На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

БАЗА 211- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ

74 289 подписчиков

Свежие комментарии

  • Z Muliphein
    У меня муж плохо ходит и почти ничего не видит. Инвалид. Но 80 кг веса. Я вешу 58 кг. Я не представляю, какой рюкзак ...ЕСЛИ ПОПАЛ ПОД ОБ...
  • Владимир Петров
    Человек  - легенда,даже не верится ,что один человек совершил столько подвигов и на военном поприще и на гражданском...Ученый, трижды не...

Дальневосточные войны России

Дальневосточные войны России

Есть такое мнение – при примерно равном техническом оснащении и моральном духе побеждает не героизм, не сила воли, а логистика и снабжение, генералы могут быть умны, солдаты отважны, оружие лучших мировых образцов, но если театр военных действий не подготовлен, если доставка грузов и подкреплений не налажена, то ты проиграешь. Надо понимать – Дальний Восток для России место с точки зрения логистики просто кошмарное – от Москвы до Владивостока поезд идёт неделю даже в наши дни, а Сахалин и Камчатка доступны только воздухом и морем до сих пор. Кроме того, низкая плотность населения не позволяла, как и не позволяет сейчас, развернуть там всю необходимую промышленность и снабжать действующие армию и флот за счёт местных ресурсов.

В итоге решающим в судьбе войны становятся события до войны – точно так же как Халхин-Гол мы выиграли ДО его начала, Мукден и Цусиму мы проиграли задолго до. И название этих побед и поражений звучит кратко и понятно – Транссиб, от же транссибирская магистраль, которую строили при двух императорах, перестраивали при всех генсеках и дополняют до сих пор, уже при президентах. Даже начало истории конфликтов с Японией завязано на тот же Транссиб, который, по причинам сугубо географическим, спрямили через территорию Китая, благодаря чему глубоко влезли в китайские дела, а желание закончить дорогу незамерзающим портом привело к чему привело.

Несданный экзамен


Но, пожалуй, лучше по порядку, и начать надо с фактов:

«Важнейшей нашей задачей в начале войны должно служить сосредоточение наших войск. Для достижения этой задачи мы не должны дорожить никакими местными пунктами, никакими стратегическими соображениями, имея в виду главное — не давать противнику возможности одержать победу над нашими разрозненными войсками. Только достаточно усилившись и подготовившись к наступлению, переходить в таковое, обеспечив себе насколько возможно успех.»

План Куропаткина принято высмеивать, но был ли у него выбор? Японцы априори овладевали морем в первые недели войны, априори контролировали свой путь подвоза – Цусимский пролив, а у Куропаткина 122 тысячи человек и 320 орудий, если брать вместе с силами Охранной стражи. С этих скромных сил надо выделить гарнизоны для Порт-Артура, Владивостока, Николаевска и Сахалина и, собственно, на охрану самих КВЖД и ЮМЖД. Япония же легко могла выставить и снабжать 150 тысяч человек до мобилизации, и 350 тысяч после. Опять же снабжение и подкрепления – обладая мощным флотом и развитой сетью баз и портов, японцы могли подвести всё потребное в кратчайшие сроки, у нас же 3-4 пары воинских поездов в сутки в начале войны, и 12 в её конце. Это 60-80 вагонов в начале, и 240 в конце. При всём этом – это реальное чудо, дорога была однопутной и на многих участках построенная на живую нитку.

Остальное – сражения, стрелочки на картах и всё прочее – от лукавого, с учётом того, что даже еду приходилось вести с европейской России. Война была проиграна до, подкрепления вступали в бой разрозненно, а снабжение морем было невозможно, сам наш флот в значительной мере зависел от ЖД дорог. Да и Квантунская мышеловка поглощала 25 % имеющихся на момент начала войны сухопутных сил. Чудо Империя в итоге свершила и армию численностью до миллиона собрали и снабдили... к осени 1905 года. Но к тому моменту флота уже не было, и смысла не было.


Надо сказать – урок пошёл впрок и сообщение с Дальним Востоком начали активно развивать ещё в годы Русско-Японской. К 1917 году Транссиб стал во многом двухпутным, а при Сталине началась электрификация. Помимо этого, шло активное развитие сети автомобильных дорог, аэродромов и портов уже на своей территории. Создаётся местная промышленность, местная нефтедобыча и нефтепереработка, Сибирь и Дальний Восток активно заселяются, что даёт возможность не везти призванных в ряды резервистов за тысячи километров.

Экзамен промежуточный


И грянуло. В 1938 году Хасан, где всё же произошёл небольшой пограничный конфликт, и Халхин-Гол в 1939 году. И опять – победу и поражение определили промышленность и логистика.

Так, в 57 корпусе Фекленко на момент начала конфликта было 2636 автомобилей. Танки, самолеты, масса пехоты – это всё хорошо, но всё это потребляет ГСМ, запчасти, боеприпасы, продукты питания, которые надо подвозить. И инструменты подвоза, спустя 34 года после Русско-Японской, у СССР были. И в частях те самые автомобили, и вообще – Транссиб подрос. По воспоминаниям Жукова:

«Для проведения предстоящей весьма сложной операции нам нужно было подвезти по грунтовым дорогам от станции снабжения до реки Халхин-Гол на расстояние в 650 километров следующее:

— артиллерийских боеприпасов — 18000 тонн;
— боеприпасов для авиации — 6500 тонн;
— различных горюче-смазочных материалов — 15000 тонн;
— продовольствия всех видов — 4000 тонн;
— топлива — 7500 тонн;
— прочих грузов — 4000 тонн.»

Всё это бесперебойно и спокойно доставлялось в Забайкалье по жд, а оттуда на автотранспорте непосредственно в войска. Помимо того, с Европейской части СССР переброшено:

«Дополнительно подвозились две стрелковые дивизии, танковая бригада, два артиллерийских полка и другие части. Усиливалась бомбардировочная и истребительная авиация.»

И это был не предел, количество войск и средств в 1 армейской группе можно было нарастить ещё, не было потребности, для ограниченного конфликта сил собрали более чем. И результат тоже получился блестящий – японцев разгромили. Вот только имей Жуков 3-4 пары поездов в сутки по Транссибу и гужевой транспорт для подвоза к передовой, вряд ли бы его талант и героизм войск сыграли бы какую-то роль. Точно так же как Куропаткин проиграл не потому как дурак, Жуков победил не потому как талант. Просто в первом случае экзамен на наращивание и снабжение группировки на отдалённом ТВД Россия провалила, во втором сдала.

Экзамен итоговый


Война против Японии интересна в первую очередь не военными операциями, хотя они и были блестящими, а всё той же проклятой логистикой, и примером того, что можно воевать и без флота. Всю войну на Дальнем Востоке СССР содержал и снабжал огромную группировку войск в десятки дивизий и был готов оборонять побережье без флота – то есть выполнить ту задачу, которую в 1904 году не смогли выполнить при наличии кораблей, более того, эта группировка стала источником пополнений, ресурсов и всего необходимого и для армии действующей, убыль же перекрывалась за счёт местных ресурсов. Когда пришла пора, на Дальнем Востоке сосредоточили:

«Переброска войск осуществлялась на расстояние в 9–12 тысяч километров. Всего к началу августа на Дальнем Востоке и на территории Монголии была сосредоточена мощная группировка советских войск численностью в 1 669 500 человек, имевшая свыше 26 тысяч орудий и минометов, 5,5 тысяч танков и самоходных орудий и свыше 3900 боевых самолетов.»

В течение всего трех месяцев. Можно сказать, что при Куропаткине техника была похуже, но и у японцев возможностей было поменьше. Так что такая группировка на такое расстояние в течение всего трех месяцев – своего рода чудо. И не только на континент – мощные группировки были созданы на острове Сахалин, который за сорок лет до того так и не смогли нормально подготовить к обороне, и на Камчатке, где войск вообще до этого не было. Более того, не имея нормального флота, мы провели ряд десантных операций, доказав, что значение имеют всё-таки не корабли и дивизии, а тыл, на который войска опираются, а без него они просто провисают в воздухе, вынужденные действовать вдоль ЖД на суше, постоянно отступая, дабы сократить плечо подвоза своё и удлинить его для противника, и таская за собой плавучий тыл на море, ибо в своём порту нет ничего.

И наоборот – нарушенная логистика с метрополией обрекала японские войска на поражение, несмотря на любые возможные меры. Итог несколько предсказуем – вступив в войну 8 августа, уже 23 августа советские танки подошли к Порт-Артуру, закончив историю русско-японских конфликтов 20 века. И уроки этого противостояния очень даже простые – территория, не обеспеченная надёжными транспортными связями с Центром, только условно твоя. А помещённые туда войска – помещаются в мышеловку. И никакой героизм не поможет вкупе с военным искусством, если генералы вынуждены считать ресурсы, а адмиралы – беречь каждый снаряд и экономить на скорости и дальности переходов. Урок этот у нас усвоили... хочется верить, потому как любая война без надёжной логистики – авантюра с вполне предсказуемым концом. Ни Куропаткин, ни Отодзо Ямада не дадут соврать.
Автор:
Роман Иванов
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх