На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

БАЗА 211- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ

74 278 подписчиков

Свежие комментарии

  • Анатолий
    Шойгу самого надо на шконку в СИЗО отправить. Зажрался, глаза и уши жиром заплыли - ничего не вижу ничего не слышу. Т..."ТАМ НЕ СОТНИ МИЛ...
  • Владимир Лагно
    Но вот пародокс:НИКТО НЕ ВИДЕЛ И НЕ ЗНАЛ!!!!Правда сейчас кое кто вякает- мол "давно" знали и только "ждали"-чего,что..."ТАМ НЕ СОТНИ МИЛ...

Винтовки по странам и континентам. Часть 11. Как винтовка Росса чуть не стала ручным пулемётом Хуота

Серия статей цикла «Винтовки по странам и континентам» вызвала большой интерес аудитории ВО. Но чем не больше мы в эту тему углубляемся, тем больше в ней обнаруживается новых и необычных конструкций. Понятно, что ни одна винтовка в мире не сравнится, например, по популярности с маузером, а по точности стрельбы с винтовкой Чарльза Росса. Но, тем не менее, существовали интересные разработки и на их основе. Маузера это коснулось в основном в смысле использования новых патронов и калибров, таких как 6,5-мм и 7-мм, а вот с винтовкой Росса – напомним, на ВО была очень интересная статья про эту винтовку, – история вышла куда более интересная…



Пулемёт Хуота. (Музей Армии в Галифаксе, провинция Новая Шотландия)

Как известно, улучшать легче, чем создавать заново. Как правило, в процессе эксплуатации многие люди замечают недостатки той или иной конструкции и по мере таланта и возможностей пытаются их исправлять. Но бывает и так, что чья-то идея вдохновляет другого человека на создание конструкции, которая представляет собой уже настолько «нечто новое», что заслуживает и принципиально нового к себе отношения. И нужда в таких случаях обычно является «лучшим учителем», так как именно она заставляет «серые клеточки» работать с напряжением большим, чем обычно!
А было так, что когда канадские части отправились в Европу воевать за интересы британской короны в годы Первой мировой войны, то на полях сражений тут же выяснилось, что винтовка Росса, хотя и метко стреляет, но для армейской службы непригодна совершенно. Прямоходный ее затвор оказался очень чувствителен к загрязнению и нередко, чтобы его передернуть, по нему приходилось бить рукояткой саперной лопатки! Случались с ней и многие другие досадные инциденты, из-за которых канадские солдаты принялись просто красть у своих английских «коллег» винтовки «Энфилд», а то и покупать за деньги. Все, что угодно – только не Росс! Причем, трудностей с боепитанием тут не возникало, поскольку патроны у них были одинаковые. И кончилось тем, что винтовки Росса оставили только снайперам, а в линейных частях заменили их на «ли-энфильды».

Но теперь возникла новая проблема. Им стало не хватать ручных пулеметов. Ручные пулеметы «Льюис» требовались всем – британской и русской пехоте, авиаторам, танкистам (последним, правда, недолго), индийским сипаям, а также всем прочим частям доминионов. И как бы британская промышленность ни старалась, объемов выпуска этих пулеметов не хватало.

Винтовки по странам и континентам. Часть 11. Как винтовка Росса чуть не стала ручным пулемётом Хуота

«Хуот» (вверху) и «льюис» (внизу). Виды сверху. Характерные плоские «коробки» на затворах содержали: у «льюиса» систему рычагов вращения магазина, у «хуота» - демпфер газового поршня и детали соединения затвора с поршнем. (Фото из Музея полка Сифортских горцев в Ванкувере)

И так уж получилось, что первым, кто придумал как выйти из этого трудного положения, оказался Джозеф Альфонс Хоот (Уот, Хуот), машинист и кузнец из Квебека. Родившийся в 1878 году, он был крупным и сильным человеком (что неудивительно для кузнеца), ростом более шести футов и весом 210 фунтов. Человеком, как о нем пишут, он был не только сильным, но и трудолюбивым, упорным, но излишне уж доверчивым к людям, что в бизнесе помогает далеко не всегда, а чаще всего, напротив, вредит!


Джозеф Альфонс Хуот (1918)

Сначала он рассматривал свою работу над автоматической винтовкой как хобби. Но когда разразилась Первая мировая война, его интерес к оружию стал более серьезным. Над своим проектом он начал работать с середины 1914 года и работал до конца 1916 года, непрерывно его совершенствуя. Его разработка была защищена патентами Канады, №193 724 и №193 725 (но к моему великому сожалению, ни один текст, ни изображения из любого из них через онлайн-архив Канады в Интернете на сегодня недоступны).

Идея его заключалась в том, чтобы приделать к винтовке Чарльза Росса газоотводную трубку с газовым поршнем с левой стороны ствола. Это позволяло бы использовать этот механизм для приведения в действие затвора винтовки Росса, имевшего, как известно, рукоятку перезаряжания справа. Такая переделка была бы чисто технически делом довольно простым (хотя дьявол всегда прячется в деталях, ведь нужно еще заставить такой механизм работать плавно и надежно). В дополнение к газовому поршню, Хуот сконструировал храповик и механизм подачи боеприпасов из барабанного механизма на 25 патронов. Озаботился он и системой охлаждения ствола, но тут он особо не перетруждался, а просто взял и использовал гениально придуманную систему пулемета Льюиса: тонкостенный кожух с сужением у дульного среза ствола, утопленного внутри этого кожуха. При выстреле в «трубе» такой конструкции всегда возникает воздушная тяга (на чем основаны все ингаляторы), так что если на стволе установить радиатор, то этот поток воздуха будет его охлаждать. На пулемете Льюиса он был сделан из алюминия и имел продольное оребрение. И Хуот все это повторил и на своем образце.


«Хуот» (сверху) и «льюис» (внизу). (Фото из Музея полка Сифортских горцев в Ванкувере)

До сентября 1916 года Хуот совершенствовал свой образец, а 8 сентября 1916 года встретился с полковником Матишем в Оттаве, после чего нанят в качестве гражданского механика в Экспериментальный отдел стрелкового оружия. Правда, хотя это и обеспечило продолжение работы над его оружием, работа на правительство также означала катастрофу для любых его надежд на коммерческую выгоду от этой работы. То есть теперь он не мог продать свой образец правительству, так как работал на него за зарплату! Ситуация, как мы знаем, уже имевшая место у нас в России с капитаном Мосиным, создававшего свою винтовку тоже в рабочее время, будучи освобожден от несения службы как таковой.

В итоге Хуот завершил создание опытного образца и в декабре 1916 года продемонстрировал его военным чиновникам. 15 февраля 1917 года была продемонстрирована улучшенная версия пулемета, имеющая скорострельность 650 выстрелов в минуту. Затем из пулемета отстреляли не менее 11 000 патронов – так он прошел тест на живучесть. Наконец в октябре 1917 года Хуота и майора Роберта Блэра отправили в Англию, чтобы испытать его еще и там, с тем, чтобы этот пулемет был одобрен британскими военными.

Уплыли они в Англию в конце ноября, прибыли в начале декабря 1917 года, а первые испытания были начаты 10 января 1918 года на Королевском заводе стрелкового оружия в Энфилде. В марте их повторили, и они показали, что ручной пулемет Хуота имеет явные преимущества перед пулеметами Льюиса, Фаркуар-Хилла и Гочкиса. Испытания и демонстрации продолжались до начала августа 1918 года, хотя уже 11 июля 1918 года британские военные официально отклонили данный образец.


Устройство автоматики ручного пулемета Хуота. (Фото из Музея полка Сифортских горцев в Ванкувере)

Несмотря на то, что было решено отклонить пулемет Хуота, по сравнению с пулеметом Льюисом, его признали вполне конкурентоспособным. Он был удобнее, при ведении огня из траншеи и его можно было быстрее привести в действие. Пулемет Хуота было проще разбирать. Было обнаружено, что он был менее точным, чем «льюис», хотя это, вероятно, происходило из-за того, что и прицел, и мушка были прикреплены к кожуху охладителя, который, как выяснилось, при стрельбе сильно вибрировал. В Энфилде жаловались на форму приклада, затруднявшую хорошее удержание оружием (что не удивительно, учитывая объем и расположение крышки газоотводного механизма, выступавшей далеко назад). Как недостаток отмечался магазин всего за 25 патронов, опустошавшийся за 3,2 секунды! Для ускорения снаряжения магазина были предусмотрены специальные 25-зарядные обоймы, поэтому перезарядить его было несложно. Правда, отсутствовал переводчик огня, так что одиночными выстрелами вести из пулемета огонь было нельзя! С другой стороны, отмечалось, он что меньше «льюиса», и может стрелять в перевернутом положении, тогда как тот этого делать не мог! Отмечалось, что это было единственное оружие из тестировавшихся, способное остаться в рабочем состоянии после погружения в воду. Генерал-лейтенант Артур Карри, командир канадского экспедиционного корпуса, сообщал, что каждый солдат, испробовавший автоматическую винтовку Хуота, остался доволен ею, поэтому на 1 октября 1918 года он написал запрос на приобретение 5000 экземпляров, аргументируя это тем, что на фронте его солдатам нечего противопоставить большому количеству немецких ручных пулеметов.


Пулемет Хуота. (Фото из Музея полка Ситфортских горцев в Ванкувере)

Для производства очень выгодным было и то обстоятельство, что у пулемета Хуота было 33 детали, которые были напрямую взаимозаменяемы с деталями винтовки Росса M1910, плюс 11 деталей винтовки, которые пришлось бы немного переделать, и еще 56 деталей, которые бы пришлось делать с нуля. В 1918 году стоимость одного экземпляра составляла всего 50 канадских долларов, тогда как «льюис» стоил 1000! Масса его составляла 5,9 кг (без патронов) и 8,6 (со снаряженным магазином). Длина – 1190 мм, длина ствола - 635 мм. Скорострельность: выстрелов/мин 475 (техническая) и 155 (боевая). Начальная скорость пули 730 м/с.

Но почему же тогда было отвергнуто оружие, несмотря на такие многообещающие результаты испытаний? Ответ простой: при всех своих положительных данных оно не было намного лучше, чем «льюис», чтобы оправдать расходы на переоборудование выпускающих предприятий и переподготовку солдат. И, разумеется, после окончания войны сразу оказалось, что пулеметов «льюис» армии мирного времени вполне достаточно, и не было необходимости искать дополнительные такие вооружения.


Майор Роберт Блэр с винтовкой Хуота, 1917 год. (Фото из Музея полка Сифортских горцев в Ванкувере)

К сожалению, личное состояние Хуота вследствие все этих обстоятельств оказалось в плачевном положении. Любое соглашение о выплате роялти правительством Канады зависело от формального принятия оружия на вооружение, поэтому, когда оно было отклонено, ему оставалась только зарплата, которую он получал, работая над своим детищем. Инвестиции в размере собственных 35 000 долларов, которые он вложил в этот проект, по сути, вылетели в трубу. Хуот требовал хотя бы вернуть ему эти деньги и в итоге получил компенсацию в размере 25 000 долларов США, но только в 1936 году. Его первая жена умерла через несколько дней после родов в 1915 году, и он снова женился после войны, взяв в жены женщину с 5 детьми. Работал он в качестве рабочего и строителя в Оттаве. Он прожил до июня 1947 года, продолжая заниматься изобретательством, но никогда уже не добивался такого успеха, которого достиг со своим ручным пулеметом!

Известно, что всего пулеметов Хуота было изготовлено 5-6 штук и сегодня все они находятся в музеях.

Продолжение следует...
Автор: В. Шпаковский
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх