На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

БАЗА 211- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ

74 277 подписчиков

Свежие комментарии

  • Зоя Копань
    Да флаг им в руки, одно успокаиваивает, что границы с этим государством нет! Посмотрим как запоют, когда хитропродума...Британцы подклады...
  • Стефания Новак
    Как подобострастно на фото жмет руку  Сунаку! Противно смотреть, предал свой народ. А мы как всегда опять как и Украи...Британцы подклады...
  • Eduard
    Малр у США долнов решили наращивать типа "помогая" чужим странам.Как народ США терпит придурков у власти,гипноз или о...У США готов подар...

Замки Чехии: замок Глубока (часть первая)

Старый замок, переходящий из рук в руки


Если мы последуем примеру американской писательницы Мэри Додж, назвавшую в своем романе «Серебряные коньки» Голландию «Землей странностей», то каждый, наверное, сможет дать свою столь же емкую характеристику и любой другой стране. Вот только насколько она будет оправдана – это уже разговор другой. Кстати, почему Мэри Додж назвала Голландию «Землей странностей или Страной противоречий»? В самом романе она перечисляет их во множестве, однако самая большая странность бросается в глаза сразу и о ней она тоже упоминает: «Аист, болтающий со своими птенцами на шпиле дома, быть может, считает, что, раз гнездо его свито так высоко, значит, ему не грозит никакая опасность; но лягушка, квакающая в соседних камышах, ближе к звездам, чем этот аист». И сразу ведь понятно почему так?! Кстати, такое же название – «Страна странностей» можно ведь дать и нашей России, только объяснения здесь будут, конечно, другие. А вот какое столь же краткое и емкое название можно придумать для Чехии? Ну, конечно, ответит подавляющее большинство россиян – «Чехия – это страна пива!» Правильно, на все 100%, однако о чешском пиве мы как-нибудь поговорим в другой раз. Сейчас у нас речь пойдет о замках и вряд ли будет преувеличением сказать, что Чехия также еще и «Земля замков». Во всей Европе их насчитывается 15000, как совершенно целых, так и в виде развалин. А вот в относительно небольшой Чехии их насчитывается более 2000! Немало, не так ли? И это притом, что всю ее территорию не сильно и напрягаясь можно свободно проехать на автомашине за один день.

Замки в Чехии встречаются разные. От некоторых остались только живописные руины. В других живут их… бывшие хозяева, которым они были возвращены чешским правительством после того, как в стране рухнул коммунистический режим. Какие-то замки принадлежат государству и используются в туристических и общественно-значимых целях.




Замок Глубока. Иногда, причем даже в путеводителях на русском языке, его называют Глубока-над-Влтавой. Но это на самом деле название расположенного рядом городка, не замка. Парадный вход.

Замок Глубока – творение совершенно необычное как снаружи, так и внутри и потому заслуживающее о себе самого подробного рассказа.

Ну а начать его следует с упоминания о том, что находится он на скале высотой восемьдесят три метра, возвышающейся над чешско-будеёвицкой котловиной неподалеку от местечка Подграби, а упоминается в письменных источниках уже в 1285 году. То есть основан он был в XIII веке и, как и все замки того времени, был укрепленным жилищем местных феодалов, причем средневековая история его довольно интересна и во всех отношениях поучительна.

В XIII веке он назывался Фрауенберг и принадлежал дворянину Чеху из Будеёвиц. Для амбициозных королей из рода Пржемысловичей этот замок был явным «бельмом на глазу» до тех пор, пока «железный и золотой» король Пржемысл Отакар II (1253 - 1278) просто не конфисковал его для своих королевских нужд. Несколько лет спустя замок получил некто Будивой, потомок Витка из Прчице, прямой предок могущественного рода Рожмберков, имевших еще и другие земли в Южной Чехии. После его смерти замком владели два его сына – Витек и Завиш из Фалькенштейна – человек исключительно властный и честолюбивый. Оказавшись по воле судьбы у престола юного короля Вацлава, он не просто сделался его фаворитом, а прямо-таки подчинил его своей воле, да так, что Завиш решал все его дела, а король всего лишь подписывал составленные им документы. Более того, перед его обаянием не устояла и сама вдовствующая королева Кунгута, которая с ним даже тайно обвенчалась!


Давайте обойдем замок, идя направо от главного входа по парку, и когда мы его закончим, то увидим вот это – романтический металлический балкон между двумя его задними башнями.

Впрочем, Завиш скоро понял, что как только юный король повзрослеет, его стремительная карьера может закончиться в один день, и начал стремиться к браку… с молодой венгерской принцессой, находящейся в это время за монастырскими стенами. Вознегодовала папская курия в Ватикане, ударилась в ревность вдовствующая королева, а повзрослевший король просто приказал Завиша арестовать и бросить в тюрьму. На этот недружественный шаг феодалы Южной Чехии отметили массовым восстанием, поскольку видели в нем своего вождя и блюстителя своих интересов. Король отправился на подавления мятежа, посадив Завиша в железную клетку. Ее выставляли на видное место у каждого мятежного замка и объявляли, что если его владетель немедленно не изъявит покорность королю, то… этому человеку тут же отрубят голову. Прием этот (безусловно, делающий честь молодому монарху) действовал безукоризненно до самого замка его братца Витека. Тот, увидев родного брата в клетке, и услышал угрозу отрубить ему голову, ответил: «Рубите!» и королю Вацлаву ничего не оставалось делать, как привести свою угрозу в исполнение. И тот в 1290 году был казнен прямо перед своим же собственным замком на так называемом штрафном лугу.


Вид на замок с юго-востока.

Вскоре после этого замок Глубока опять стал частью королевского имущества Пржемыслов, но ненадолго. В 1310 году он вновь был заложен из-за расточительности тогдашнего короля и выкуплен из залога только лишь Карлом IV – просвещенным чешским монархом, причем ввиду важности замок внесли в особый список неотчуждаемого королевского имущества, что даже последующие его наследники не могли бы его заложить или продать!


Продолжаем обход с юго-востока на северо-запад, благо здесь дорожка идет прямо вдоль здания… Впереди замковая часовня.

Впрочем, из этого намерения ничего не вышло, поскольку вскоре начался период гуситских войн и замок Глубока начал переходить из одних рук в другие, причем даже когда самих гуситов уже давно разбили! В эпоху Ренессанса замок был обновлен по тогдашней моде, но из-за непомерных долгов его тогдашнего владельца в 1598 году продан богатому сельскому помещику Богуславу Маловецу из Макловиц, чем вызвал немалую злобу среди соседнего с ним родовитого, но обедневшего дворянства.


Стиль, в котором выстроена замковая часовня, довольно эклектичен. Здесь и элементы тюдоровской готики, и более поздние елизаветинские ренессансные мотивы, но общий стиль английский.

Когда эта покупка в 1601 году была записана в земельные книги, Глубока представлял собой прибыльное поместье с замком, обширным хозяйственным двором, виноградником, хмельницами и огородами, с пивоваренным заводом и мельницей, с лесопилкой, водокачкой, рыбными прудами и охотничьими угодьями. Однако счастья эта покупка тщеславному Богуславу не принесла. Когда в 1618 году началась Тридцатилетняя война, католики повсеместно начали истреблять протестантов и отбирать у них имущества, а он и его дети как раз протестантами-то и оказались и в одночасье лишились всего. Сначала Глубока досталась императору Фердинанду II, а тот подарил ее испанскому генералу дону Бальтазару де Маррадасу в награду за его труды. Впрочем, подарок этот был «так себе», поскольку в описании его было сказано, что «замок от народа военного на стекле, печах, замках и дверях, разрушенный и разграбленный».


Крытый ход в зимнюю оранжерею.

Генерал Маррадас, будучи рыцарем ордена св. Иоанна, и, прежде всего, человеком военным, приказал построить перед замком особое здание под названием Fructus Belli («Плоды войны»). При нем была усилена оборонная система замка, углублен облицованный камнем ров и построен подъемный мост, ведущий к воротам нового здания. Однако его наследникам Глубока так и не пришлась по душе, в 1661 году поместье продали, «а именно замок, то есть град Глубоку, вместе с двором - со всем тем, что было в замке Глубоке и вокруг него построено и улучшено или возникло» за 85 000 золотых Яну Адольфу фон Шварценбергу, получившего в 1670 году титул имперского графа и который за год до этого уже приобрел себе поместье неподалеку.

Поскольку Шварценберги были семьей многочисленной, то со временем возникла настоятельная необходимость раздела всего принадлежащего ей имущества. И вот как это часто показывается в романах Агаты Кристи (и снятых по ним кинофильмам!) собралось все семейство и решило разделить земельную собственность пополам между старшей родовой ветвью во главе с Йозефом Шварценбергом и младшей, возглавляемой Карлом I Шварценбергом. Представителям первой достались Глубока, Тржебонь и Чешский Крумлов, второй – замки Орлик и Звиков. Случилось это в 1802 году и с тех пор замок Глубока вплоть до Второй мировой войны так старшей родовой ветви Шварценбергов и принадлежал.

Но самой, так сказать, «золотой страницей» в истории замка следует считать время с 1833 года, когда он попал в руки князя Яна Адольфа II Шварценберга и его жены княгини Элеоноры из Лихтенштейна. Он был образованным человеком, сделал блестящую карьеру и был умелым управляющим. При нем на окрестных болотах были проведены обширные мелиоративные работы, поля удобрялись, разводились новые культуры, строились сахарные заводы, пивоварни и сыроварни. Все это в дальнейшем привело к механизации производства в имении, в итоге в конце XIX века в землях князя Шварценберга работало уже целых 13 сыроварен и 3 молокозавода.

А затем он в сопровождении супруги, ничем не уступавшей мужу умом и являвшейся абсолютной законодательницей мод в придворном обществе, в 1838 году по поручению императора отправился в Англию с визитом к королеве Виктории. Там они совершили путешествие по всей стране и… были буквально очарованы английской архитектурой и особенно королевским замком Виндзор. В результате по возвращении в свое имение в 1838 году они начали полную перестройку своего замка в неоготическом стиле по английскому образцу.


А это уже здание самой оранжереи, где сейчас расположен ресторан и многочисленные магазинчики и лавки для туристов.

В соответствии с планами, которые было поручено разработать венским архитекторам, он должен был походить на старый английский замок в Виндзоре – фамильное владение британской королевской семьи. Точного сходства достичь не удалось, но, тем не менее, на месте старого замка выросло прекрасное белое трехэтажное здание в форме удлиненного четырехугольника с двумя внутренними дворами и более чем десятком зубчатых башен. Строительные работы завершили к 1863 году, и с тех пор вид замка Глубока практически не изменился до настоящего времени.


Здесь же сидит вот такая современная скульптура. Оригинально, что и говорить!

Последним владельцем замка Глубока был князь Адольф Шварценберг, вступивший во владение им в 1938 году. Сразу же после начала Второй мировой войны он выехал за границу и на родину больше уже не возвращался. В 1940 году все имущество старшей семьи получила немецкая государственная тайная полиция, а в замок был назначен немецкий управляющий. 8 мая 1945 года вся собственность старших Шварценбергов была национализирована. В результате замок Глубока сначала оказался в ведении районного управления в Чешских Будеёвицах, а затем в 1974 году решением Краевого народного комитета был передан в Краевой центр государственной охраны памятников. Его теперешним преемником является Национальный институт охраны памятников, в чьем управлении замок сегодня и находится.


Двор замка и двери на парадную лестницу. На стенах скульптурные головы добытых хозяином замка оленей с самыми настоящими рогами! Чтобы сфотографировать это место без людей надо очень и очень постараться!

Продолжение следует…
Автор: В.Шпаковский
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх