На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

БАЗА 211- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ

74 378 подписчиков

Свежие комментарии

  • Ирина Рукина
    Чемодан без ручки. Ездила в Пицунду еще во времена СССР. Была потрясена, что в будние дни утром, днем и вечером групп...Страшный удар по ...
  • Эльдар Алиев
    Все разбежались по всему миру и только хвалятся историей и не чего не делают для страну, только высказываются мол все..."Когда армяне соз...
  • Эльдар Алиев
    И что сейчас кто с хвостами бегает и не знают кому приткнутся?!!!? Вечная хвала своей историей а то что сейчас нету ..."Когда армяне соз...

Французская кавалерия на Востоке. Часть 2. Ускюб. Стратегический подвиг колониальной конницы

Салоникский фронт был интернациональным – ранее на нем успешно действовали и русские войска (см. Русские войска на союзных фронтах ).





Обстановка перед сентябрьским наступлением 1918 г. была следующей.
В Албании действовала итальянская армия.




Правее находилась французская Восточная армия в следующем составе: в районе озера Охрида - 3-я группа французских пехотных дивизий; в районе озера Приела, Монастырь и излучины р. Церна - 2-я группа пехотных дивизий (4 французских, 1 итальянская, 1 греческая). Восточнее французской армии, в районе Сокол - Доброполе были сосредоточены сербские 1-я и 2-я армии с французскими 122-й и 17-й пехотными дивизиями. Далее на восток по правому берегу р. Вардара были расположены дивизии 1-й группы: французская 1-я пехотная дивизия и несколько греческих. Наконец, на Дойран базировалась британская армия, подкрепленная 5 дивизиями греческой пехоты.





Со стороны противника противостояли: германская 11-я армия, занимавшая фронт западнее озера Охрида, до р. Вардар; примыкая к левому флангу германской 11-й армии, были расположены 2 болгарские армии.

Главный удар предполагалось наносить в районе Доброполе 1-й и 2-й сербскими армиями и 2 французскими пехотными дивизиями. Вспомогательные удары намечались западнее (2-й группой пехотных дивизий) и восточнее - с помощью 1-й группы пехотных дивизий и британской армии.


Сербская кавалерия на Салоникском фронте.



Горный массив Моглена (Бабуна), где предполагался главный удар, представлял собой район, пересеченный рядом хребтов, разделенных глубокими долинами и пропастями. Кое-где непроходимые густые леса являлись серьезным препятствием для управления артиллерийским огнем и для маневрирования войсковых масс.

Тылы неприятельских позиций были слабоукреплены: представлялось вероятным, используя внезапность, попытаться прорвать линию укреплений противника - что в случае успеха приводило к быстрому продвижению на север в район Градиско и Прилеп.



Прорыв центра болгарских армий позволял разъединить общий фронт германо-болгарских войск – т. к. между Церна и Вардаром находился стык между болгарской 1-й и германской 11-й армиями. И болгары и германцы были сильно растянуты по фронту и почти не имели стратегических резервов.

Группировка французской конницы включала 3 полка под командованием генерала Жуйно-Гамбетта:
2 полка африканских конных егерей - один включал 4 эскадрона и 2 пулеметных взвода (командир - полковник Бурназель), а второй - 3 эскадрона и 2 пулеметных взвода (командир - полковник Лабов);
сводного (4-го) полка марокканских спаги (5 эскадронов и 1 пулеметная рота) (командир - полковник Геспэро);
2 автоброневых взвода;
взвод 37-мм орудий сопровождения;
взвод снабжения (на вьюках);
секцию беспроволочного телеграфа.

Пулеметы были на вьюках. 37-мм орудия были поставлены на пехотные пулеметные двуколки. Из двух взводов бронемашин только один имел бронированные автомобили, а другой состоял из 1,5-тонных полугрузовиков. Кавалерийская группа не имела ни авиации, ни горной артиллерии.

Конница сосредоточивалась в районе Флорина.

А 15 сентября началось сражение у Доброполе.

21-го сентября конница начинает марш сосредоточения. Первый скачок - с наступлением темноты на полпути между Флорина и Монастырь.

Второй скачок 22-го сентября - чтобы достигнуть восточной окраины Монастырь. В течение ночи на 23 сентября - марш на Прилеп. Переход через линию бывшего фронта был затруднен и совершался очень медленно. Приходилось прорезать проходы в старых проволочных заграждениях, но благоприятствовали лунные ночи. Преодоление старых болгарских боевых линий часто сопровождалось падением лошадей в окопы - откуда приходилось их вытаскивать при помощи поясов и фуражных арканов. На рассвете кавалерийские разъезды вошли в соприкосновение с противником у Могила и Тополеани.

Коннице была поставлена следующая задача:
«Целью действий конницы является Ускюб, который командует над дефиле у Калькенделен, на единственном пути отхода 11-й германской армии. Надо двигаться на Прилеп, а отсюда на Ускюб. Германо-болгарский фронт трещит, но борьба с 11-й германской армией в районе озер и у Ускюба еще не закончена. Быстрое взятие Ускюба даст очень важные результаты... Необходимо двигаться как можно быстрее; когда продфуражные запасы будут съедены, придется пользоваться средствами местного населения. Обозы будут лишь тормозить марш. Командование армией ежедневно будет высылать в пункты, указанные радиограммами начальника конницы, продфуражные мотоколонны».

Получив боевую задачу, конница движется на Прилеп - который достигает своими главными силами в 14 часов 23 сентября.

Кругом бушуют пожары: горят железнодорожный вокзал, продовольственные склады и авиационные лагеря. Неприятельская артиллерия обстреливает северную окраину Прилеп и дорогу на Брод.

Боевой приказ требовал от полка спаги выслать разведку на Брод. Сбор всех 3 полков в Прилеп был назначен 24 сентября к 6.00. В авангард шел 4-й полк африканских конных егерей. Осью движения назначалось направление на Варос - Долгас.

Разведподразделения, выдвинутые от полка спаги, были быстро остановлены противником – лишь офицерскому разъезду лейтенанта Диези удалось прорваться на Брод.

4-й полк африканских конных егерей при выходе из Варос был встречен заградительным огнем артиллерии. Он спешивается и наступает в пешем строю. При помощи своих станковых пулеметов он продвигается до Заград - где и закрепляется.

Начальник конной группы решает обойти противника с востока. Машины проводят разведку дороги Прилеп – Степанси - Ораковдол, а за ними следует взвод спаги (эскадрон того же полка - в резерве разведки).

Донесения от 4-го африканского конно-егерского полка, датированные 14.00, сообщали, что арьергарды противника, поддержанные тяжелой артиллерией, крепко держат в своих руках дороги Прилеп - Брод и Прилеп - Долгас. Бронемашины по дороге на Вэлэ не встречают сопротивления.

Сербский офицер связи и местные проводники показывают, что проход, который тщетно пытается захватить 4-й африканский полк конных егерей, ведет к непроходимым для лошадей и пулеметных вьюков тропинкам, и местность настолько трудна для передвижения, что своевременное прибытие в Ускюб маловероятно.

Генерал Жуйно-Гамбетта решает изменить направление маневра и подойти к Прилеп через Вэлэ. В авангард назначается полк спаги, уже двинувшихся в направлении на Степанси. Направление движения - дорога на Вэлэ до противоположного берега р. Бабуна; 1-й полк африканских конных егерей должен следовать по пути движения полка спаги. 4-му полку африканских конных егерей следовало оторваться от противника и присоединиться к главным силам. В 17.00 главные силы конницы достигают Степанси, а 4-й африканский полк конных егерей сменен греческой пехотой и присоединяется к главным силам.

Приходит сообщение, что в помощь конницы назначен сводный отряд генерала Трание - который подойдет к Ускюб через Вэлэ.

Дорога от Прилеп на Бабуна представляла большие трудности и потребовала большого напряжения от эскадронов. Вот выдержка из записной книжки командира эскадрона Приу: «По выходе из Прилеп дорога поднимается на высоту от 600 до 1040 м длинными спиралями, проложенными на скатах горы. После достижения вершины идет спуск длиною в 317 м, тянущийся зигзагами с очень крутыми поворотами, причем дорога идет по карнизу, над пропастью, по дну которой течет р. Бабуна. Дорога на р. Бабуна дорого обошлась сербам во время ноябрьского отступления 1915 г., так как зигзаги дороги, хорошо наблюдаемые с соседних возвышенностей, были взяты под обстрел неприятельской артиллерией. В своем движении после прорыва у Доброполе они старались, насколько это было возможно, избегать этих злополучных мест. При выходе из Прилеп попадаешь на шоссе, загроможденное всякого рода обломками; в глубокой дорожной пыли видны остатки повозок, оружие, снаряжение и трупы животных... Конница быстро двигается в этих трудных условиях, так как необходимо как можно скорее достигнуть выхода из прохода на другом берегу р. Бабуна, текущей в глубоком ущелье. В авангарде спаги и автомашины захватывают несколько отсталых и в 1.00 достигают Степанси с его горящим железнодорожным вокзалом. В 2.00 25 сентября главные силы конницы подошли к южной окраине Степанси и входят в соприкосновение с находящейся правее сербской армией».

В 10.00 25 сентября противник еще удерживает Стариграда и позиции к востоку от этого пункта. С наступлением рассвета в направлении Крива - Круза - Голозница - Ифрбой от полка спаги высылается разведывательный эскадрон. Боковой отряд (силой в эскадрон) у Чехове вступил в бой с германской ротой. Бой был очень горячий и тянулся до 16.00 - когда германцы отступили.

Главные силы авангарда (от полка спаги) достигли моста через р. Бабуна. Главные силы конницы (африканские конные егеря) - находились у Извор.

В 17.30 весь полк марокканских спаги втягивается в бой и действует во взаимодействии с сербской 1-й армией. Противник удерживает в своих руках Витанси, Малый Оризани, Большой Призами, Растахен.

Главные силы конницы покидают Извор и движутся к Газ-Женокож. К исходу дня сербская 1-я армия должна была овладеть переправами через р. Вэлэ, что значительно облегчит продвижение конницы.

26 сентября бои идут к югу от Вэлэ. Но борьба затягивается, и сербская армия скована. Если конница будет ждать результата боя у Вэлэ, она рискует достигнуть Ускюба слишком поздно.

Т. к. направление на р. Вардар занято противником, остается направление Дреново - Палиград - Драчево - но для этого необходимо перевалить грозный хребет Галесника-Планина.

«Малопривлекательная перспектива! - восклицает в дневнике командир эскадрона Приу. Издали этот хребет кажется почти отвесной стеной. Вместо дорог - горные тропы; ни одного селения, никаких водных источников. В 1912 г. часть сербской конницы погибла на этом негостеприимном массиве».

Но эти обстоятельства не могут повлиять на решение генерала Жуйно-Гамбетта. Он считается лишь с поставленной ему боевой задачей - взять Ускюб, перерезав путь отступления германской 11-й армии. Он доверяет своему командному составу, верит в энергию подчиненных и в силу своих коней. Генерал отдает приказ двигаться через Галесника-Планина.

С собой берут местных жителей-проводников и продовольствие на 2 дня.

В авангарде следует 1-й полк африканских конных егерей; вслед за ним - 4-й полк. Марокканские спаги должны выйти из боя у Вэлэ и присоединиться к колонне.

В полдень главные силы конницы достигают Голозница. Комэск Приу вспоминал: «Марш невероятно труден; тропы еле заметны и пересечены многочисленными отходящими в сторону тропинками, сильно затрудняющими правильное движение головной походной заставы. Карты далеко не точны, а местные жители недоверчивы и стараются скрыться при нашем приближении. И к тому же стоит невероятная жара. Авангардный эскадрон опрокидывает мелкие передовые части противника и берет в плен егеря 12-го саксонского батальона. Через его показания делается известным степень истощения противника. После краткой остановки в Голозница движение возобновляется в 16.30. Дорога представляет собой прескверную тропу, затем тропинку, проложенную в скалах, где можно двигаться, только ведя лошадей в поводу. После нескольких часов остановки в Дреново уже в полной темноте авангард добирается до скатов массива, ведущих на самый гребень. Тропа загромождена обломками скал, скатившимися сверху. Выясняется, что проводники взяли слишком сильно к западу; в свое оправдание они приводят большой пожар в Палиград, преграждавший путь и которого они старались избегнуть. Полночь. После короткой остановки марш возобновляется, движение очень замедлено: двигаемся по изрытым оврагами и покрытым кустарниками скатам. Берберийские лошади показывают чудеса ловкости; люди помогают лошадям, поддерживая их на трудных местах; на каждой остановке офицеры приводят в порядок свои подразделения. В дальнейшем марш переходит в быстрый спуск через лес, и на рассвете авангард достигает Альдинс у подножья Палиградского хребта. Можно подкрепиться пищей, подкормить конский состав и дать некоторый отдых нашим егерям. В 22.00 движение возобновляется; в авангарде – по-прежнему 1-й африканский конно-егерский полк. Местность делается несколько легче для движения, и 28 сентября в 8.00 мы доходим до Сернавода, где к нам присоединяются спаги».

Догнать колонну главных сил для полка спаги стоило немалых усилий. Лишь в 17.00 26 сентября последние подразделения отрываются от противника и присоединяются к полку. В 4.00 27 сентября полк достигает Дреново и по горным тропам подходит к Жибальсита. Вскоре авангард попадает под пулеметный огонь противника. Для прикрытия колонны заводных лошадей, растянувшейся на 2 км, приходится ввести в бой до 2 эскадронов. Полк, потеряв 2 офицеров ранеными и несколько спагов убитыми и ранеными, отбрасывает противника и освобождает путь. Около 20.00 спаги прибывают в Альдинс, расположившись бивуаком в 2 - 3 км от главных сил - сами не подозревая об этом. В 10.00 28 сентября у Сернавода спаги присоединяются к колонне главных сил.

В 16.00 конница покидает Сернавода. Снабжение ухудшилось: уже 24 часа как нет ни хлеба, ни ячменя, ни вина. В бедных деревушках удается с трудом добыть только пару баранов и несколько кур. Люди едят колосья маиса, срывая их в полях, а лошади питаются травой и листьями.

В 22.00 колонна главных сил конницы останавливается у Пагаруза (авангард у Драчево). Горы пройдены, и впереди более - менее ровная местность. Ночь проходит в состоянии полной боеготовности - люди дремлют, держа повод в руках, а разводить огни запрещено. В 16 км впереди можно различить отблески света - это Ускюб.

Полку марокканских спаги было приказано овладеть высотой Водна, господствующей над городом и дорогой на Калькенделен. 4-й африканский полк конных егерей получил задачу двигаться на Ускюб через Драчево - вдоль железной дороги (эскадрон был оставлен в распоряжении начальника конной группы). 1-й африканский полк конных егерей был брошен на разведку переправ через Вардар и для поиска отряда Трание и левого фланга сербской 1-й армии (на него была возложена обязанность взорвать железнодорожный путь на Куманово и попытаться ворваться в Ускюб по дороге Куманово – Ускюб).

На рассвете 29 сентября, под прикрытием густого тумана, спаги достигают южных скатов Водна. Полк разворачивается в трехэшелонный боевой порядок, имея в первом эшелоне 2 эскадрона в пешем строю и 1 взвод станковых пулеметов. Второй эшелон составили 2 эскадрона и 2 пулеметных взвода в конном строю. Третий эшелон в составе 1 эскадрона и 1 пулеметного взвода имел задачу обойти противника в западном направлении.

Французская кавалерия на Востоке. Часть 2. Ускюб. Стратегический подвиг колониальной конницы


Вскоре пришлось спешить еще 1 эскадрон. Остальные 2 эскадрона занимают возвышенности, господствующие над дорогой в Калькенделен. Части болгар отброшены и сдаются в плен. Около 9.30 спаги с боем берут вокзал Ускюб. К северу от города было замечено движение воинских частей и обозов – и командир полка сажает 3-й эскадрон на коней и, пересекая город, бросается на переправу через Вардар.

В результате этой конной атаки - захвачено 240 запряжек, 105-мм батарея со всем личным составом, обоз в 100 повозок, гурт порционного скота в 1000 голов и 350 пленных (из которых 150 – немцы).



4-й африканский конно-егерский полк подошел к Ускюб через Драчево - по дороге, идущей параллельно железной дороге. Авангардный эскадрон попадает под огонь станковых пулеметов и мелкокалиберной пушки, замаскированных в цветнике у железной дороги. Вскоре удалось разглядеть, что огонь велся с бронепоезда.

Эскадроны под командой командира полка расчленяются и галопом ищут укрытия в большом овраге. Проскакивая участок дороги Драчево - Ускюб, они попадают под винтовочно-пулеметный огонь неприятельской пехоты почти в упор – но, несмотря на это, потери незначительны. Пройдя галопом 2 - 3 км, эскадроны достигают оврага, где спешиваются. Бронепоезд оставляет свою огневую позицию у Линса и на всех парах отходит в Ускюб. Атака 4-го африканского конно-егерского полка проходит одновременно с атакующим левее них полком спаги. Пехота противника начинает по-эшелонно отходить.

В 11.00 4-й африканский конно-егерский полк с трубачами во главе колонны входит в Ускюб, радостно приветствуемый сербским населением - бросающим цветы своим освободителям.

Авангардный эскадрон 1-го африканского конно-егерского полка, перейдя Вардар вброд, внезапно обрушивается на болгарский лагерь, где находился большой обоз. Здесь он нарывается на батальон прикрытия. Бой происходит почти врукопашную: лейтенант Букетт падает, пораженный пулей из пулемета с 50-метровой дистанции; лейтенант Неве хватает ручной пулемет и убивает офицера и 5 неприятельских пулеметчиков. Трофеи егерей - 3 пулемета (утоплены в реке). Борьба слишком неравна (боем в высоких камышах управлять затруднительно), и эскадрон отскакивает к востоку от Джоса.

В это время дивизион с пулеметным взводом переправляются через Вардар восточнее - и пытаются обойти противника. Две конных атаки отбиты, но атака в пешем строю удачна - и в полдень болгарский лагерь захвачен. 1-й африканский конно-егерский полк рвет железную дорогу на Куманово и достигает высот юго-восточнее Ускюба.

Все 3 полка вели наступление очень энергично, но отсутствие артиллерии замедляло их действия.

Сразу же была организована оборона Ускюба – чтобы запереть проход для отступления германской 11-й армии. Высоты с запада занимаются спаги, а с востока - африканскими конными егерями.

Командующий французской Восточной армией поддерживал связь с конницей при помощи самолета, но во время углубления в горы Галесника-Планина группа Жуйно-Гамбетта потеряла связь со своими войсками.

Стало известно, что отряд Трание находится у озера Каплан, болгарские войска, преграждавшие дорогу Вэлэ - Ускюб, отходят на север и многочисленные обозы неприятеля находятся между Кисево и Гостивар. По рассказам летчиков, дорога между Гостивар и Калькенделен сплошь забита повозками, людьми и животными. Вскоре марокканские спаги сообщают о появлении больших облаков пыли на дороге из Калькенделена. Это движется германская 11-я армия - и находит путь отступления перехваченным французской конницей.

Проход закрыт, но силы обороняющихся явно недостаточны. Конница не имеет ни артиллерии, ни поддержки пехоты – и срочный подход отряда Трание крайне необходим.

30 сентября в 10.00 самолет сбрасывает в Ускюб вымпел, из которого узнают, что с болгарами заключено перемирие. Германская 11-я армия в составе 80000 - 90000 человек объявлена взятой в плен - но ее части вступают в бой с кавалеристами и пытаются окружить город. Спаги и 1-й африканский конно-егерский полк ведут бой у Водна и на подступах к Ускюб, а неприятельская артиллерия громит город.

Напряженная обстановка сохранялась до ночи на 1 октября. А 1 октября в 11.00 отряд Трание входит в город и сменяет эскадроны колониальной конницы – решившие важнейшую стратегическую задачу.

Окончание следует...
Автор: Олейников Алексей
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх