На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

БАЗА 211- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ

74 279 подписчиков

Свежие комментарии

  • Хамид Ибрагимов
    Абсурд какой то, эта особь женского пола считает себя мусульманкой, с накачанными губами как одно место у обезьяны. И...Мама, вырвавшая в...
  • Olga Chuhutina
    Тварь...Мама, вырвавшая в...

Су-57 и «Армата» против экономики и целесообразности

Российская оборонная промышленность в последние годы разработала несколько принципиально новых образцов военной техники для сухопутных войск и воздушно-космических сил. Они проходят необходимые испытания и вскоре должны появиться в войсках. Однако не так давно стало известно, что в высших эшелонах власти имеется альтернативное мнение. Высокопоставленный руководитель открыто заявил об отсутствии смысла в массовых закупках новой техники.


Повод для споров

Повод для новых споров вокруг перспективных образцов появился еще в начале июля. Вице-премьер Юрий Борисов, отвечающий за оборонно-промышленный комплекс, рассказал прессе о текущих работах в рамках перспективных проектов. Среди прочего, он затронул тему истребителя пятого поколения Су-57. Как оказалось, руководство оборонной отрасли имеет весьма специфические взгляды.


Су-57 и «Армата» против экономики и целесообразности
Истребитель Су-57 в полете. Фото ОАК / uacrussia.ru


По словам Ю. Борисова, испытания Су-57 идут в соответствии с планом. В этом году планируется подписать контракт на два самолета опытной партии, а в текущей Госпрограмме вооружений предусматривается закупка 12 машин – двух эскадрилий. При этом чиновник пока не видит смысла в наращивании объемов производства авиационной техники.

Вице-премьер отметил, что Су-57 хорошо показал себя на испытаниях и в Сирии. Технические характеристики и боевые возможности получили подтверждение. Однако форсировать работы по его массовому производству пока не следует. У России уже есть истребитель Су-35С поколения 4++, который считается одним из лучших в мире. При его наличии ускоренное массовое строительство более новых Су-57 не имеет смысла.

Впрочем, Ю. Борисов не стал призывать к полному отказу от машины пятого поколения. Она должна быть своеобразным «козырем», который можно будет «разыграть» в соответствующих обстоятельствах. Когда истребители предыдущих поколений начнут отставать от зарубежных аналогов, настанет время Су-57. В таких обстоятельствах этот самолет вновь обеспечит превосходство над вероятным противником.

В дальнейшем были сделаны похожие заявления о перспективах боевых бронированных машин. Новое интересное, но неоднозначное заявление было сделано в конце июля, в ходе очередного заседания, посвященного развитию оборонной промышленности. Вице-премьер Юрий Борисов указал, что российские вооруженные силы пока не стремятся осуществлять массовые закупки бронетанковой техники семейства «Армата». Причина этого кроется в излишней стоимости подобных машин. Для поддержания боеспособности бронетанковых войск армия предпочитает выполнять модернизацию имеющейся техники.


Истребитель Су-35С поколения 4++. Фото ОАК / uacrussia.ru


Ю. Борисов напомнил, что основой российского парка танков являются машины семейства Т-72, проходящие модернизацию. Кроме того, такая техника пользуется большой популярностью на международном оружейном рынке. Также вице-премьер сравнил российский танк с ведущими зарубежными образцами и отметил его превосходство над ними. Т-72 превосходит «Абрамсы», «Леопарды» и «Леклерки» по стоимости, эффективности и качеству.

Схожим образом Ю. Борисов высказался и о других перспективных платформах. Перспективный колесный бронетранспортер «Бумеранг» значительно дороже существующей техники своего класса. В связи с этим у армии нет нужды в массовой его закупке. Однако в иной ситуации – если бы наши серийные машины уступали технике вероятного противника – армия стала бы закупать новые образцы.

За счет таких решений удается получить серьезную экономию. Новейшие и дорогие образцы предлагается закупать в ограниченных количествах, а параллельно осуществлять модернизацию имеющегося парка. Ю. Борисов считает, что разумное использование модернизационного потенциала армейской техники является эффективным решением. И за его счет можно решать поставленные задачи, имея военный бюджет в десять раз меньше, чем у стран НАТО.


Су-57 в ходе показательного полета. Фото Wikimedia Commons


Понятная реакция

Реакция на подобные заявления не заставила долго себя ждать. И, вполне ожидаемо, эта реакция не была позитивной. Вице-премьера стали критиковать сразу с нескольких позиций, напирая на разные аспекты планируемого перевооружения. Кроме того, появились тенденциозные оценки, бросающие тень не только на отдельные проекты, но и на всю промышленность или армию в целом. Впрочем, нашлись и те, кто был согласен с Ю. Борисовым в его оценках и апеллировал к необходимости оценки целесообразности закупок.

По понятным причинам, весьма громко на эти события отреагировала зарубежная пресса. Появились публикации с кричащими названиями наподобие «Су-57 оказался дорогой и бесполезной игрушкой», «Путин больше не ставит на «Армату» или «Танк «Армата» оказался слишком дорогим для России, а Т-72 – не таким уж старым». Под последним заголовком русская служба BBC не только рассмотрела текущую обстановку и высказывания чиновника с нужной ей точки зрения, но и припомнила ему отношение к проектам модернизации в прошлом.

В целом, если не обращать внимания на явно ангажированные публикации и высказывания, реакция публики и специалистов сводилась к нескольким основным вопросам. В первую очередь, людей не устраивал сам факт отказа от массовых закупок новейшей техники, способной кардинальным образом повысить боеспособность армии. Этот аргумент имел место в спорах на обе темы – как в случае с Су-57, так и после заявлений о бронетехнике.


Основной танк Т-14 на платформе "Армата". Фото НПК "Уралвагонзавод" / uvz.ru


Также высказывались аргументы об издержках репутационного характера. На протяжении долгих лет Россия говорила о создании боевых машин будущего с высочайшими характеристиками, но теперь отказывается от их массовых закупок. Такое развитие событий может выглядеть весьма странно, особенно если на нем акцентировать внимание, исходя из тех или иных предпосылок.

Су-57 и его будущее

Проект создания истребителя пятого поколения ПАК ФА / Т-50 / Су-57 уже успел продвинуться достаточно далеко. В феврале этого года было объявлено о начале опытно-боевой эксплуатации. К настоящему времени в проверках задействовано 10 летных прототипов. Еще три были построены для различных проверок на земле. В ближайшем будущем планируется построить и поднять в воздух несколько предсерийных машин, после чего должно будет начаться серийное производство.

Программа идет без особых затруднений и значительных задержек, что может быть поводом для сдержанного оптимизма. Тем не менее, как следует из слов Ю. Борисова, реальные перспективы Су-57 далеки от некоторых прогнозов. Оказывается, что новейший самолет слишком хорош для сегодняшней армии, имеет избыточные возможности и, как это ни странно, нецелесообразно превосходит актуальные требования к современному истребителю.

Руководство оборонной промышленности изучило текущую обстановку в мире и боевые возможности ВВС разных стран, в результате чего появилось особое мнение о реальных перспективах Су-57. Высокопоставленные лица полагают, что имеющаяся ситуация позволяет продолжать реализацию имеющихся планов без переработки графика работ. Предлагается и в дальнейшем выпускать серийные истребители Су-35С, а параллельно готовить производство более совершенных Су-57. Без ненужной спешки.


Модернизированный Т-72Б3. Фото Vitalykuzmin.net


Конечно, такое решение может привести к определенным изменениям в графике и смещению сроков поставки готовых самолетов. С другой стороны, имеющийся запас времени можно будет использовать для дальнейшей доводки конструкции и исправления выявляемых недочетов. В итоге в полномасштабное серийное производство, которое предлагается отложить на некоторое время, сможет пойти готовый истребитель, лишенный недостатков.

Впрочем, такой подход не избавляет от всех проблем. Подготовка и запуск серийного производства являются достаточно сложной задачей, на которую уходит немало времени. Приступить к ее выполнению придется до того, как Су-35С перестанут обеспечивать желаемый паритет с вероятным противником. К моменту этих событий наша армия уже должна иметь на руках «козырь» в виде истребителя пятого поколения.

Перспективы бронетехники

Согласно опубликованным данным, перспективные боевые бронированные машины на базе современных унифицированных платформ способны показывать самые серьезные преимущества перед существующей техникой. Ожидается значительной рост огневой мощи, защиты и боевой эффективности в целом. В то же время, растет и цена – как отдельной машины, так и проекта в целом. Все это необходимо учитывать при планировании.

Ю. Борисов указывает, что современный модернизированный танк Т-72Б3 по своим боевым качествам не уступает зарубежным конкурентам. Новый образец на базе платформы «Армата» превосходит всех их по основным тактико-техническим характеристикам, но при этом оказывается и более дорогим. В такой ситуации руководство оборонного комплекса не видит смысла в скором развертывании крупномасштабного производства более сложных и дорогих образцов точно так же, как и в случае с истребителями пятого поколения.


Колесные БМП К-17, построенные на платформе "Бумеранг". Фото Vitalykuzmin,net


Следует отметить, что в области бронетехники вопрос стоимости оказывается особенно важным. По имеющимся данным, модернизация одного танка Т-72 по проекту «Б3» обходится военным примерно в 150 млн рублей. В прошлом утверждалось, что серийный основной танк Т-14 «Армата» будет стоить не более 250-300 млн рублей за единицу. В дальнейшем оценки выросли, и пару лет назад официальные лица говорили уже о 400-500 миллионах. Таким образом, вместо постройки одной новой «Арматы» можно починить и улучшить сразу три Т-72. Что лучше, три Т-72Б3 или один Т-14 – вопрос без однозначного ответа.

Все известные доводы в пользу тех или иных подходов выглядят в известной мере убедительно, но все же не снимают некоторые вопросы. К примеру, неизвестно, готова ли российская промышленность к скорому запуску полномасштабного производства совершенно новой техники. Даже если единственный российский танкостроительный завод сможет выпускать несколько десятков перспективных бронемашин в год, это не закроет все потребности армии в новой или обновленной технике. Кроме того, не следует забывать и про необходимость завершения всех циклов испытаний и доводки новых образцов.

Что ждать?

Недавние высказывания вице-премьера, ответственного за оборонно-промышленный комплекс, наделали немало шума. Такая реакция общественности и специалистов, в целом, была оправданной. Актуальные планы, предусматривающие незначительные закупки перспективной техники, вряд ли позволят быстро и в полной мере реализовать ее потенциал, а также не могут быть поводом для гордости. Впрочем, можно найти аргументы и в пользу такого подхода.

В недавнем прошлом неоднократно отмечалось, что российские вооруженные силы будут закупать некоторые образцы новой техники, не относящейся к полностью новым поколениям. Кроме того, планировалось осуществлять модернизацию имеющегося парка. И только после этого в части должны были проследовать совершенно новые машины, относящиеся к следующим поколениям. В настоящее время ситуация полностью соответствует таким планам.


Танки Т-14 на параде. Фото Минобороны РФ / mil.ru


Воздушно-космические силы продолжают получать истребители Су-35С поколения 4++ новой постройки, а параллельно осуществляется модернизация имеющейся техники. В будущем строевые самолеты дополнят новыми серийными Су-57. Схожим образом обстоит дело и в бронетанковой сфере, с той разницей, что в ней решено сосредоточить усилия на модернизации наличных образцов. В дальнейшем, соответственно, их дополнят новые «Арматы» и «Бумеранги».

Единственный реальный предмет спора в данной ситуации – сроки и объемы поставки новой техники. Ситуация со сроками вполне понятна и даже в некоторой мере ожидаема. Редкий перспективный проект удается выполнить в соответствии с изначальным графиком, не говоря уже о его опережении. Количество Су-57, «Армат» и «Бумерангов», которые будут заказаны в ближайшем будущем, зависит от планов по перевооружению, экономических возможностей армии и некоторых других факторов.

Фактически командованию вооруженных сил и руководству оборонной промышленности в контексте перспективных проектов приходится решать несколько основных вопросов. Они должны сформировать четкие и ясные планы, учитывающие необходимость перевооружения, сложность и стоимость такой программы, а также ее соответствие актуальным вызовам. Следует учитывать, что обстановка постоянно меняется тем или иным образом, в результате чего планы приходится корректировать.

К счастью, несмотря на все ограничения, проблемы и споры, на данный момент речь идет о смещении сроков запуска серийного производства новых образцов, а также о возможном сокращении объемов их выпуска. Никто не собирается отказываться от важнейших проектов, на разработку которых к тому же потрачено немало времени и денег. Перспективные разработки, такие, как Су-57 или «Армата», обязательно поступят в войска в обозримом будущем. А их количество (пусть и не сразу) будет соответствовать всем требованиям, пожеланиям и ограничениям.

По материалам сайтов:
http://ria.ru/
http://tass.ru/
http://vz.ru/
http://bbc.co.uk/
http://inosmi.ru/
https://tvzvezda.ru/
http://bastion-karpenko.ru/
http://bmpd.livejournal.com/
Автор:
Рябов Кирилл
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх