На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

БАЗА 211- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ

74 289 подписчиков

Свежие комментарии

  • Z Muliphein
    У меня муж плохо ходит и почти ничего не видит. Инвалид. Но 80 кг веса. Я вешу 58 кг. Я не представляю, какой рюкзак ...ЕСЛИ ПОПАЛ ПОД ОБ...
  • Владимир Петров
    Человек  - легенда,даже не верится ,что один человек совершил столько подвигов и на военном поприще и на гражданском...Ученый, трижды не...

Конкистадоры против ацтеков (часть 1)

Не герой он был, не рыцарь,

А главарь разбойной шайки.
Г. Гейне. «Вицлипуцли».


На сайте ВО уже был опубликован целый ряд статей, в которых рассказывалось о том, как воевали ацтеки с другими индейцами и испанскими конкистадорами. Но про последних говорилось лишь вскользь, между тем как именно они сумели разгромить империю ацтеков, а затем и города-государства индейцев майя в Юкатане. Так что пришло время рассказать и о них – алчных, но храбрых рыцарях наживы, которые отправились за океан с крестом на груди и великой жаждой золота в сердце. Вот каким, например, описал конкистадора XVI века в своей работе «История Мехико» английский историк Хьюберт Хоув Банкрофт: «Он был не просто машиной, он был великим игроком с судьбой. Он рисковал жизнью по своей воле… Жизнь конкистадора являлась непрерывной азартной игрой, но в случае успеха его ожидали слава и богатство». То есть начнем с того, что этот человек не был солдатом в прямом смысле этого слова. Хотя эти люди имели военный опыт, это была самая настоящая шайка авантюристов. Очень часто они сами оплачивали расходы на свои экспедиции, для чего брали займы у ростовщиков, покупали за свои деньги оружие и коней. Кроме этого, конкистадоры платили казавшийся им совершенно непомерным взнос хирургу, а также аптекарям, занимавшихся поставками лекарств. То есть денег за свою службу они не получали вообще, но, как и в любой бандитской шайке, у каждого их них была доля от общей добычи, и все они надеялись, что если экспедиция окажется для всех удачной, то и прибыль каждого из них тоже будет велика.

Конкистадоры против ацтеков (часть 1)

Официальный портрет маркиза Оахаки (Фернандо Кортеса) с его гербом.

Как всегда, начать следует с историографии. Причем, англоязычной, как наиболее осведомленной. В 1980 году на эту тему в издательстве «Оспрей паблишинг» вышла книга «Конкистадоры» Теренса Вайза с иллюстрациями Ангуса МакБрайда (серия «Мен-эт-Армз» №101). Это было одно из ранних изданий «Оспрей» и высоким качеством оно не отличалось. В 2001 голу здесь же вышла книга с тем же названием, автором которой являлся Джон Пол, специально занимавшийся этой темой. Иллюстрировал книгу Адам Хук – один из лучших британских иллюстраторов. В 2004 году (в серии «Эссеншиал хисториз» №60) вышла книга Чарльза М. Робинсона III «Испанское вторжение в Мексику 1519-1521, с рисунками этого же художника. Наконец Джон Пол и Чарльз Робинсон III в 2005 году объединили свои силы и написали книгу «Ацтеки и конкистадоры» с иллюстрациями Адама Хука. В 2009 году издательство ЭКСМО выпустило ее в переводе на русский язык под названием «Ацтеки и конкистадоры: Гибель великой цивилизации». Из ранних русскоязычных книг на эту тему можно рекомендовать книгу Р. Белова и А. Кинжалова «Падение Теночтитлана» (Детгиз, 1956 г.)


Штандарт Кортеса в 1521 – 1528 гг.

«Мы все вышли из ржаного поля»

Когда-то так сказал историк Ключевский, когда объяснял именно воздействием естественно-географических факторов менталитет россиян. Но почему авантюрным характером обладали в то время жители Испании? Они-то из какого поля вышли? Тут, скорее всего, причина другая. Давайте посчитаем, а сколько лет они занимались своей Реконкистой? Тот же Кортес, завоевавший Мексику, и его же дальний родич Франсиско Писарро, завоевавший Перу – все он и были родом из провинции Эстремадура, что в переводе означает «особенно трудная». Чем трудная? Да только тем, что находилась на границе между христианскими землями и владениями мавров. Земля там сухая, климат отвратительный, война шла столетие за столетием. Неудивительно, что люди там были суровы, самостоятельны и уверены в себе. Иные бы там просто не выжили!


Шлем «средиземноморского типа» или «большой саллет», начало XV в. В таких шлемах испанцы воевали с маврами… (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)

Но не только природа и климат сформировала воинственный дух испанцев. Свою роль сыграла и такая вещь, как… привычка! Ведь мы уже упоминали о том, что они столетиями сражались с неверными под знаменем креста. И лишь в 1492 г. войне этой пришел конец. Но идеи мессианства, конечно же, остались. Они были впитаны с молоком матери. И тут вдруг неверных больше не было. И масса людей осталась без «работы» и некому нести святой истинный крест. Но тут на счастье испанской короны Колумб сумел открыть Америку, и вся эта масса головорезов, иного занятия кроме войны себе не представлявших, устремилась туда!

Организация армии и ее тактика

Говоря о военном столкновении конкистадоров и индейцев, прежде всего надо отметить следующее: испанская армия XVI в. очень сильно отличалась от всех прочих армий Европы. Во-первых, она постоянно воевала в ходе Реконкисты. Во-вторых, здесь имело место всеобщее вооружение народа - практически неслыханное дело в той же Франции, где крестьянин и помыслить не мог о том, чтобы иметь оружие. К 1500 г. именно испанский солдат-горожанин превратился в самого эффективного солдата Европы со времени еще римских легионеров. Если англичане в это время еще размышляли, что лучше – лук или огнестрельное оружие, то испанцы однозначно сделали вывод в пользу последнего.


Испанский саллет из Гранады, конец XV – начало XVI века. Сталь, золото, серебро, эмаль. Вес 1701 г. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)

До этого XV в. «испанцы были как все». Каждый дворянин был воином-любителем, к боевой подготовке которого предъявлялись лишь самые минимальные требования. То есть он должен был уметь ездить верхом и владеть копьем, мечом и щитом. Главным для рыцаря считали его «доблесть», а все остальное почиталось второстепенным. Командир мог послать рыцарей в атаку и на этом его функции практически заканчивались. Иногда внезапно струсивший рыцарь, бежавший на глазах у всех, мог увлечь за собой всю армию, но могло быть и наоборот!

Но в XV в. благосостояние испанцев существенно возросло. Стало больше денег – развилась инфраструктура, появилась возможность нанимать воинов-профессионалов и хорошо оплачивать их труд. А профессионалы, естественно, стремились использовать самые современные виды оружия и сословной спесью не страдали. Более того, поскольку многие наемники были выходцами из нарождающегося третьего сословия — горожан, торговцев, ремесленников, то главной их мечтой было… возвращение в это же сословие. Погибать со славой им совсем не хотелось, отсюда – обращение к воинской науке, изучение военной истории, позволявшее взять все лучшее из прошлого. Естественно, что опыт римлян, пехота которых успешно воевала с конницей, был востребован в первую очередь. И если сначала испанская пехота состояла из отрядов по 50 человек под началом капитаном, но к 1500 г. их численность возросла до 200. Так появилась формирования, которые в середине XVI в. были названы «терциями».

Испанские пехотинцы приобрели опыт, сражаясь против мавров, но, когда испанская армия оказалась в Италии уже в 1495 г., то в сражении при Семинаре испанцы впервые столкнулись с восемью сотнями швейцарцев. Главным их оружием были пики ок. 5,5 м длины. Построившись в три линии, они стремительно атаковали врага и… несмотря на стойкость испанцев, разбили их на голову!


Доспех английского пикинера для офицера, 1625 – 1630 гг. Общий вес более 12 кг. (Институт искусств Чикаго)

Те начали думать и быстро нашли ответ. В 1503 г. в битве при Чериньоле испанская пехота уже состояла из равного по численности количества аркебузиров, пикинеров и… мечников, имевших еще и щиты. Бой с пехотой швейцарцев начинали испанские аркебузиры, которые вели огонь залпами, а пикинеры их прикрывали. Главное, что после такого концентрированного обстрела в строю швейцарцев образовывались разрывы. И вот в них-то и устремлялись испанские солдаты в тяжелых доспехах, которые рубили их мечами, а вот длинные копья швейцарской пехоты, как и свое время длинные копья эпирцев и македонян, в бою на короткой дистанции оказались бесполезными. Такое сочетание разных видов пехоты оказалось для того времени непревзойденным и сослужило испанцам хорошую службу не только в Европе, но и против ацтекских армий.


В начале XVI века появились даже так называемые «стреляющие щиты», предназначавшиеся как раз для прорыва баталии швейцарцев. Щит защищал его обладателя от ударов пик, а он в свою очередь мог с близкого расстояния выстрелить по швейцарцам и пробить в их рядах солидную брешь! Данный щит относится в 1540 г. (Королевский арсенал в Лидсе, Англия)

Кроме того, новые войны выдвинули и новых талантливых полководцев. Во время Реконкисты Фердинанд и Изабелла быстро поняли, что военные таланты важнее, чем благородство происхождения и стали выдвигать в командиры людей простого звания, награждая их и званиями, и золотом. Таким был, например, Гонсало Фернандес де Кордова, ставший наглядным примером для всех конкистадоров.


Скульптура «Великого капитана» в парке Св.Себастьяна. (Навалкарнеро, Мадрид)

Являясь младшим сыном богатого кастильского землевладельца, он мог претендовать лишь на очень малую часть наследства своего отца. Сказка братьев Гримм про кота в сапогах возникла же не на пустом месте. И Кордова пошел искать удачу в качестве солдата и где только не воевал, пока не обратил на себя внимание Фердинанда и Изабеллы. И уже в 1495 г. они доверили ему пост главнокомандующего всеми испанскими экспедиционными силами в Италии. Именно под его началом испанская армия победила при Чериньоле, а затем разгромила французов при Гарильяно в 1504 г. Кордова за это получил должность вице-короля Неаполя, что для «младшего сына» успехом являлось поистине невероятным!

Интересно, что помимо силы и умения ездить верхом наездником, Кордова был очень религиозным человеком, постоянно носил с собой образ младенца Иисуса и проявлял истинно христианское милосердие к поверженному врагу и был хорошим дипломатом. А хорошие примеры, как и дурные, обычно заразительны. Вот и конкистадоры, будучи априори людьми безжалостными, обратили на это внимание, и стали стараться воевать не только силой, но и с помощью дипломатии. Ну, а Кордова в итоге получил почетное прозвище «Великий Капитан».


Испанский арбалет 1530 -1560 гг. Вес 2650 г. (Институт искусств Чикаго)

Очень похоже действовал и Христофор Колумб, предложивший величайшее техническое новшество своего времени – каравеллу, судно которое было меньше размером, чем прежние каракки, но позволяли лавировать против ветра. Каравеллы стали самой настоящей легендой в истории географических открытий, но в военном деле они оказались еще более эффективны. Противники испанцев не могли определить, где и когда они могут высадиться и подготовиться для обороны. Никакой ветер и погода не могли воспрепятствовать их плаванию, а значит появилась возможность на регулярной основе снабжать свои войска продовольствием и боеприпасами вдали от испанских берегов.


Поскольку в то время среди испанцев было достаточно грамотных людей, неудивительно, что до нашего времени дошло не так уж и мало воспоминаний о завоевании Мексики…

Хотя, конечно, плавать на каравелле в XVI в., тем более через океан, было непросто. Приходилось «обитать» на тесном палубном пространстве, где царила жуткая вонь от испорченной пищи, испражнений крыс, животных и рвоты страдающих от морской болезни. Развлекались азартными играми, песнями и танцами, и… чтением вслух! Читали Библию, баллады о великих героях — Карле Великом, Роланде и особенно о рыцаре Сиде Кампеадоре, известном национальном герое Испании XI века. Дело в том, что книги в это время уже печатались типографским способом и стали намного доступнее. Недаром многие новооткрытые земли, например, Амазония, Калифорния, Патагония были названы в честь описанных в этих книгах «дальних стран». Многие, правда, считали, что все эти рассказы выдумки, но верили в легенды о золотом веке и серебряном веке, имевших место до грехопадения Адама и Евы. Недаром конкистадоры впоследствии так рьяно искали «страну золота» Эльдорадо и «золотой город» Маноа.

Продолжение следует…
Автор: В.Шпаковский
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх