Уже в ноябре 1941 года Советский Союз присоединился к программе ленд-лиза, по которой США поставляли своим союзникам военную технику, боеприпасы, стратегические материалы для военной промышленности, медикаменты, продовольствие и другой перечень военных товаров. В рамках реализации данной программы СССР получал и бронетехнику, первоначально от Великобритании, затем от США, к примеру, до 1945 года советские войска получили 3664 танка «Шерман» различных модификаций.
Но среди поставляемой Красной Армии бронетехники были куда более редкие машины, к таким специфичным образцам справедливо относят противотанковую САУ Т48 на базе полугусеничного бронетранспортера М3.
Изначально данная самоходка создавалась в США по заказу британских военных, и сразу предназначалась для поставок в рамках программы ленд-лиза. С декабря 1942 по май 1943 года цеха компании Diamond T Motor Car Company покинули 962 противотанковых самоходки Т48. К этому моменту британские военные потеряли к установке интерес, а СССР согласился на поставку этой машины, став крупнейшим эксплуатантом ПТ-САУ T48, которая получила новый индекс СУ-57. Всего Советский Союз получил 650 самоходок данного типа, машины активно использовались советскими войсками как в составе отдельных самоходно-артиллерийских бригад, так и мотоциклетных батальонов и бронеавтомобильных разведывательных рот.
Уже в самом начале Второй мировой войны в США начала работу смешанная британо-американская комиссия по вооружению. Задачей комиссии было составление программы разработки, проектирования и выпуска разных образцов и видов техники военного назначения. Одним из таких образцов и стала 57-мм самоходная пушка на базе шасси распространенного в американской армии полугусеничного бронетранспортера М3. На базе бронетранспортеров M2 и M3 американскими конструкторами было спроектировано большое количество зенитных самоходных установок, самоходных установок с разным артиллерийским вооружением, а также самоходных минометов. Часть из них американская промышленность выпускала достаточно крупными партиями, машина на базе полугусеничных бронетранспортеров принимали на вооружение армии США и армий стран союзников по антигитлеровской коалиции.
Возможность использования шасси бронетранспортера в качестве базы для разных видов вооружений понравилась английским военным. Они проявили интерес к созданию на базе М3 истребителя танков, который вооружался бы английской противотанковой пушкой QF 6-pounder. Эта британская противотанковая 57-мм пушка активно использовалась в годы Второй мировой войны как на колесном лафете, так и в качестве основного вооружения бронеавтомобилей и танков британской армии. Дебют орудия состоялся в Северной Африке, это произошло во время боев в апреле 1942 года. Орудие оценили и американцы, которые приняли британскую пушку на вооружение, слегка модернизировав 57-мм орудие, в армии США артиллерийская система проходила под обозначением М1.
Бронебойный снаряд указанного орудия с расстояния 900 метров пробивал до 73 мм броневой стали, расположенной под наклоном 60 градусов. Для 1942 года – это были приемлемые цифры, но с появлением новых немецких танков и усиления лобового бронирования уже существующих боевых машин эффективность 57-мм британской противотанковой пушки только снижалась. Выбор именно этого орудия для установки на бронетранспортер М3 был обусловлен тем, что англичане хотели получить технику, которая была бы сопоставима по вооружению с их собственной, к примеру, танками «Валентайн» и «Черчилль». Именно пушка была основным и единственным вооружением противотанковой самоходки на шасси полугусеничного бронетранспортера, но уже в боевых частях машины могли комплектоваться и пулеметами для самообороны.
Первый экземпляр новой противотанковой самоходки поступил для прохождения программы испытаний на Абердинский полигон в апреле 1942 года. Вооруженная адаптированным вариантом британской 6-фунтовой (57-мм) пушкой бронемашина получила обозначение Т48 – 57 mm Gun Motor Carriage. Уже в октябре 1942 года американский заказ на новую самоходку был аннулирован, в США обратили внимание на новые артиллерийские системы калибра 75 мм и гусеничные самоходки. При этом выпуск новой САУ по британскому заказу продолжился, серийное производство развернули в декабре 1942 года. Сборкой машин занималась компания Diamond Т Motor Company. Однако к 1943 году интерес к новой самоходке потеряли и англичане, которые поняли, что она малоэффективна против новейших немецких средних и тяжелых танков, к тому же в Великобритании разработали новую 17-фунтовую пушку (76,2-мм) QF 17 pounder, которая стала лучшим противотанковым орудием союзников, получив бронебойный подкалиберный снаряд с отделяющимся поддоном.
В итоге только что разработанная самоходка оказалась ненужной основным заказчикам, англичане получили только 30 машин Т48, а американцы ограничились и вовсе закупкой одной противотанковой САУ, еще 282 уже готовых самоходных установки они просто переоборудовали обратно в бронетранспортеры М3А1. А вот оставшиеся 650 штук нашли пристанище в СССР, советские военные проявили к данной машине интерес и заказали ее в рамках поставок по ленд-лизу, 241 машина прибыла в Советский Союз в 1943 году, еще 409 – в 1944 году. При этом только в СССР данная противотанковая самоходка использовалась по своему прямому назначению вплоть до завершения боевых действий.
Компоновка и внешний вид американской самоходной установки Т48 были традиционными для техники на такой базе. Подобные боевые машины имелись и в арсенале германской армии. Немцы также оснащали свои полугусеничные бронетранспортеры Sd Kfz 251, получившие известность как «Ганомаг», артиллерийскими системами разных калибров: 37-мм противотанковыми пушками, короткоствольными 75-мм орудиями, а к концу войны и 75-мм длинноствольными пушками. Возможно, познакомившись с подобными боевыми машинами на фронте, советские военные решили получить собственный аналог, что и привело к поставкам 650 противотанковых САУ из США. В Советском Союзе машина получила новое обозначение СУ-57. Стоит отметить, что собственных бронетранспортеров в СССР не производилось вовсе, поэтому подобная техника в целом представляла большой интерес для Красной Армии.
Компоновку противотанковой самоходки, построенной на базе шасси полугусеничного бронетранспортера, можно было назвать классической. Корпус самоходной установки отличался простотой форм и линий, коробчатая конструкция с вертикально расположенными бортами и кормовыми стенками собиралась с использованием бронелистов, установленных на каркасе из уголков. При изготовлении противотанковой самоходки Т48 широко использовались агрегаты коммерческих грузовых автомобилей, главным образом, в органах управления и в трансмиссии. В передней части корпуса располагался двигатель, скрытый под бронированным капотом, за ним находилась кабина механика-водителя. При этом капотную часть и кабину американские конструкторы позаимствовали у колесного разведывательного бронетранспортера Scout Car M3A1, который поставлялся в СССР и стал самым массовым БТР Красной Армии в годы Второй мировой войны.
Бронекорпус самоходки сверху был открыт и отличался противопульным бронированием, толщина брони лобовых листов корпуса доходила до 13 мм, в целом же в конструкции боевой машины использовались листы бронированной стали толщиной до 6,5 мм. В открытом кузове была установлена 57-мм американская противотанковая пушка М1, получившая полуавтоматический вертикальный клиновой затвор. Орудие было установлено на станке Т-5, который разместили в передней части корпуса сразу за отделением управления. Орудие было установлено в прикрытое сверху от осадков укрытие с коробчатым щитом, который защищал расчет от пуль и осколков снарядов, возимый боекомплект составлял 99 снарядов. Пушка отличалась отличными углами наведения по горизонтали – 56 градусов, вертикальные углы наведения орудия составляли от -5 до +16 градусов. Для ведения огня из 57-мм пышки использовалось три типа унитарных выстрелов: два бронебойных (тупоголовый трассирующий и остроголовый трассирующий) снаряда и осколочная граната. На дистанции 500 метров орудие позволяло расчету пробить до 81 мм брони (при угле встречи 60 градусов).
Настоящим сердцем самоходной установки можно назвать карбюраторный 6-цилиндровый двигатель White 160АХ, развивавший мощность 147 л.с., на часть машин ставился чуть более слабый двигатель – International RED-450-B, развивавший мощность 141 л.с. Слабая огневая мощь и недостаток брони компенсировались неплохой подвижностью и скоростью. При боевой массе около 8 тонн, такой двигатель обеспечивал машине удельную мощность на уровне 17,1 л.с. на тонну. При движении по шоссе САУ T48 разгонялась до скорости 72 км/ч, запас хода самоходки оценивался в 320 км.
Передние колеса самоходной установки были управляемыми. Применительно к каждому борту гусеничный движитель ленд-лизовской самоходки состоял из четырех сдвоенных обрезиненных опорных катков, катки были объединены попарно в две балансирных тележки. На части самоходок в передней части корпуса размещалась однобарабанная лебедка. При этом на некоторых боевых машинах лебедку меняли на буферный барабан диаметром 310 мм. С таким приспособлением проходимость САУ увеличивалась, наличие барабана облегчало процесс преодоления эскарпов, рвов и траншей шириной до 1,8 метра.
Полугусеничное шасси и небольшой вес обеспечивали противотанковой самоходке неплохую проходимость даже по слабым грунтам и снегу. При этом самоходка предсказуемо теряла в управляемости. При повороте передних колес боевая машина не всегда готова была выбраться на необходимое направление движения. Справедливости ради стоит отметить, что подобные недостатки были присущи и немецким полугусеничным бронетранспортерам. Открытое боевое столкновение с танками противника не оставляло ленд-лизовским самоходкам Т48 практически никаких шансов на успех. Эффективным считалось применение данных САУ из засад и с заранее укрепленных позиций. При этом примерно для таких действий на поле боя, новая боевая машина изначально и создавалась.
К 1943 году 57-мм орудие испытывало проблемы в борьбе с новыми немецкими танками «Тигр» и «Пантера». При этом она пробивала лобовую броню средних немецких танков Pz.IV модификаций G и Н, поразить «Тигр» или даже самоходку «Фердинанд», можно было в борта корпуса. С расстояния в 200 метров можно было постараться поразить «Тигр» или «Пантеру» непосредственно в лоб, но при таких действиях без качественно подготовленной и замаскированной позиции – это был билет в один конец. Можно отметить, что с определенными ограничениями, часто весьма существенными, самоходка все-таки справлялась со своими обязанностями, активно участвуя в боях на Восточном фронте.
Если бронепробите позволяло поражать технику противника, пусть и с большим количеством ограничений, то воздействие 57-мм орудия на пехоту и полевые укрепления было очень слабым. Для разрушения подготовленных полос обороны и фортификационных сооружений подобное орудие не подходило. Могущество 57-мм осколочно-фугасных боеприпасов было явно недостаточным. Осколочно-фугасный выстрел подобной пушки весил всего 3,3 кг, а масса взрывчатого вещества составляла всего 45 граммов.
Получившие обозначение СУ-57 ленд-лизовские противотанковые самоходки широко использовались в составе трех отдельных самоходно-артиллерийских бригад, в каждой из которых имелось по 60-65 боевых машин данного типа. СУ-57 являлись штатным оружием для 16-й, 19-й и 22-й (позднее ставшей 70-й гвардейской) самоходно-артиллерийских бригад, которые воевали в составе 3-й, 1-й и 4-й гвардейской танковых армий соответственно. В Красной Армии американские самоходки использовались также побатарейно и подивизионно, в этом случае они включались в состав мотоциклетных батальонов и отдельных разведывательных рот на бронеавтомобилях. В таких подразделениях САУ Т48 применялись особенно эффективно, выступая в своей прямой роли – полугусеничного бронетранспортера, обладающего усиленным комплексом вооружения.
Изначально данная самоходка создавалась в США по заказу британских военных, и сразу предназначалась для поставок в рамках программы ленд-лиза. С декабря 1942 по май 1943 года цеха компании Diamond T Motor Car Company покинули 962 противотанковых самоходки Т48. К этому моменту британские военные потеряли к установке интерес, а СССР согласился на поставку этой машины, став крупнейшим эксплуатантом ПТ-САУ T48, которая получила новый индекс СУ-57. Всего Советский Союз получил 650 самоходок данного типа, машины активно использовались советскими войсками как в составе отдельных самоходно-артиллерийских бригад, так и мотоциклетных батальонов и бронеавтомобильных разведывательных рот.
Т48 от идеи до реализации
Уже в самом начале Второй мировой войны в США начала работу смешанная британо-американская комиссия по вооружению. Задачей комиссии было составление программы разработки, проектирования и выпуска разных образцов и видов техники военного назначения. Одним из таких образцов и стала 57-мм самоходная пушка на базе шасси распространенного в американской армии полугусеничного бронетранспортера М3. На базе бронетранспортеров M2 и M3 американскими конструкторами было спроектировано большое количество зенитных самоходных установок, самоходных установок с разным артиллерийским вооружением, а также самоходных минометов. Часть из них американская промышленность выпускала достаточно крупными партиями, машина на базе полугусеничных бронетранспортеров принимали на вооружение армии США и армий стран союзников по антигитлеровской коалиции.
57-мм противотанковое орудие QF 6-pounder
Возможность использования шасси бронетранспортера в качестве базы для разных видов вооружений понравилась английским военным. Они проявили интерес к созданию на базе М3 истребителя танков, который вооружался бы английской противотанковой пушкой QF 6-pounder. Эта британская противотанковая 57-мм пушка активно использовалась в годы Второй мировой войны как на колесном лафете, так и в качестве основного вооружения бронеавтомобилей и танков британской армии. Дебют орудия состоялся в Северной Африке, это произошло во время боев в апреле 1942 года. Орудие оценили и американцы, которые приняли британскую пушку на вооружение, слегка модернизировав 57-мм орудие, в армии США артиллерийская система проходила под обозначением М1.
Бронебойный снаряд указанного орудия с расстояния 900 метров пробивал до 73 мм броневой стали, расположенной под наклоном 60 градусов. Для 1942 года – это были приемлемые цифры, но с появлением новых немецких танков и усиления лобового бронирования уже существующих боевых машин эффективность 57-мм британской противотанковой пушки только снижалась. Выбор именно этого орудия для установки на бронетранспортер М3 был обусловлен тем, что англичане хотели получить технику, которая была бы сопоставима по вооружению с их собственной, к примеру, танками «Валентайн» и «Черчилль». Именно пушка была основным и единственным вооружением противотанковой самоходки на шасси полугусеничного бронетранспортера, но уже в боевых частях машины могли комплектоваться и пулеметами для самообороны.
Первый экземпляр новой противотанковой самоходки поступил для прохождения программы испытаний на Абердинский полигон в апреле 1942 года. Вооруженная адаптированным вариантом британской 6-фунтовой (57-мм) пушкой бронемашина получила обозначение Т48 – 57 mm Gun Motor Carriage. Уже в октябре 1942 года американский заказ на новую самоходку был аннулирован, в США обратили внимание на новые артиллерийские системы калибра 75 мм и гусеничные самоходки. При этом выпуск новой САУ по британскому заказу продолжился, серийное производство развернули в декабре 1942 года. Сборкой машин занималась компания Diamond Т Motor Company. Однако к 1943 году интерес к новой самоходке потеряли и англичане, которые поняли, что она малоэффективна против новейших немецких средних и тяжелых танков, к тому же в Великобритании разработали новую 17-фунтовую пушку (76,2-мм) QF 17 pounder, которая стала лучшим противотанковым орудием союзников, получив бронебойный подкалиберный снаряд с отделяющимся поддоном.
Полугусеничный бронетранспортер М3
В итоге только что разработанная самоходка оказалась ненужной основным заказчикам, англичане получили только 30 машин Т48, а американцы ограничились и вовсе закупкой одной противотанковой САУ, еще 282 уже готовых самоходных установки они просто переоборудовали обратно в бронетранспортеры М3А1. А вот оставшиеся 650 штук нашли пристанище в СССР, советские военные проявили к данной машине интерес и заказали ее в рамках поставок по ленд-лизу, 241 машина прибыла в Советский Союз в 1943 году, еще 409 – в 1944 году. При этом только в СССР данная противотанковая самоходка использовалась по своему прямому назначению вплоть до завершения боевых действий.
Особенности конструкции САУ Т48
Компоновка и внешний вид американской самоходной установки Т48 были традиционными для техники на такой базе. Подобные боевые машины имелись и в арсенале германской армии. Немцы также оснащали свои полугусеничные бронетранспортеры Sd Kfz 251, получившие известность как «Ганомаг», артиллерийскими системами разных калибров: 37-мм противотанковыми пушками, короткоствольными 75-мм орудиями, а к концу войны и 75-мм длинноствольными пушками. Возможно, познакомившись с подобными боевыми машинами на фронте, советские военные решили получить собственный аналог, что и привело к поставкам 650 противотанковых САУ из США. В Советском Союзе машина получила новое обозначение СУ-57. Стоит отметить, что собственных бронетранспортеров в СССР не производилось вовсе, поэтому подобная техника в целом представляла большой интерес для Красной Армии.
Компоновку противотанковой самоходки, построенной на базе шасси полугусеничного бронетранспортера, можно было назвать классической. Корпус самоходной установки отличался простотой форм и линий, коробчатая конструкция с вертикально расположенными бортами и кормовыми стенками собиралась с использованием бронелистов, установленных на каркасе из уголков. При изготовлении противотанковой самоходки Т48 широко использовались агрегаты коммерческих грузовых автомобилей, главным образом, в органах управления и в трансмиссии. В передней части корпуса располагался двигатель, скрытый под бронированным капотом, за ним находилась кабина механика-водителя. При этом капотную часть и кабину американские конструкторы позаимствовали у колесного разведывательного бронетранспортера Scout Car M3A1, который поставлялся в СССР и стал самым массовым БТР Красной Армии в годы Второй мировой войны.
Бронекорпус самоходки сверху был открыт и отличался противопульным бронированием, толщина брони лобовых листов корпуса доходила до 13 мм, в целом же в конструкции боевой машины использовались листы бронированной стали толщиной до 6,5 мм. В открытом кузове была установлена 57-мм американская противотанковая пушка М1, получившая полуавтоматический вертикальный клиновой затвор. Орудие было установлено на станке Т-5, который разместили в передней части корпуса сразу за отделением управления. Орудие было установлено в прикрытое сверху от осадков укрытие с коробчатым щитом, который защищал расчет от пуль и осколков снарядов, возимый боекомплект составлял 99 снарядов. Пушка отличалась отличными углами наведения по горизонтали – 56 градусов, вертикальные углы наведения орудия составляли от -5 до +16 градусов. Для ведения огня из 57-мм пышки использовалось три типа унитарных выстрелов: два бронебойных (тупоголовый трассирующий и остроголовый трассирующий) снаряда и осколочная граната. На дистанции 500 метров орудие позволяло расчету пробить до 81 мм брони (при угле встречи 60 градусов).
Настоящим сердцем самоходной установки можно назвать карбюраторный 6-цилиндровый двигатель White 160АХ, развивавший мощность 147 л.с., на часть машин ставился чуть более слабый двигатель – International RED-450-B, развивавший мощность 141 л.с. Слабая огневая мощь и недостаток брони компенсировались неплохой подвижностью и скоростью. При боевой массе около 8 тонн, такой двигатель обеспечивал машине удельную мощность на уровне 17,1 л.с. на тонну. При движении по шоссе САУ T48 разгонялась до скорости 72 км/ч, запас хода самоходки оценивался в 320 км.
Передние колеса самоходной установки были управляемыми. Применительно к каждому борту гусеничный движитель ленд-лизовской самоходки состоял из четырех сдвоенных обрезиненных опорных катков, катки были объединены попарно в две балансирных тележки. На части самоходок в передней части корпуса размещалась однобарабанная лебедка. При этом на некоторых боевых машинах лебедку меняли на буферный барабан диаметром 310 мм. С таким приспособлением проходимость САУ увеличивалась, наличие барабана облегчало процесс преодоления эскарпов, рвов и траншей шириной до 1,8 метра.
Особенности боевого применения СУ-57
Полугусеничное шасси и небольшой вес обеспечивали противотанковой самоходке неплохую проходимость даже по слабым грунтам и снегу. При этом самоходка предсказуемо теряла в управляемости. При повороте передних колес боевая машина не всегда готова была выбраться на необходимое направление движения. Справедливости ради стоит отметить, что подобные недостатки были присущи и немецким полугусеничным бронетранспортерам. Открытое боевое столкновение с танками противника не оставляло ленд-лизовским самоходкам Т48 практически никаких шансов на успех. Эффективным считалось применение данных САУ из засад и с заранее укрепленных позиций. При этом примерно для таких действий на поле боя, новая боевая машина изначально и создавалась.
К 1943 году 57-мм орудие испытывало проблемы в борьбе с новыми немецкими танками «Тигр» и «Пантера». При этом она пробивала лобовую броню средних немецких танков Pz.IV модификаций G и Н, поразить «Тигр» или даже самоходку «Фердинанд», можно было в борта корпуса. С расстояния в 200 метров можно было постараться поразить «Тигр» или «Пантеру» непосредственно в лоб, но при таких действиях без качественно подготовленной и замаскированной позиции – это был билет в один конец. Можно отметить, что с определенными ограничениями, часто весьма существенными, самоходка все-таки справлялась со своими обязанностями, активно участвуя в боях на Восточном фронте.
Если бронепробите позволяло поражать технику противника, пусть и с большим количеством ограничений, то воздействие 57-мм орудия на пехоту и полевые укрепления было очень слабым. Для разрушения подготовленных полос обороны и фортификационных сооружений подобное орудие не подходило. Могущество 57-мм осколочно-фугасных боеприпасов было явно недостаточным. Осколочно-фугасный выстрел подобной пушки весил всего 3,3 кг, а масса взрывчатого вещества составляла всего 45 граммов.
Получившие обозначение СУ-57 ленд-лизовские противотанковые самоходки широко использовались в составе трех отдельных самоходно-артиллерийских бригад, в каждой из которых имелось по 60-65 боевых машин данного типа. СУ-57 являлись штатным оружием для 16-й, 19-й и 22-й (позднее ставшей 70-й гвардейской) самоходно-артиллерийских бригад, которые воевали в составе 3-й, 1-й и 4-й гвардейской танковых армий соответственно. В Красной Армии американские самоходки использовались также побатарейно и подивизионно, в этом случае они включались в состав мотоциклетных батальонов и отдельных разведывательных рот на бронеавтомобилях. В таких подразделениях САУ Т48 применялись особенно эффективно, выступая в своей прямой роли – полугусеничного бронетранспортера, обладающего усиленным комплексом вооружения.
- Автор:
- Юферев Сергей
Свежие комментарии