На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

БАЗА 211- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ

74 290 подписчиков

Свежие комментарии

  • Z Muliphein
    У меня муж плохо ходит и почти ничего не видит. Инвалид. Но 80 кг веса. Я вешу 58 кг. Я не представляю, какой рюкзак ...ЕСЛИ ПОПАЛ ПОД ОБ...
  • Владимир Петров
    Человек  - легенда,даже не верится ,что один человек совершил столько подвигов и на военном поприще и на гражданском...Ученый, трижды не...

Стиляги Третьего рейха

 Из всех прошедших войн мы чаще вспоминаем о событиях и героях Второй мировой войны. Было бы справедливо не забыть и о немецком сопротивлении нацизму, которое имело разные формы - от коммунистических и студенческих подпольных организаций (Красная капелла, Белая роза) до заговоров офицеров вермахта, от религиозной оппозиции да молодежных субкультур, создавших антимоду как протест против тоталитарного режима.
Самые ранние молодежные субкультуры появились во время войны - в 1942 г. "эутиз" в США и "зазу" во Франции. Но в нацистской Германии их предшественники появились еще до войны. Первыми создателями молодежной антимоды были представители немецкой молодежи, отвергавшие нацистскую идеологию и официальный стиль жизни Третьего рейха - "Навахос", "Пираты Эдельвейса", "шлурфы" и "свингюгенд"…
Молодежные субкультуры с 1960-х гг. стали неиссякаемым источником инноваций в моде и любимым творческим источником для дизайнеров. Их стили возникали как антимода, которая спустя какое-то время могла преобразоваться в официальную моду. Антимода - одно из проявлений социальной идентификации, которое выражается в следовании стилю своей группы (идентификации с группой) и отказу от общепринятой моды. Антимода всегда является формой выражения протеста. Примеры антимоды можно найти и а прошлом - от германских ландскнехтов эпохи Возрождения до санкюлотов времен Великой французской революции. Но о XX веке чаще всего антимоду создавали представители молодежных субкультур.
Побудительной причиной появления оппозиционных режиму групп молодежи в Третьем рейхе стало создание молодежных нацистских организаций, 17 июня 1933 г. Бальдур фон Ширах был назначен главой молодежи германского рейха и стал руководителем и координатором работы системы уже существовавших нацистских детских и молодежных групп: Союза германских девочек (10-14 лет) и Союза германских девушек(14 -18 лет), "Германской молодежи" (мальчики 10-14 лет) и гитлерюгенда ("Гитлеровская молодежь" (14-18 лет). Первоначально членство в этих организациях было добровольным, но после прихода нацистов к власти были постепенно ликвидированы почти все молодежные организации (кроме Лиги католической молодежи), а левые рабочие организации были просто запрещены. В результате умелой пропаганды численность нацистских организаций росла ("Дети хотели вступить в гитлерюгенд, остаться за бортом этой организации было худшим наказанием"). В 1938 г. нацистское молодежное движение насчитывало 5,4 миллиона членов, 1 декабря 1938 года был принят закон, который сделал членство в этих организациях практически обязательным, и их численность возросла до 7 миллионов.
Цель, которую преследовали нацисты своей молодежной политикой - воспитание молодежи, лояльной режиму. Новые члены гитлерюгенда должны были принести присягу на верность фюреру, была разработана церемония торжественного приема в члены гитлерюгенда. В отличие от аналогичных советских детских и молодежных организаций (октябрят, пионеров и комсомола) а нацистской Германии было четкое деление по половому признаку, так как национал-социалисты не признавали никакого равноправия женщин в общественной жизни - им отводили только традиционные роли матери и подруги. Так что главной задачей организации дли девочек до войны было воспитание здоровых будущих матерей "истинных арийцев", а организации для мальчиков должны были "ковать" солдат для вермахта.
Гитлер говорил а 1935 г., на Нюрнбергском съезде партии: То, чего мы ждем от нашей германской молодежи, в корне отличается от того, что ждали люди от молодежи в прошлом. Мы считаем, что германский юноша будущего должен быть стройным и гибким, быстрым, как гончая, прочным, как ремень, и твердым, как крупповская сталь". Поэтому упор делали не только на идеологической "обработке", но я на физическом развитии: спортивной подготовке, а позднее на военной подготовке. Членов гитлерюгенда буквально "истязали" спортивными соревнованиями и походами, "закаляющими" дух и тело. Популярны были спортивные лагеря на открытом воздухе.
Униформа, отдание салюта (нацистское приветствие "Хайль Гитлер"), военизированные парады должны были воспитывать будущих солдат. Нужно отметить, что с этой задачей "Гитлерюгенд" блестяще справился, как, впрочем, и ВЛКСМ. Если в странах антигитлеровской коалиции в войсках ПВО в основном служили женщины, то в Германии, в соответствии с национал-социалистической доктриной четкого разделения ролей полов, женщин в армию почти не допускали, за редким исключением (за серую форму даже в самой Германии их уничижительно называли "серыми мышами"). Поэтому к концу войны во многих частях ПВО служили 15-16-летние подростки из гитлерюгенда, геройски сражавшиеся, например, в боях в ой области.
Члены гитлерюгенда носили униформу - черные шорты, коричневые рубашки и черные галстуки. Обязательными были короткие "армейские" стрижки с залихватски зачесанным пробором. Именно такой образ был ненавистным для тех, кто был против спортивной и военной муштры.
В 1933 г. для девушек из BDM была введена обязательная бесплатная униформа: синяя юбка с поясом, белая блуза, коричневая спортивная куртка, коричневые кожаные башмаки и белые носочки. Черный галстук получали после прохождения "вступительных испытаний". Яркие цвета, украшении, макияж были негласно запрещены.
Также власти в соответствии с установкой "Кровь и почва" пытались внедрить в качества праздничной одежды "трахт" - то есть платье а национальном стиле на основе баварского платья "дирндль". Такие стилизованные "национальные одежды" носили участницы грандиозных театрализованных праздников, которые нацисты любили устраивать на стадионах.
На Нюрнбергский съезд НСДАП в 1938 г, "прибывает много женщин в костюмах их родных мест... Девушки из трудовой повинности идут в своей униформе. За ними следуют студентки в своей новой простой форме, которая состоит из темно-синей куртки и белой блузы. Эта одежда весьма напоминает новые костюмы "Союза немецких девушек", а также руководительниц молодежных ячеек национал-социалистической организации дня женщин. Мелькают девочки в крестьянских костюмах, пара сотен руководительниц молодежных групп, начальницы из трудовой повинности, представительницы женских групп с предприятий (они одеты во что-то вроде сарафана светло-синего цвета и белую блузу".
Власти разделяли молодежь по половому признаку - было не только раздельное обучение в школах, но и практиковался раздельный досуг. Девушки из BDM также занимались спортом, ходили в походы с тяжелыми рюкзаками. Их закаливали физически, чтобы воспитать здоровых матерей солдат Третьего рейха.
Во время войны девушки должны были год отслужить в Имперском трудовом фронте - их привлекали к сельскохозяйственным работам, работе с беженцами, разбору завалов после бомбежек и даже тушению пожаров. Для этого также полагалась униформа.
Среди молодежи появились недовольные спортивной муштрой и военизированным духом официальных молодежных организаций. Первыми были подростки из семей рабочих-коммунистов, убитых и замученных в концлагерях после 1933 г. Они создали "рабочую субкультуру" "Навахос", позднее "Пираты Эдельвейса". Еще до прихода нацистов к власти уличная жизнь в Веймарской Германии была бурной - традиционными стали стычки и драки коммунистов со штурмовиками. Эти "боевые традиции" перешли по наследству детям рабочих, отцы которых стали жертвами нового режима. В 1933 г. на экраны вышел пропагандистский фильм "Квекс из гитлерюгенда", прообразом главного героя которого был реальный 15-летний член гитлерюгенда Герберт Норкус, распространявший в Берлине нацистскую литературу накануне выборов и убитый группой боевиков-коммунистов. В каком-то смысле, субкультура "пиратов" была предшественницей "красных скинхедов".
Как и для советских стиляг, которые появились после XX съезда во время "оттепели", для молодых немцев, недовольных репрессивным режимом, Америка была символом демократии и свободы. Американская джазовая музыка была популярна среди молодежи, не желавшей быть членами гитлерюгенда и солдатами. Тем более, что в Рейнской области' многие традиционно враждебно относились к "пруссакам". Кёльнские "Навахос" появились еще в 1933 г., после 1936 г. стали называть себя "Пиратами Эдельвейса". Они слушали американский джаз, носили клетчатые ковбойки с шейными платками, как американские ковбои, отпускали длинные волосы, украшали одежду значками или аппликациями в виде цветка эдельвейса (не путать со значками дивизии горных стрелков "Эдельвейс"), ходили в походы на природу, пели у костров под гитару. Во время войны путешествовали по Германии, несмотря на запреты. То есть наслаждались "вольной жизнью". Особенностью этих встреч был не только их демонстративно неформальный характер, но и участие девушек. Все немецкие молодежные субкультуры отвергали официальное разделение молодежи по половому признаку. Поэтому пропаганда обличала их как "сексуальных извращенцев" и считала "асоциальными элементами". Девушки из групп "пиратов" носили длинные распущенные волосы (что во время войны также не приветствовалось) и очень короткие юбки - до колена, в то время как юбки у национального "трахта" и у женской униформы были длиной до щиколотки.
С началом войны движение приобрело более выраженное антиправительственное направление. "Пираты" объединялись в группы -кроме традиционных драк с гитлерюгендовцами, они разбрасывали листовки, писали на стенах пешеходных переходов антиправительственные лозунги ("Высшее военное командование .лжет", "Медали за убийства"), помогали укрываться евреям, русским военнопленным и остарбайтерам. Кстати, часто пели под гитару уже русские песни. Многие "пираты" были связаны с уголовниками и спекулянтами черного рынка - устраивали набеги на продовольственные склады и места хранения продуктовых карточек. Поэтому после войны в ФРГ1 о них предпочитали умалчивать, считая их хулиганами и уголовными элементами. Выжившие к моменту падения Третьего рейха "пираты" вели себя столь же вызывающе в послевоенной Западной Германии, выражая свое отношение уже к оккупационным властям.
Летом 1942 г. в Кёльне "пираты" собирались каждый вечер в одном из ресторанчиков на Лейпцигской площади. Сначала было 15 человек, потом их численность увеличилось до 3 тысяч (по сведениям кёльнского гестапо). Всего в Германии было около 5 тысяч "пиратов".
После открытия Второго фронта летом 1944 г. многие "пираты" перешли на нелегальное положение, прячась в развалинах разбомбленных домов, чтобы избежать принудительной эвакуации и участия в оборонных работах. Репрессии против "пиратов" начались уже в декабре 1942 г., когда гестапо арестовало 283 человека - членов 10 групп "пиратов" в Дюссельдорфе, 260 человек (10 групп) в Дуйсбурге, 124 человека (4 группы) в Эссене и 72 человека (4 группы) в Вуппертале. К концу 1944 г. это движение было практически ликвидировано, В сентябре 1944 г. были проведены массовые аресты "пиратов" в Кёльне. 10 ноября 1944 г. без суда публично казнили 13 пиратов. Одному из них, Бартелю Шинку, было только 16 лет. Его друг Жан Юлих, который выжил после пыток и заключения, добился в конце 1990-х гг. признания Бартеля Шинка не уголовником, а борцом с нацистским режимом: "Нам было 15-16 лет, и мы не хотели подчиняться муштре нацистской молодежной организации. Мы протестовали не против большой политики, однако мы руководствовались здравым умом. Правда, в условиях диктатуры от этого до политического сопротивления лишь маленький шаг. Видимо, и гестапо это именно так и понимало, иначе нас не стали бы беспощадно преследовать, сажать в тюрьмы и подвергать пыткам".
В 2004 году на экраны вышел фильм "Пираты Эдельвейса", который Нико и Кики фон Глазофф сняли по воспоминаниям бывшего "пирата" Жана Юлиха. Интересно, что главную роль сыграл петербургский актер Иван Стебунов, а съемки проходили в Петербурге, где на окраине нашли подходящую натуру, похожую на Кёльн военного времени.

Источник: "Интересная газета. Тайны истории" №18 2010 г

Картина дня

наверх