На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

БАЗА 211- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ

74 277 подписчиков

Свежие комментарии

  • Ливень
    ну да пора и про честь узнать... и бумеранги обратно получить... а их набралось ой как много...США: предчувствие...
  • Алекс Сэм
    Гражданская война в стране обладающей оружием массового уничтожения во всех его видах и проявлениях весьма опасна для...США: предчувствие...
  • Светлана Зуева
    Если такие,как на фото,то и фуй с ними.Боевые женщины Зе...

Боевое применение гидросамолётов МБР-2 при обороне советского Заполярья

К моменту начала Великой Отечественной войны летающая лодка МБР-2 была самым массовым самолетом данного класса на военной службе. Серийный выпуск МБР-2 (Морской ближний разведчик второй) осуществлялся на авиационном заводе №31 в Таганроге. Первый самолет был построен в июле 1934 года, пик выпуска пришелся на 1937 и 1938 годы, когда было собрано 360 и 364 гидросамолета соответственно. Производство прекратилось только во второй половине 1940 года, за это время в Таганроге было собрано 1365 МБР-2 всех модификаций, включая пассажирские. Таким образом, данная летающая лодка стала самым массовым гидросамолетом советского производства.


Самолет был спроектирован в ЦКБ МС под руководством главного конструктора Георгия Михайловича Бериева. Для своего самолета Бериев выбрал схему одномоторного свободнонесущего моноплана смешанной конструкции с двухреданной лодкой, обладавшей большой поперечной килеватостью. Это должно было обеспечить гидросамолету хорошую мореходность, а также возможность взлетать и садиться на воду при волнах до 0,7 метра. Двигатель с толкающим винтом был установлен на стойках над центропланом. Прототип был оборудован 12-цилиндровым поршневым двигателем жидкостного охлаждения BMW VI мощностью 500 л.с., для серийных машин была выбрана его копия, которая производилась в Советском Союзе по лицензии – М-17.

Испытания головного экземпляра гидросамолета и серийных машин проводились с 1934 по 1937 год, ими занимался летчик-испытатель Адольф Аммунович Ульсен. Руководство страны познакомилось с самолетом 5 августа 1933 года, когда у Сталина состоялось совещание, на котором поднимался вопрос о морской авиации. Присутствовавший на совещании конструктор Андрей Николаевич Туполев назвал летающую лодку МБР-2 «деревяшкой», однако подобный самолет был необходим авиации ВМФ, поэтому гидросамолет приняли на вооружение.



К началу Великой Отечественной войны гидросамолет МБР-2 устарел, он обладал неудовлетворительными тактико-техническими характеристиками, особенно военных не устраивала его низкая скорость полета (до 234 км/ч), слабое оборонительное вооружение и небольшая бомбовая нагрузка. Несмотря на это адекватной замены ему просто не существовало. Став в 1937 году основным гидросамолетом советской морской авиации, МБР-2 оставался таковым до конца Второй мировой войны, став самой массовой летающей лодкой на советском флоте. В годы войны самолет выполнял различные роли, став настоящей рабочей лошадкой морской авиации ВМФ и внеся свой посильный вклад в победу.

Сами летчики и техники называли МБР-2 «амбарчиком», также можно было встретить название «корова». «Амбарчик» был деревянным самолетом, что диктовало некоторые особенности эксплуатации. В частности, после каждого вылета (и, соответственно, совершения посадки на воду) самолет требовалось просушить – техники в водозащитном обмундировании выталкивали гидросамолет на сушу, где на берегу уже разводились костры, на кострах прогревали песок, мешками с которым затем обкладывался корпус летающей лодки. Для просушки корпуса МБР-2 требовалось несколько часов, после чего гидросамолет снова был готов к вылету. Стоит отметить, что сам Георгий Бериев изначально планировал делать самолет цельнометаллическим, но в стране в те годы отчаянно не хватало алюминия, поэтому обращение к древесине было вынужденной мерой.

К началу Великой Отечественной войны в составе ВВС Северного флота имелось 49 гидросамолетов МБР-2, которые находились в составе 118-го отдельного разведывательного авиационного полка (орап) и 49-й отдельной эскадрильи. При этом 118-й орап был основной авиационной разведывательной частью Северного флота, в его составе в июне 1941 года имелось 37 летающих лодок МБР-2 (в том числе 32 исправных) и 7 гидросамолетов ГСТ (в том числе 5 исправных). Летающие лодки базировались на гидроаэродроме в губе Грязная Кольского залива. Стоит отметить, что именно с самолета МБР-2 и началась история Военно-воздушных сил самого молодого советского флота – Северного. Первые гидросамолеты данного типа были переправлены из Ленинграда в Мурманск в сентябре 1936 года.


С началом Великой Отечественной войны гидросамолеты начали привлекаться для ведения разведывательных действий в операционной зоне Северного флота. Очень скоро их пришлось задействовать и для нанесения бомбовых ударов по наступающим по суше частям немецкого горного корпуса «Норвегия», который наступал на Мурманск. Под крылом МБР-2 можно было разместить до 500 кг авиационных бомб. Практика нанесения дневных бомбовых ударов быстро показала, что тихоходным летающим лодкам очень рискованно появляться в районах, где действуют истребители противника. Низкая скорость полета и слабое оборонительное вооружение, которое ограничивалось двумя пулеметами ШКАС на турелях (на некоторых моделях задняя турель выполнялась закрытой), делали их легкой добычей для немецких истребителей. 29 июня 1941 года МБР-2 привлекались для бомбовых ударов по складам, расположенным в порту Лиинахамари. Первый налет, который провела пятерка летающих лодок, прошел без потерь, а вот вторая группа в составе трех самолетов МБР-2 была перехвачена «Мессершмиттами» противника, которые сбили все три машины. Два экипажа погибли, третий сумел осуществить вынужденную посадку в губе Титовка.

Помимо ведения разведки и нанесения бомбовых ударов в интересах сухопутных войск гидросамолеты МБР-2 Северного флота летом 1941 года привлекались к борьбе с серьезным противником в лице немецких эсминцев 6-й флотилии, которые проводили набеговые операции на советские прибрежные коммуникации. Правда, каких-либо серьезных успехов в этом деле летающие лодки не добились. После неудачной охоты за немецкими эсминцами МБР-2 вернулись к своей обычной боевой работе. При этом летать им приходилось без истребительного прикрытия, поэтому только малочисленность немецкой истребительной авиации в Заполярье позволяла тихоходным «амбарчикам» избегать серьезных потерь. Что сулит встреча с противником в воздухе, еще раз продемонстрировал бой 27 августа над Баренцевым морем, когда звено МБР-2, ведущих разведку, было обнаружено и сбито истребителями противника.

С октября 1941 года гидросамолеты Северного флота перешли к боевым вылетам только в темное время суток. Как только позволяла погода, самолета привлекались к нанесению беспокоящих бомбовых ударов по войскам противника непосредственно на линии фронта. Этим их задачи не ограничивались, в ночь с 5 на 6 декабря 1941 года МБР-2 атаковали корабли противника в порту Лиинахамари. В результате авианалета прямые попадания получил транспорт «Antje Fritzen» (4330 брт), на его борту погибли трое матросов, еще пять человек получили ранения.


Так получилось, что МБР-2 оказался в 1941 году практически единственным доступным самолетом, который в советской военно-морской авиации мог использоваться для решения задач противолодочной обороны. По этой причине 49-я эскадрилья ВВС Северного флота, вошедшая в состав Беломорской военной флотилии (БВФ), вместе со звеном летающих лодок МБР-2 из состава 118-го орап, стали вести поиск подводных лодок противника в Белом море и на подходах к нему. 4 сентября 1941 года пара МБР-2 из 49-й эскадрильи обнаружила к западу от мыса Канин Нос германскую подводную лодку, шедшую в надводном положении. Самолеты атаковали цель, сбросив на нее глубинные бомбы ПЛАБ-100, лодка при этом начала срочное погружение, а на поверхности моря после атаки образовалось масляное пятно. Пополнив боезапас и дозаправившись, «амбарчики» отбомбились по району масляного пятна еще один раз. Под удар советских самолетов здесь попала лодка U-752, у которой были повреждены топливные цистерны. При этом лодка не затонула и вернулась на базу для ремонта. Хотя немцы не понесли потерь в субмаринах, активность советской авиации и противолодочное патрулирование заставили их несколько снизить свою активность в акватории и на подходах к Белому морю. Впрочем, доставалось от МБР-2 не только противнику, 7 октября 1941 года пара летающих лодок по ошибке атаковала советскую подлодку С-101, которая выполняла переход из Беломорска в Полярный.

Также летающие лодки МБР-2 использовались для противолодочного прикрытия северных конвоев союзников, которые шли в советские морские порты. С 6 по 13 июля 1942 года МБР-2 осуществляли разведку, а также вели поиск транспортов печально известного разгромленного конвоя PQ-17, также они активно использовались во время проводки самого большого северного конвоя PQ-18. 10 сентября 1942 года пара гидросамолетов МБР-2 совместно со сторожевым кораблем «Гроза» атаковала немецкую субмарину, застигнутую в надводном положении. После атаки на поверхности появились пятна солярки и воздушные пузыри. 16 сентября того же года пара МБР-2 сбросила 4 противолодочных бомбы на субмарину, которая была замечена в 45 милях к западу от губы Белушья.

Летом 1942 года, после того как германские подводные лодки активизировались у Новой Земли, а немецкий карманный линкор «Адмирал Шеер» прорвался в Карском море, командование Северного флота решило сформировать на Новой Земле военно-морскую базу, где разместилась 3-я авиагруппа, основу которой составили 17 летающих лодок МБР-2. Помимо этого в состав Беломорской военной флотилии был введен 22-й разведывательный авиаполк, переброшенный сюда с Каспия, полк располагал 32 «амбарчиками». Постоянные разведывательные полеты МБР-2 в Карском море, совершаемые с Новой Земли, начались уже 5 сентября 1942 года. Ранее в этих районах летали лишь советские пилоты полярной авиации.


В 1943 году начался количественный и что еще важнее качественный рост авиации флота. Однако, несмотря на появление новой авиационной техники, гидросамолеты МБР-2 по-прежнему достаточно активно использовались – полярные ночи полностью принадлежали этим летающим лодкам. В ночь с 24 на 25 января 1943 года они нанесли бомбовый удар по норвежскому порту Киркенес. Удар наносили МБР-2 из состава 118-го орап. 12 летающих лодок совершили в ту ночь 22 вылета, сбросив в общей сложности 40 бомб ФАБ-100 и 200 небольших осколочных бомб АО-2,5. Прямых попаданий в суда противника не было, однако одна из бомб разорвалась в непосредственной близости от стоявшего на рейде в ожидании разгрузки транспорта «Rotenfels» (7854 брт). От близкого разрыва на корабле воспламенилось сено, находившееся на борту вместе с другими грузами. Несмотря на все предпринятые меры (на корабль срочно вызвали норвежскую пожарную команду и 200 советских военнопленных, которым приказали сбросить опасный груз в море), потушить огонь не удалось и немцам пришлось затопить корабль. Хотя вскоре он был поднят, при затоплении было потеряно 4000 тонн различных грузов, а само судно надолго встало на ремонт. Позднее выяснилось, что этот успех «амбарчиков» стал самой крупной победой советской военно-морской авиации на всех театрах военных действий в 1943 году.

Несмотря на использование в качестве противолодочного самолета, МБР-2 так и не стал эффективным в этой роли. Во многом это было обусловлено отсутствием на борту летающей лодки радиолокационного оборудования, которое в те годы уже начало прочно входить в состав вооружения самолетов противолодочной авиации других стран. Несмотря на это МБР-2 продолжали активно использовать в противолодочных целях, особенно на фоне усиления накала борьбы на полярных коммуникациях в 1943-1944 годах. Так в 1943 году из 130 боевых вылетов в интересах противолодочной обороны, которые были выполнены самолетами Беломорской военной флотилии, 73 совершили гидросамолеты МБР-2.

Еще в годы войны на смену МБР-2 в арктических районах начали приходить лендлизовские «Каталины», при этом Белое море все равно оставалось за советскими гидросамолетами. Здесь они вели ледовую и воздушную разведку, продолжали поиск подлодок противника, особенно в районах мысов Святой Нос и Канин Нос, проводили конвои. К июню 1944 года в составе Беломорской военной флотилии по-прежнему числилось 33 летающих лодки МБР-2, которые применялись довольно интенсивно, в 1944 году они совершили 905 боевых вылетов, в 1945 – 259 вылетов.


Одновременно с получением летающих лодок «Каталина», шел и закономерный процесс списания отслуживших свое МБР-2. При этом экипажи МБР-2 имеющие на тот момент солидный боевой опыт, несмотря на все недостатки своих крайне устаревших на тот момент самолетов, при случае доставляли немецким подводникам неприятности. К примеру, 22 октября 1944 года пара «амбарчиков» из состава 53-го смешанного полка ВВС БВФ вылетела на поиск субмарины, которая была обнаружена радиоразведкой 15 часов назад, эта же лодка отметилась неудачной атакой на траулер РТ-89. Подлодка (а это была U-737) на самом деле находилась в указанном для поиска квадрате. Летающие лодки обнаружили субмарину в надводном положении и незамедлительно атаковали. Сначала в ход пошли противолодочные бомбы, а затем погружающуюся лодку противника обстреляли из пулеметов. В результате подводная лодка получила легкие повреждения, три члена ее экипажа получили ранения. Субмарина была вынуждена прервать боевой поход и вернулась в норвежский порт Гаммерфест для ремонта.

Помимо рутинной боевой работы летающие лодки МБР-2 поучаствовали и в нескольких необычных операциях. К примеру, в сентябре 1944 года летающая лодка МБР-2 приняла участие в эвакуации экипажа британского бомбардировщика «Ланкастер», который был задействован в операции «Параван» (удар по линкору «Тирпиц»). Один из экипажей бомбардировщиков не дотянул до аэродрома Ягодник под Архангельском, после выработки топлива он совершил вынужденную посадку на «брюхо» на одно из болот в районе деревни Талаги. Для того чтобы вытащить английский экипаж из этой глухомани, пришлось сбрасывать им на парашюте проводника, который вывел летчиков к ближайшему озеру, где их забрал советский гидросамолет. Еще один интересный случай произошел 20 октября 1944 года, когда германский гидросамолет BV 138 по техническим причинам вынужден был совершить посадку в районе острова Моржовец. Запрос на помощь по радиосвязи лишь привлек к неизвестной радиостанции внимание, в результате в район для поисков была выслана летающая лодка МБР-2, которая и обнаружила незадачливых коллег и навела на них гидрографическое судно «Мгла», матросы которого захватили немецкий экипаж и их самолет в плен.


После завершения Второй мировой войны подошла к концу и военная служба уцелевших летающих лодок МБР-2. Дольше всего они задержались на службе на Тихоокеанском флоте, где ограниченно использовались вплоть до 1950 года.

Источники информации:
http://www.airwar.ru/enc/sww2/mbr2.html
http://nvo.ng.ru/armament/2018-04-27/1_994_ambarchiki.html
http://armedman.ru/samoletyi/1919-1936-samoletyi/gidrosamole...
http://www.airaces.ru/plane/mbr-2.html
Материалы из открытых источников
Автор:
Юферев Сергей
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх