На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

БАЗА 211- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ

74 277 подписчиков

Свежие комментарии

  • Александр Стародубцев
    Явно дурь предназначенная на Украину стала поступать в Прибалтику высшему руководству страны. Потому, что диагноз уте...Эстония планирует...
  • Ливень
    В КИЕВЕ ПРОДОЛЖАЮ...
  • татьяна кирк
    Да пусть собака лает, караван -то идёт!  Эстонский фюрер !Эстония планирует...

И морион, и кабассет

Как известно, форма шлема для защиты головы создавалась даже не веками – тысячелетиями. И за это время люди придумали много разных видов «прикрытия для головы». Однако, как бы они ни старались, в основе шлема всегда была и будет оставаться некая емкость, которая как раз и закрывает ее часть. Понятно, что шлем может закрывать и шею, и затылок, и лицо. Но… он не может закрывать глаза, это, во-первых, а во-вторых, в шлеме должны быть отверстия для дыхания. Со временем выработались основные формы шлемов: полусферическая (с полями и без полей), сфероконическая (с козырьком или без него, с маской на лицо или без нее) и цилиндрическая, опять же с маской или без нее. Последний шлем – всем известный топхельм, произошел от шлема-таблетки и был популярным шлемом для рыцарей. Ну, а полусферические шлемы стали основой для шлема-подшлемника сервильера, на основе которого появился бундхугель, бацинет или «собачий шлем». Причем, популярность его была очень высока. Например, в одном документе 1389 года было написано: «Собачьи морды имели рыцари и солдаты, граждане и вооруженные люди».


И морион, и кабассет

1. Морион – самый известный шлем Ренессанса и Нового времени. Никакой фильм про то время не обходится без солдат с такими шлемами на головах. Кадр из фильма «Железная маска» (1962 г.)


2. Морион конца XVI в. с изображением сцен боя копейщиков, аркебузиров и всадников. Фландрия. Медь, кожа. Вес 1326 г. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)

Вершиной развития рыцарского доспеха, как известно, стали «белые доспехи», имевшие шлем армэ, устроенный так, что его металлические части плавно обтекали голову, которая, однако, нигде не соприкасалась с его металлом. Вот только развитие огнестрельного оружия потребовало убрать со шлема забрало, поскольку заряжать его в шлеме с забралом (как и стрелять из него!) было невозможно.


3. Морион, ок.1600 г. Германия. Вес 1224 г. Украшен гравировкой. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)

Так появился бургионьот или бургонет, шлем, во всем подобный армэ, но с забралом в виде решетки, а то и вовсе всего лишь трех прутьев. Такие шлемы, получившие название «пот» («горшок») или «горшок с хвостом лобстера», активно использовались в ходе гражданской войны в Англии и Тридцатилетней войны на континенте. Специалисты отмечают их ориентальное, то есть восточное происхождение. С 1590 года все восточные шлемы такого типа фигурировали под названием «шишак», причем в Европе они сохранялись до XVII века.


4. Полностью закрытый шлем бургиньот типа «савояр» ок. 1600–1620 гг. Италия. Сталь, кожа. Вес 4562 кг. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)

Но если это был хороший шлем для всадника, то пехотинцам требовалось нечто попроще. И, конечно, дешевле по стоимости, но столь же эффективное.


5. На Востоке долгое время предпочитали шлемы из пластинок. Вот, например, монгольский или тибетский ламеллярный шлем XV-XVII вв. Железо, кожа. Вес 949.7 г. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)

Таким шлемом стал морион. Произошло ли это название от испанского слова морро (что означало «черепной купол», или «круглый предмет») или в своей основе имело слово More («мавр»), до сих пор неясно. Назывался он также и мавританским шлемом, но как бы там ни было, именно морион вытеснил все прочие виды шлемы, которые использовали пехотинцы в XVI в. Он появился во Франции приблизительно около 1510 года, упоминался королевскими ордонансами и Генриха II, и Карла IX, то есть в период между 1547 и 1574 гг.


6. Морион 1575 года. Италия. Сталь, медь, кожа. Вес 1601 г.

Первые морионы отличал невысокий купол, имевший полусферическую форму и на нем не очень высокий гребень. Надо заметить, что гребни – сначала отсутствовавшие на армэ, – понемногу стали появляться. Безусловно их наличие делало шлем прочнее и повышало его защитные свойства. Вот только типологизировать морион по форме его купола, так же, как и по постепенному увеличению его объема, не удается. Единственное, что удалось выявить, что у гребня мориона можно проследить четкую тенденция к его увеличению. Правда, в конце XVI в. было сделано немало морионов, имевших и низкий купол, и небольшой гребень. Но общая тенденция все же такова – гребень на морионе со временем становился все больше и больше!


7. Гравированный морион ну просто с очень большим гребнем. Северная Италия, предположительно Брешия. Ок. 1580 – 1590 гг. Сталь, бронза, кожа. Вес 1600 г. (Чикагский институт искусств)

В европейских музеях морионов очень много, а их качественное изготовление говорит о том, что они были очень популярны среди европейских пехотинцев. Процесс распространения мориона был очень быстрым и повсеместным. Главное его достоинство заключалось в открытом лице. В то же время два козырька, спереди и сзади, не давали возможности нанести обладателю этого шлема рубящий удар сверху. Кроме того, гребень придавал ему такую прочность, что его нельзя было разрубить поперечным ударом.

Морионом пользовались даже самые высокопоставленные офицеры, включая полковников, а то и самих полководцев. При этом надевали его в бой против пехоты. Такие шлемы часто бывали позолоченными, украшенными резьбой и с пышным султаном из перьев. Морион обычно мог защитить от пули из аркебузы, а его вес в среднем мог быть около двух килограммов.


8. Морион гвардейцев герцога Саксонского Христиана I, ок. 1580 г. Работа мастера Ганса Микеля (Германия, 1539 -1599 гг.), Нюрнберг. (Чикагский институт искусств)

Морионы носили не только солдаты. Их носили, например, папская гвардия, а также офицеры – лейтенанты и капитаны, командовавшие пикинерами. Причем до нас дошли по-настоящему роскошные экземпляры, которые не могут не вызывать восхищения тонкостью отделки и разнообразием техник, с помощью которых они украшались. И вот здесь мы можем увидеть одно забавное явление, а именно – сближение облика офицеров и солдат, чем достигалось большое морально-психологическое единство. Ведь до этого доспехи рыцаря и рядового пехотинца различались как небо и земля. Но вот изменилась техника боя. Теперь уже и дворянин, и солдат из крестьян пользовались одним оружием и носили одинаковые доспехи. Понятно, что дворяне попытались тут же украсить свои доспехи и чеканкой, и гравировкой, и травлением, и химическим обрушиванием. Но… форма того же мориона при этом не изменялась! И, кстати, этот процесс шел не только в Европе. В Японии шлемы знати кавари-кабуто носить рядовым асигару даже в голову бы не пришло. Но вот на вооружение асигару поступили мушкеты и шлемы дзингаса. И что? Мало того, что и сами самураи вначале не брезговали из них стрелять, так потом они, вплоть до сёгуна включительно, тоже стали носить шлемы простых пехотинцев, хотя во дворце сёгуна, естественно, и было принято надевать старые парадные шлемы.


9. Тот же шлем, вид сбоку. Но уже из Кливлендского музея искусств.

Но самым большим чудом того времени следует считать непревзойденное мастерство кузнецов-оружейников, которые умели выковывать эти «головные уборы» из одного куска металла, включая даже и гребень. Такие морионы известны, и они самым разительным образом отличаются от грубых изделий из нескольких металлических частей, соединенных заклепками и вдобавок покрытых еще и черной краской. Для любителей «теории заговора» такие морионы просто находка. «Как это было сделано в то время? Даже сейчас повторить невозможно!» Документы тех лет на их изготовление, естественно, подделка, а изготовлены они все самое позднее в середине прошлого века и положены в музеи, чтобы повысить их посещаемость… И армэ, и кабассеты… все, все подделка прошлых лет. Кругом сплошной обман и заговор историков! Кстати, о кабассетах…


10. Морион-кабассет. 1580 г. Северная Италия. (Кливлендский музей искусств)

Хотя морион и был во всех отношениях шлемом удобным, а его гребень давал голове хорошую защиту, технологически он был не самым легким изделием. И металлоемким к тому же…


11. Морион-кабассет XVI в. Италия, Сталь, бронза, кожа. Вес 1410 г. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)

Поэтому одновременно с классического вида морионом появился гибрид – морион-кабассет, который часто называли еще испанским морионом, от которого он отличался тем, что у этого шлема отсутствовал гребень. Защитная функция этого элемента компенсировалась большой высотой купола и наличием стрельчатых очертаний, против которых холодное оружие было бессильно.


12. Всаднический гарнитур 1570 – 1580 гг. Милан. Сталь, позолота, бронза, кожа. Щит – рондаш, диаметр 55,9 см.; конский шаффрон, кабассет (вес 2400 г.). (Чикагский институт искусств)

Следует считать, что морион-кабассет чаще использовался всадниками, чем пехотинцами, поскольку они вели бой холодным оружием, при котором удар наотмашь мог задеть высокий гребень и даже сбить его набок. И потом в кавалерии всегда предпочитали использовать более компактные шлемы, такие, например, как бургиньот.


13. Парадные доспехи: щит и шлем морион. (Дрезденская оружейная палата)


14. Парадные доспехи: щит и шлем кабассет. (Дрезденская оружейная палата)

Наконец, кроме этого гибрида известен и шлем кабассет, похожий на бутылочную тыкву-калебасе, от которой он, скорее всего, и получил свое название. Кабассет, или «бирнхельм», то есть по-немецки «шлем-груша», вместе с морионом получил широкое распространение в Германии.

Кабассет обычно был шлемом пехотинцев, как копейщиков-пикинеров, так и стрелков-аркебузиров. Для последних он был единственной защитой, поскольку из-за своего достаточно тяжелого снаряжения и оружие они не могли позволить себе еще и доспехи. Что же касается мушкетеров, у которых вместо более или менее легкого аркебуза на вооружении появился тяжелый мушкет, форкет-подставка – опора при стрельбе, и перевязь с патронами, то они быстро отказались даже от кабассетов, и носили широкополые шляпы. Дело в том, что ни мушкетеры, ни аркебузиры не опасались атак кавалерии, так как в случае кавалерийской атаки они всегда могли спастись от нее под прикрытие пикинеров.


15. Дешевые солдатские морионы. Обратите внимание, что левый сделан из двух цельноштампованных половин, скрепленных по гребню. (Музей Майсена)


16. Очень грубый, но оригинально устроенный морион с открывающимися наушниками. (Дрезденская оружейная палата)

Кабассет же в конце XVI в. стали производить в массовом порядке фабричным способом, и он вскоре потерял свои лучшие защитные качества. Лишившись ребра, а затем и своей вытянутой формы купола, он как раз и превратился в ту самую «домашнюю утварь», на которую он и был больше всего похож, на горшок, то есть «пот».
Автор: В.Шпаковский
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх