На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

БАЗА 211- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ

74 277 подписчиков

Свежие комментарии

  • Валерий Никитин
    не надо всё в кучу валить. коммунистический Союз был вполне себе империей.Страсти по ГДР, п...
  • tatyanadavydkina
    Вот когда Алиев с Эрдоганом своими рученьками вцепятся им в горло вот тогда и посмотрим.Зачем Россия выво...
  • Андрей Зарубкин
    Показали толпу армян, которые размахивали армянскими флагами и орали, что российское побережье Кавказа и Абхазия вход...Зачем Россия выво...

Как японский майор чуть было Вторую мировую не продли

14 августа 1945 года дело шло к капитуляции Японии. События развивались стремительно и драматически. Неделей ранее, 6 августа, американские ВВС сбросили ядерную бомбу на Хиросиму – крупный город, являвшийся важной военной базой императорской армии. 8 августа войну Японии объявил ее могущественный северный сосед – Советский Союз. До этих событий настроения среди представителей японской военно-политической элиты оставались весьма воинственными – для большинства японских генералов и адмиралов капитуляция была чем-то невообразимым, разрушающим все традиционные представления японской знати о воинском долге, верности императору, чести и патриотизме.


Но бомбардировка Хиросимы и Нагасаки и вступление в войну Советского Союза сделали свое дело – японское правительство все же стало склоняться в сторону принятия условий Потсдамской декларации. 9 августа открылось заседание Высшего совета по управлению войной, на котором премьер-министр страны Кантаро Судзуки, министр иностранных дел Сигэнори Того и министр императорского флота Мицумаса Ёнай высказались в поддержку капитуляции Японии. Император Хирохито согласился с их аргументами. 10 августа император Хирохито вновь провел совещание, на котором окончательно поддержал мнение министра иностранных дел Сигэнори Того и принял условия Потсдамской декларации. Как японский майор чуть было Вторую мировую не продлил

Такая позиция императора Японии и высших правительственных кругов не устроила часть наиболее воинственных офицеров японской армии и флота, которые, согласно своим представлениям о воинской этике, были настроены на войну либо до победы, либо до гибели. В штабе армии стало нарастать недовольство. На совещании в Министерстве армии группа офицеров выразила свое возмущение готовящейся капитуляцией министру армии генералу Корэтика Анами (на фото). Хотя генерал Анами тоже был категорически против завершения войны, да еще таким «позорным», по его мнению, способом, как у убежденного монархиста у него не оставалось иного выхода, кроме как подчиниться решению императора и начать подготовку к капитуляции и прекращению боевых действий. Он отказался принять участие в заговоре, который назрел в среде штабных офицеров.


Тем временем, 12 августа в районе полуночи радиостанция Сан-Франциско сообщила, что японское правительство и сам император Японии с момента капитуляции будут подчиняться главному штабу войск союзников, что в японской армии сразу же сочли унизительным порабощением. Офицеры окончательно укрепились во мнении о необходимости военного переворота для отстранения от власти действующего правительства и возобновления боевых действий. С характерным для японцев культом императора они считали, что Хирохито несомненно поддержит дальнейшее продолжение боевых действий, надо только устранить «плохих бояр», которые из-за своей трусости собираются капитулировать перед командованием союзников.

Одним из главных инициаторов заговора стал майор Кэндзи Хатанака (на фото), служивший в отделе военных дел Министерства армии. На момент описываемых событий ему было 33 года – Хатанака родился в 1912 году, в 1934 году окончил Военную академию Императорской армии Японии и был распределен лейтенантом в артиллерийский полк. После дополнительного образования. полученного в Артиллерийском инженерном училище и Высшей военной академии Императорской армии Японии, Хатанака перешел на штабную работу.

Будучи человеком милитаристских убеждений, Хатанака считал, что Японии ни в коем случае не следует капитулировать перед союзниками. 12 августа, когда стало известно о той судьбе, которую союзники уготовили японскому императору и правительству, майор Хатанака, подполковник Масатака Ида, подполковник Масао Инаба, зять министра армии подполковник Масахико Такэсита и начальник отдела военных дел министерства полковник Окикацу Арао обратились лично к министру армии генералу Корэтике Анами с просьбой не допустить принятия условий Потсдамской декларации.

Однако генерал Анами, хотя и сам был противником капитуляции, был вынужден подчиняться решению императора Хирохито. Поэтому он отказался от сотрудничества с заговорщиками. После этого офицеры приняли решение действовать самостоятельно и стали искать единомышленников среди более высокопоставленных военных. Но это оказалось для них, как выяснилось впоследствии, непосильной задачей – японские генералы и адмиралы не жаждали брать на себя ответственность за дальнейшее продолжение боевых действий, поэтому самыми горячими противниками капитуляции остались входившие в число заговорщиков майоры, подполковники и полковники императорской армии.

В ночь с 13 на 14 августа 1945 года группа офицеров во главе с самим генералом Анами собралась на специальное совещание о предстоящей капитуляции. Заместитель начальника Генерального штаба Императорской армии Японии генерал Торасиро Кавабэ (на фото) предложил собравшимся генералам и офицерам подписать соглашение о выполнении приказа императора о капитуляции Японии. Все присутствующие офицеры, включая и министра армии Анами, документ подписали. Таким образом, практически вся верхушка японской императорской армии высказалась в поддержку решения правительства и императора о капитуляции, тем самым лишив заговорщиков надежды на помощь со стороны генералитета. Более того, многие офицеры рангом ниже, воспитанные в традиционном чинопочитании, даже будучи несогласными с капитуляцией, были вынуждены следовать за линией верховного главнокомандования и генералов.

Однако майор Хатанака и его единомышленники решили действовать в любом случае. Поскольку о планах заговорщиков уже было известно, на территорию императорского дворца вошел 2-й полк 1-й гвардейской дивизии, перед которым ставилась задача усиления гвардейского батальона, обеспечивавшего безопасность дворца. Но майор Хатанака и его соратник подполковник Дзиро Синдзаки смогли повлиять на командира 2-го полка полковника Тоёдзиро Хагу и вынудить его перейти на сторону заговорщиков. Они сообщили полковнику, что якобы министр армии генерал Анами и командование Второй армии и императорской гвардейской дивизии в курсе планов заговорщиков и их поддерживают. После этого майор Хатанака пришел к командующему Восточной армии генералу Сидзуити Танаке и стал уговаривать его присоединиться к перевороту. Генерал, верный императору, на просьбы майора не отреагировал и приказал офицеру не лезть не в свое дело. Но остановить Хатанаку было уже нельзя. Он считал, что захватив дворец и продемонстрировав нежелание военных соглашаться с капитуляцией, ему удастся повлиять на ход событий и заставить императора одуматься.

Вечером 14 августа Хатанака и его соратники приняли решение начать операцию по захвату дворца в два часа ночи. Примерно в час ночи заговорщики окружили императорский дворец. Майор Хатанака, капитан Сигэтаро Уэхара из Военно-воздушной академии Японии и подполковник Синдзаки пришли к генерал-лейтенанту Такэси Мори (на фото), который занимал пост командира 1-й императорской гвардейской дивизии. В это время Мори проводил совещание со своим родственником подполковником Митинори Сираиси. Для того, чтобы восстание завершилось успехом, поддержка командира гвардейской дивизии была просто необходима. Ведь генерал Мори мог отдать приказ подчиненным подразделениям не сопротивляться восставшим. Но на предложение майора Хатанаки генерал ответил однозначным отказом, после чего майор, нарушив традиционную японскую воинскую субординацию, убил генерала из опасений, что тот прикажет гвардейским частям подавить восстание.

После убийства Мори Хатанака захватил его официальную печать и издал от имени генерала стратегический указ императорской гвардейской дивизии № 584, в соответствии с которым существенно увеличивалось количество военнослужащих на территории императорского дворца. Восставшим удалось быстро разоружить охрану императорского дворца, а также арестовать 18 сотрудников министерства императорского двора и телерадиокомпании. Затем восставшие стали искать министра двора Сотаро Исиватари и хранителя малой печати Коити Кидо, но так и не смогли их найти. Кроме того, мятежники пытались найти запись капитуляционной речи, чтобы уничтожить ее. Они перерезали все телефонные провода, тем самым лишив императорский дворец связи с внешним миром.

Тем временем, в Иокогаме подняла восстание группа военнослужащих под командованием капитана Такэо Сасаки, которая вознамерилась найти и убить премьер-министра Японии адмирала Кантаро Судзуки, считавшегося главным инициатором капитуляции. Но в кабинете главу правительства восставшие не обнаружили и тогда, устроив в здании пожар, двинулись на его поиски. Были подожжены дома премьер-министра Судзуки и председателя Тайного Совета Киитиро Хиранумы.

Успевший бежать премьер-министр находился под охраной полиции в тайном убежище. Тем временем, подполковник Масатака Ида сообщил майору Хатанаке, что части и подразделения Восточной армии выдвинулись в сторону императорского дворца с целью подавления мятежа. Тогда майор Хатанака обратился к начальнику штаба Восточной армии генералу Тацухико Такасиме с просьбой дать ему десять минут эфирного времени на национальной радиостанции, чтобы сообщить японцам о том, почему надо было выступить против капитуляции. Когда командованию гвардейской дивизии стало ясно, что армия не поддержит восстание, Хатанаке было приказано удалиться с территории дворца. Но отчаянный майор все же попытался прорваться на радиостудию, чтобы выступить перед японцами и попытаться убедить их в ошибочности капитуляции и в необходимости сражаться против войск союзников до конца.

Утром 15 августа, пока заговорщики пытались реализовать свои планы, министр армии генерал Корэтика Анами совершил ритуальное самоубийство – сэппуку, пронзив себя в коридоре императорского дворца, обратившись лицом к императорской резиденции. В предсмертной записке генерал, пользовавшийся огромным авторитетом в армии, просил прощения у императора Японии за свою вину и выражал надежду, что страна никогда не умрет. Известно, что перед самоубийством генерал Анами отказался от помощи ассистента и покончил с собой самостоятельно.

Командовавший Восточным армейским районом генерал Сидзуити Танака (на фото), один из самых известных боевых генералов японской императорской армии, тем временем прибыл в императорский дворец и лично встретился с офицерами – мятежниками. Он обрушился на них с руганью за то, что они действовали вопреки решению верховного командования и убедил заговорщиков разойтись по своим домам и казармам. Сдался и майор Хатанака, отказавшись от своих безнадежных планов выступить по радио перед японцами и покинув радиостудию.

Когда стало понятно, что планы воспрепятствовать капитуляции Японии провалились, майор Хатанака и подполковник Сиизаки отправились на площадь перед императорским дворцом, где демонстративно застрелились. Генерал Сидзуити Танака, убедивший мятежников разойтись по домам, покончил с собой спустя девять дней - 24 августа 1945 года, застрелившись в своем кабинете. Несмотря на то, что он своими действиями прямо воспрепятствовал военному перевороту и приблизил капитуляцию, тяжесть поражения прославленный японский военачальник перенести не смог.

Неудачную попытку военного переворота можно было назвать агонией милитаристских настроений в Японской империи. Понятно, что группе офицеров не удалось бы изменить ход событий, поскольку в японской армии была очень сильна традиция почитания вышестоящего командования, императора и его решений. Майор Хатанака и его соратники взяли на себя заведомо невыполнимую задачу, поэтому в провале военного переворота не было ничего удивительного. Прошло меньше месяца и 2 сентября 1945 года на борту линкора ВМС США «Миссури» представители союзного командования и правительства Японии подписали Акт о капитуляции Японии. Вторая мировая война закончилась.



Судьба большинства высших сановников Японии оказалась нерадостной. Премьер-министр империи барон адмирал Кантаро Судзуки сразу же после капитуляции Японии ушел в отставку со своего поста и спустя три года, в 1948 году, скончался своей смертью в возрасте 80 лет. Министр иностранных дел Японии Сигэнори Того Токийским трибуналом был приговорен к двадцати годам заключения и умер в 1950 году, не дождавшись освобождения. Министр флота адмирал Мицумаса Ёнай, на протяжении всей Второй мировой войны возглавлявший военно-морское ведомство империи, к ответственности привлечен не был, но тоже скончался в 1948 году. В истории Страны Восходящего Солнца началась новая эпоха, в которой уже не было место прежнему военному и политическому могуществу Японской империи, зато стало возможным невиданное прежде экономическое процветание.
Автор:
Илья Полонский
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх