Промежуточные итоги реализации майских указов президента
15 ноября — последний день размещения тендеров на закупки в рамках реализации национальных проектов. Между тем, выполнение указов президента России Владимира Путина по-прежнему буксует: по данным Счетной палаты, освоено всего 65 процентов запланированных бюджетных средств. Федеральные чиновники ищут, кто в этом виноват и предлагают пути решения проблемы. Подробности — в материале ПАСМИ.
Что успели — то купили
После 15 ноября органам исполнительной власти запрещено расходовать бюджетные деньги, выделенные на реализацию национальных проектов. Такое распоряжение еще в конце сентября издал премьер-министр России Дмитрий Медведев.
“Дмитрий Медведев пытается навести порядок в вопросе абсолютно бесконтрольного расходования бюджетных средств «под конец года», когда министерства и ведомства по привычке выставляют на конкурсы/аукционы лоты со сроками исполнения или поставки «3-5 рабочих дней», разбрасывая неизрасходованные остатки доведённых бюджетных лимитов между подконтрольными структурами”, — так прокомментировал инициативу главы правительства телеграм-канал “Майский указ”.
Но следует отметить, что для нацпроектов все-таки сделано послабление — ведь для иных нужд сроки расходования бюджетных средств ограничены 1 октября.
На медленном старте
Возможно, полтора месяца исполнителям нацпроектов подарили после неутешительных данных Счетной палаты. Мониторинг выполнения поручений Владимира Путина ведомство Алексея Кудрина вело с начала года.
Так отчитываясь за первые три месяца 2019 года, аудиторы констатировали, что потрачено всего 12,8% из предусмотренных на нацпроекты 1,7 трлн рублей, а проект «Повышение производительности труда и поддержка занятости» вообще не получил никаких средств.
Отчеты за второй квартал оптимизма также не добавили — за полгода было освоено 32,4%выделенных госсредств. Наиболее низкое исполнение зафиксировано по нацпроектам „Повышение производительности труда и поддержка занятости“ (17,7%), „Безопасные и качественные автомобильные дороги“ (12,2%) „Экология“ (11,6%) и „Цифровая экономика“ (8,3%).
Лучше поздно, чем никогда
Правда, после публикации данных за первое полугодие объем закупок начал расти. Так, в период с 19 по 25 сентября, по данным “Майского указа”, сумма заказов составила 1 млрд 640 млн рублей, что почти в пять раз больше, чем за предыдущую неделю. Чуть меньше — 1 млрд 102 млнпотратили за неделю с 26 сентября по 2 октября. Затем телеграм-канал зафиксировал резкое падения объемов тендеров, но с приближением роковой даты 15 ноября исполнительные органы вновь активизировались — с 24 октября по 3 ноября сумма торгов составила 2 млрд 121 млн рублей.
А 12 ноября стали известны данные мониторинга реализации национальных проектов за 10 месяцев. По информации Счетной палаты, расходы бюджета на исполнение нацпроектов составили 65,12% от запланированных. Лидером стал проект «Демография», расходы по которому исполнены на 83,4%.
Справка ПАСМИ:
После своего переизбрания в мае 2018 года президент России Владимир Путин поставил стратегические задачи развития страны до 2024 года. Поручения главы государства касались нескольких направлений, в том числе развития экономики, инфраструктуры, строительства дорог, улучшения образовательной системы.
Для решения этих задач правительство разработало 12 национальных проектов, — это планы развития страны на ближайшие пять лет. Затем к ним был добавлен комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры.Общая стоимость национальных проектов оценивается в 25,7 трлн рублей. Большую часть этих денег предполагается изыскать в федеральном бюджете.
70-процентную отметку преодолели еще четыре национальных проекта — «Здравоохранение» (74,8%), «Культура» (74,3%), «Наука» (72%) и «Безопасные и качественные автомобильные дороги» (70%).
Еще по четырем программа расходы были исполнены более чем наполовину: это «Образование» (68,3%), «Жилье и городская среда» (65,3%), «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» (62,6%) и Комплексный план (57,3%). Аутсайдерами стали «Экология» (27,1%) и «Цифровая экономика» (16,2%).
Региональный фактор
Отчитались по освоению средств на нацпроекты и регионы, их показатель даже несколько выше федерального. По данным на 1 ноября, расходы консолидированных бюджетов субъектов РФ достигли 730 млрд рублей, что составляет 67% от предусмотренной суммы в почти 1,1 трлн рублей.
По данным Счетной палаты, больше всего регионы потратили на мероприятия в рамках нацпроектов «Демография» (217,7 млрд рублей), «Безопасные и качественные автомобильные дороги»(144,3 млрд рублей), «Образование» (76,5 млрд рублей), «Жилье и городская среда» — (66,1 млрд рублей), «Здравоохранение» (58 млрд рублей).
Кстати, расходы региональных бюджетов, как и федерального, серьезно выросли во второй половине года: в январе—июне они составляли 285,9 млрд рублей, а на 1 октября — 625,9 млрд рублей. За октябрь расходы субъектов на нацпроекты выросли еще на 17% по сравнению с сентябрем.
Лидерами по расходам на нацпроекты ожидаемо стали Москва (82 млрд рублей), Московская область (60 млрд рублей) и Санкт-Петербург (40 млрд рублей). Правда, столица вышла на первое место только по абсолютным значениям: вклад Москвы в нацпроекты составил всего 3% от расходов бюджета города. Для сравнения Подмосковье потратило около 9% бюджета, Санкт-Петербург — 6%.
Аутсайдеры по расходам — тоже предсказуемо — стали регионы с наименьшей численностью населения — Магаданская область (1 млрд рублей), Еврейская автономная область (0,8 млрд рублей) и Чукотский автономный округ (0,6 млрд рублей).
Кивают на соседа
Пока расходы на нацпроекты хоть и медленно, но росли, в высоких кабинетах пытались найти причины неудач в выполнении майских указов Владимира Путина и виновных в этих неудачах.
Так, в начале августа Дмитрий Медведев заявил о необходимости привлечения к ответственностилиц, допустивших нарушение сроков реализации национальных проектов. Он поручил профильным министерствам объяснить причины срыва сроков национальных проектов «Здравоохранение» и «Демография» в регионах, ускорить их реализацию и наказать виновных.
А в октябре темпы реализации национальных проектов вызвали резкое недовольство у спикера Совета Федерации Валентины Матвиенко. Глава Совфеда заявила, что без ускорения работы нацпроекты будут сорваны, и предложила дать больше денег губернаторам.
Срыв сроков выполнения майских указов Путина стал предметом острой дискуссии между главой Счетной палаты Алексеем Кудриным и министром экономического развития Максимом Орешкиным. Кудрин назвал главным препятствием для качественной реализации национальных проектов «сложную иерархию уровней» управления. По его мнению, новые нацпроекты приходится претворять в жизнь через старые федеральные программы.
В ответ глава МЭР заявил, что работе чиновников мешает работать Счетная палата, которая требует от них большой объем отчетов. В качестве примера он привел двойного агента времен “холодной войны” Кима Филби, который заваливал агентов британской МИ-6 письменной работой, чтобы у тех не оставалось времени на противодействие советским разведчикам. Орешкин предложил Кудрину поискать таких «шпионов» в рядах Счетной палаты, потому что его подчиненных заставляют каждую неделю отчитываться перед СП по нацпроектам.
Между тем, опрос ПАСМИ показал: общественность уверена, что ответственность за срыв нацпроектов лежит, прежде всего, на президенте страны.
Так считает 39% респондентов. 23% опрошенных убеждены, что спрашивать за невыполнение плана стратегического развития страны надо с главы правительства Дмитрия Медведева. Лишь 9%читателей ПАСМИ думают, что наказание должны понести профильные министры, а 28%высказалось за то, что наказать следует всех. В опросе приняли участие свыше 3 тыс. человек.
Прозрачность против коррупции
Тем временем, Генпрокуратура выявила 2,5 тыс. нарушений при реализации нацпроектов в части предоставления мер господдержки, строительства социальной инфраструктуры и проведения конкурсных процедур при закупках. Большей частью эти нарушения, по словам генпрокурора Юрия Чайки, касаются проектов «Демография», «Здравоохранение», «Образование», «Жилье и городская среда».
Чайка напомнил об инициативе Генпрокуратуры о создании реестра юридических лиц, привлеченных к административной ответственности за коррупционные правонарушения. Он предложил интегрировать этот реестр с единой информационной системой в сфере закупок и попросил Дмитрия Медведева дать поручение ускорить работу по согласованию соответствующего законопроекта.
О хищениях при исполнении нацпроектов говорил на встрече с президентом России глава Росфинмониторинга Юрий Чиханчин. По его словам, от разворовывания недобросовестными подрядчикам удалось спасти почти миллиард рублей. Чиханчин уточнил, что речь идет о закупках медоборудования в Подмосковье, а также в Крыму и Севастополе. “Договора с недобросовестными исполнителями расторгнуты, дела переданы в уголовное производство», – доложил руководитель финансовой разведки главе государства.
Он также рассказал, что Росфинмониторинг совместно с Казначейством России запускают систему мониторинга за движением денег в рамках национальных проектов. Программа позволит контролировать выделяемые средства и выявлять недобросовестных исполнителей.
Свежие комментарии