнение боем

И в локальном столкновении со слабым флотом, и в крупномасштабной войне против развитого государства оба корабля будут решать следующие основные задачи: уничтожение групп надводных кораблей (КУГ, КПУГ) и подводных лодок, отражение средств воздушного нападения, нанесение ударов по наземным объектам. Коэффициенты значимости определяются характером конфликта и особенностями вооруженной борьбы при его разрешении, вероятным составом привлекаемых группировок ВМС, оперативными и тактическими задачами, спецификой боевого предназначения рассматриваемого класса кораблей.

Оценим возможности эсминцев по решению типовых задач. Первая из них – уничтожение авианосцев – актуальна только для российского эсминца. Во встречном бою у него практически нет шансов выйти в точку залпа по полностью боеспособной АУГ. Зато возможности поразить авианосец восьмиракетным залпом из положения слежения оружием весьма реальны. Ведь «Москит», следуя на высоте 20–40 метров над водой со скоростью около 1000 метров в секунду, с момента появления над радиогоризонтом оставляет средствам ПВО противника менее 15 секунд на принятие мер на отражение удара. Время реакции системы ПВО на основе «Иджис» с момента обнаружения СВН до пуска ракет составляет более 12 секунд. Таким образом, в самом благоприятном случае обороняющейся стороне удастся выпустить по одной ЗУР с каждой ПУ и поразить от силы одну ПКР «Москит». Часть, возможно, удастся увести помехами. Но от трех до пяти ракет дойдет до авианосца, чего вполне достаточно для выведения его из строя. Это соответствует вероятности решения задачи 0,6–0,7.

Что касается уничтожения групп надводных кораблей, для корректности сопоставления по всем образцам класса эсминец применительно к крупномасштабной войне в качестве объекта удара будем брать такой же состав КПУГ (КУГ), что и в случае с рассмотренными представителями США и Китая («Орли Берк» – просто орел»), то есть три-четыре фрегата. При этом объектом атаки «россиянина» будут «Горизонты» или подобные им корабли стран НАТО. Вероятная цель «итальянца» – наши фрегаты проекта 22350.

«Современный» имеет примерно равную дальность стрельбы своими ПКР с возможными объектами его атаки, располагающими ПКР «Гарпун». Однако у него есть преимущество, состоящее в наличии системы загоризонтного целеуказания «Минерал». Поэтому наш эсминец имеет больше шансов нанести упреждающий удар по противнику. Восемью ракетами «Москит» реально вывести из строя или потопить не менее двух-трех кораблей, что соответствует эффективности 0,65–0,75. Если противник все-таки упредит в ударе, он сможет выпустить 8–12 ПКР «Гарпун». Вероятность вывода из строя или потопления нашего эсминца таким залпом будет 0,5–0,7. С учетом большей вероятности упреждения «Современным» его общая эффективность решения конкретной задачи оценивается в 0,45–0,52.

Противник «Луиджи Дуранд де ла Пенне» – наш фрегат проекта 22350 имеет как минимум полуторное превосходство в дальности стрельбы ракетным оружием. Поэтому при равных условиях группа из трех-четырех таких наших фрегатов не оставляет шансов одиночному итальянскому эсминцу не только добиться какого-либо результата, но даже просто выжить. Очевидно, эффективность решения задачи борьбы с надводными кораблями в крупномасштабной войне у «итальянца» будет нулевая.

В локальных войнах объектом удара обоих рассматриваемых эсминцев будут группы из трех-четырех катеров или малых кораблей ближней морской зоны, имеющих ПКР малой дальности, без эффективных средств ПВО. Соответственно эффективность «Современного» и «Луиджи Дуранд де ла Пенне» будет примерно одинакова – 0,6–0,7.

В ударах по наземным объектам эсминцам может ставиться задача тактического масштаба, то есть вывод из строя одного крупного важного объекта или трех-четырех небольших. «Россиянин» своей артиллерией способен решить ее с вероятностью 0,7–0,8. «Итальянец» – только 0,2–0,3. С учетом ограничения зоны воздействия прибрежной полосой эффективность решения этой задачи для российского эсминца можно оценить в 0,05–0,06, а итальянского – 0,014–0,022.

Возможности соперников по борьбе с субмаринами целесообразно сравнивать по критерию вероятности обнаружения и уничтожения подводной лодки противника в заданном районе группой из двух эсминцев. Это может быть типовой задачей таких кораблей в зональной противолодочной обороне или в системе ПЛО крупного оперативного соединения.

Размер района и время поиска возьмем такими же, как при сопоставлении эсминцев КНР и США. В этом случае вероятность обнаружения и уничтожения американской субмарины группой из двух «Современных» будет равна 0,12–0,14. КПУГ из двух «Луиджи Дуранд де ла Пенне» против нашей атомной подводной лодки окажется существенно эффективнее – 0,2–0,23.

Оценивая возможности кораблей по отражению удара средств воздушного нападения (СВН), за основу возьмем типовой наряд в 24 ПКР с размахом залпа в три минуты по ордеру из двух эсминцев. При таких условиях вероятность сохранения боеспособности обоих кораблей может составить применительно к российским, отражающим американские «Томагавки», – 0,4–0,45, а к группе «Луиджи Дуранд де ла Пенне», обстрелянной ПКР «Калибр», – 0,15–0,2.

Проведенный анализ позволяет вывести интегральный показатель соответствия. У российского эсминца проекта 956 он составляет применительно к локальным войнам 0,35, а к крупномасштабной – 0,43. У «Луиджи Дуранд де ла Пенне» аналогичные показатели – 0,24 и 0,21. То есть по степени соответствия боевой эффективности корабля его предназначению российский эсминец превосходит «итальянца» более чем вдвое в крупномасштабных войнах и почти в полтора раза в локальных. Такой результат обусловлен более эффективным ударным ракетным комплексом и существенно более мощными средствами ПВО «Современного».
Автор: Константин Сивков
Первоисточник: http://vpk-news.ru/articles/35868
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх