На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

БАЗА 211- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ

74 277 подписчиков

Свежие комментарии

  • Eduard
    Пгтому что это не территория России!Конечно это плохо,но причину я еаписал!Зачем Россия выво...
  • Максим Ширяев
    Антикоммунист "естественно" перерождается в предателя и русофоба. Обыватель, тебе опротивел социализм? Получишь импер...Страсти по ГДР, п...
  • Владимир Козлов
    Честным и порядочным людям не получить паспорт, а всякая мерзкая шваль через продажных чиновников покупает в короткие...ГРАЖДАНСТВО РОССИ...

Перл-Харбор номер два

Продолжаю выкладывать на сайт интересные статьи из жж одного из ведущих российских историков авиации уважаемого Вячеслава Кондратьева.

Моя вчерашняя френдлента была буквально забита постами о нападении японцев на Перл-Харбор. Но я редко пишу о том же, о чем - все остальные, меня больше интересуют факты, о которых мало кто знает. Поэтому вчера я не стал уделять внимания общеизвестному событию. Зато сейчас стоит остановиться на другом эпизоде, напрямую связанном с Перл-Харбором, но "раскрученном" гораздо меньше. Тем более, что его 75-летие приходится, как раз, на сегодня.

Итак, 8 декабря 1941 года, на следующий день после атаки на Перл-Харбор, японцы нанесли второй мощный удар по американцам. В этот раз их целями стали филиппинские авиабазы Кларк и Иба, где базировались основные силы американской армейской авиации Дальневосточного региона (Far East Air Forces - FEAF). Хотя, на авиабазах уже прекрасно знали о катастрофе в Перл-Харборе и получили категорический приказ из Вашингтона не допустить ее повторения, японцам удалось в ходе всего одного налета нанести тяжелое поражение FEAF и уничтожить половину ее боевого состава.

К началу войны на филиппинских аэродромах находилось 220 американских боевых самолетов, не считая морской авиации, в том числе 35 тяжелых бомбардировщиков Боинг В-17 "Флаинг Фортресс", 107 истребителей Кертисс Р-40 "Уорхок" (из них 94 исправных), 26 истребителей Северский Р-35, 18 бомбардировщиков Дуглас В-18 "Боло", 12 устаревших истребителей Боинг Р-26 "Пишутер", 11 разведчиков Кертисс О-52 "Оул", восемь легких штурмовиков Норт-Америкен А-27 "Тексан" и три относительно старых бомбардировщика Мартин В-10. Кроме того, там было еще 12 "пишутеров" филиппинских ВВС.

Начиная с 8.30 утра 8 декабря с Кларка, Ибы и небольшого истребительного аэродрома Николс вылетели на патрулирование несколько десятков "Уорхоков". Но, проведя в воздухе почти два часа, летчики врагов не обнаружили. Тревожных сообщений с радаров тоже не поступало. Между 10.30 и 10.45 истребители приземлились, выработав горючее. Техники без особой спешки стали готовить их к новому вылету, а пилоты расселись в джипы и поехали в столовую на завтрак. В 11.00 на Кларк, где базировались 17 "летающих крепостей" и почти все остальные бомбардировщики, поступил приказ нанести во второй половине дня удар возмездия по японскому острову Формоза. Самолеты начали заправлять горючим и подвешивать бомбы.

В это время со стороны Формозы к Филиппинам уже приближалась японская воздушная армада из 80 бомбардировщиков G4M, 26 бомбардировщиков G3M и 85 истребителей "Зеро". В 11.30 ее засек радар авиабазы Иба, однако, операторы неверно определили курс вражеских самолетов, доложив, что они направляются к столице Филиппин Маниле или к военно-морской базе Кавите. Еще один радар вскоре также обнаружил неприятеля, но его персонал решил, что японцы движутся к полуострову Батаан, где находились базы, склады и береговые укрепления американской армии.

Получив эти противоречивые сообщения, на аэродромах решили прикрыть истребителями все три предполагаемых объекта атаки, но при этом для прикрытия самих аэродромов боеготовых перехватчиков уже не оставалось. Около полудня с Кларка, Ибы и Николса вновь стартовали три скуадрона "Уорхоков" и полетели к Маниле и Батаану. Однако японцев там не оказалось. А в 12.27 наземные наблюдательные посты визуально обнаружили, что две большие группы самолетов приближаются к Кларку. На авиабазе завыли сирены, летчики и техники бросились к самолетам, а зенитчики - к орудиям, но было уже поздно. В 12.30 на ангары и летное поле посыпались бомбы.

В первой волне шли G3M, которые бомбили с большой высоты - порядка 6000 метров. На этой высоте их не доставали аэродромные зенитки. Вслед за ними также с большой высоты отбомбились 27 G4М. В общем счете на аэродром упало 636 60-килограммовых осколочно-фугасных бомб. При таком количестве сброшенных боеприпасов точность бомбометания особой роли не играла, вся авиабаза была накрыта сплошным "ковром".

А едва рассеялся дым от взрывов, Кларк с бреющего полета атаковали 34 "Зеро". Японские летчики расстреливали из пушек и пулеметов зенитные расчеты и добивали самолеты, которые не были уничтожены бомбами. Пилоты уцелевших "Уорхоков" отважно пытались взлететь под огнем. Объезжая воронки, они выруливали на взлетные полосы, но только четырем истребителям удалось оторваться от земли и всех их японцы "срезали" при наборе высоты.

Через семь минут после начала бомбардировки Кларка та же история повторилась на Ибе. Этот аэродром атаковали 53 G4M, сбросившие 486 60-килограммовых и 26 250-килограммовых бомб, а затем "проутюжили" 51 "Зеро". Правда, там 12 "Уорхоков" успели взлететь и вступить в бой, но силы были слишком неравные. Американцы потеряли еще четыре истребителя, остальные спаслись бегством. Полностью разгромив аэродром, японцы оставшимися боеприпасами уничтожили расположенный неподалеку радар и улетели праздновать победу.

Тем временем самолеты, бесполезно кружившие над Манилой и Батааном, получили по радио приказ срочно лететь на выручку попавшим под удар авиабазам. Летчики на полном газу устремились к Ибе и Кларку, видя как впереди поднимаются в небо многочисленные столбы черного и серого дыма. Но они опоздали, к моменту их прилета японцев поблизости уже не было.

В результате авиаударов было уничтожено более сотни американских самолетов, в том числе 12 "Флаинг Фортрессов", 44 "Уорхока" (из них 36 - на земле) и примерно 50 машин иных типов, включая почти все Р-35. Еще пять "Крепостей" получили повреждения. Три из них так и не были восстановлены, а две кое-как удалось подлатать. Их решили эвакуировать в Австралию, но при перелете обе машины разбились. Людские потери, согласно одним американским источникам, составляли 80, а по другим - "примерно 90" убитых и 150 раненых. Американцы утверждали, что при отражении налета им удалось сбить семь японских самолетов, но японцы это отрицают.

Таким образом, японские воздушные рейды 8 декабря 1941 года это еще один крепкий гвоздь в гроб теории Марка Солонина о якобы невозможности нанесения противнику тяжелых потерь в самолетах при налетах на его аэродромы.

рисунок современного американского художника, изображающий авиабазу Кларк незадолго до ее разгрома японцами.

"Уорхоки" на авиабазе Кларк.

В-17 и А-27 на том же аэродроме. "Летающие крепости", размещенные на Филиппинах, к началу войны еще не успели окрасить в защитный цыет.


Истребители Р-35 и Р-40 ВВС США с аэродромов Иба и Кларк. Внизу - один из устаревших истребителей Р-26, переданнных американцами филиппинцам.


Японские бомбардировщики G4M и G3M, участвовавшие в налетах на Филиппины в декабре 1941 года.

Истребители Р-35 уничтоженные на Ибе.

Аэродром Иба с поврежденными и брошенными при отступлении американскими самолетами. Выглядит очень похоже на советские аэродромы с брошенной авиатехникой, которые очень любили снимать немцы летом 1941 года.

Уничтоженный на Кларке "Уорхок".

Останки разбомбленного там же бомбардировщика В-18 на фоне поврежденного ангара и брошенного автозаправщика.

Японцы позируют у захваченного на аэродроме Иба Р-35.

Еще один японец возле сбитого "Уорхока".

Снимок накрытого бомбами аэродрома Кларк, сделанный из кабины японского бомбардировщика.

Рисунок по памяти японского летчика, участвовавшего в бомбардировке Кларка.

источник: http://vikond65.livejournal.com/569569.html

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх