На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

БАЗА 211- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ

74 278 подписчиков

Свежие комментарии

  • АндрейБорков
    Теперь, "защитник России" разберем кто ты и зачем ты всю это писанину свою на этом ресурсе разводишь. Только факты и ...Если друг оказалс...
  • татьяна кирк
    Пожалуйста,  напишите о  дальнейшей судьбе этого замечательного парня.  И хорошо бы основательно  наказать , если не ...СЕРБ, ОСВОБОЖДАВШ...
  • татьяна кирк
    Нинико, всё, о чём Вы пишите, в голове не укладывается. Одна надежда на то, что после 7-го мая Путин  снимет с должно...СЕРБ, ОСВОБОЖДАВШ...

Довоенные авианосцы СССР

В последнее время все чаще появляются публикации о советских кораблестроительных программах тридцатых-сороковых годов. Не обойдены вниманием и проекты отечественных авианосцев, однако кроме общих фраз на эту тему ничего конкретного в периодической печати не сообщалось. Дело в том, что практически все разработки советских авианосцев предвоенных и военных лет не вышли из стадии предэскизного проектирования и поэтому рассказать о них в подробностях очень сложно. И все же мы сделаем такую попытку.

7 сентября 1937 года, во исполнение постановления Комитета обороны при Совете Народных Комиссаров (СНК) Союза ССР от 13/15 августа 1937 года за № 87, нарком обороны СССР К. Е. Ворошилов направил доклад в ЦК ВКП(б) И. В. Сталину и председателю СНК В. М. Молотову по вопросу о переработанном плане строительства боевых кораблей Морских Сил РККА. В этом документе, в частности, увеличение суммарного тоннажа кораблей основных классов по сравнению с предыдущими планами мотивировалось внесением в программу строительства тяжелых крейсеров и авианосцев. Всего предполагалось построить два авианосца — для Северного и Тихоокеанского флотов. Закладка первого планировалась в 1941 году, второго—в 1942-м, со сдачей этих кораблей в четвертой пятилетке. Программу военного судостроения на третью пятилетку не утвердили, но работы над авианосцем, получившим обозначение «проект 71», начались.

27 июня 1938 года в Управление кораблестроения РККФ было направлено тактико-техническое задание (ТТЗ) на проектирование этого корабля. В октябре того же года ТТЗ рассмотрели в Главном морском штабе РККФ и, одобрив с незначительными замечаниями, приказали подготовить его в виде задания для Наркомата судостроительной промышленности (НКСП) на создание предэскизного проекта. В список проектных работ НКСП на 1939 год это задание уже не попало, и его включили в заказ промышленности, утвержденный 29 ноября, на 1940 год. Но уже в январе 1940 года выяснилось, что НКСП в одностороннем порядке не принял одиннадцать пунктов нового заказа, в том числе и задание на предэскизное проектирование авианосца. Поскольку в заказе оказались вопросы более злободневные, чем авианосец, то вопрос о нем в правительстве и не поднимался.
Так закончился проект 71, и начавшаяся Великая Отечественная война сразу остановила все начатые по нему работы.

В годы войны в Военно-морской академии проводилась научно-исследовательская работа по теме «Тенденции развития военного корабля», в рамках которой в 1943 году был создан предэскизный проект авианосца с использованием имевшихся наработок по проекту 71, а также материалов группы специалистов, побывавших перед войной на строившемся германском авианосце «Граф Цеппелин». Завершение этой научно-исследовательской работы в 1944 году совпало с принятием правительством решения о проектировании нового поколения боевых кораблей с учетом опыта второй мировой войны. В развитие этого постановления в январе 1945 года по приказу наркома ВМФ создали ряд комиссий с задачей подготовить предложения для выбора необходимых типов боевых кораблей, в том числе авианосцев. Однако параллельно с этим в ЦНИИ-45 еще в 1944 году возобновились работы над проектом авианосца, который получил обозначение «проект 72».



При стандартном водоизмещении 23 700 и полном — 28 800 т этот корабль должен был иметь длину по ватерлинии 224, ширину 27,9, высоту борта 20,9, осадку при стандартном водоизмещении 7,23 и при полном — 8,45 м. Четыре главных турбозубчатых агрегата мощностью по 36 000 л. с., работающие от восьми котлов производительностью по 73 т/ч, обеспечивали бы авианосцу скорость полного хода 30 уз и дальность плавания 18-узловым ходом 10000 миль. Предусматривалось бронирование: борт— 90 мм, 30-мм полетная и 55-мм ангарная палубы. На корабле планировалось установить исключительно зенитные орудия. Восемь спаренных 130-мм универсальных башенных артиллерийских установок Б-2-У с двумя комплектами приборов управления стрельбой (ПУС) «Смена» еще в предвоенные годы проектировались для эскадренных миноносцев пр. 35 и лидеров пр. 40. Однако их разработка в то время не вышла из стадии проектирования и впоследствии от них отказались. Лучше обстояло дело с восемью спаренными 85-мм универсальными башенными артиллерийскими установками 92-К с четырьмя комплектами ПУС «Союз». Сами артиллерийские орудия и приборы управления стрельбой уже выпускались серийно, а двухорудийная башня подготавливалась к испытаниям. Впоследствии эта система оружия устанавливалась на эскадренных миноносцах пр. З0К и 30-бис. Кроме того на авианосец предполагалось поставить двенадцать спаренных 37-мм зенитных автоматов В-11 и двадцать четыре новых спаренных 23-мм зенитных автомата. Последние еще только разрабатывались, но затем предпочтение отдали 25-мм орудиям на базе артсистемы 84-КМ. Основу авиационного вооружения корабля составляли 30 самолетов. Для обеспечения их полетов предусматривались катапульты, аэрофинишеры, успокоители качки, специальные посадочные огни и т. д. Особо прорабатывались вопросы хранения авиационного топлива и его подачи к самолетам. Так, бензохранилище отделялось от смежных помещений специальными затапливаемыми коффердамами.
Авиатопливо в цистернах находилось под давлением в среде инертного газа, да и сами бензопроводы проходили по трубе, заполненной этим же газом. Экипаж корабля насчитывал до 2000 человек.

Уже упоминавшаяся специальная комиссия, работавшая в начале 1945 года и выработавшая требования к авианосцам, пришла к выводу, что корабль пр. 72 не вполне им соответствует. Получалось, что командование флота, при четком понимании необходимости наличия кораблей данного класса в составе ВМФ, до конца не определило свое отношение к концепции их строительства.
Скорее всего, это обстоятельство не явилось главной причиной, но в значительной степени повлияло на то, что в утвержденной 27 ноября 1945 года новой кораблестроительной программе на 1946—1955 годы авианосцев не оказалось.
Первоисточник:
http://navycollection.narod.ru" rel="nofollow">http://navycollection.narod.ru
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх