Игорь Сипкин предлагает Вам запомнить сайт «БАЗА 211- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ»
Вы хотите запомнить сайт «БАЗА 211- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ»?
Да Нет
×
Прогноз погоды

ПОЛИТИКА ПРИНАДЛЕЖИТ ПАРТИЯМ, ОТЕЧЕСТВО – АРМИИ.

Японский «стелс» пятого поколения: скоро в небесах планеты

развернуть

История будущего «японского прорыва» началась ещё в 1994 году, когда Институт технических исследований и разработок Управления национальной обороны Японии TRDI (Technical Research & Development Institute) и фирма Mitsubishi Heavy Industries (MHI) приступили к реализации проекта TD-X (Technology Demonstrator eXperimental, «Экспериментальный демонстратор технологий»). Тему стали развивать с целью создания летающей машины на замену F-15J в начале XXI столетия и денег на это предусмотрели около 1 млрд. долларов. В 1995 году для работ над двигателем тягой в 5000 кгс привлекли компанию Ishikawajima-Harima Heavy Industries (IHI), которая предложила в качестве базы взять ТРДД F3-30. Предусматривалось разработать на его основе двухконтурный двигатель с форсажной камерой XF3-400, однако получили только 3500 кгс. В итоге требуемые 5000 кгс удалось достичь только к 2008 году на образце XF5-1.


Японский «стелс» пятого поколения: скоро в небесах планеты
ATD-X, он же X-2, он же Shinshin в фирменной красно-белой ливрее. Источник: airwar.ru


Первоначально предполагалось поднять самолет в воздух в 2000 году, потом этот срок отодвинули к 2007 году, а потом его переименовали в ATD-X, добавив Advanced (перспективный). Во многом перенос сроков связан с проектом Mitsubishi F-2, представляющим собой увеличенный «американец» F-16 с большими площадью и размахом крыльев. К слову, F-2 стал первым в мире истребителем с локатором АФАР собственной японской разработки – J/APG-1. Японцы работали вместе с Lockheed Martin и к началу 2016 году сумели поставить в строй аж 64 такие машины. Так вот, ATD-X должен был сменить F-2 в рядах сил самообороны Японии где-то в районе 2027 года. Обида на США за отказ делиться технологиями, и собственная гордость дали японцам повод назвать проект еще одним словом – Shinshin или «дух нации». В 2000 году появился первый пилотажный стенд для моделирования новых концепций воздушного боя, а с 2002 года японцы работают над самовосстанавливающейся адаптивной системой управления самолетом. Система именуется SRFCC (Self Repairing Flight Control Capability) и обеспечивает управляемость самолетом при боевом повреждении или неисправностях. Управляющие сигналы передаются через помехозащищенный оптоволоконный канал – технология fly-by-light.

Японский «стелс» пятого поколения: скоро в небесах планеты
Shinshin на рулежке. Источник: airwar.ru


Эффективную поверхность рассеивания нового истребителя пришлось замерять во Франции на полигонном комплексе SOLANGE в Брюзе – у японцев подобных условий нет. Для этого смастерили модель 1:1,33 и в полной секретности в сентябре-ноябре 2005 года «обкатывали» на французском испытательном стенде. А вот аэродинамику будущего истребителя пятого поколения уже исследовали в Японии на полигоне в Хоккайдо на радиоуправляемой модели масштаба 1:5. Но в 2008 году грянул кризис и японском Министерству обороны урезали бюджет на ATD-X сразу в 7 раз, что не могло не сказаться на темпах разработки машины. И только на следующим год деньги пришли в приемлемом объеме и это позволило начать постройку первого самолета-демонстратора. Контракт на его постройку был подписан в конце 2011 года. Собирать машину решили всем японским миром – фюзеляж и окончательная сборка легли на упоминаемую MHI, за консоли крыла отвечала Fuji Heavy Industries, а кабину доверили Kawasaki Heavy Industries. Итоговый экземпляр имеет длину 14,2 м, размах крыльев – 9,1 м и высоту с выпущенный шасси – 4,5 м. Пустой Shinshin весит от 9000 до 9700 кг (данные разнятся), а в «максимуме» — 13000 кг.

Японский «стелс» пятого поколения: скоро в небесах планеты
Двигатель XF5-1, используемый на прототипе X-2. Очевидно, этот силовой агрегат не отвечает требованиям, предъявляемым к технике для истребителей пятого поколения. Источник: wikipedia.org


Японский «стелс» пятого поколения: скоро в небесах планеты
На фото видны створки управления вектором тяги двигателей. Этот решение, безусловно, временное — оно никак не сочетается с технологиями малозаметности. Источник: airwar.ru


Утверждается, что доля композитов в конструкции может достигать 30%. Первая машина пока без радиопоглощающего покрытия корпуса – его имеет только фонарь кабины. Но военное руководство Минобороны Японии утверждают, что стелс-технологии для Страны восходящего солнца вполне по силам и ATD-X будет (внимание!) иметь ЭПР «меньше, чем у птицы, но больше, чем у насекомого». Самолет имеет два двигателя упоминаемого типа XF5-1 с тягой на форсаже 5000 кгс с трехступенчатым компрессором низкого давления, шестиступенчатым высокого давления и двумя турбинами также низкого и высокого давления. Вектор тяги двигателя отклоняется тремя плоскостями за соплами каждого XF5-1. Торжественную «первую клёпку» шпангоута фюзеляжа провели на заводе MHI в Тобисиме 28 марта 2012 года в присутствии представителей Минобороны и управленцев TRDI. Спустя два года самолет в яркой красно-белой ливрее с бортовым номером 51-0001 покинул цех MHI в Комаки, что в префектуре Айти. В самом начале 2015 года начались проблемы с программным обеспечением системы управления двигателем и первый полет сдвинули почти на 12 месяцев. Однако и этот срок не был выдержан – 28 января 2016 года самолет лишь официально представили прессе (тогда и дали ему имя X-2), в 2 февраля начались рулежки и пробежки. Первый разгон до скорости отрыва от полосы состоялся 12 апреля.

Японский «стелс» пятого поколения: скоро в небесах планеты
Сравнение контуров и размеров Shinshin с ближайшими конкурентами. Источник: globalsecurity.org


В 8.47 утра 22 апреля 2016 года летчик-испытатель, чье имя не обнародовано, поднял в воздух со взлетной полосы аэродрома в Нагойе экспериментальный истребитель пятого поколения X-2. Как обычно в таких случаях, полет проходил на «минимальных настройках» с выпущенным шасси на скорости 370 км/ч и без управления вектором тяги двигателей. Домой самолет после взлета не вернулся, а спустя 26 минут приземлился на авиабазе Сил самообороны Японии в Гифу. Ничего необычно в полете не произошло, лишь некоторые наблюдатели отметили очень короткий разбег X-2.

Японский «стелс» пятого поколения: скоро в небесах планеты
Эскиз проекта F-3, предположительно, серийного варианта X-2. Источник: defenceforumindia.com


Будущее Shinshin X-2 японское руководство связывает с несколькими ключевыми аспектами. Первый – формирование ЭПР, меньше, чем у аналогичных самолетов противника. Японцы в этой связи активно работают над новыми радиопоглощающими материалами и новыми формами воздухозаборников. Второй – разработка РЛС следующего поколения, способной обнаруживать малозаметные объекта. Третий аспект – принцип cloud-shooting или «облачная стрельба», позволяющий наносить удары на основании внешних источников целеуказания (ДРЛО или других истребителей). Четвертый – разработка нового двигателя с меньшими размерами и способностью летать на сверхзвук в крейсерском режиме, чего пока X-2 делать не умеет.

Японский «стелс» пятого поколения: скоро в небесах планеты
Первый и пока единственный полет Shinshin. Источник: airwar.ru


По имеющейся информации, двигатель, РЛС и стелс-технологии сейчас в процессе разработки и должны быть готовы к 2020 году. До конца 2018 года японцы будут раздумывать о разработке на базе Shinshin нового истребителя под индексом F-3, а первые полеты этого прототипа запланированы на 2024-2025 гг. В самом оптимистичном варианте в серию машина пятого поколения должна пойти в 2027 году, однако, учитывая «расторопность» японцев в данном вопросе, верится в это с трудом. Как вариант, японцы могут к тому времени скооперироваться с американцами (читай с Lockheed Martin) в создании совместного самолета с учетом собственных наработок. Успеет ли Япония вооружиться собственными новыми истребителями к тому времени, когда «друзья» в округе уже будут с машинами пятого поколения? Или, учитывая последние сомнения руководства в целесообразности проекта ATD-X, останутся в технологической зависимости от США?

В статье использовались материалы периодического издания "Взлет".
Автор: Евгений Фёдоров

Источник →

Ключевые слова: ввс
Опубликовал Игорь Сипкин , 26.06.2018 в 17:01

Комментарии

Показать предыдущие комментарии (показано %s из %s)
Показать новые комментарии
Комментарии Facebook

О сайте

Присоединиться к сайту нажатием кнопки

новые читатели

66628 пользователям нравится сайт s30116489994.mirtesen.ru

Поиск по блогу

Последние комментарии

John Galt
Валерий Коротченко
Юрий Левин
Владимир Иванов
Tania Еременко
Валерий Крымский
Валерий Крымский
vlv vlv
Владимир Барышев
владимир
Владимир Барышев
Косоглазый Сытин такая же тварь!
Владимир Барышев Крым не наш: Чему учат в МГИМО наших дипломатов
Константин
Вечная память нашим парням!!!
Константин Господин посол, вам следует извиниться!
Валерий Бирюков
kazachk@
Органический Синтез
vladimir.sh1939 Шевченко
Дмитрий volgarch
Ирина
Вадим Скоробогатов
++++++++++++++И не только Афганского
Вадим Скоробогатов Господин посол, вам следует извиниться!
boris-bit Иван Хуанович Родригос