На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

БАЗА 211- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ

74 289 подписчиков

Свежие комментарии

  • Z Muliphein
    У меня муж плохо ходит и почти ничего не видит. Инвалид. Но 80 кг веса. Я вешу 58 кг. Я не представляю, какой рюкзак ...ЕСЛИ ПОПАЛ ПОД ОБ...
  • Владимир Петров
    Человек  - легенда,даже не верится ,что один человек совершил столько подвигов и на военном поприще и на гражданском...Ученый, трижды не...

Реквием по беспилотным «ударникам» России


В свете последних новостей о мытарствах России по поводу поиска ударных БПЛА за рубежом хотел высказать своё мнение диванного эксперта. Информации в сети об отечественных БПЛА различного назначения предостаточно, только на данном ресурсе на протяжении нескольких лет выходили статьи, посвященные этой проблеме, это без упоминания докладов различных высокопоставленных чинуш о значительном прогрессе в развитии собственной беспилотной авиации. Одна новость от 2021 года о создании перспективного беспилотника «Гром» чего стоит. Пустить пыль в глаза мировому сообществу в современной России всегда любили. Тут же главное заявить, и чем громче, тем лучше, а уж как, кто и из чего будет делать такие «вундервафли» – это уже дело десятое.

Это я к чему? А к тому, что идея создания собственной группировки БПЛА в РФ совсем не нова, лет десять уже как клепают и свои, и «импортозамещённые». Но как только наша страна столкнулась в реальной обстановке с методами ведения сетецентрической войны, а беспилотники – это часть данной методики, как ни крути, выяснилось – а воз и ныне там.

Думаю, многие со мной согласятся, что по массовости применения БПЛА мир ещё не знал таких военных конфликтов за прошедшие десятилетия. По ходу вскрылось, что, оказывается, Иран уже входит в топ-5 мировых производителей данного вида летательных аппаратов, во как! По крайней мере, из прочитанного в сети сложилось мнение, что многие искренне удивились этому, я тоже. Но такое бывает, если у чиновников на первом месте – не личное обогащение, а безопасность и национальные интересы Отечества.

Так вот, можно, разумеется, сказать, что, дескать, отрасль для нашего ВПК относительно новая, мы только учимся, нарабатываем опыт, осваиваем и прочее. Соглашусь отчасти, конечно, с этим. Одно дело – юзать бесконечно детище дедушки Калашникова, добавляя тактикульности и выдавая все это за очередную новинку отечественной оборонки, или «насиловать» олдскульную БМП-1, а другое дело – уже создавать высокотехнологичную продукцию, тот же пресловутый искусственный интеллект все-таки добрался и до беспилотной авиации.

Как раз вот слова Верховного главнокомандующего от 2021 года:

«При развитии в России беспилотной военной авиации необходимо внедрять современные технологии, включая искусственный интеллект. Об этом Владимир Путин заявил 2 ноября во время очередного совещания с руководством Минобороны и предприятий ОПК. Президент сообщил, что сейчас на вооружении в России находится свыше 2 тыс. дронов. И если до недавнего времени по беспилотным технологиям РФ отставала от некоторых стран, то сейчас темпы развития этой отрасли вполне высокие, считают эксперты. А вот в чем Россия находится на передовой, отмечают они, так это в области систем управления и искусственного интеллекта».

Особенно когда создавать приходится на базе полумёртвых отраслей, на примере электроники, да ещё и на фоне, мягко говоря, недобора молодых специалистов. Гайки крутить да корпуса для танков варить могут и пенсионеры, а собирать ноу-хау – для этого нужны амбициозные «зуммеры».

Но вспомним об Иране или той же Турции, шли вместе с нами, в принципе, такой же промежуток времени. Хотя, конечно, идея стара, как мир. Вспомнить те же советские Ту-141 и Ту-143 или американские БПЛА семейства Firebee («Огненная пчела»). Кто знает, если бы не развал СССР, возможно бы, и не начинали с чистого листа. Но это не суть, мысль не о том. Давече прочитал статью здесь о том, что чуть ли не основная проблема российских беспилотных летательных аппаратов – это как таковое отсутствие специальных вооружений для них, дескать, это и импорту также мешает.

Тут я не согласен, всё-таки данный вопрос худо-бедно решается. Да, где-то приспосабливают то, что есть, на примере ПТРК или перспективных проектов по типу современных и высокоточных ракет Х-35У и Х-59МК2 для тяжелых БПЛА, таких как «Альтиус» и «Охотник». Но всё же и тут, я думаю, многие со мной согласятся, было бы на что устанавливать ракетно-бомбовое вооружение. И ещё чтобы это что-то «беспилотнолетающее» не зависело от поставщика с Востока, например, или, упаси Боже, от англосаксонских «друзей».

Если углубиться в вопросы экспорта такой продукции, то «импортозамещённые» двигатели на отечественных БПЛА вообще не выдерживает критики. Провал с продажей гражданских самолётов за границу, по-моему, явно показал это. Срывы контрактов на поставку запчастей, проблемы с логистикой и всё, пассажирские лайнеры «Made in Russia» теперь по миру не в тренде. Хочешь продавать за рубеж – ставь зарекомендовавшие себя моторы известных брендов. Как-то так. Теперь вернёмся к нашим «Форпостам».

Вспомним недавние слова вице-премьера:

«Россия опоздала с внедрением беспилотников в войска».

Да нет, господин Борисов, даже не опоздала, а провалила программу как таковую. Судорожные поиски зарубежных поставщиков это наглядно показали. Да и эпизодичные ролики о работе в зоне СВО «Иноходца» или «Форпоста» как-то не повышают уверенности. Мейнстримный завод в Кронштадте, на корпуса которого ещё вчера, образно говоря, только смонтировали профлист, а уже сегодня его руководство готово работать в три смены, вызывает только улыбку и чувство «лёгкого» непонимания. Как и из чего собрались штамповать в условиях жесточайших санкций, запретов на поставки и прочих заградительных «плюшек» не совсем понятно.

По моему мнению, как человека, искренне переживающего по поводу этой проблемы, главные препятствия в России на пути создания большого и боеспособного флота беспилотных летательных аппаратов всех типов можно свести к трем позициям.

Двигатели


Огромная проблема для отечественного производства БПЛА – двигатели. Причем проблема с ними – очень серьезная. У нас практически отсутствует авиация общего назначения, поэтому нет и двигателей. Последний отечественный поршневой двигатель появился в начале 1960-х годов.

Чуть лучше ситуация с турбовинтовыми двигателями. Но и здесь тоже позавчерашний день, например ТВ7-117. В 2020 на «Форпосте-Р» появился АПД-85, но из российского в двигателе только система управления, основа также на базе цилиндропоршневой группы от Jabiru. Перспективный АПД-80 должен был решить эту проблему, но на то он и перспективный, да и было это до начала СВО.

Стоит так же отметить, что в некоторых случаях замена иностранных узлов и агрегатов на отечественные аналоги приводит к ухудшению ТТХ, как у детища израильских конструкторов. С двигателем АПД-85 увеличивается вес и снижается практически потолок с 7 до 5 км. Про «Орлан-10» и говорить особо нечего, двигатель внутреннего сгорания японского производителя SAITO вместе с модулем зажигания 4,8–9 В 500 mA, помимо прочего. Хотя это самый массовый и попсовый беспилотник ВС РФ.

И здесь мне будут вторить, но ведь два года назад было создано конструкторское бюро по созданию новых двигателей для самолётов и БПЛА с костяком из учёных мужей Самарского госуниверситета, ещё и с финансированием исследований от ПАО «ОДК-Кузнецов». Могу только ответить на это, что время на нас давно уже не работает, плюсом неимпортозаместились мы не только в гражданских отраслях, судя по всему. Не понимаю, почему это не хочет упорно признавать правительство.

Естественно, стоит упомянуть бюрократические проволочки, что есть, то есть, и желание бизнеса получить большой гешефт. А какой навар с небольшой партии комплектующих для БПЛА? Не от хорошей жизни президент закон о специальных мерах утвердил или продублировал то же, но от 2006 года.

У американского ВПК в этом плане колоссальное преимущество, да и у промышленности США в целом. Заключается оно в том, что при появлении того или иного заказа у них выстраивается очередь предприятий – кандидатов на поставку комплектующих и материалов, как на ярмарке. У нас же следующая ситуация: одно изделие – один поставщик. И это в лучшем случае. И тот будет выпендриваться. Не катит тут лозунг «Всё для фронта, всё для победы!»

Как я думаю, если начинать создание своих двигателей с нуля (хотя куда уже начинать), то мы рискуем в области БПЛА отстать навсегда, не будет уже никаких «догоняющих». Но для этого надо покупать лицензии, приобретать в полном комплекте предприятия, обзаводиться технологиями, хороший же был пример с «Форпостом». Но с этим у нас теперь полный швах.

Что же касается санкционных ограничений, то да, здесь можно сказать, что, дескать, нет таких санкций, которые не прогнулись бы перед ценой покупателя, или брат «Си» нам поможет, да и вообще «Искандеры» наши не смешите». Но, видимо, мало ещё пока до кого дошло, что ситуация нынешняя – это не времена СССР. Мы там тоже много чего покупали на стороне, через третьих лиц, так сказать. Но нас в те стародавние времена пускай и боялись, но уважали, как страну-победительницу. Сейчас же всё прям совсем наоборот, нас ненавидят, как сами знаете кого и почему, да и США все-таки до сих пор первая экономика в мире. Мало кто из других государств хочет «по шапке» получить от мирового жандарма за поддержку амбициозного проекта Русского мира.

Электронно-компонентная база


Вторая беда – электронно-компонентная база (ЭКБ).

Могут наши люди сделать хороший, прекрасный планер, научить его летать, но, помимо планера, для беспилотного летательного аппарата нужны мозги, глаза, уши, то есть сенсоры. Вот, а тут у нас неувязочки.

Советское наследие дружно профукали, попытки создать заново электронную отрасль свелись лишь к жалкому подобию, местами ещё и на устаревшей элементной базе, бонусом опять проблема с кадрами. Для примера: оптико-электронная система израильского производства весит 30 кг, а российская – уже больше 65. Для беспилотника же каждый лишний килограмм уже не есть хорошо.

Спутниковая связь


И третья проблема – и, по сути, она снова отсылает нас к ЭКБ – спутниковая связь. Со связью какая беда, читатель, наверное, уже увидел на примере СВО. Спутниковая – дак на грани фантастики или уровня выставочных мероприятий.

Орбитально-частотный ресурс для БПЛА в настоящее время крайне ограничен. Конечно, можно воспользоваться услугами двух коммерческих систем – спутниковой связи и вещания «Ямал» и серией геостационарных телекоммуникационных спутников «Экспресс», так оно и есть, наверное. Но снова эти пресловутые санкции – так как обе системы практически все из импортных комплектующих. Обеспечить в перспективе будущий огромный флот БЛА современной загоризонтной связью они вряд ли смогут. Как наши военные будут выходить из создавшегося затруднительного положения, очередной вопрос.

Я уже писал, что время не наш союзник, можно здесь упомянуть тот же «Орион». Цельнокомпозитный бедолага просто устарел за десять лет своего тернистого пути к производству. Пока его создавали, был совершен существенный скачок в развитии средств связи, вычислительной техники всех типов.

Конечно, радует позитивный настрой некоторых граждан, без сомнений, мы сильны духом и богаты умами. Но есть «влажные» фантазии, а есть суровая реальность с запахом крови наших погибших солдат. Все эти «догонялки» и «прорывы» от российских высших чинов происходят сейчас, в XXI веке, когда весь развитой мир ушел далеко вперёд во многих сферах жизни и промышленности, ну а мы почему-то до сих пор либо топчемся на месте, либо вытягиваем последние соки из наследия, доставшегося нам от СССР.

Вывод


Если подытожить: в общем, опять же, с точки зрения обывателя, раз уж, образно выражаясь, решил помериться «причиндалами» и показать, кто в доме (мире) хозяин, то, наверное, сначала надо отрастить эти самые «причиндалы», а потом заявлять о своей роли на планете Земля.
Автор:
Артём Хвалеба
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх