На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

БАЗА 211- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ

74 290 подписчиков

Свежие комментарии

  • Z Muliphein
    У меня муж плохо ходит и почти ничего не видит. Инвалид. Но 80 кг веса. Я вешу 58 кг. Я не представляю, какой рюкзак ...ЕСЛИ ПОПАЛ ПОД ОБ...
  • Владимир Петров
    Человек  - легенда,даже не верится ,что один человек совершил столько подвигов и на военном поприще и на гражданском...Ученый, трижды не...

«Люди-лягушки» против линкоров: как разозлить Черчилля

Черчилль был поражён, узнав об этом. Итальянцам потребовалось всего шесть человек, чтобы вывести из строя два британских линкора в александрийской гавани. Нападение боевых пловцов из 10-й флотилии MAS князя Боргезе вошло в историю как самая успешная операция подводных диверсантов.

Недорогие победы

10 июня 1940 года во Второй мировой войне появился новый участник — Италия. В мечтах Муссолини видел себя гегемоном на Средиземном море, но ему мешали англичане. Последние также не были рады появлению нового противника, который имел большой флот.

Вскоре после начала войны на Средиземном море практичные и циничные англичане нейтрализовали французский флот (в том числе атаковав базу в Мерс-эль-Кебире, чтобы корабли французов не достались странам «оси»).

Но Regia Marina — итальянский флот — и без французских кораблей был угрозой для Великобритании. Он доминировал на Средиземном море — шесть линкоров, многочисленные тяжёлые и лёгкие крейсера, большое количество эсминцев и подлодок делали его серьёзным противником.

Чтобы лишить итальянцев преимущества, нужен был простой и эффектный ход. Здесь помогла палубная авиация. В ночь с 11 на 12 ноября 1940 года торпедоносцы британского авианосца «Илластриес» атаковали базу итальянских ВМС в Таранто. Результат: англичане потеряли пару самолётов, но вывели из строя три вражеских линкора. Дёшево и сердито.

Бой в Таранто

Казалось бы, дело сделано. Итальянцев лишили преимущества в тяжёлых кораблях, да и сами они не горели желанием сражаться с британским флотом. Но англичане не учли один важный нюанс — боевых пловцов из 10-й флотилии MAS.

«Люди-лягушки»

В первый раз итальянские подводные диверсанты заявили о себе 1 ноября 1918 года, когда потопили линкор «Вирибус Унитис». Но война уже заканчивалась, так что Рим не особо занимался развитием таких специальных подразделений. Снова на них обратили внимание только перед Второй мировой.

В этот период морские части спецназначения создавали во многих державах. Не остался в стороне и СССР.

В 1939 году в Италии появилась 1-я штурмовая флотилия боевых пловцов. В марте 1941-го она была преобразована в десятую флотилию MAS (Mezzi d’Assalto — штурмовых средств) — и именно под этим названием прославилась. Диверсанты должны были атаковать базы Королевского флота в Средиземном море. В первую очередь — в Гибралтаре, на Мальте и в Александрии.

Корабль Его Величества «Йорк»

Но первый успех был достигнут в критской бухте Суда. Там взрывающиеся катера тяжело повредили британский тяжёлый крейсер «Йорк», заставив его выброситься на мель. Спасти его британцы не смогли — корабль добили немецкие пикировщики. Там же взорвали танкер. А в сентябре 1941 года подводные диверсанты атаковали Гибралтар, где потопили три транспорта.

Англичане знали об их существовании. Они даже взяли в плен нескольких пловцов — в том числе и пилотов катеров, подорвавших «Йорк». Охрану якорных стоянок серьёзно усилили.

Но фортуне порой плевать на любые предосторожности. Именно везение помогло итальянцам проникнуть в гавань Александрии, где их действия обернулись катастрофой для британского флота.

Рейд в Александрию

В ночь на 19 декабря итальянская подлодка «Шире» князя Валерио Боргезе на минимальной скорости осторожно подползла к бухте Александрии и выпустила три «майале» (человеко-торпеды): на каждой по два диверсанта и 270 кг тротила. Когда они подошли ко входу в гавань, он оказался открытым! Англичане убрали боново-сетевые заграждения для прохода возвращавшихся крейсеров и эсминцев.

Антон Железняк
Антон Железняк
Эксперт по техническим и инженерным вопросам

Боново-сетевые заграждения — до сих пор один из основных способов защиты от нежелательных гостей с моря. Состоят из поплавков-бонов и прикреплённых к ним сетей, удерживаемых якорями и растяжками, с помощью которых береговая команда может приводить их в боевое положение.

Проскользнув в гавань, диверсанты направились к линкорам «Вэлиент», «Куин Элизабет» и флотскому танкеру. Торпеда лейтенанта де ла Пенне пошла к «Вэлиенту». Но его напарник Эмилио Бьянки потерял сознание и соскользнул с торпеды. Лейтенанту пришлось самому положить заряд под линкор. Как писал британский исследователь Дэвид Макинтайр:

«Нечеловеческими усилиями, блуждая почти вслепую в облаке ила, де ла Пенне сумел сделать это! Он запустил часовой механизм взрывателя и всплыл на поверхность».

Лейтенант добрался до швартовой бочки линкора, где обнаружил Бьянки. В 03:25 они были замечены англичанами и подняты на борт. Итальянцев допросили, но они отказались отвечать на вопросы. Лишь в 06:00 де ла Пенне сообщил командиру «Вэлиента», что корабль заминирован и вскоре взорвётся.

Два оставшихся экипажа «майале» успешно установили заряды под «Куин Элизабет» и танкером «Сагона». Им удалось выбраться на берег, но вскоре их арестовала полиция. Первую пару диверсантов взяли сразу в гавани. Вторая сумела выбраться из города, но была поймана после того, как начала расплачиваться британскими фунтами, которые не были в ходу в Египте.

В 05:47 под танкером раздался взрыв. В этот момент с него заправлялись четыре эсминца. Один из них,«Джервис», получил серьёзные повреждения.

В 06:06 сработал заряд, установленный под «Вэлиентом». Через четыре минуты рвануло под днищем «Куин Элизабет». Оба линкора сели на дно гавани и были надолго выведены из строя.

Уничтоженный флот

Одним ударом шесть диверсантов вывели из строя главные силы флот-адмирала Каннингема. После уничтожения немецкой подлодкой линкора «Бархэм» и подрыва двух линкоров в Александрии англичане оказались в сложном положении. В восточном Средиземноморье у них осталось только четыре крейсера и эсминцы.

Чтобы дезинформировать противника, они как могли скрывали информацию об успехе его акции. Британским газетам было запрещено упоминать об этом, так что в прессе публиковали фото неповреждённых «Вэлиента» и «Куин Элизабет».

Повреждения на «Вэлиенте»

Впрочем, итальянский флот так и не смог воспользоваться полученным преимуществом. Он был слишком занят проводкой в Ливию собственных конвоев, которым угрожали корабли, самолёты и подлодки с Мальты.

Итог операции итальянских боевых пловцов подвёл Уинстон Черчилль:

«Шесть итальянцев, одетых в довольно необычные скафандры и снабжённых до смешного дешёвыми средствами, сумели сместить баланс сил на Средиземном море в сторону «оси».

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх