На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

БАЗА 211- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ

74 279 подписчиков

Свежие комментарии

  • Андрей Шурканцев
    Если доказуемо, что американцы не летали на Луну и полёты Апполонов ложь, почему тогда весь мир участвует в этой лжи...?Восемь доказатель...
  • Андрей Шурканцев
    А ты про "пургу" Советского правительства, да и всего Мира, что согласились с тем, что американцы были на Луне напиши...Восемь доказатель...
  • Traveller
    А Вы разве не слышали, какой демарш устроили американцы Китаю по этому поводу? Мол, это АМЕРИКАНСКАЯ территория и ник...Восемь доказатель...

Морские извозчики Малой земли. Невоспетые герои. Часть 1

Образование плацдарма «Малая земля» в феврале 1943 года поставило перед Новороссийской военно-морской базой новые задачи снабжения оторванных от «Большой земли» десантников. Изначально эти задачи были столь болезненными, что командование решилось на весьма отчаянный шаг сбрасывать необходимые войскам грузы с самолётов. Но это решение оказалось абсолютно неэффективным, так как плотный зенитный огонь гитлеровцев не позволял сбросить груз в нужной точке. Порой боеприпасы, провиант и оружие просто напросто «скармливали» морю, это в лучшем случае. В худшем же отечественное добро попадало в руки противника. Таким образом, оставался единственный рациональный выход – использовать флот.


Морские извозчики Малой земли. Невоспетые герои. Часть 1

Тральщик Т-406 "Искатель" (тип "Фугас") во время Новороссийской наступательной операции

225 дней силы НВМБ осуществляли снабжение плацдарма и охрану морских коммуникаций на подходах к Малой земле. По сути, каждая высадка пополнения, доставка грузов и снятие с берега раненых были отдельной операцией, проходившей под огнём противника. В итоге, по данным Новороссийского исторического музея-заповедника, с февраля по сентябрь 1943-го года на Малую землю доставили:

— 57 721 человека;
— 346 орудий;
— 75 миномётов;
— 111 пулемётов;
— 6 864 тонны боеприпасов;
— 7 243 тонны продовольствия и фуража;
— 123 тонны нефтепродуктов;
— 300 голов лошадей и домашнего скота;
— 11 000 тонн различных хозяйственных грузов;
— 67 автомашин.

На плацдарм даже удалось доставить до 35 танков, однако участия в обороне Малой земли они практически не принимали. Эта бронетанковая группа рассматривалась командованием как последний аргумент при попытке врага сбросить десант в море. Поэтому танки были столь тщательно замаскированы, что немцы так и не смогли узнать об их наличии вплоть до освобождения города. Только во время штурма города гитлеровцы с удивлением обнаружили бронетанковый кулак, надвигавшийся на них со стороны Малой земли.

Кроме того, силами флота с плацдарма было эвакуировано свыше 47 000 человек. Среди них были и раненые воины, и абсолютно гражданские люди. Ведь по мере расширения отбитой у оккупантов территории десантники освобождали и оказавшееся на этой самой территории население, которое сразу же эвакуировалось в Геленджик, который в тот момент превратился в огромный госпиталь, кроме всего прочего.


Переброшенная на Черноморский ТВД подлодка U-9 в порту Констанцы в 1943 году

Однако все эти действия совершались, так сказать, «разными» флотскими силами. Во время образования плацдарма требовалось любой ценой нарастить достаточный как для обороны, так и для расширения Малой земли войсковой кулак. Это кроме необходимости постоянно «подпитывать» десант. Поэтому в начале, т.е. в феврале и марте 1943 года снабжение плацдарма осуществлялось при привлечении крупных кораблей флота: канонерских лодок, тральщиков и крупных мобилизованных судов. К примеру, уже через день после десантирования куниковского отряда, 5 февраля, в район Станички вышел отряд кораблей, состоящий из канлодок «Красный Аджаристан» и «Красная Грузия» и девяти морских охотников типа МО-4. Однако чрезвычайная сложность швартовки на необорудованный, по сути, берег и длительность разгрузки превращали корабли снабжения в лёгкую мишень для авиации, артиллерии и флота противника.


Быстроходные баржи типа "Зибель"

Последняя угроза, несмотря на относительную немногочисленность германского флота на черноморском ТВД, с каждым днём становилась всё явственнее. С 1942 года немцы постоянно наращивали свои флотские «мускулы». На Чёрное море были переброшены высокоскоростные торпедные катера «шнелльботы» типа S-26, быстроходные десантные баржи MFP, которые часто именуются типом «Зибель», малые дизельные подводные лодки «Тип II», а также множество различных сторожевых, патрульных катеров и охотников за подводными лодками. И это без учёта флота германского союзника Румынии, которая располагала 2-я эсминцами — Regele Ferdinand и Regina Maria, 2-я эсминцами (довоенной итальянской постройки), 3-я миноносцами, 3-я подводными лодками, 4-я канлодками, 5-ю минзагами, а также тральщиками, торпедными катерами, малыми охотниками и т.д.


"Шнелльбот" S-26 с изображением ягуара на борту на Чёрном море в 1943 году

Итог этих действий гитлеровцев не заставил себя ждать. 27 февраля 1943 года канлодка «Красная Грузия» под командованием Григория Васильевича Катунцевского (будущего кавалера ордена Ленина и Боевого Красного Знамени) в очередной раз приготовилась подойти к мысхакскому берегу для разгрузки. Стоило ей «ошвартоваться», а точнее, просто уткнуться носом в грунт и начать разгружать боеприпасы и десантировать войска, как ближе к полуночи появились германские «шнелльботы» S-28, S-51, S-72 и S-102 из 1-й флотилии торпедных катеров. Канлодка водоизмещением до 1400 тонн, прижатая к берегу, была обречена. Корпус корабля, конечно, пытались стянуть с мели и отвести на ремонт, но противник, точно зная координаты, не стал рисковать катерами под огнём береговой артиллерии, а просто накрыл точку авиационными налётами. Позже остов канлодки использовали в качестве импровизированного пирса для разгрузки кораблей снабжения.


"Красная Грузия", торпедированная у берегов Мысхако

В эти же дни на дно Чёрного моря отправился базовый тральщик «Груз» (проект 3 тип «Фугас») водоизмещением до 500 тонн. Тральщик с тактическим номером Т-403 (БТЩ-403) прибыл в районе Мысхако с грузом боеприпасов, продовольствия и транспортировал на своём борту до 270 бойцов. Незадолго до полуночи, находясь в 500-600 метрах от берега, «Груз» был атакован уже известными нам «шнелльботами» 1-й флотилии корветтен-капитана Георга Кристиансена. Несмотря на отчаянную борьбу за живучесть, усилия были тщетны. За полночь тральщик лёг на грунт на глубине 15 метров, унеся с собой не только ценные, а главное как воздух необходимые на плацдарме, боеприпасы и провизию, но и жизни бойцов.


Тральщик тип "Фугас"

Следующей крупной трагедией, разыгравшейся в черноморских водах у Новороссийска, стала гибель тральщика «Червонный казак», ходившего под номером Т-511. Бывший грузовой лихтер, мобилизованный флотом и переоборудованный в тральщик, имел водоизмещение свыше 670 тонн и скорость в 8 узлов, а возраст старичка вот-вот бы перешагнул полтинник, и мобилизован он был уже неоднократно. Загруженному под завязку боеприпасами и пополнением «Червонному казаку» удалось прорваться к Мысхако и даже благополучно разгрузиться. Но стоило несчастному мобилизованному тральщику отойти от берега, как он напоролся на мину. Всего за несколько минут корабль ушёл на глубину в 45 метров.

Стоит отметить, что только за февраль-март 43-го германская авиация забросала воды между Новороссийском и Геленджиком сотнями мин. Только около некогда курортного Геленджика волны оскалились за один февральский месяц двумя сотнями мин.


Примерный рисунок лежащего на грунте Т-511

Трагизм ситуации заключался в том, что на борту «Червонного казака» на тот момент находилось от 400 до 600 человек. Среди них были раненые и эвакуируемые мирные жители освобождённого Мысхако, т.е. женщины и дети. Многие даже не смогли выбраться из трюма. По разным данным, подошедшие морские охотники смогли спасти в лучшем случае треть пассажиров тральщика.

После череды трагедий командование всё меньше желало отправлять к плацдарму крупные корабли, которые, естественно, не просто могли доставить больше груза и бойцов, но и утащить их на дно. Тем более что кроме грузоподъёмности крупные корабли флота, всё это время использовавшиеся для снабжения плацдарма, никакими существенными преимуществами не обладали из-за рельефа местности и характера берега.

Командование решило непосредственно для опасных караванов в район Мысхако использовать в основном малые корабли, т.е. катера, прогулочные пассажирские теплоходы, рыболовецкие шхуны, сейнеры, баржи, буксиры, мотоботы и т.д. Так малый, но гордый «тюлькин флот» взвалил на свои плечи почти все тяготы снабжения плацдарма.

Продолжение следует…
Автор: Восточный ветер
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх