На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

БАЗА 211- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ

74 297 подписчиков

Свежие комментарии

  • Владимир Петров
    Человек  - легенда,даже не верится ,что один человек совершил столько подвигов и на военном поприще и на гражданском...Ученый, трижды не...

И ОДИН В МОРЕ ВОИН…

Кирилл Баркаев

Журнал «Солдат удачи» №11, 2008
Сюжет этого материала несколько необычен. Два боевых эпизода из разных столетий, но связь между ними очевидна…

 

Подвиг отечественных моряков советского периода, о котором будет рассказано в данном материале, вполне достоин того, чтобы встать в один ряд с героическим эпизодом, вписанным в историю Российского флота командой брига «Меркурий», вступившего в неравный бой с двумя турецкими боевыми кораблями, многократно превосходившими его по вооружению и скорости. И в том, и в другом случае наши моряки поступили согласно основному завету Российского флота со времени его основания – флаг не спускать, без боя не сдаваться!

Эти два боевых эпизода отделяют более полутора сотни лет. О первом из них давно забыли. О втором – кроме участников почти никто не знает. Но оба они едины по своей сути. По духу и даже по тактике. Но обо всем по порядку.

 

«ЖИВОТ ПОЛОЖИТЬ, НО ГЕРОЙСТВОМ ПРОРВАТЬСЯ В ВЕКА!»

 

Конечно, это был лишь один эпизод из многих, себе подобных. И говорим мы именно о нем потому, что он нашел почти зеркальное отражение в наши времена, о чем будет сказано дальше.

Тогда, во время русско-турецкой войны, наши моряки не просто оказали сопротивление преобладавшему по силам противнику, а вышли победителями из боя. Видимо, невзирая на все свои преимущества, не было тогда у турков преобладания только в одном – в силе духа…

В 1829 году небольшой отряд российских кораблей в составе фрегата «Штандарт», бригов «Орфей» и «Меркурий» находился в разведке в районе Босфора. Утром 14 мая наши моряки встретили отряд турецких военных судов, состоящий из шести линейных кораблей и двух фрегатов.

 

Бриг «Меркурий», атакованный двумя турецкими кораблями. С картины Ивана Айвазовского, 1892
Подавляющее преимущество в огневой мощи было на стороне противника. В такой невыгодной ситуации русские корабли решили отступить, не принимая боя. Используя превосходство в скорости, «Штандарт» и «Орфей» ушли от погони турок. «Меркурий», который по существу являлся торговым судном, не мог развить достаточной скорости, и он был настигнут преследователями.

 

На двух линейных турецких кораблях, которые противостояли российскому бригу, было в общей сложности 174 орудия различного калибра, в то время как сам «Меркурий» имел только 18 легких пушек. На собрании офицеров было принято единодушное решение принять неравный бой. Чтобы корабль не достался врагу в качестве боевого трофея, решено было в случае угрозы его захвата взорвать бриг. Для этой цели у дверей крюйт-камеры был оставлен заряженный пистолет, которым для подрыва боезапаса должен был воспользоваться последний из оставшихся в живых членов экипажа.

Турки, зайдя с левого и правого бортов, предприняли попытку принудить русский корабль к сдаче в плен. Однако «Меркурий», постоянно маневрируя, вел огонь по противнику из кормовых орудий, не подставляя ему бортов. Линейные корабли турок не только не могли использовать свое преимущество в артиллерии, но и постоянно попадали под огонь русского брига. Более того, артиллерийские залпы крупных боевых парусников, находящихся друг напротив друга, время от времени поражали своих же.

Неравный бой длился более четырех часов. Бриг «Меркурий» получил 23 попадания в корпус и более трехсот в паруса и рангоут, четыре моряка были убиты и восемь ранены. Турецкие корабли в результате боя потеряли ход и вынуждены были прекратить преследование. Русский корабль остался победителем в этом неравном поединке.

Командиру брига «Меркурий» капитан-лейтенанту А.И. Казарскому в Севастополе был поставлен памятник, на котором высечена надпись – «Потомству в пример»…

 

«ТАНКЕРНАЯ ВОЙНА»

 

Теперь перенесемся в XX век, в 1980-е годы. Для начала расскажем обстановку на тот момент, потому что многие не имеют об этом ни малейшего представления. Советские корабли, входившие в состав 8-й оперативной эскадры, базировались на базах в районе Индийского океана. Да, дорогой читатель, в свое время наши корабли имели пункты базирования на архипелаге Дахлак в Красном море, в Йемене, Эфиопии. Они не только демонстрировали морскую мощь СССР, но и выполняли реальные боевые задачи, имевшие большое значение для обеспечения безопасности нашего судоходства в этом неспокойном регионе.

 

Иранский боевой катер атакует грузовое судно в Персидском заливе
Дело в том, что с 1980 по 1987 год воды Персидского залива стали ареной боевых действий между Ираном и Ираком. В ходе этой войны обе стороны старались уничтожать нефтеналивные танкеры, следующие в порты противника и обратно. В самом начале «танкерной войны» Ирак объявил запретной зоной северную часть Персидского залива, приступив к нанесению ударов по танкерам, следовавшим в порты Ирана. В ответ на это Иран стал топить суда, вывозившие нефть из арабских стран, чтобы тем самым создать экономические трудности своему противнику. И если до 1984 года нападения на гражданские суда были эпизодическими, то с весны того года они приобрели систематический характер. Более того, на морских коммуникациях было выставлено огромное количество мин. Главным образом атакам подвергались суда, следующие в одиночку. Мирные сухогрузы и нефтяные танкеры были беззащитны перед боевыми катерами, самолетами и морскими минами.

 

С апреля 1984 по декабрь 1987 года сообщения о жертвах «танкерной войны» поступали практически ежедневно. Всего за этот период времени были повреждены сотни судов, более десятка погибли. Сотни гражданских моряков были убиты (см. также: «Танкерная война в персидском заливе»).

 

ГОТОВНОСТЬ – ПОЛНАЯ!

 

Красное море, так же как и Персидский залив, было ареной боевых действий. Во время войны воюющими сторонами было выставлено большое количество мин, которые стали настоящим бичом для гражданских судов.

На советские танкеры и сухогрузы также неоднократно совершали нападения эритрейские сепаратисты, воевавшие с Эфиопией, которой СССР оказывал широкомасштабную военную помощь. Мирные корабли представляли собой легкую добычу для различного рода террористических группировок и обычных пиратов. Для того чтобы обезопасить себя от нападения и обеспечить проход через минные поля, советские боевые корабли осуществляли проводку конвоев гражданских советских и иностранных судов в Красном море и Персидском заливе.

Необходимо отметить особенности несения боевой службы в зоне Индийского океана. Средняя температура воздуха здесь редко опускается ниже 35–40 градусов, морская вода имеет высокую соленость. Системы кондиционирования на многих кораблях отсутствовали, запасы пресной воды были строго ограничены. Во время движения конвоя экипажи боевых кораблей длительное время находились на боевом посту в состоянии повышенной боевой готовности. Палящее солнце и постоянная качка, которой так подвержены корабли малого водоизмещения, буквально отнимали последние силы у военных моряков, опресненная вода плохо утоляла жажду, из-за высокой температуры и влажности воздуха любая царапина на теле превращалась в кровоточащую язву. При всем этом боевая служба длилась порой по 7–8 месяцев.

 

Советский тральщик проекта 266М
Для того чтобы читатель мог представить себе корабли, которые выполняли боевые задачи по проводке конвоев в миноопасных районах, можно привести в качестве примера технические характеристики тральщика «Разведчик» (проект 266М), который нес боевую службу в составе 8-й оперативной эскадры в январе–августе 1990 года. Водоизмещение полное 770 тонн, длина 61 метр, ширина 6 метров, осадка 3,5 метра, вооружение – две двухствольные 30-мм артиллерийские установки АК-230, две пятиствольные реактивные бомбометные установки, максимальная скорость – 17 узлов, дальность плавания – 1500 миль, автономность – 10 суток. Данный боевой корабль осуществил проводку 52 судов в составе 29 конвоев в Красном море и Персидском заливе. 14 мая 1990 года тральщик защитил от нападения боевых катеров эритрейских сепаратистов транспорт «Интернационал» Минморфлота СССР. Необходимо отметить, что в период пребывания наших военных кораблей в Индийском океане СССР не потерял на минах ни одного корабля. Советские тральщики, катера, сторожевые корабли не понесли боевых потерь в ходе боестолкновений с кораблями противника, которые случались неоднократно. Советская система организации несения боевого дежурства на боевых постах и наблюдения за воздушной и надводной обстановкой неоднократно показывала себя с самой лучшей стороны. В отличие от боевых кораблей США и их союзников, командование которых всецело полагалось на новейшую радиоэлектронику, наши моряки большое внимание уделяли зрительному наблюдению. Дело в том, что катера, которые террористы и морские пираты, а также бойцы из состава Корпуса стражей исламской революции использовали для нападений, имели деревянные или пластиковые корпуса, и радиолокационные станции могли обнаружить их на сравнительно небольшой дистанции, да и спутать их с простыми рыбаками было очень легко.

 

 

Пираты XX века
Для атак обычно использовались переносные ракетные комплексы, крупнокалиберные пулеметы и гранатометы, которые, конечно, не способны уничтожить современный корабль, однако могут вывести из строя антенные комплексы или системы вооружения. На советских катерах и тральщиках моряки несли постоянное дежурство у визирных колонок, с которых можно управлять артиллерийскими орудиями. Любая быстродвижушаяся цель бралась на сопровождение и могла быть уничтожена в кратчайшее время.

 

Плавающие мины, которые представляли серьезную опасность для мирных кораблей, также весьма сложно было обнаружить какой-либо электронной аппаратурой, здесь вся надежда возлагалась на зоркость и внимательность моряков, несущих вахту у визирных колонок и сигнальщиков.

 

ТРИ ИЗ ЧЕТЫРЕХ – НА ДНО!

 

С ноября 1989 по май 1990 года в районе Красного моря нес боевую службу артиллерийский катер «АК-213» Черноморского флота.

27 мая командиру корабля капитан-лейтенанту Н.Белому была поставлена задача доставить из военно-морской базы на архипелаге Дахлак группу уволенных в запас советских матросов в количестве 70 человек. Катер должен был высадить их на борт гражданского судна, следующего через Красное море в СССР. Общая протяженность маршрута составляла 100 морских миль. Для быстроходного корабля задача, прямо скажем, пустяковая – чисто пассажирская. Но мы говорим о боевой обстановке.

 

Советский артиллерийский катер проекта 205П
Здесь необходимо привести тактико-технические характеристики «АК-213» (проект 205П). Полное водоизмещение 210 тонн, длина 39 метров, ширина 7,8 метра, осадка 1,8 метра. Вооружение – две двухствольные 30-мм артиллерийские установки АК-230, один 12,7-мм пулемет, 12 глубинных бомб. Скорость хода – 36 узлов.

 

К советскому кораблю с двух сторон стали быстро приближаться четыре быстроходные цели. Экипаж катера был приведен в повышенную степень боевой готовности. Быстроходными целями оказались катера эритрейских сепаратистов типа «Ягуар», которые чувствовали себя полновластными хозяевами в этих водах.

Катера этого типа строились в Германии, имели водоизмещение 183 тонны, скорость хода 40 узлов, длину 42 метра, ширину 7 метров, четыре торпедных аппарата, две 40-мм автоматические пушки.

Преимущество в огневой мощи, скорости и в количестве боевых единиц было на стороне противника.

Наш корабль был окружен, после чего последовало требование сдаться. В то время, как упоминалось выше, Советский Союз оказывал военную помощь Эфиопии, от которой хотела отделиться мятежная провинция Эритрея. Захват в плен советского боевого корабля с большим количеством пассажиров на борту дал бы возможность сепаратистам диктовать условия нашей стране и требовать прекращения военной помощи.

 

Боевой катер типа «Ягуар» германской постройки
Капитан-лейтенант Н.Белый принял неравный бой. Позиция эритрейских катеров по отношению к советскому кораблю напоминала расположение турецких линейных кораблей и русского брига «Меркурий». Так же как и турки, эритрейцы заняли позиции слева и справа от корабля, который хотели взять в плен.

 

На первый взгляд, положение наших моряков было безвыходным. Однако, искусно маневрируя, капитан-лейтенант Н.Белый, как и его предшественник А.Казарский, поставил в невыгодное положение своих противников. Он повторил тактику командира «Меркурия»! Преследователи, как в том случае более чем полуторавековой давности, не смогли реализовать преимущество в огневой мощи. Находясь по обе стороны от наших кораблей, артиллеристы противника не имели возможности вести огонь без риска поразить своих. Н.Белый, так же как его знаменитый коллега, использовал недостатки расположения кораблей противника.

Маневрируя, командир корабля стал уводить свой катер от преследователей. Темное время суток, волнение моря и полная неожиданность подобного маневра для сепаратистов сделали свое дело. Ведя беспорядочный огонь, преследователи начали менять позиции, чтобы использовать преимущество в огневой мощи и начать преследование советского корабля.

Не следует забывать, что катер был буквально перегружен находящимися на нем уволенными в запас моряками, и основной задачей командира было сохранить им жизнь и доставить на борт гражданского судна живыми и здоровыми.

Видя, что ценный трофей ускользает из рук, сепаратисты продолжали погоню. На борту советского катера имелись глубинные бомбы, которые наши моряки стали сбрасывать в воду прямо по курсу преследователей, устанавливая различную глубину взрыва. Головной катер преследователей попал прямо под взрыв одной из бомб и был потоплен. Остальные катера, не предпринимая попыток спасти оказавшихся в воде товарищей по оружию, повернули на обратный курс и отказались от погони. «АК-213» благополучно доставил моряков на борт судна, которое должно было отвезти их домой, и взял курс обратно на базу.

 

Огонь ведет 30-мм артустановка АК-230
На обратном пути уцелевшие катера противника снова совершили нападение на советский катер. Корабли сепаратистов в строю фронта шли навстречу нашему кораблю. Не имея на борту пассажиров, командир уже не был стеснен в своих действиях. Два эритрейских пирата снова попытались зайти с левого и правого бортов «АК-213», однако на этот раз они были встречены ураганным огнем 30-мм автоматических пушек. В ходе артиллерийского боя ближайший к нашему кораблю катер сепаратистов был потоплен, после чего весь огонь был сосредоточен на второй цели, которая также была отправлена на дно. Третий пират не успел даже открыть огонь, когда попал под обстрел артиллерийских установок нашего корабля. Получив серьезные повреждения, эритрейский катер вышел из боя и убрался восвояси.

 

Потерь на борту «АК-213», за исключением нескольких раненых, не было. За этот бой члены экипажа советского корабля были награждены орденами и медалями. Кроме того, капитан-лейтенанту Н.Белому было досрочно присвоено очередное воинское звание капитан 3 ранга.

 

PS. Жаль, что этот эпизод остался практически неизвестным, он не вошел ни в один учебник по морской тактике, хотя достоин того…

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх