На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

БАЗА 211- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ

74 277 подписчиков

Свежие комментарии

  • Андрей Зарубкин
    Показали толпу армян, которые размахивали армянскими флагами и орали, что российское побережье Кавказа и Абхазия вход...Зачем Россия выво...
  • Eduard
    Пгтому что это не территория России!Конечно это плохо,но причину я еаписал!Зачем Россия выво...
  • Максим Ширяев
    Антикоммунист "естественно" перерождается в предателя и русофоба. Обыватель, тебе опротивел социализм? Получишь импер...Страсти по ГДР, п...

Крым, Донбасс и новый миропорядок Крым как непотопляемый авианосец

 

Крым, Донбасс и новый миропорядок


Четверть века назад расстояние от передней линии нашей обороны на западе до советской границы составляло 500–800 км. Ослабление Советского Союза привело к потере влияния в Восточной Европе, краху Варшавского договора, ползучему распространению НАТО и, соответственно, к серьезной потере глубины театра военных действий. Теперь мы имеем прерывистую линию обороны: Калининградская область — западная граница Белоруссии — Приднестровье — Севастополь. Переход Украины под американский патронаж рано или поздно означал бы появление войск НАТО в этой стране и, конечно же, ликвидацию российской военной базы в Севастополе. Приднестровье при этом оказалось бы в глубоком натовском тылу и стало бы практически недоступным. В этом контексте присоединение Крыма к России следует рассматривать как важнейшую стратегическую победу. И хотя окончательное взятие Украины под американский контроль все еще возможно, сохранение Севастополя и тем более всего Крыма позволяет удерживать стратегическое равновесие.

Старые, но еще актуальные моральные основания уже не могут обеспечить устойчивость мировой системы. Именно Россия может предложить новую концепцию мировой системы, новые принципы взаимодействия государств.

Почему к России тянутся? Года два назад мне довелось беседовать с несколькими выдающимися европейскими учеными, они участвовали в работе Ярославского политического форума. Я спросил, можно ли создать в России дискуссионную площадку мирового уровня. Ответ удивил: все они сказали, что только в России и можно создать площадку, альтернативную западным, таким как Давос; только в Россию не задумываясь поедут представители любой страны; Россия — лучшая страна для выработки иной, не западной повестки дня.

Наша страна всегда имела несколько отличную, а во времена СССР и значительно отличную от западной картину мира. Возможно, в этом и кроется глубинная причина нежелания Запада идти на широкое сотрудничество с Россией. Риск для Запада в том, что российское понимание, как устроить мировой порядок, может оказаться привлекательным слишком для многих, для большинства человечества. И в этом случае моральное лидерство Запад потеряет.

Процитируем Вудро Вильсона: «Мы создали эту нацию, чтобы сделать людей свободными, и мы… не ограничиваемся Америкой, и теперь мы сделаем всех людей свободными. А если мы этого не сделаем, то слава Америки улетучится и ее мощь испарится». Вудро Вильсон добился от Конгресса вступления в мировую войну, фактически превратив экономически мощную, но политически провинциальную державу в мирового лидера.

Следует критически оценивать сегодняшнюю практику применения концепции Вильсона. И не покажет ли критический анализ, что от мессианских идеалов столетней давности почти ничего не осталось, что свет «маяка свободы» не привлекает человечество, а скорее пугает и отторгает? Что некогда идеалистическая политика, а для многих она действительно была такой, вырождается в самую циничную Realpolitik? Грубое вмешательство во внутренние дела других стран, приводящее к разрушению структур государства, к огромным жертвам — Ирак, Сирия, Ливия… Бесцеремонное обращение с ближайшими союзниками: прослушка глав государств, давление на французские банки, отказ отдать Германии ее золото и т. п. Использование радикальных исламских сил для достижения вовсе не идеалистических, а абсолютно прагматических, шкурных целей. Небывалый ранее контроль средств массовой информации — мы сейчас ясно видим это на примере антироссийской кампании, раздутой в связи с украинским кризисом.

Валерий Фадеев. Исключение исключительности. «Эксперт», № 35, 2014.

Жители востока и юга Украины требовали от Киева немногого. Вопрос о выходе из состава страны всерьез не стоял. Граждане этих регионов хотели некоторой разумной самостоятельности. Киевские власти категорически отказались обсуждать предложения юго-востока. Термин «федерализация» был назван преступным, сторонники иного, не унитарного, устройства украинского государства объявлены сепаратистами. Затем последовали дикие действия радикалов в Одессе, где были сожжены, расстреляны или отравлены десятки противников киевской власти, потом было демонстративное уничтожение милиционеров в Мариуполе — милиционеров, отказавшихся выполнять карательные функции. Эти события ужаснули людей, сомнения отпали, граждане пришли на референдум и проголосовали за независимость. В ответ Киев начал карательную операцию против граждан собственной страны. Тупая бескомпромиссность Киева, поощряемая Западом, не оставила жителям востока возможности мирно, политическими средствами добиваться учета своих интересов.

Одно ключевое обстоятельство не может понять киевская верхушка. Унитарное украинское государство в прежних границах невозможно. Именно унитарное украинское государство развалилось, потерпело крах, вернуть его нельзя. К сожалению, этого не понимает и доминирующая сегодня часть интеллектуального класса. «Западенская» идеология построения украинской нации с заметным акцентом на бандеровщину стала стержнем политической жизни. Шаг влево, шаг вправо считается побегом. Но с этой идеологией не может согласиться огромная часть людей, проживающих на Украине.
 
Автор Виталий Лейбин, Валерий Фадеев

Крым как непотопляемый авианосец

Крым как непотопляемый авианосец


Прошедший 2014 год стал одним из самых значимых в новейшей истории Российской Федерации – правопреемницы Советского Союза – в связи с возвращением в ее состав исконно российского региона – Республики Крым и города-героя Севастополя. Состоявшаяся в далекие советские времена передача Крымской области Украине была одним из проявлений волюнтаризма со стороны одного из руководителей страны, а не исполнением желания жителей полуострова, исторически связанного с Россией, или народа Украины в целом. Референдум по этому поводу не проводился, да и слова такого мы тогда не знали.

А вот в 2014 году в Республике Крым и г. Севастополе действительно был проведен референдум, в результате которого почти 90% жителей высказались за однозначное возвращение в состав России. Все последующие действия проводились исключительно взвешенно и корректно, в рамках международных правил и правового поля. Республика Крым и г. Севастополь были официально включены в состав Российской Федерации.

Вот почему год спустя это событие, названное «русская весна», так широко, значимо и душевно было отмечено во многих городах России и ставших теперь юридически российскими городах Республики Крым и в Севастополе.

Но в 2014 году Соединенные Штаты и поддерживающие их западные страны проигнорировали результаты референдума в Крыму, а его возвращение в состав Российской Федерации оценили как агрессию и аннексию Крыма.

СОЗДАНИЕ НОВОЙ ГРУППИРОВКИ

Вашингтон еще с начала кризиса на Украине и особенно после возвращения Крыма в состав Российской Федерации стал непрерывно наращивать давление на Москву, в том числе путем введения экономических и политических санкций и откровенным военным шантажом.

Американские апологеты холодной войны и силового давления, видимо, полагают, что все, в том числе свободу, честь, совесть, любовь к родине, можно купить. Но не все пока еще решает золотой телец, хотя его влиянию многие стали подвержены, в том числе прозападно настроенные группировки российских элит и связанное с ними чиновничество.

Убежден, что в ближайшее время история сметет со своего пути «коломойских порошенок», так «ярошно» сегодня пытающихся завоевать место под солнцем даже кровью своих соотечественников. Несмотря на помощь дяди Сэма и матушки-Европы в этом преступлении. Да и мы с вами виноваты, сотню лет закрывая глаза на проявления национализма на Украине. Это тот же незабвенный Тарас Шевченко еще в позапрошлом веке писал: «Як умру, так поховайте на Вкраинi милiй… Поховайте, та вставайте, кайданы порвiте и вражою злою кров’ю землю окропiте». Чьей кровью? «Москалей» – как он их называл и как их называют сейчас? А мы – «национальный герой, классик», его именем называем улицы, набережные, в том числе и в России… Вот и доназывались.

Возвращение Крыма в состав РФ потребовало гарантированного обеспечения его безопасности и поставило перед военно-политическим руководством страны задачу немедленного формирования на полуострове полноценной группировки Вооруженных сил, включающей морскую и сухопутную компоненты, способной справиться с возникшими угрозами. Часть этой группировки пришлось создавать фактически с нуля.

За короткое время была проделана огромная работа. Уже в декабре 2014 года министр обороны РФ официально сообщил, что в Крыму «…развернута самодостаточная группировка войск. На полуострове в дополнение к имеющимся силам и средствам создано семь соединений и восемь воинских частей различного предназначения».

Созданная за это время в Крыму группировка только береговых и сухопутных войск по своей численности и своему составу фактически соизмерима с общевойсковой армией.

Казалось бы, задача решена, однако сейчас стало понятно, что это был только первый шаг. Точнее разобраться в складывающейся ситуации позволит небольшой экскурс в новейшую историю и анализ.

ВЫЙТИ НА КАЧЕСТВЕННО НОВЫЙ УРОВЕНЬ

В материалах ряда СМИ, посвященных анализу братоубийственной войны на юго-востоке Украины и возможному втягиванию в этот конфликт Российской Федерации, совершенно правильно делается акцент на то, что современная Российская армия качественно еще мало чем отличается от своей советской предшественницы образца 1991 года. Поэтому в случае возникновения вооруженного противоборства с применением только обычных средств поражения успех скорее всего будет на стороне Запада.

Это в полной мере относится и к созданной к настоящему времени группировке войск в Крыму, как к «слепку» Российской армии, хотя, как уже говорилось, работа проведена невероятно объемная и трудная.

Вместе с тем потенциально против группировки войск в Крыму в складывающихся условиях может действовать самая современная проамериканская коалиция (военная сила), имеющая опыт боевых действий и реализации самых современных военных технологий.

Так, операция США и других стран НАТО против Югославии и последующие конфликты позволили им к настоящему времени отработать характерные черты военных противостояний и боевых действий нового типа (войн нового пятого и шестого поколений, как это теперь называют). Это и создание разведывательно-ударных боевых группировок, и широкое совместное применение военно-воздушных и военно-морских сил, оснащенных высокоточным оружием, и использование данных всех видов разведки, в том числе космической, для практической реализации сетецентрических способов управления, разрушение гражданской и военной инфраструктуры, минимизация участия наземных сил в операции и многое другое. И этот опыт, безусловно, может быть использован против Крыма, тем более что и Югославия, и Крым – прибрежные территории (образования).

К сожалению, пока создаваемая в Крыму группировка представляет собой еще набор разнородных сил, не объединенных в единую систему обороны, и не отвечает требованиям войн пятого и шестого поколений, способы ведения которых практически отработаны нашим «друзьями» в последние десятилетия.

Такое положение сложилось не только из-за дефицита времени при создании военной группировки в Крыму, но и потому, что, как отметил в СМИ бывший начальник вооружения ВС РФ генерал-полковник Анатолий Ситнов, у нас, к сожалению, до сих пор «…нет концепции армии пятого поколения, единого информационного пространства никто не создает… Все должно увязываться в общую систему. Единое информационное пространство требует создания фоноцелевой обстановки, создания системы обмена данными…», то есть построения современной системы обороны, отвечающей самым высоким требованиям. Современное вооружение и военная техника, новые воинские формирования действительно должны использоваться в едином информационном пространстве.

Вообще следует заметить, что все, созданное искусственно, то есть умом и творческими стараниями человека, преследует достижение определенных целей и решение конкретных задач. Это в полной мере относится и к ситуации с создаваемой военной группировкой в Крыму, которая должна эффективно решать те задачи, во имя которых она строится.

Есть опасения, что без учета этих факторов дальнейшее «развитие» разнородной военной группировки Крыма, в которое будут вложены большие средства, пойдет «как всегда», а не так, как следует.

Представляется, что с учетом складывающейся обстановки и всего выше сказанного в Крыму должна строиться и создаваться современная комплексная автоматизированная система воздушно-морской обороны (КАС ВМО). Она должна обеспечить объединение всех сил и средств, как сухопутных, так и морских, на базе единого информационно-управляющего пространства и использовать их по единому замыслу для обеспечения комплексного отражения ударов противостоящих разнородных средств. Задача такой системы – обеспечение совместного применения для отражения агрессии средств противовоздушной, противокорабельной и береговой обороны.

КОМПЛЕКСНАЯ ОБОРОНА

Крым как непотопляемый авианосец

Американский эсминец УРО «Дональд Кук» и другие боевые корабли НАТО в румынской Констанце «поддерживают союзников». Фото Reuters


Предлагаемая адаптивная комплексная автоматизированная система воздушно-морской обороны ориентирована на обеспечение защиты от ударов современных и перспективных средств воздушного нападения, в первую очередь крылатых ракет различного базирования, важнейших прибрежных критически важных объектов и войск, а также для поражения воздушных и морских носителей крылатых и противокорабельных ракет, в том числе до рубежа их применения.

Основные требования, которым должна удовлетворять КАС ВМО, сводятся к следующему:

– КАС ВМО должна обеспечивать эффективную борьбу со всеми типами СВН, которые могут быть использованы в регионе, в том числе с летательными аппаратами, выполненными по технологии «стелс», и высокоточным оружием в условиях широкого применения интенсивных помех всех видов;

– КАС ВМО должна представлять собой комплекс информационных и огневых сил и средств ПВО, в том числе специализированных, береговой противокорабельной обороны, корабельных средств разведки, борьбы и обороны, технически и логически увязанных между собой в единую систему на базе высокоавтоматизированных средств боевого управления;

– управление системой ВМО должно быть максимально автоматизировано и организовано на основе сетецентрических принципов. Весь цикл боевой работы по целям (от их обнаружения до поражения) должен осуществляется практически автоматически, в онлайн-режиме;

– разведке воздушных и морских (надводных) целей должно быть уделено особое внимание. Она должна быть организована с использованием береговых загоризонтных РЛС, РЛС длинноволнового диапазона наземного базирования, РЛС на воздушных носителях (вертолеты, БЛА), а также корабельных РЛС;

– в составе системы ВМО должно быть предусмотрено применение как современных и перспективных классических средств поражения, так и средств борьбы (функционального поражения), основанных на новых физических принципах, что должно существенно повысить стойкость и эффективность предлагаемой системы обороны и сохранить ее перманентность на среднесрочную перспективу.

Для эффективного решения указанных задач предлагаемая комплексная автоматизированная система воздушно-морской обороны должна включать в свой состав:

– подсистему разведки и предупреждения об агрессии, о вторжении агрессора в территориальные воды и о нарушении воздушного пространства и воздушном нападении с его стороны;

– подсистему зенитного ракетного прикрытия, состоящую из средств наземного (берегового) базирования и корабельных средств ПВО;

– подсистему противокорабельной борьбы и обороны, включающую боевые средства берегового и корабельного базирования, а также средства воздушного базирования для борьбы с подводными лодками;

– подсистему авиационных многофункциональных сил и средств, включающих силы и средства истребительного авиационного прикрытия, морской и обеспечивающей авиации и авиации РЭБ.

Указанные подсистемы должны замыкаться на единые средства автоматизированного боевого управления, телекоммуникации и связи, что, собственно, и обеспечивает функционирование сопрягаемых подсистем и средств в составе единой комплексной автоматизированной боевой системы в сетецентрическом режиме.

Как показывает анализ, некоторые предварительные расчеты и имеющийся опыт, каждая из подсистем должна строиться на современных нетрадиционных принципах и иметь свою специфику. Это в целом и предопределяет высокую боевую эффективность предлагаемой КАС ВКО и ее превосходство над подобными системами в среднесрочной перспективе и может быть реализовано с минимальными финансовыми затратами, что немаловажно в сегодняшней ситуации.

Так, в подсистеме разведки и предупреждения, несомненно, должна использоваться береговая загоризонтная РЛС декаметрового диапазона типа «Подсолнух», способная обнаруживать морские надводные цели в экономической зоне и за ее пределами (на дальностях до 350–400 км), а также воздушные цели практически на таких же дальностях. Подобные РЛС являются нашим «ноу-хау», но на приморских направлениях (где они эффективны) пока что необоснованно не применяются.

Для обнаружения и сопровождения воздушных и надводных целей должны также широко использоваться современные низкочастотные РЛС (РЛС метрового диапазона), нечувствительные к технологии «стелс», но прекрасно использующие эффект поверхностной волны в прибрежных зонах, а также РЛС на воздушных носителях, в том числе вертолетный радиолокационный комплекс (ВК РЛД) типа «Око».

В подсистеме зенитного ракетного прикрытия средства ПВО (существующие, модернизированные и перспективные) предлагается использовать не в «штатной» однородной структуре, а в определенной комбинации, то есть создавать на их основе полигамные (комбинированные) разведывательно-огневые боевые модули, ориентированные на высокоэффективное решение конкретных задач.

Полигамные боевые модули ПВО позволяют в разы (8–12 раз) увеличить устойчивость от ударов противорадиолокационных ракет, сохранить способность защиты прикрываемых объектов от последующих основных ударов и в целом поднять эффективность поражения СВН в типовых налетах (таких, как по Югославии или Ливии) до уровня 0.9 и более. За счет эффективного и специализированного использования указанных средств ПВО становится возможным прогнозировать их приемлемую боевую эффективность как минимум в течение последующих 20–30 лет. Дополнительный и существенный прирост боевой эффективности подсистемы ПВО и КАС ВМО в целом возможно реализовать за счет введения в состав системы средств функционального поражения, реализующих новые физические принципы.

В подсистеме противокорабельной борьбы и обороны, включающей боевые средства берегового базирования, корабельные средства, а также средства воздушного базирования для борьбы с подводными лодками, акцент должен быть сделан в первую очередь на организацию боевого применения в единой сетецентрической системе управления береговой противокорабельной системы обороны «Бастион» с противокорабельными ракетами «Яхонт», а также корабельных средств противокорабельной и противовоздушной борьбы.

В ТЕСНОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ

Следует отметить, что в единой системе информации о Мировом океане (ЕСИМО), создававшейся в соответствии с ФЦП «Мировой океан» и начавшей работать с 2013 года, КАС ВМО Крыма может рассматриваться как региональная подсистема и должна входить в ее состав.

В свою очередь, создаваемая единая государственная система освещения надводной и подводной обстановки, в первую очередь в части разведки и отображения местонахождения подводных объектов (своих и вероятного противника), должна была бы выдавать информацию и на ЦКП КАС ВМО Крыма.

В части ПРО и ПВО подсистема зенитного ракетного прикрытия КАС ВМО Крыма, конечно же, должна взаимодействовать с соответствующими структурами войск ВКО и войсками ПВО Южного стратегического направления. Тем более что предлагаемая к реализации КАС ВМО Крыма территориально охватывает только прибрежные районы и не распространяется вглубь полуострова. Это в определенной мере относится и к вопросам обмена информацией о воздушной обстановке между подсистемой разведки и предупреждения об агрессии КАС ВМО Крыма и соответствующими структурами войск ВКО и войсками ПВО Южного стратегического направления. Такое взаимодействие как раз и создаст макроструктуру действия всех сил и средств региона в едином информационном пространстве.

В заключение хотелось бы отметить, что в целом предложения по созданию комплексной системы воздушно-морской обороны Крыма представляют собой попытку определить облик, структуру, предполагаемый состав, построение и возможности системы, рассматривая ее как адекватный ответ в складывающейся обстановке. Понятно, что создание КАС ВМО Крыма потребует решения надвидовых задач и может быть достигнуто только реализацией соответствующих инициатив со стороны Генерального штаба и доброй воли руководства Вооруженных сил.

Преимуществом предлагаемой к реализации КАС ВМО Крыма является то, что она ориентирована и базируется на серийно производимых образцах вооружения и военной техники различных видов Вооруженных сил РФ и не требует, как уже указывалось, существенных дополнительных экономических затрат. Более того, представляется, что КАС ВМО Крыма – начало большого пути. Подобные системы одинаково важны и эффективны и для Приморья, и для Камчатки, и для Кольского полуострова, и для Балтики. Это становится неким атрибутом войн пятого и шестого поколений. Поэтому определенная экономичность создания подобных систем и их базирование на серийно производимое ВВТ приобретают первостепенное значение.

Окончание холодной войны, казалось, отправило на свалку истории военные конфликты в цивилизованном мире. Не тут-то было. Поэтому необходимо помнить, что расходы на оборону всегда значительно меньше расходов на компенсацию ущерба.
 
Автор Александр Лузан

Картина дня

наверх