На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

БАЗА 211- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ

74 277 подписчиков

Свежие комментарии

  • Марина Козуб
    Ах, Моська! Не захлебнись в своём лае, а если продолжишь, то и в своей "голубой" крови .Эстония планирует...
  • Надежда Белугина
    Но с хищниками вместе, гордый, за обедом, От важности раздулся, волчьей дружбе рад, Не знает Пашинян, ведь коль не хв...НОВЫЕ ДЕТАЛИ ТЕРА...
  • Фил
    Судя по морде, этого идиота при рождении уронили на пол. И скорее всего, не один раз.Эстония планирует...

В окопах интерната



В тяжелые послевоенные годы суворовские училища, несомненно, являлись самой удачной, эффективной и результативной образовательной структурой в СССР. Качество преподавания в СВУ было очень высоким. Учебные планы в отличие от средней школы включали психологию, бальные танцы, военную и строевую подготовку. Выпускники имели четко направленное профессиональное предназначение и по окончании СВУ распределялись между ввузами, выполняя государственный заказ Вооруженных Сил СССР.

В ходе военной реформы 2008–2010 годов уклад суворовских училищ изменился в сторону светскости. Офицеров заменили гражданским персоналом. Сократилось количество часов военной подготовки. Отменено обязательное направление выпускников в ввузы. Конкурса при поступлении в СВУ в 2009–2013 годах фактически не было, так как принимали только детей военнослужащих и гражданского персонала Минобороны России, потомков Героев Советского Союза и России, правнуков ветеранов Великой Отечественной войны.

Отнюдь не все преобразования тех лет в системе кадетского образования имели негативный окрас. Именно в бытность министром обороны Сердюкова было создано первое президентское кадетское училище (ПКУ) и ежегодно открывались новые. По его личной инициативе был открыт Пансион воспитанниц Министерства обороны в Москве и запланировано открытие второго такого же в Санкт-Петербурге. По оценке нынешнего министра Сергея Шойгу, Пансион воспитанниц – лучшее учебное заведение в стране, не только в Вооруженных Силах. Зарплата педагогических работников выросла в несколько раз, что позволило отбирать преподавателей по конкурсу. Были улучшены условия размещения воспитанников и их питание, осуществлено серьезное техническое переоснащение суворовских училищ, начали реализовываться новые образовательные программы, расширен перечень дисциплин, серьезное внимание было уделено изучению иностранных языков, проведена первая в масштабе Минобороны России спартакиада СВУ и кадетских корпусов.

Осознав, что в нашем обществе эта форма образования востребована и престижна, новое руководство Минобороны с 2013 года открыло прием в СВУ всех желающих, и конкурс при поступлении возрос до трех – семи человек на место. Право на внеконкурсное поступление детей военнослужащих, сирот и других льготных категорий было отменено. Суворовцев и нахимовцев вернули на Парады Победы. Начальников СВУ стали регулярно приглашать на телевидение и радио. В состав военного ведомства был возвращен ряд региональных кадетских корпусов, ежегодно открываются новые ПКУ и СВУ. Сейчас у Минобороны России 27 общеобразовательных учебных заведений (суворовские и нахимовские, президентские кадетские училища, кадетские корпуса и школы). В них обучаются 12 700 воспитанников. Еще шесть СВУ и одно ПКУ в системе МВД/Росгвардии. Кадетский корпус есть в системе ФСБ России. Под эгидой Министерства образования и науки числится около 160 различных кадетских учреждений, в том числе интернатного типа, находящихся под патронатом полиции, следственного комитета, налоговой службы, МЧС, казачества. Но как-то забылся основной посыл, вызвавший появление суворовских училищ.

В окопах интернатаВступительные испытания и психологическое тестирование позволяют отобрать самых способных, с высоким образовательным потенциалом. В итоге в СВУ поступают ребята, которых родители смогли подготовить к экзамену, либо потому, что регулярно с ними занимаются, либо по причине высокого достатка. Но таким детям СВУ в принципе не нужны – в своих семьях они получили бы и лучшее образование, и более разностороннее культурное развитие. А те категории, для которых в 1943 году создавались суворовские училища, попасть в них чаще всего не могут: состояние здоровья, уровень образования и психологическая готовность недостаточны, чтобы успешно пройти вступительные испытания.

Высокий конкурс и тестирование кандидатов позволяют набрать в СВУ-ПКУ-КК воспитанников с высоким умственным потенциалом, поэтому хочется верить, что выпускники 2020 года окончат СВУ-ПКУ-КК заметно лучше нынешних. Сложно сказать, будет это следствием качества образования или изначального отбора наиболее перспективных. Но в любом случае развитие способностей выше среднего уровня требует индивидуального подхода, а индивидуальность в военной среде поощряется крайне редко – здесь работают законы коллективного выживания. Сложившаяся система больше ориентирована на подтягивание отстающих до некой планки, а развитие хорошо успевающих ребят приоритетом не является – мол, они и сами пробьются. Но в отношении отличников перед командованием СВУ стоит более деликатная задача – убедить их поступать именно в вузы Минобороны, а не в МГУ-МГИМО-Физтех.

В суворовских училищах из всех областей военных знаний в наибольшем объеме представлена строевая подготовка, особенно в старших классах. У воспитанников вырабатывается внутренняя дисциплинированность, их с детских лет приучают беспрекословно выполнять приказы и быть хорошо функционирующими винтиками военной машины. Они усваивают специфическую систему ценностей армейской среды и правила поведения в ней, гордость за принадлежность к своему сословию, почтение по отношению к высшим чинам и презрение к низшим кастам («шпакам»). Поэтому многие отмечают непереучиваемость выпускников СВУ: если что-то вбито в «кадетке»– это навсегда. Возможно, так и надо, ведь предназначение СВУ-ПКУ-КК – подготовка к военной или иной государственной службе, но уже не соответствует требованиям жизни.

Действительно, на первом курсе ввузов у выпускников-суворовцев несколько более высокий уровень начальной военной подготовки, а также преимущество в том, что они уже знакомы и готовы дать отпор и вступиться за своего в любом конфликте. Так же у них имеются гонор, чувство ложного превосходства над остальными: мол, «мы уже по семь лет отслужили, пока вы за мамкину юбку прятались». В течение первого года все категории поступивших уравниваются, гонор пропадает и группируются курсанты уже по другим признакам.

Практические знания, умения и навыки в любой сфере деятельности очень важны, однако количество проведенных за забором лет вряд ли принесет сравнимую со стоимостью потраченного времени пользу. Настоящие знания дают человеку реальная жизнь, путешествия, общение с другими людьми. А по эту сторону забора всем глубоко безразличен имеющийся в биографии факт окончания СВУ/КК. Скорее это будет лишним поводом для упреков за упущения по службе.

Вроде бы Суворовское училище как модель идеальной армии дает возможность воспитаннику испытать лично все прелести военной лямки и сделать осознанный выбор профессии. Но весь уклад СВУ и тем более ПКУ кардинально отличается от того, с чем воспитанникам предстоит столкнуться в реальной офицерской жизни, где заметно меньше упорядоченности и комфорта и гораздо больше свободы, ответственности и самодисциплины.

Воспитанники лишены свободного времени, необходимого для самостоятельного познания мира и реальной жизни. Их собственный жизненный опыт ограничен стенами СВУ. Его заменяет опыт, навязываемый офицерами-воспитателями, их ошибки наслаиваются на личность, лишают ее самостоятельности. И в последующем человек неспособен самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность.

Идея, что в СВУ воспитают настоящего мужчину, достаточно спорна. Армейская дисциплина основана на слепом подчинении и отсутствии выбора и как следствие – отсутствии самостоятельности и ответственности в принятии решений.

Другое дело, когда уже сформировавшийся человек решает стать офицером, получить военную специальность: он понимает границы чужой власти и своей ответственности перед самим собой и окружающими. А ребенок, с раннего возраста воспитанный в атмосфере муштры и подчинения, рискует так и не стать ни мужчиной, ни вообще самостоятельной личностью.

В то же время потенциал такой формы довузовского образования, как суворовские военные училища, очень высокий, и отдача от них могла бы быть значительно больше.

В первую очередь следует прекратить восторженные заявления о подготовке в СВУ военной, интеллектуальной, творческой и управленческой элиты нашей страны. Советские полководцы воспитывались совсем в других местах. Две трети Маршалов Советского Союза, а по более узкой выборке – 7 из 10 командующих фронтами на завершающем этапе Великой Отечественной войны были унтер-офицерами и рядовыми в окопах Первой мировой и Гражданской.

Нынешняя российская военная элита? Но министр обороны, как и половина его заместителей, по объективным причинам далекие от армии люди. Есть ли суворовцы в Академии наук? В Академии художеств? Представители же нынешней российской управленческой «элиты» из числа выпускников СВУ продемонстрировали полнейшую недееспособность на гражданском поприще:

выпускник Тверского СВУ 1962 года Борис Громов, который был, безусловно, достойным генералом, за 12-летний период руководства Московской областью привел ее к порогу банкротства;

выпускник Тверского СВУ 1985 года Андрей Шевелев на посту губернатора Тверской области систематически занимал последнее место в рейтинге;

выпускник Ленинградского СВУ 1988 года Денис Вороненков сбежал за границу, был объявлен в международный розыск, а затем убит в результате криминальной разборки.

На самом деле в СВУ воспитывается не абстрактная элита, а конкретный костяк офицерского корпуса России, которому через десятилетие предстоит взвалить на свои плечи ответственность за судьбы Родины. И именно мысль «Если не ты, то кто же?» нужно внушать воспитанникам.

Командованию училищ следовало бы сосредоточить основные усилия не на тех областях деятельности, которые создают красивую картинку в телевизоре вроде военных парадов и кадетских вальсов, а на самой главной своей задаче: подготовке воспитанников к продолжению образования в ввузах Минобороны. Судя по результатам ЕГЭ и имеющимся сведениям о количестве не поступивших в высшие военно-учебные заведения суворовцев, проблемы на этом направлении имеются.

Семилетнее обучение было оправдано в концепциях «устройства детей погибших военнослужащих» или «элемента социального пакета», но в нынешних условиях это явный перебор. Оптимален двух-трехлетний срок (так, кстати, организованы СВУ и КК в МВД и ФСБ). 15–16-летние юноши понимают, куда и зачем они поступают, а за два-три года их можно всему научить.
Первоисточник: http://vpk-news.ru/articles/39207
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх