Россия будет в судах оспаривать заморозку своих активов за рубежом, заявила глава Центробанка Эльвира Набиуллина, выступая в Госдуме. Как известно, из-за санкций Россия лишилась доступа к 300 миллиардам долларов из своих золотовалютных резервов. Есть ли перспективы у подобной судебной тяжбы?
Накануне Эльвира Набиуллина подтвердила, что у Центробанка осталась возможность распоряжаться примерно половиной резервов: "Но это золото, юани, и они не дают возможности оперативно управлять ситуацией с валютой на внутреннем рынке".
Это беспрецедентная заморозка золотовалютных резервов, мы будем готовить и иски судебные, готовимся, для того чтобы их предъявить, – заявила Эльвира Сахипзадовна. – Потому что это беспрецедентно в мировом масштабе, чтобы золотовалютные резервы такой большой страны были заморожены.
Эту тему в программе "Царьград. Главное" Юрий Пронько обсудил с юристом Глебом Подъяблонским и экономистом Юрием Савеловым.
В суд подать можно. Но едва ли мы его выиграем
Юрий Пронько: На ваш взгляд, насколько выигрышна в нашем положении эта судебная тяжба, есть ли перспектива или это, скорее, словесная риторика?
Глеб Подъяблонский: Практика такова, что независимо от того, есть надежда на выигрыш или её нет, судиться надо всегда. Сегодня одна геополитическая ситуация, через пять лет она может быть другой. Поэтому, безусловно, подавать в суд надо. Конечно, скорее всего, мы ничего не выиграем. А может быть – что ещё более вероятно – погрязнем в многолетних судебных разбирательствах.
Не соглашусь, что этот случай беспрецедентный. Если мне не изменяет память, в 1965 году президент Франции Шарль де Голль потребовал от США вернуть золотовалютный запас своей страны. Это привело в бешенство руководство Америки, однако оно вынуждено было выполнить свои обязательства перед Парижем.
Процесс по обмену долларов, привезённых французами в США, затянулся до конца 1965 года, за первым траншем последовали другие. Однако окончания этой процедуры де Голль так и не увидел – в Сорбонне "неожиданно" вспыхнул студенческий мятеж, который вскоре перерос в полномасштабную национальную забастовку, которая вызвала серьёзный политический кризис. В результате президент был отстранён от власти.
Воровство – это, в принципе, основа европейской цивилизации. Не надо забывать, что ограблены были вся Африка, Индия, Китай, да, в общем-то, почти весь глобус. Да и на нас хорошо поживились.
– Тогда почему наш Центробанк и Минфин столько лет проводили такую странную политику, зная об исторической ретроспективе? Это была глупость, предательство?
Г.П.: Как мы знаем, в Кремле атмосфера жёсткого разочарования в западном мире. Потому что, действительно, поколение наших отцов очень сильно верило в демократические ценности, в этот "сияющий град на холме" и прочее. А теперь, как говорится, произошло столкновение с реальностью.
Понятно, что наши власть имущие структуры не слишком-то часто сталкивались с западноевропейским бизнесом – во власти очень мало бизнесменов. Это в бизнесе все давным-давно знают цену всем этим громким американским и европейским заявлениям.
На самом деле там и откаты, и взятки – в полный рост, там легко нарушают международные договоры.
https://vk.com/video-75679763_456272367
Глупость, за которую ещё придётся платить
– Юрий, а как вы воспринимаете перспективу судебных разбирательств?
Юрий Савелов: Соглашусь с коллегой – перспектив тут, конечно, никаких нет. Дело в том, что международный арбитраж – это же коммерческая структура. Мы должны будем ещё и деньги за это заплатить.
В одной стороны, в суд подать надо, всё-таки 300 миллиардов долларов на кону. Но мне, как экономисту, вот это непонятно. Мы сейчас подадим в суд, заплатим деньги, а в ответ ничего не получим? И будем ждать разбирательства ещё лет пять-шесть, что ли?
– То есть вы ставите под сомнение саму необходимость подачи иска?
Ю.С: Да, я ставлю под сомнение. Но, с другой стороны, сумма, конечно, большая. И, может быть, что-то получится. Там же ещё есть срок давности. Если мы не подадим иск в течение, по-моему, шести месяцев, международный арбитраж позднее может отказаться его принимать. Поэтому тут надо что-то решать.
Если сумма, которую требуется заплатить в арбитраж, не очень значительная, надо подавать и ждать определённого времени. Правильно сказал коллега: пять лет, может быть, десять.
Но пусть иск будет. Придут те времена, когда наше дело будет рассмотрено. А до этого рассмотрение будут откладывать под разными предлогами.
И ещё: неужели наш Центробанк не знал, что это может произойти? Давайте вспомним Афганистан. У них два миллиарда долларов отобрали и не отдали. И таких примеров масса. Аналитики ЦБ не понимали, что нельзя запасы хранить в валютах недружественных нам стран. Нельзя было там держать такие суммы. Вот где глупость, понимаете?
– То есть это вы считаете глупостью.
Ю.С: Конечно, это экономическая глупость. Ведь риски были налицо. Вы поймите, чем меньше процент по деньгам, которые вы кладёте на депозит, тем меньше риски. Чем больше процент, тем риски выше. Что, они не могли посчитать, что с каждым годом риски увеличивались? Они же видели, как складывались отношения с Америкой и Европой. Ну здесь-то можно было просчитать и уменьшить золотовалютные запасы в этих валютах. Сократить их.
Свежие комментарии