На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Людмила
    гнида, ШЕЛ БЫ ТЫ УЖЕ куда подальше !!! 🤮Почему Зеленский ...
  • Константин Самарин
    Вообще-то, "Ашан" в России продал последний свой супермаркет российскому педпренимателю.Без "Ашан" в карм...
  • Сергей Карабухин
    ...Уголовные дела надо открывать...Все фашисты-националисты-бандеровцы – должны быть либо уничтожены – либо седеть за...Курск стал самым ...

Украинское люфтваффе. Сломанные крылья

Украинское люфтваффе. Сломанные крылья

Спустя несколько дней после начала 24 февраля 2022 года специальной военной операции Министерство обороны РФ отчиталось, что ПВО Украины подавлено и Российская авиация завоевала господство в воздухе. 1 апреля 2022 года Кремль устами пресс-секретаря президента РФ констатировал: «Превосходство в воздухе в ходе операции является абсолютным фактом». К тому времени, согласно официальным сводкам, украинская авиация была уничтожена. Большей частью на земле, остальные боевые самолёты были сбиты в воздушных боях, средствами российской ПВО или погибли от «дружеского огня».

Прошло уже почти два года СВО и что же мы видим?


По официальным данным, потери врага на начало декабря 2023 года достигли просто астрономических величин: 550 самолетов и 257 вертолетов. То есть в несколько раз больше, чем бандеровская Украина располагала перед началом СВО. Но вражеская авиация продолжает досаждать Русским войскам как на передовой, так и в ближнем тылу.

Не удалось уничтожить и украинскую ПВО, из-за чего российские самолёты вынуждены действовать только в прифронтовой полосе, не нанося ударов по тылам врага (для этого используются иные средства поражения).

Так в чем же дело? Когда закончится украинская боевая авиация? Почему до сих пор не подавлена вражеская система ПВО?

Давайте разбираться…

Состояние и численность украинских ВВС перед началом АТО


«Русская весна» и начало боевых действий в Донбассе весной 2014 года застало деградировавшие за годы «незалежности» украинские ВВС врасплох. Получив в наследство от СССР 2 800 летательных аппаратов, самостийники в последующие четверть века частью распродали, а частью списали это богатое наследство.

В результате к 2013 году списочный состав украинских ВВС сократился в несколько раз – до 600 единиц. На бумаге это казалось внушительным количеством, однако в реальности подняться в воздух могло не более 50–70 самолётов и вертолётов. К тому же все они безнадежно устарели, ведь ни одного действительно нового самолёта или вертолёта в украинские ВВС после 1991 года не поступало. Катастрофически упал и уровень подготовки лётчиков.

Все эти болячки немедленно сказались при проведении карательной АТО против восставшего Донбасса: малое число боевых вылетов, сознательное уничтожение укрофашистскими лётчиками мирного населения Донбасса, невозможность ночных вылетов. То есть в целом украинская авиация показала себя плохо обученной и неспособной ни изолировать район боевых действий, ни нанести серьёзные потери русскому ополчению.

При этом в ходе кампании 2014 года украинские ВВС понесли достаточно серьёзные для своей численности потери. Русским бойцам удалось сбить практически все виды авиатехники врага: штурмовики Су-25, военно-транспортные Ан-30, Ил-76, Ан-26, бомбардировщики Су-24, истребители МиГ-29, а также вертолёты Ми-8 и Ми-24.

Мероприятия противника по восстановлению потенциала ВВС в 2015–2021


Воспользовавшись Минскими соглашениями и наступившим на Восточном фронте весной 2015 года затишьем, украинские националисты приступили к восстановлению боевого потенциала своих ВВС.

Летом 2016 года во время выступления в Харьковском университете воздушных сил президент Украины Пётр Порошенко прямо заявил, что Украине необходимы мощные Военно-воздушные силы, которые были бы способны отбить атаку любого противника:

«Наша военная авиация по своему назначению, огневой мощи и дальности боевого применения должна стать той силой, которая вместе с другими составляющими обороны обеспечит сдерживание амбиций Российской Федерации, которая будет способна нанести адекватный удар в ответ любому агрессору».

Сознавая неизбежность возникновения полномасштабной войны с Россией, бандеровцы начали процесс восстановления и модернизации как действующих, так и заброшенных советских авиабаз и аэродромов. Энергичнее всего – на Западной Украине и по периметру границ с Крымом.

Стоит отметить, что все украинские аэродромы строились в советское время и были рассчитаны на функционирование в условиях боевых действий. Например, аэродром в Староконстантинове (место базирования 7-й бригады тактической авиации) имел множество бетонных арочных укрытий для защиты самолетов от ударов противника! Благодаря этим укрытиям, а также проведённой модернизации по стандартам НАТО, данный аэродром продолжает успешно функционировать и на момент написания данной статьи. Никакие «Калибры» для него оказались не страшны.

Огромное внимание было уделено восстановлению системы ПВО.

После развала СССР Украине досталось богатое наследство зенитно-ракетных комплексов С-75, С-125, С-200, С-300 и «Бук». Все годы «независимости» большая часть этих комплексов, ввиду отсутствия качественного обслуживания и ремонта, постепенно снималась с вооружения и передавалась на базы хранения.

В итоге к 2013 году на боевом дежурстве осталось всего 60 дивизионов С-200, С-300 и «Бук-М1». Их техническое состояние было столь удручающе, что даже доставшиеся Российской армии в Крыму трофейные С-300 так и не были приняты на вооружение.

Так как денег на закупку современных систем ПВО стран НАТО у Украины не было, то пришлось выгребать все оставшиеся на складах и базах хранения советские запасы. Вновь был принят на вооружение зенитный ракетный комплекс С-125 (модернизированный до уровня «Печора-2Д»). Были сняты с хранения, восстановлены и переданы в ПВО столь же морально и физически устаревшие комплексы ПВО «Куб», «Тор» и С-300 первых модификаций.

К 2022 году в составе украинской ПВО числилось уже около 250 пусковых установок С-300, больше 70 «Буков», пара десятков С-125, а также примерно по сотне снятых с хранения ЗРК «Оса» и «Тор», 70 ЗРК «Тунгуска», 150 ЗРК «Стрела-10» и примерно сотня ЗСУ «Шилка». Велись работы по возвращению в строй комплексов С-200, но в итоге украинцы предпочли использовать их для нанесения ударов по наземным целям.

Таким образом, после 2014 года украинская ПВО пережила второе рождение, где зенитно-ракетные комплексы и радиолокационные станции советского производства стали сочетаться с современными системами управления стран НАТО.

В итоге после начала СВО украинская ПВО стала серьёзной помехой действиям Российских ВКС и остаётся ею до сих пор.

Одновременно в период 2015–2021 гг. снимались с хранения и восстанавливались истребители, бомбардировщики, штурмовики, военно-транспортные самолёты, которые, помимо новых средств навигации и связи, получали характерную «пиксельную» окраску. Это стало возможным благодаря тому, что украинская авиационная отрасль (как и российская) сумела выжить в годы «независимости», выполняя экспортные заказы. Ремонт и модернизация самолётов и вертолётов проходили на предприятиях в Одессе, Запорожье, Харькове, Львове, Николаеве, Конотопе.

Немалую роль в возрождении украинских ВВС сыграла… Россия. Напомним читателю, что к моменту победы «Русской весны» 2014 года в Крыму, там осталось 80 украинских самолетов и 36 вертолетов. Играя в благородство и надеясь на скорое замирение с врагом, Россия добровольно вернула киевской хунте большую часть потерянного вооружения, в том числе и авиапарка.

Передача техники продолжалась вплоть до 5 июля 2014 года, когда Киев по собственной инициативе разорвал военно-техническое сотрудничество с Москвой. В Крыму осталось лишь несколько наиболее «свежих» истребителей МиГ-29 и учебно-боевых самолётов.

Серьёзные усилия украинские ВВС приложили для восстановления своего вертолётного парка. После ощутимых потерь первого года АТО к весне 2015 года в строю находилось всего лишь 30 исправных Ми-8 и около 35 Ми-24. В связи с этим пополнение вертолётного парка стало на Украине актуальнейшей проблемой. С советских времён в стране осталось много старых корпусов и двигателей, но отсутствовала школа вертолетостроения, не было необходимой электроники, лопастей винтов, систем наведения.

В результате максимум, что удалось сделать – модернизировать в «Мотор Сич» несколько Ми-2 и благодаря контрабандным поставкам запчастей довести число Ми-8 до примерно 80 исправных бортов.

Что касается Ми-24, то без российских запчастей их массовый капитальный ремонт оказался невозможен. Совместная с французами программа модернизации была со скандалом свёрнута по вине украинской стороны. В итоге численность Ми-24 осталась на прежнем уровне, а их использование и до, и после начала СВО, носит крайне ограниченный характер.

В 2018 году Украина заключила контракт на приобретение 55 подержанных французских вертолётов для полиции, Нацгвардии, спасателей и пограничников. Заключение договора обошлось Киеву в 551 млн евро, но большую их часть они договорились выплачивать за счёт французского кредита на 475 миллионов. В итоге Киев начал получать иностранные вертолёты, почти не платя за них.

Благодаря этим мерам, в течение 2015–2021 гг. Украине удалось не только восстановить свои ВВС, но и нарастить их боевой потенциал. Количество исправных боевых самолётов и вертолётов в сравнении с предвоенным 2013 годом увеличилась в несколько раз. Была проведена частичная модернизация вооружения – управляемых советских ракет «воздух-воздух».

Вырос и уровень подготовки лётчиков. Для подготовки новых пилотов украинские ВВС использовали оставшиеся с советских времён учебно-боевые самолёты L-39 и военно-транспортные Ан-26, под которые рекой выделялось горючее. Во время учений «Небесный щит-2016» экипажи МиГ-29 и Су-24 успешно отработали посадку на удобные участки автомобильных магистралей, призванные в военное время заменить разбомбленные аэродромы. Одновременно украинский спецназ тренировался в методиках эвакуации экипажей самолетов и вертолетов, сбитых в тылу противника.


B-52H ВВС США в сопровождении двух украинских Су-27 во время миссии Bomber Task Force Europe 2020

Однако, несмотря на принятые меры, бандеровские люфтваффе так и не смогли достичь уровня Российских ВКС, которые за указанный период получили сотни новых и модернизированных боевых самолётов Су-35, Су-34, Су-30, МиГ-35, а также вертолётов Ка-52 и Ми-28.

Деградация украинского ВПК и проблемы с финансированием привели к тому, что денег на покупку американских истребителей F-16 так и не нашлось, а для устаревших самолётов и вертолётов каждый раз производились самый дешёвый (не капитальный) ремонт и модернизация. Результатом стала высокая аварийность, приведшая к потере нескольких истребителей, штурмовиков, учебно-боевых самолётов и вертолётов.

Апофеозом стала гибель в 2020 году военно-транспортного Ан-26 с курсантами Харьковского университета ВВС, в которой разом погибло 26 человек. Во всех случаях причиной катастроф стал отказ до предела изношенной техники.

Серьёзные проблемы испытывали ВВС Украины и с кадрами.

Большинство лётчиков и обслуживающий персонал авиабаз угнетала низкая зарплата, царящая в ВСУ бумажная волокита, невозможность серьёзной модернизации старых советских самолётов, отсутствие программ обучения и переобучения, а также отсутствие каких-либо карьерных перспектив и постоянные конфликты с командованием, создающим невыносимые условия службы.

Всё это вылилось в регулярное швыряние рапортов на стол и массовый отток кадров. Только в период 2019–2020 гг. из украинских ВВС уволилось более 70 лётчиков, которые постарались устроиться на службу в другие силовые структуры или гражданский сектор, где зарплата была выше. Многие искали работу на Западе.

Как итог – согласно рейтингу американского портала We Are The Mighty, к началу 2022 года украинские военно-воздушные силы вошли в десятку худших ВВС стран мира из-за «предельно устаревшей техники и крайне слабо подготовленного летного состава».

Когда в августе 2021 года Украина помпезно отмечала 30-летие своей «независимости», над Киевом прошла шестерка боевых самолетов, оснащенных системами генерирования дымов цветов государственного флага. Техническая подготовка к этому «ответственному полету» велась почти полгода, но украинские ВВС сумели выставить только четыре соответствующим образом оборудованных истребителя МиГ-29. На выручку пришла Великобритания, которая предоставила Киеву недостающую пару истребителей «Еврофайтер Тайфун».

Состояние и численность украинских ВВС к началу СВО


Суммируя данные зарубежных и российских источников, можно определить примерную численность украинских люфтваффе на момент начала СВО.

Тяжёлые истребители Су-27 – 34 ед. (39-я и 831-я бригады).
Лёгкие истребители МиГ-29 – 37 ед. (40-я, 114-я и 204-я бригады).
Штурмовики Су-25 – 31 ед. (299-я бригада).
Бомбардировщики Су-24М – 14 ед. (7-я бригада, 1-я эскадрилья).
Разведчики Су-24МР – 9 ед. (7-я бригада, 2-я эскадрилья).
Учебно-боевые L-39 «Альбатрос» – 30 ед. (распределены по бригадам для поддержания лётных навыков пилотов).

Военно-транспортная авиация в количестве примерно 55 исправных единиц была сосредоточена в трёх бригадах:

15-я бригада транспортной авиации: Ан-24, Ан-26, Ан-30 и вертолёты Ми-8;
25-я бригада транспортной авиации: Ил-76 и Ан-26;
456-я бригада транспортной авиации: Ан-26 и вертолёты Ми-8.


Ан-26 ВВС Украины

Количество исправных вертолетов составляло не менее 132 единиц: 79 военно-транспортных Ми-8, 35 ударных Ми-24, 3 многоцелевых Ми-2 и 6 вертолётов зарубежного производства (11-я, 12-я, 16-я и 18-я бригады армейской авиации). Ещё 9 исправных вертолётов имели в своём распоряжении ВМС Украины: четыре Ка-27, один Ка-226 и четыре Ми-14.

Итого получаем на начало СВО 155 боевых и 55 военно-транспортных самолетов, а также 132 вертолёта. Цифры могут незначительно отличаться, так как часть этого авиапарка на момент начала полномасштабных боевых действий могла находиться в ремонте или модернизации.

В любом случае, эти цифры близки к данным русского Генштаба, который оценивал общую численность ВВС ВСУ в 152 единицы. Также стоит отметить, что, помимо действующих бортов, в базах хранения находились до 200 бомбардировщиков, разведчиков, штурмовиков и истребителей. После начала СВО 24 февраля 2022 года небольшую часть этого авиапарка украинцам удалось вернуть в строй, а остальное использовать в качестве доноров запчастей.

Во второй части статьи мы рассмотрим действия и потери украинской авиации после начала СВО.
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх