На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

БАЗА 211- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ

74 465 подписчиков

Свежие комментарии

  • Лайм Баюн
    Где же ж мы их всех хоронить то будем??Французский Иност...
  • Maxim
    Ирландец всё же меньше отличается от амера, чем житель кишлака от Россиянина..Нативизм вчера и....
  • Ильдус Зубаиров
    Надо бы хуситам помощь оказать, этого Принса отловить, да за одно пару тройку танкеров что США нефть везут на дно пус...Ба! Знакомые все ...

Музей «Владивостокская крепость» расположенный на территории Безымянной артиллерийской батареи № 319

Музей «Владивостокская крепость» расположенный на территории Безымянной артиллерийской батареи № 319

Самой легкодоступной для посетителей и лучше всего отреставрированной артиллерийской батареей в окрестностях Владивостока является береговая батарея № 319, также известная как «Безымянная». Она расположена недалеко от набережной по адресу: ул. Батарейная, 4А. На территории батареи, находящейся почти в центре столицы Приморского края, организован музей «Владивостокская крепость», где имеется большая коллекция разнообразного оружия и военной техники.

Первая позиция с гладкоствольными пушками появилась на этой сопке в 1862 году – вскоре после основания Владивостока. В 1881 году здесь возвели береговую батарею с дерево-земляными укреплениями. По состоянию на 1883 год морскую акваторию с сопки Безымянной контролировало несколько 229-мм мортир образца 1877 года и 229-мм береговых пушек образца 1867 года.
В 1892 году батарею усилили двумя 280-мм береговыми пушками образца 1887 года.


Ствол 229-мм орудия обнаруженный в ходе реставрации Безымянной батареи

В 1901 году завершилось строительство капитальных фортификационных сооружений, представлявших собой бетонный массив на девять орудийных барбетов и два отдельных орудийных блока, расположенных ниже. На вооружении батареи имелось девять 229-мм береговых пушек образца 1867 года и четыре 57-мм скорострельные пушки Норденфельда.


9-дюймовые (229-мм) береговые пушки образца 1867 года на позиции Безымянной батареи

Часть бетонных укреплений, построенных в начале 20-го века, сохранилась до сих пор. Это позиция главного калибра с семью орудийными двориками и пороховыми погребами, а также один двухорудийный блок, где первоначально стояли 57-мм пушки. В советское время были утрачены дальномерный павильон, один блок для скорострельных пушек и два орудийных барбета с казематированными траверсами.


После окончания гражданской войны безнадёжно устаревшие 9-дюймовые береговые орудия сдали на металлолом. В 1930-е годы фортификационные сооружения Безымянной батареи частично разрушили, а оставшиеся использовали в хозяйственных целях. Во время войны здесь располагалась зенитная батарея.
В 1980-е годы это место хотели отвести под жилищное строительство, но в итоге было принято решение провести реставрационные работы и превратить сохранившуюся часть батареи в музей. Восстановительные работы начались в 1988 году, а в 1996 году открылся Музей «Владивостокская крепость».


В настоящее время верхняя часть артиллерийских казематов для защиты от влаги покрыта рубероидом. Это позволяет частично защитить бетонный массив, чей возраст составляет 125 лет, от воздействия неблагоприятных метеорологических факторов, но в то же время искажает исторический облик фортификационных сооружений.

В экспозицию музея вошли материалы по истории Дальневосточного края, Владивостокской крепости и береговой обороне Приморья советского времени. Вне помещений выставлено минно-торпедное вооружение, ракеты, артиллерийские орудия и боевая техника разных исторических периодов. В связи с тем, что в музее имеется очень обширная экспозиция, вкратце попытаюсь рассказать о самых интересных образцах.

В настоящее время вход в музей осуществляется со стороны набережной.


Справа от входа на левом фланге, где когда-то размещались 57-мм скорострельные пушки, сейчас установлены советские универсальные 85-мм корабельные артиллерийские установки 90-К, реальных огневых позиций которых здесь никогда не было.


Массовый выпуск универсальных 85-мм орудий 90-К начался в 1942 году на заводе №8 им. Калинина, который до зимы 1941–1942 года располагался в пос. Подлипки Московской области, а затем был эвакуирован в Свердловск. До 1954 года заказчик принял более 600 изделий.

Первоначально в процессе проектирования 85-мм установку предполагалось оснастить электрическими дистанционными приводами наведения, что должно было обеспечить более эффективную стрельбу по данным центрального пункта управления огнём. Но в связи с трудностями военного времени на серийных артустановках электродвигатели не устанавливались, и все приводы были ручные, а в послевоенное время существенная модернизация не проводилась.

Если не брать в расчёт невозможность дистанционного наведения, то универсальная установка 90-К вполне соответствовала своему назначению, она могла вести достаточно эффективный огонь по надводным, наземным и воздушным целям. Артустановки этого типа получили широкое распространение в ВМФ СССР. Они входили в состав универсальной артиллерии лёгких крейсеров, эсминцев, сторожевиков и противолодочных кораблей, а также размещались на берегу.

Стрельба осуществлялась унитарными боеприпасами, изначально разработанными для 85-мм зенитных орудий. Осколочный снаряд О-365 с дистанционным взрывателем массой 9,54 кг покидал ствол длиной 4435 мм (52 калибра) с начальной скоростью 795 м/с и мог поражать воздушные цели на высоте более 9 км. Максимальная дальность стрельбы — 15 500 м.

Спереди и сбоку 85-мм универсальная артустановка была прикрыта противоосколочным щитом обтекаемой формы, толщина которого составляла 8-12 мм. Боевой расчёт из 8 человек обеспечивал боевую скорострельность до 15 выстр./мин. Углы вертикальной наводки: -5...+85°.

Уже в конце 1950-х ввиду резкого роста боевых возможностей средств воздушного нападения противника корабельные артустановки с ручным заряжанием и невозможностью централизованной наводки признали устаревшими, и их стали выводить в резерв. Про 85-мм «универсалки», хранящиеся на складах, вспомнили в начале 1970-х, когда потребовались орудия при строительстве новых батарей Владивостокского оборонительного района. Эти пушки эксплуатировались в береговых укреплениях до начала 1990-х, после чего их окончательно списали.

Напротив лестницы, ведущей на основную площадку батареи, установлена 76-мм корабельная артиллерийская установка АК-176, а рядом с ней бинокль с широким полем зрения, закреплённый на штативе, в который можно обозревать прибрежную акваторию.


Универсальная корабельная автоматическая артустановка АК-176, предназначенная для вооружения кораблей малого водоизмещения и катеров, до сих пор стоит на вооружении ВМФ РФ. Выпуск АК-176 начался в 1979 году на Нижегородском машиностроительном заводе. Масса с боекомплектом на 152 выстрела составляет 13 100 кг. Благодаря безобойменному двухстороннему питанию и жидкостному охлаждению ствола, скорострельность может достигать 120 выстр./мин. Снаряд массой 5,9 кг в стволе длиной 59 калибров разгоняется до 980 м/с. Углы вертикальной наводки: от -12 до +85°. Потолок при стрельбе по воздушным целям (по самоликвидатору) – до 11 000 м. Дальность стрельбы по морским и наземным целям – 12 000 м. Расчёт – 2 человека.

Неподалёку от АК-176 находится спаренная 57-мм зенитная установка СМ-24-ЗИФ, изначально предназначавшаяся для вооружения подводных лодок.


Спаренная 57-мм зенитная установка СМ-24-ЗИФ в экспозиции Музея «Владивостокская крепость»

При массе 57-мм «спарки» 7900 кг она имела скорострельность 115 выстр./мин. По баллистическим характеристикам морская СМ-24-ЗИФ примерно соответствовала сухопутной 57-мм зенитке АЗП-57 (С-60). Снаряд массой 2,8 кг имел начальную скорость 1020 м/с, а досягаемость по высоте составляла 7400 м. Максимальная дальность стрельбы – более 12 000 м. Установку обслуживало 5 человек.

Эта спаренная морская зенитка поступила на вооружение в 1955 году. Производство велось на заводе № 7 в Ленинграде. Однако объем выпуска был небольшим и с учётом опытных образцов составил всего 123 единицы. Уже в конце 1950-х все 57-мм двуствольные автоматы СМ-24-ЗИФ сняли с дизель-электрических субмарин пр. 611 и 613. Их эффективность против противолодочных самолётов нового поколения была сомнительной, но палубные зенитки увеличивали водоизмещение, ухудшали устойчивость в надводном положении и снижали скорость подводного хода. Однако морские «спарки» не порезали на металл, а направили на склады, где они находились до начала 1970-х.

Впоследствии несколько десятков СМ-24-ЗИФ подняли с хранения и стационарно установили в береговых батареях Владивостокского оборонительного района. Помимо борьбы с воздушным противником, 57-мм спаренные скорострельные установки рассматривались как эффективное средство борьбы с живой силой, лёгкой бронетехникой и быстро перемещающимися морскими целями.

Недалеко от входа на батарею у передней бетонной стенки каземата стоит 122-мм гаубица М-30 образца 1938 года. Орудие оснащено новыми колёсами с неродными протектированными шинами и радует глаз свежей краской.


Гаубицы М-30 выпускались до 1955 года и, помимо Великой Отечественной, участвовали во множестве локальных конфликтов. Всего было произведено почти 20 000 экземпляров, и эти орудия активно эксплуатировались Советской Армией до конца 1980-х, а потом ещё примерно 20 лет в значительных количествах хранились на складах.

М-30 является одной из наиболее удачных советских артсистем, созданных перед войной. Имея массу в боевом положении около 2500 кг, гаубица могла поражать цели на дальности до 11800 м. В горизонтальной плоскости сектор обстрела составлял 49°, в вертикальной: от −3 до +63°. Слаженная работа расчёта из восьми человек обеспечивала скорострельность до 6 выстр./мин. Осколочно-фугасный снаряд массой 21,76 кг содержал 3,67 кг тротила, что позволяло эффективно разрушать деревоземляные укрепления и уничтожать живую силу противника.

В первом орудийном дворике установлено 130-мм орудие Б-13-3с (всего в экспозиции три таких установки), о котором было подробно рассказано в предыдущей публикации данного цикла, а ниже него экспонируется 450-мм авиационная акустическая противолодочная торпеда АТ-1.


При длине 3,93 м снаряженный вес торпеды составлял 550 кг. Масса боевой части – 70 кг. Энергосиловая установка торпеды включала электродвигатель постоянного тока и серебряно-цинковую батарею. Дальность хода на скорости 27 уз. – до 5000 м.

У второго перестроенного орудийного дворика рядом с флагштоком стоят два 45-мм противотанковых орудия М-42 образца 1942 года. При массе в боевом положении 625 кг эти компактные пушки на поле боя перекатывались силами расчёта из 5 человек. Скорострельность достигала 25 выстр./мин.


Противотанковая пушка М-42 была спроектирована на базе 45-мм пушки образца 1937 года Конструкторским бюро завода № 172 в Мотовилихе. Модернизация заключалась в удлинении ствола с 46 калибров до 68,6 и в усилении метательного заряда. Также был предпринят ряд технологических мер для упрощения серийного производства. В результате модернизации начальная скорость снаряда возросла с 760 до 870 м/с, а бронепробиваемость калиберным снарядом массой 1,4 кг на дистанции 100 м составила 71 мм. К середине 1943 года лобовая броня немецких средних танков стала 45-мм орудиям в большинстве случаев «не по зубам». Однако в какой-то мере ситуацию исправило внедрение подкалиберных снарядов с бронепробиваемостью 108 мм. В то же время, модернизированная «сорокопятка» могла успешно поражать средние немецкие танки обычным бронебойным снарядом в борт, и благодаря относительно низкой стоимости и хорошей мобильности использовалась до окончания боевых действий.

Двигаясь дальше, посетители музея видят 152-мм орудие Б-38 (главный калибр крейсеров 68-К и 68-бис), а рядом со стороны казённой части 152-мм орудия – 30-мм скорострельную артустановку АК-230.


152-мм пушка Б-38 с картузным заряжанием и длиной ствола 8935 мм вела огонь снарядами массой 48,5 – 55 кг, делая до 7 выстр./мин. При начальной скорости 950 м/с дальность составляла 30 150 м. Масса орудия с затвором – 12 000 кг.

Спаренная 30-мм установка АК-230, используемая в комплексе с автономной радиолокационной системой ПУС М-104 «Рысь», поступила на вооружение в 1962 году. Основным её назначением являлось обеспечение ПВО ближней зоны на судах и кораблях различного класса – от ракетных катеров до крейсеров.


Общая масса спаренной 30-мм установки составляет 1974 кг. Боекомплект – 500 выстрелов на ствол. Суммарный темп стрельбы – до 2100 выстр./мин. Осколочно-фугасный снаряд массой 354 г имеет начальную скорость 1050 м/с. Досягаемость по высоте – 4800 м. Углы подъёма стволов: от -12 до +87°. В бою установкой управляет один наводчик.

В третьем дворике, который аналогичен второму, стоит 85-мм такая же корабельная универсальная артустановка 90-К, как на бывшей позиции 57-мм пушек Норденфельда.


Ещё одна 85-мм универсальная артустановка в экспозиции Музея «Владивостокская крепость»

В четвертом дворике посетители музея видят всё ту же 85-мм артустановку 90-К и морскую 130-мм пушку Б-13-3с.


В пятом дворике находится очередное 130-мм орудие Б-13-3с и 25-мм корабельная «спарка» 2М-3.


В отличие от Советской Армии, использовавшей в буксируемых зенитных установках ЗУ-23 и ЗСУ-23-4 «Шилка» 23-мм автоматы под патрон 23×152 мм, применявшийся в ходе Второй мировой для стрельбы из авиационной пушки ВЯ, советские адмиралы предпочли несколько более мощные зенитные установки под боеприпас размерности 25x218 мм, изначально разработанный для зенитной установки 72-К с обойменным заряжанием.

Общий вес установки без принадлежностей и боеприпасов составляет 1500 кг. Расчёт из двух человек по кругу защищала стальная броня толщиной 4 мм. Начальная скорость снаряда массой 281 г — 980 м/с. Досягаемость по высоте — 2800 м. Суммарный темп стрельбы — 600 выстр./мин. Ёмкость зарядных ящиков — 65 патронов на ствол.


Морской зенитной установкой 2М-3 и улучшенной модификацией 2М-3М в ВМФ СССР вооружались артиллерийские, торпедные и ракетные катера, тральщики, десантные корабли, а также суда вспомогательного флота. Относительно недавно появились снимки импровизированной самоходной установки, используемой в зоне СВО, выполненной на базе легкобронированного многоцелевого гусеничного тягача, вооруженного 25-мм установкой 2М-3.

При восстановлении батареи №319 реставраторы постарались воссоздать исторический облик оборонительных сооружений, и над дверью пятого каземата сохранилась надпись «1900 г.».


В шестом дворике посетители музея видят 100-мм универсальное морское орудие Б-34-У и шестиствольную 30-мм артустановку АК-630.


100-мм корабельная пушка Б-34 образца 1940 года разработана КБ завода «Большевик» в Ленинграде. По требованию заказчика, артсистема была модернизирована, после чего варианты Б-34-У/УСМ/УСМА до 1953 года выпускались на заводе №4 им. Ворошилова в Красноярске и на заводе №75 в Юрге. Всего было изготовлено около 300 орудий. Часть их установили в береговых батареях и эксплуатировали до начала 1990-х.


Использование унитарных выстрелов и клинового полуавтоматического затвора позволило довести практическую скорострельность Б-34-У до 15 выстр./мин. Орудие массой 12 500 кг имело максимальную дальность стрельбы 22 200 м. Потолок – 15 600 м. Осколочный снаряд О-412 массой 15,8 кг содержал 1460 г тротила. Полузакрытое бронирование спереди, по бокам и сверху частично защищало артиллеристов от осколков. Расчёт установки – 9 человек.

Шестиствольная 30-мм автоматическая установка АК-630 с вращающимся блоком стволов и её модернизированные варианты до сих пор стоят на вооружении российского флота. Основным назначением «шестистволки» является самооборона кораблей от авиации и противокорабельных ракет на наклонной дальности до 4000 м. Установка также может использоваться для поражения лёгких надводных сил противника на дистанциях до 5000 м. Стрельба с темпом до 5000 выстр./мин ведётся боеприпасами размерности 30×165 мм с непрерывной ленточной подачей. Основной боезапас — 2000 патронов. Масса установки — 3800 кг. Стрельбу осуществляет один наводчик.

На заднем дворе музея также имеется ряд интересных экспонатов. По ходу движения расположена 45-мм универсальная пушка 21-КМ, о которой речь шла в публикации, посвящённой имеющимся во Владивостоке кораблям-музеям.


Судя по смазанным подвижным частям, деталям и ухоженному внешнему виду, дееспособной является 57-мм автоматическая зенитная пушка АЗП-57 (С-60).


Эта зенитка, принятая на вооружение в 1950 году, до сих пор применяется в боевых действиях на востоке Украины, но в основном ведёт огонь по наземным целям. Масса орудия в боевом положении составляет 4800 кг. Снаряд массой 2,8 кг разгоняется в стволе длиной 4850 мм до 980 м/с. Досягаемость по высоте составляет 5000 м, наклонная дальность по воздушным целям – до 6000 м. В боекомплект могут входить осколочные и бронебойные снаряды. Темп стрельбы – 120 выстр./мин. Практическая скорострельность – 70 выстр./мин. Расчёт – 8 человек.


В музее имеется ещё один экземпляр АЗП-57, но эта зенитная пушка находится не в столь хорошем состоянии, как описанный выше образец.

37-мм автоматическая корабельная артустановка 70-К, созданная на базе буксируемой 37-мм зенитки 61-К образца 1939 года, поступила на вооружение в 1940 году. Так же, как сухопутный вариант, она имела обойменное заряжание по 5 патронов, воздушное охлаждение ствола и механические приводы наведения.


На первом этапе морская 37-мм установка размещалась открыто, и на ней не было защиты от пуль и осколков. Однако позже, с учётом боевого опыта, зенитка была прикрыта по кругу бронёй толщиной 6 мм, и после этого масса орудия превысила 1500 кг. При длине ствола 2510 мм осколочно-трассирующий снаряд, весивший 732 г, имел начальную скорость 880 м/с. Максимальная наклонная дальность стрельбы по самоликвидатору достигала 4000 м. Практическая скорострельность – около 110 выстр./мин. Расчёт установки – 5 человек.

Так как корабельная артустановка 70-К была не всегда в состоянии обеспечить необходимую плотность огня и перегревалась при длительной стрельбе, вскоре после окончания Второй мировой на вооружение поступила морская корабельная «спарка» В-11, а в 1950-е годы — её модернизированный вариант В-11М.


37-мм спаренная зенитная артустановка В-11М на заднем дворе Музея «Владивостокская крепость»

С самого начала В-11 имела бронезащиту, и её масса составляла 3150 кг. Качающаяся часть установки представляла собой два автомата с баллистикой пушки 70-К, смонтированных в одной люльке. Ствол-моноблок имел принудительное водяное охлаждение, что позволяло вести длительную стрельбу. Механизмы вертикальной и горизонтальной наводки остались ручными. Практическая скорострельность увеличилась до 180 выстр./мин. Орудие обслуживало 10 человек.

Установки типа В-11М эксплуатировались в нашем флоте до середины 1990-х. Некоторое количество башенных 37-мм зенитных «спарок» в конце 1960-х было отправлено во Вьетнам, где они, будучи установленными на капитальные бетонированные позиции, участвовали в отражении налётов американской авиации.

В 1951 году для вооружения катеров и плавсредств небольшого водоизмещения была разработана спаренная 14,5-мм пулемётная палубная тумбовая установка 2М-7, способная вести огонь по воздушным и надводным целям.


Спереди стрелок был прикрыт 8-мм щитом. Общий вес установки достигал 550 кг. Пуля массой 63,6 г разгонялась в стволе длиной 1350 мм до 980 м/с. Эффективная дальность по воздушным целям достигала 1500 м. Питание пулеметов ленточное, в ленте имелось 80 патронов, вес снаряженной ленты составлял 18,7 кг. Последние 14,5-мм установки 2М-7 у нас были списаны вместе с катерами в 21 веке.

В советское время зенитные подразделения, приданные батальонам морской пехоты и береговой обороны, были вооружены буксируемыми спаренными зенитными установками ЗУ-2 под патрон 14,5х114 мм.


Выпуск ЗУ-2 начался в 1955 году и продолжался до начала 1960-х. Эта установка, весившая в боевом положении 621 кг, сменила в производстве 14,5-мм буксируемую «спарку» ЗПУ-2, принятую на вооружение в 1949 году и имевшую массу около 1000 кг. По основным боевым характеристикам ЗУ-2 и ЗПУ-2 были одинаковы. Благодаря относительно небольшому весу ЗУ-2 можно было буксировать легким автомобилем повышенной проходимости ГАЗ-69, а на небольшие расстояния перекатывать силами расчёта из 5 человек. Снаряженные ленты находились в коробках емкостью 50 патронов. Суммарный темп стрельбы – 1100 выстр./мин. Эффективная дальность по воздушным целям – до 1500 м.

Для прикрытия стационарных и подвижных артиллерийских батарей, береговых противокорабельных комплексов, радиолокационных станций и мобильных узлов связи до середины 1990-х использовались счетверённые 14,5-мм установки ЗПУ-4. Также до недавнего времени какое-то количество таких установок находилось на хранении.


После принятия на вооружение в 1949 году установки ЗПУ-4 долго играли важную роль в советской войсковой ПВО, благодаря высокой огневой мощи пользовались популярностью у иностранных заказчиков и участвовали во множестве локальных конфликтов.

Счетверённая 14,5-мм установка благодаря четырёхколёсному лафету и домкратам имела очень хорошую устойчивость при стрельбе. Но при этом её масса достигала 2100 кг, что соответствовало весу 37-мм зенитного автомата 61-К и снижало мобильность. Изначально для буксировки ЗПУ-4 использовались грузовые полноприводные грузовые автомобили ГАЗ-63. Наличие подрессоривания колес допускало движение со скоростью до 50 км/ч. Высокий темп стрельбы (2200 выстр./мин) и достаточно совершенные прицельные приспособления построительного типа, учитывающие скорость цели, курс и угол пикирования, позволяло достаточно эффективно применять ЗПУ-4 для поражения воздушных целей, летящих со скоростью до 300 м/с. Расчёт – 6 человек.

Следующим экспонатом после ЗПУ-4 идёт плавающий колёсный бронетранспортёр БТР-60ПБ с выгоревшей до желтизны краской. Машины этого типа использовались советской морской пехотой с конца 1960-х до середины 1980-х.


На момент создания БТР-60 в СССР не имелось подходящего двигателя для четырёхосной машины такой массы, и разработчики вынужденно использовали два двигателя от ГАЗ-51, что вызывало трудности в эксплуатации, обслуживании и ремонте. Силовая установка БТР-60 состояла из двух карбюраторных двигателей жидкостного охлаждения ГАЗ-40П, являвшихся форсированным вариантом двигателя грузового автомобиля и развивавших мощность 90 л.с. Оба мотора, имевших отдельную трансмиссию, устанавливались на общей раме в двигательном отделении вдоль оси машины и вращали по два моста каждый. Конструкция трансмиссии позволяла при выходе из строя или отключении одного из двигателей продолжать движение со скоростью до 60 км/ч.

Бронетранспортёр массой около 10 000 кг на шоссе мог разогнаться до 80 км/ч. Но обычно скорость движения в колонне не превышала 50 км/ч. По пересечённой местности – до 25 км/ч. Скорость на плаву – 10 км/ч. Запас хода по шоссе – до 500 км. Броня толщиной 7-11 мм обеспечивала защиту экипажа и десанта от винтовочных пуль и легких осколков. Вооружение БТР-60ПБ состояло из спаренной установки 14,5-мм пулемёта КПВТ и 7,62-мм ПКТ во вращающейся башне.

Рядом с БТР-60ПБ стоит бронированная разведывательно-дозорная машина БРДМ-2, из башни которой вместо штатной «спарки» 14,5-мм КПВТ и 7,62-мм ПКТ торчит какая-то тонюсенькая трубка.


Основными задачами БРДМ-2 являлось ведение разведки и патрулирование. Также на базе этого колёсного броневика создавались мобильные ЗРК, ПТРК, звуковещательные станции и командирские машины.

Боевая масса БРДМ-2 составляет 7 000 кг. Броня толщиной 5-14 мм защищает экипаж из 4 человек от пуль и осколков. Карбюраторный двигатель мощностью 140 л.с. обеспечивает скорость движения по шоссе до 100 км/ч. На плаву – 10 км/ч. Запас хода по шоссе – до 750 км. Для преодоления траншей и окопов на БРДМ-2 с каждого борта установлены по два дополнительных пневматических колеса размером 700×250 мм. Перед преодолением преград колёса опускаются, а после преодоления — поднимаются с помощью четырёх гидравлических подъёмников. Эти колёса также, как и основные, являются ведущими.

Внимание посетителей музея привлекает 130-мм береговая буксируемая артиллерийская установка СМ-4-1, производство которой велось с 1950 по 1958 год на заводе № 221 «Баррикады» в Сталинграде и Старокраматорском машиностроительном заводе в Донецкой области. Всего изготовлено более 230 установок.


Двухосный лафет, выполненный по типу зенитного, помимо хорошей устойчивости, обеспечивал круговой обстрел. Углы вертикальной наводки: от -5 до +40°. В то же время такой лафет увеличивал массу системы в целом, и буксировка орудия СМ-4-1 весом 18 650 кг осуществлялась тяжелым гусеничным артиллерийским тягачом АТ-Т. Масса 130-мм установки в боевом положении составляла 17 800 кг. Для управления огнём артиллерийской батареи использовались оптические дальномеры и мобильные радиолокаторы, монтировавшиеся на прицепах.

Для стрельбы из СМ-4-1 использовались боеприпасы с раздельно-гильзовым заряжанием, изначально разработанные для морской 130-мм двуствольной башенной установки СМ-2–1, которыми вооружались эсминцы пр. 41 и пр. 56. Осколочно-фугасный снаряд массой 33 кг содержал 2,49 кг взрывчатки. При длине канала ствола 7000 мм начальная скорость снаряда составляла 940 м/с. Максимальная дальность стрельбы – 27 400 м. В боекомплект также могли входить полубронебойные, осветительные, противорадиолокационные и зенитные снаряды. Специальных ПУАЗО в составе береговой батареи не имелось, и она была способна вести только заградительный зенитный огонь с темпом до 12 выстр./мин, используя внешнее целеуказание. Расчёт – 12 человек.


В правой части территории музея рядом с гаубицами М-30 стоят ещё два 130-мм орудия СМ-4-1, находящиеся, как и 122-мм гаубицы, в плохом техническом состоянии и ожидающие очереди на реставрацию.

Из общего ряда отечественных артиллерийских систем, имеющихся в коллекции музея, выбивается японская 75-мм полевая пушка Тип 38, принятая на вооружение Японской императорской армией в качестве стандартного полевого орудия в 1905 году. Эта 75-мм пушка по сути является копией немецкого 75-мм орудия образца 1903 года, созданного фирмой Friedrich Krupp AG. Лицензионное производство Тип 38 было налажено в Осаке. В общей сложности японская армия получила более 2600 полевых пушек этого типа.


Полевая пушка Тип 38 имела обычную для своего времени конструкцию, в комплекте с передком и однобрусовым лафетом, простой гидравлической системой компенсации отдачи, поршневым затвором и броневым щитом для защиты расчёта от пуль и осколков. Масса орудия в боевом положении – 947 кг. Ствол длиной 2286 мм обеспечивал осколочной гранате массой 6,56 кг начальную скорость 510 м/с и дальность стрельбы 8350 м. Горизонтальный сектор обстрела составлял ± 4°. В вертикальной плоскости орудие имело углы наводки: от -8° до +16°. Поршневой затвор позволял делать 10-12 выстр./мин. Орудие транспортировалось упряжкой из шести лошадей. Расчёт – 8 человек.


К сожалению, в пояснительной табличке, прикреплённой к щиту орудия, ничего не сказано про его боевую историю и то, как оно оказалось во Владивостоке.

В коллекции Музея «Владивостокская крепость» имеется две зенитные ракеты: В-611 из состава ЗРК М-11 «Шторм» и В-601 из состава ЗРК М-1 «Волна».


ЗУР В-601 из состава ЗРК М-1 «Волна-М» в экспозиции Музея «Владивостокская крепость»

Фактически ЗРК М-1 «Волна», принятый на вооружение в 1962 году, является морским вариантом очень удачного объектового противовоздушного комплекса С-125 «Нева». Максимальная дальность стрельбы ЗУР В-601 по воздушным целям составляла 20 км, потолок – 14 км. Максимальная скорость полёта ракеты – 730 м/с. Стартовый вес – 953 кг. Длина – 6093 мм, диаметр первой ступени – 552 мм, второй ступени – 379 мм. Размах крыла – 1,6 м.

Комплексами семейства «Волна», которые помимо воздушных могли также поражать надводные цели, вооружались ракетные крейсера пр. 58 и пр. 1134, большие противолодочные корабли пр. 61, а также эсминцы пр. 56А/К/У и пр. 57.

Универсальный ЗРК М-11 «Шторм» также был способен вести огонь по надводным целям. Этот комплекс впервые установили на противолодочном крейсере «Москва» пр. 1123, введённом в строй в 1967 году. Данный ЗРК разрабатывался исключительно для флота, и наземного аналога не существует.


ЗУР В-611 из состава ЗРК М-11 "Шторм" в экспозиции Музея «Владивостокская крепость»

По сравнению с ЗРК «Волна» комплекс «Шторм» являлся более дальнобойным, дальность поражения воздушных целей достигала 55 км, потолок – 30 км. Стартовая масса ракеты В-611 составляла 1844 кг, длина – 6100 мм, диаметр – 655 мм. Размах крыльев – 2,2 м. Комплексами «Шторм» вооружались противолодочные крейсера пр. 1123 и 1143 и большие противолодочные корабли пр. 1134 А/Б.

Помимо ракет класса «корабль-воздух» в коллекции музея имеются крылатые противокорабельные ракеты П-35 и П-500, а также противолодочная ракета-торпеда 85РУ.


Крылатая противокорабельная ракета П-35 в экспозиции Музея «Владивостокская крепость»

ПКР П-35, предназначенная для вооружения береговых комплексов и надводных кораблей, являлась эволюционным вариантом развития ракеты П-5, созданной в ОКБ-52 под руководством В.Н. Челомея. На маршевом участке полёт П-35 обеспечивался турбореактивным двигателем с нижним расположением воздухозаборника. Запуск происходил при помощи твердотопливных ускорителей. Ракета П-35 имела несколько режимов полета на высотах от 300 м до 7 000 м. В зависимости от высоты скорость полёта составляла 1300-1600 км/ч, а дальность — от 100 до 300 км. Помимо надводных целей ракета П-35, оснащённая «специальной» боеголовкой мощностью до 350 кт, могла поражать наземные цели. Масса снаряженной ракеты П-35 составляла 4 500 кг. Длина — 10 м. Диаметр — 900 мм. Размах крыльев — 2,6 м. Масса боевой части — около 800 кг. ПКР П-35 оснащались береговые комплексы «Редут» и «Утёс», а также ракетные крейсера пр. 58 и пр. 1134.

Противокорабельная ракета П-500 комплекса «Базальт» продолжала линию развития ПКР П-35. Её принятие на вооружение произошло в 1975 году. Носителями П-500 являлись тяжелые авианесущие крейсера пр. 1143 и ракетные крейсера пр. 1164. С конца 1970-х до середины 1980-х на комплекс «Базальт» были перевооружены 10 АПЛ проектов 675МК и 675МУ, до этого являвшиеся носителями ПКР П-6.


Крылатая противокорабельная ракета П-500 в экспозиции Музея «Владивостокская крепость»

Ракета П-500 имеет схожую с П-35 компоновку, но стала длинней и тяжелей. Сигарообразный фюзеляж оснащён складываемым треугольным крылом большой стреловидности и вертикальным стабилизатором под фюзеляжем. Запуск осуществляется из транспортно-пускового контейнера с помощью двух закреплённых в кормовой части (по бокам от стабилизатора) твердотопливных ускорителей. Дальность стрельбы может достигать 500 км и проходить в диапазоне высот от 50 до 5 000 м. Маршевая скорость в зависимости от высотного профиля составляет 2200-2900 км/ч. Масса боевой части: от 500 до 1000 кг. ПКР П-500 могла быть оснащена кумулятивно-фугасной или «специальной» боевой частью. В настоящее время комплекс «Базальт» снят с вооружения и заменен более дальнобойным комплексом «Вулкан» с ракетой П-1000.

Для борьбы с подводными лодками предназначался универсальный противолодочный ракетный комплекс УРК-5 «Раструб-Б» с крылатой ракетой-торпедой 85РУ. Этим комплексом вооружались большие противолодочные корабли пр. 1134-А/Б и пр. 1155, а также сторожевые корабли пр. 1135 и крейсера пр. 1144.


Крылатая ракета 85РУ в экспозиции Музея «Владивостокская крепость»

Твердотопливная ракета 85РУ в качестве боевой части несёт самонаводящуюся противолодочную торпеду УМГТ-1. Для стрельбы по надводным целям введён специальный режим, и в этом случае летит на высоте 15 м, а не 400 м, как это имеет место при стрельбе по подводным лодкам. Радиокомандная система управления позволяет корректировать траекторию полета ракеты в зависимости от изменения текущего акустического пеленга или курса надводной цели. С целью уменьшения длины изделия основная боевая нагрузка размещена под корпусом ракеты. Противолодочная торпеда отделяется от ракеты в расчетной точке и приводняется на парашюте, затем заглубляется, проводит циркуляционный поиск системой самонаведения и поражает подводную цель. При атаке надводной цели используется тепловая головка самонаведения, и она поражается прямым ударом. При стартовом весе около 4000 кг дальность стрельбы может достигать 90 км. Скорость полёта – около 1000 км/ч. Длина ракеты 7,2 м. Диаметр – 574 мм.

Вдоль внешней стенки казематов ближе к выходу установлены торпеды: СЭТ-53М и 53-39ПМ.


Торпеда СЭТ-53М в экспозиции Музея «Владивостокская крепость»

СЭТ-53М является 533-мм электрической противолодочной торпедой. Эта торпеда с пассивной акустической системой самонаведения принята на вооружение в 1964 году. От раннего варианта (СЭТ-53) она отличается серебряно-цинковой батареей большей ёмкости и усовершенствованной системой наведения. В боеготовом состоянии СЭТ-53М весит 1490 кг. Дальность при скорости хода 29 уз. составляет 14 км. Масса боевой части – 100 кг.

533-мм парогазовая торпеда 53-39ПМ поступила на вооружение ВМФ СССР в 1949 году и является усовершенствованным вариантом торпеды 53-39, активно применявшейся в ходе Великой Отечественной. В свою очередь, торпеда 53-39 создана на базе итальянского образца, приобретенного в 1932 году.


533-мм торпеда 53-39ПМ в экспозиции Музея «Владивостокская крепость»

Согласно данным, представленным на табличке рядом с торпедой, её снаряженная масса составляет 1820 кг. Длина – 7488 мм. Дальность хода на скорости 51 узел составляла 4000 м, на скорости 39 узлов – 8000 м.

Также на внешней территории музея выставлены различные противолодочные бомбомёты, корпуса мин, свободнопадающих авиационных и глубинных бомб.


Однако, дабы не утомлять читателей ненужными подробностями, оставлю их за рамками публикации.

Вкратце расскажу о музейной экспозиции, расположенной внутри артиллерийских казематов.


Здесь собрано множество экспонатов, имеющих отношение к военному делу с древних времен до наших дней: от луков и фитильных ружей до противотанковых гранатомётов, миномётов, современных образцов стрелкового оружия и авиационных пушек.


В музее, помимо множества артиллерийских снарядов, гильз, мин и гранат, есть богатая коллекция клейменых кирпичей и печных заслонок середины 19-го и начала 20-го века, являющихся живыми свидетелями истории Владивостока.


Впрочем, при осмотре внутренней экспозиции возникает ощущение, что для такого количества экспонатов имеющиеся помещения слишком тесные, и образцы разных временных эпох местами хаотично налезают друг на друга.


В некоторых залах экспонаты размещены несистемно, и у некоторых образцов нет пояснительных табличек.


В то же время в экспозиции представлены очень интересные раритеты, копии интереснейших исторических документов и тщательно выполненные макеты фортификационных сооружений Владивостокской крепости.


Если не обращать внимания на тесноту и мелкие недостатки, можно констатировать, что в музее «Владивостокская крепость» хорошо ведётся научная работа, за сохранностью бетонных укреплений и экспонатов стараются следить, что в целом производит очень благоприятное впечатление.
Ссылка на первоисточник
наверх