На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

БАЗА 211- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ

74 290 подписчиков

Свежие комментарии

  • Z Muliphein
    У меня муж плохо ходит и почти ничего не видит. Инвалид. Но 80 кг веса. Я вешу 58 кг. Я не представляю, какой рюкзак ...ЕСЛИ ПОПАЛ ПОД ОБ...
  • Владимир Петров
    Человек  - легенда,даже не верится ,что один человек совершил столько подвигов и на военном поприще и на гражданском...Ученый, трижды не...

ОПЫТ – ЭТО ПРЕЖДЕ ВСЕГО АНАЛИЗ… ИЛИ «ЛОВИСЬ, РЫБКА, БОЛЬШАЯ И МАЛЕНЬКАЯ»

Геннадий Старцев

Журнал «Солдат удачи» №11, 2004
Хотелось бы рассказать об одном небольшом эпизоде, который может быть полезен для «Книги боевого опыта».

…Май 2002 года. Урус-Мартановский район Чечни. Мы находились в составе поселкового отделения милиции (ПОМ) поселка Алхазурово временного отдела внутренних дел (ВОВД) указанного района.

Прежде чем перейти к описанию конкретной ситуации, в которую мы однажды попали, хотелось бы поделиться своими соображениями о работе поселковых отделений милиции в целом. (Отнестись к последующему тексту очень внимательно, так как речь идет о самой актуальной теме – предупреждении террористических актов. – Peд.)

Работа ПОМов, разумеется, при правильной организации службы, имела свои положительные стороны практически для всех сфер правоохранительной деятельности, ведь мы постоянно жили и работали среди местного населения. На момент написания публикации я прослужил в органах внутренних дел 26 лет на различных должностях и полагаю, что объективно могу утверждать – ФСБ, военная прокуратура, подразделения Внутренних войск и т.д. зачастую получали именно от нас первоначальную информацию либо перепроверяли у нас свои источники информации об изменении или осложнении оперативной обстановки, о незаконных вооруженных формированиях, лицах, причастных к ним, настроении населения и т.п.

Вот почему внезапная передача ПОМов чеченской милиции в то время, на мой взгляд, была несколько преждевременным шагом. Только на обслуживаемом нами административном участке оставался один участковый уполномоченный, чей срок службы в милиции составлял менее года и четверо стажеров из числа местной молодежи. У всех этих сотрудников знание нормативно-правовой и законодательной базы – ноль…

Конечно, приказы не обсуждают, а добросовестно исполняют… Но ведь практически на наших глазах наблюдались изменения в положительную сторону в отношении к нам, к нашей работе простых чеченцев. Это особенно проявлялось после систематических выступлений в школах перед учащимися и на так называемых сходах граждан. Как правило, после молитвы у мечети глава местной администрации совместно с имамом и советом старейшин по нашей просьбе организовывали встречи. То есть наша работа становилась в определенных сферах деятельности прозрачной, чем обеспечивалось выполнение одной из главных задач милиции – найти контакт с населением, заручиться в какой-то степени его доверием, уметь получать нужную информацию и в итоге не допустить того, что произошло в Назрани летом 2004 года… (Материал был написан автором до событий в Беслане. – Ред.)

Становится очевидным, что время прямых боестолкновений отходит и все чаще уступает место засадам, налетам и участвуют в них в том числе и местные жители. Я уверен, что ни одна из служб, кроме участкового милиционера или оперуполномоченного уголовного розыска, не может быстро получить информацию о, например, внезапно куда-то исчезнувших местных жителях из числа мужчин и т.п. Ну а если вовремя узнать о готовящейся противоправной акции, то скажу так: выявленная засада – это уже не засада, а западня, которой можно избежать.

Справедливости ради, надо отметить, что при помощи местного населения нами было обнаружено немалое количество оружия и боеприпасов.

Теперь перейду к конкретному описанию эпизода, который может быть полезен для «Книги боевого опыта».

За день до нашего вывода к месту постоянной службы, утром, к ПОМу подъехали несколько чеченских такси иво всеуслышание (первая странность) сообщили, что в 50 метрах от Т-образного перекрестка Алхазурово – Урус-Мартан – Комсомольское (то есть по пути нашего следования) на обочине дороги ночью установлена мина.

Подъехав к указанному месту – естественно, с предварительной инженерной разведкой, – мы действительно увидели мину и рядом несколько кусков оберточной упаковочной бумаги. Причем сама мина была хорошо видна с дороги (вторая странность), но, к сожалению, значения этому я не придал – то есть поступил непрофессионально… Доложив обстановку по рации, мы перекрыли дорогу, оцепили место и стали ждать военных саперов. Через некоторое время они приехали в составе автоколонны из одного БТР, «Урала» и двух УАЗов. Вся эта техника остановилась непосредственно на перекрестке. Из машины вышел старший саперов в звании майора. Я показал ему, где установлена мина и объяснил ситуацию, после чего отошел к своим сотрудникам, производившим оцепление. Минут через 20-25 саперы подорвали мину, и мы все разъехались по местам дислокации.

Буквально на следующее утро сообщили, что практически на том же месте вновь установлена мина! По прибытии на место вся вчерашняя картина повторилась один к одному. Еще на что я обратил внимание – по довольно-таки оживленной трассе прекратилось всякое движение местного населения (третья странность)…

Когда после нашего доклада в ВОВД Урус-Мартана на трассе появилась колонна с военными саперами, я остановил ее примерно в 100 метрах от указанного перекрестка. Подойдя к тому же майору, который приезжал вчера, я высказал ему свои опасения, что, возможно, этот участок дороги пристрелян снайперами (тогда я подумал только о снайперах…) Но майор мне ответил, что у страха глаза велики и милиция, как всегда, преувеличивает, и что он в такой ситуации обезвредил сотни мин и т.п.

Тогда я сказал ему, что подчиненные мне сотрудники милиции на перекресток выходить не будут, а дороги мы перекроем на безопасном от него расстоянии. Майор ответил: «Как хотите». Вся военная автоколонна въехала на перекресток и встала на нем на вчерашние места – ну прямо как «под копирку»!

И только военнослужащие стали выходить из машин, как один за другим непосредственно под автотранспортом прогремели шесть взрывов…

Как потом выяснилось, это были радиоуправляемые фугасы – потом нашли остатки от небольших аккумуляторов.

 

Последствиями стали ранения, контузии и повреждения техники…

 

Речь веду к тому, что проанализируй я все вышеназванные странности в первый же день, то в следующую ночь (в период установки мин) на указанном перекрестке можно было провести определенные оперативные мероприятия.

Итак, в чем мои ошибки? Не были сразу проанализированы следующие «почему».

1. Почему об обнаружении мины сообщили в открытую и во всеуслышание одновременно несколько чеченцев? (В то время как о найденных прежде боеприпасах говорили конфиденциально).

2. Почему мина не была даже мало-мальски замаскирована, а, наоборот, – все было сделано так, чтобы ее увидели? (Обрывки бумажной упаковки вокруг и т.п.)

3. Почему вторая мина была установлена на том же месте и тоже не замаскирована?

4. Почему вдруг в определенный период прекратилось движение местного населения на указанном участке дороги?

Вот что значит отсутствие боевого опыта. Вывод: ПОСТОЯННО, КРУГЛОСУТОЧНО собирать информацию, думать, анализировать.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх