Большая океаническая дизельно-электрическая подводная лодка 641-Б проекта, заводской номер 124, флотский номер Б-307.
Тактико-технические данные
Дата закладки – 07.03.1980 года
Дата спуска на воду - 30.09.1980 года
Дата передачи ВМФ - 30.12.1980 года
I– й командир - Рязанцев
Архитектурно-конструктивный тип - двухкорпусная
Автономность – до 90 суток.
Экипаж, чел. – 62
Длина, м.– 92
Ширина, м.– 8,7
Высота с рубкой, м. - 12,3
Глубина погружения м., макc - 240
рабочая – 150
Максимальная скорость
надводная – 14,7 узлов,
подводная – 15 узлов.
Водоизмещение, м³
2750. – надводное
3900 – подводное
Дальность плавания, миль/при скорости хода, уз.
подводная – 450/2,5
подводная (при РДП) – 14000/7
с экономичной подводной скоростью - 400
Энергоустановка: дизель-электрическая, 3 дизеля 2Д42М мощностью 1900 л/с.
Четыре группы аккумуляторных батарей имеют 444 элемента, вес каждого более 700 кг.
Вооружение – торпедное
Шесть торпедных аппаратов размещены в первом отсеке.
Общее число торпед, шт. – 24 восемнадцать находилось на стеллажах I-го отсека и шесть торпед в аппаратах.
Калибр торпедных аппаратов, мм - 533
Тип торпед – противокорабельные и противолодочные
Проект 641 - Б разработан в Ленинграде в ЦКБ МТ «Рубин» (главные конструктора З.А. Дерибин, С. А. Егоров, Ю. Н. Кормилищин), строительство осуществлялось на заводе «Красное Сормово» в г. Горький (ныне Нижний Новгород).
Среди военных этот проект называли «Горьковчанки», на заводе «Сомами», в НАТО «Танго» по флагу «Ti» из международного свода сигналов.
Б - 307 родилась в самый разгар «холодной войны». Суда проекта 641-б были предназначены для решения оперативных задач по уничтожению подводных и надводных целей. Предполагалось использовать их для боевых действий на океанских коммуникациях, у отдельных военно-морских баз и пунктов базирования сил противника. В их задачи так же входило уничтожение надводных кораблей и средств противника, ведение дальней оперативной разведки, прикрытие своих конвоев и осуществление активных минных постановок. Лодки имели возможность нести ядерный боезапас и выполнять боевые задач в любых широтах мирового океана, будь-тонизкие температуры Заполярья или тропические воды.
В ходе службы Б-307 неоднократно выполняла учебно-боевые задачи в акваториях Атлантического, Индийского океанов, осуществляла заходы в Алжир, Сирию, Йемен, Болгарию. Участвовала в боевой учебе с надводными кораблями нашей средиземноморской эскадры.
В середине 90-х лодка становится у причалов Кронштадтского Морского Ордена Ленина завода на средний ремонт. Ремонт проводится в сложные годы для нашей страны. Начало 90-х, неразбериха, уменьшение, а иногда и полное прекращение материально-технического обеспечения. Не могло это не сказаться и на ПЛ Б-307. Вместо двух лет запланированных на ремонт, подводная лодка простояла у причалов завода пять лет и была отремонтирована только на 90% от боевой готовности.
Решение по судьбе этого и еще нескольких судов было принято 1 декабря 2001 года. Наша лодка была выведена из состава ВМФ. Торжественно спустив флаг ее поставили в отстой для дальнейшей утилизации. По просьбе руководства ОАО «АВТОВАЗ» командование ВМФ передало судно Б-307 в Технический музей в качестве экспоната. В конце мая 2003 года лодка была поставлена в док «Трех эсминцев» Кронштадтского Морского Ордена Ленина завода для производства конвертовки и подготовки судна для передачи в музей.
С лодки было выкачено жидкого балласта около 300 тонн и выгружено твердого балласта около 117 тонн для уменьшения осадки.
Для прохода по внутренним речным путям к порту Тольятти, установили пять пар понтонов побортно, в результате подводная лодка получила необходимую осадку.
Работа выполнялась специалистами АВТОВАЗа, Кронштадтского Морского Ордена Ленина завода, личным составом судна и представителями ВМФ.
Из г. Кронштадт лодка вышла 1 ноября 2003 г.
Караваном из двух буксиров ее провели Ладожским, Онежским, и Белым озером, через шлюзы Мариинской системы и Волги, мимо родного Нижнего в Тольятти. Это более 2200 км.
Не менее сложным для субмарины стал сухопутный путь к музею.
Для перемещения субмарины по суше был изготовлен настил (так называемая «лыжа») длинной 91 м. и шириной 36 м. с кильблоками, с точностью повторяющими контуры лодки. Установка лодки на «лыжу» потребовала дноуглубления р. Волги в районе выхода судна на берег на величину осадки корпуса подводной лодки. Уклон береговой зоны был уменьшен для плавного выхода лодки на сушу, спланирована трасса длиной более 5 км.
Для буксировки лодки использовались большие артиллерийские тягачи (БАТ-2) и эвакуаторы танков (БРЭМ-1 и БТС-4). Усилия тягачей многократно увеличивались за счет систем блоков (полиспастов) и подземных якорей.
22 апреля 2005 года подводная лодка Б-307 была установлена в экспозиции Технического музея.
Свежие комментарии