На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

БАЗА 211- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ

74 278 подписчиков

Свежие комментарии

  • Сергей С
    ТЫ ПОЛНЫЙ ДЕГЕНЕРАТ!"Чиновники и депу...
  • Нина Попова
    Туркменов из страны не выпускают. Добавьте к своему списку узбеков, киргизов."Чиновники и депу...
  • Андрей Зарубкин
    52% земель Украины продали коллективному Западу. В США возмутились тем, что на принадлежащих им территориях устраиваю...КРОКОДИЛОВА СЛЕЗА...

Сталинские соколы в китайском небе

После атак наших самолетов японцы делали себе харакири

В 1937–1940 годах в Китае работали свыше пяти тысяч советских граждан. Среди них летчики-добровольцы, авиационные специалисты, преподаватели и инструкторы, рабочие – сборщики самолетов и танков, дорожники и мостовики, транспортники, медики, 300 военных советников. С 1937 по 1941-й из СССР туда было поставлено 1285 самолетов (777 истребителей, 408 бомбардировщиков, 100 учебных), 1600 орудий разных калибров, 82 легких танка Т-26, 14 тысяч ручных и станковых пулеметов, 1850 автомашин и тракторов. В КНР дорожат памятью о совместной борьбе с японскими милитаристами. Об этом «Военно-промышленному курьеру» рассказал генерал армии Петр Дейнекин.

– Петр Степанович, в историографии войны с Японией хватает малоизвестных страниц и темных пятен. Вы как доктор военных наук, видимо, изучали вопрос профессионально. Что можно сказать с высоты наших дней?

Надо было направить в Китай одну из трех воздушных АОН. Однако мы после Испании, Халхин-Гола и финской войны эти армии расформировали

– Всю первую половину XX века международная обстановка на Дальнем Востоке была крайне сложной и противоречивой. Она характеризовалась тяжелым поражением России в 1904 году, гражданскими войнами и японской интервенцией (1918–1922), «пограничными инцидентами» 30-х, боями на озере Хасан (1938), сражением на реке Халхин-Гол (1939), участием советских добровольцев в освободительной войне Китая против Японии (1937–1941).

В те суровые годы народы СССР и Китая с открытой душой помогали друг другу в справедливой совместной борьбе против захватчиков. В июле 1937-го после провокационного «инцидента у моста Лугоуцяо» Япония обрушилась на Китай, используя всю мощь своей военной машины. Поначалу превосходство агрессора в огневых средствах было многократным: по танкам – в 30 раз, по самолетам – в 13. А так как китайская авиация была устаревшей и малочисленной, японцы беспощадно и безнаказанно бомбили не только войска, но и мирное население. В ответ на просьбу о военной помощи 21 августа 1937 года между СССР и Китаем был подписан Договор о ненападении. Расчеты японских милитаристов на международную изоляцию Китая тогда потерпели провал, и Советский Союз начал поставлять технику и вооружение. Большая часть грузов вначале шла морским путем вокруг Индокитая, а после морской блокады китайских портов помощь поступала по сухопутной трассе от Алма-Аты через Урумчи (провинция Синьцзян) до Ланчжоу. На дороге работали более пяти тысяч грузовиков ЗИС-2, а люди и важные грузы перевозились транспортными самолетами.

– Как удалось преодолеть превосходство Японии в небе и чего это стоило нашим летчикам?

Сталинские соколы в китайском небе

– Поставка боевых самолетов для ВВС Китая началась с шести тяжелых бомбардировщиков ТБ-3, еще три такие машины доставляли в Китай оружие, бомбы и патроны. А в сентябре 1937-го из АОН-1 было выделено семь дальних бомбардировщиков ДБ-3 с экипажами. Каждый ДБ-3 доработали для перевозки пассажиров и грузов на трассе Алма-Ата – Урумчи – Хами – Ланчжоу. Однако из-за неудовлетворительной организации перелета ДБ-3 и самих воздушных перевозок в этой группе имели место аварии и катастрофы. В итоге разумная идея провалилась. И все же поставленная задача решалась.

ВВС Китая имели около ста самолетов. Япония обладала десятикратным превосходством. Одна из самых крупных ее авиабаз располагалась на Тайване, близ Тайбэя. В ноябре 1937-го в Китай прибывают первые советские летчики, которые сразу начали борьбу с японцами за господство в воздухе. Уже 21 ноября над Нанкином были сбиты первые три вражеских самолета. А в декабре приступили к боевой работе экипажи советских бомбардировщиков СБ. Они уничтожали японские самолеты на аэродромах под Шанхаем, топили корабли и суда на реке Янцзы, бомбили военные эшелоны и станции, переправы и мосты через Хуанхэ.

Так, в январе 1938 года группа СБ взлетела с аэродрома Ханькоу и нанесла бомбовый удар по авиабазе «Нанкин». При подлете к цели нашими экипажами были визуально обнаружены на летном поле три линии бомбардировщиков и две – истребителей, которые безмятежно готовились к налету на Ханькоу. После сброса бомб аэродром превратился в море огня. Правда, японская ПВО Нанкина сбила один СБ и поразила самолет ведущего. Экипаж летчика Вдовина погиб, а майора Полынина вскоре вернулся в строй.

К началу 1938-го из СССР в Китай в продолжение «Операции Зет» прибыла партия новых бомбардировщиков СБ. Главный военный советник по ВВС комбриг Павел Рычагов и военно-воздушный атташе Павел Жигарев (будущий главком ВВС СССР) разработали смелый замысел. В налете 23 февраля приняли участие 12 бомбардировщиков СБ под командованием майора Федора Полынина. Цель была успешно поражена, на базу вернулись без потерь.

Сталинские соколы в китайском небе
На И-16 воевали и советские, и китайские летчики. Фото: aviaskins.com

В небе Китая отважно сражались и наши истребители. 18 февраля 1938 года они сбили над Уханем 12 японских самолетов. В день РККА, 23 февраля 1938-го, группа самолетов СБ нанесла внезапный бомбовый удар по тыловой авиабазе «Тайбэй» на Тайване. В результате налета на земле было уничтожено до 40 самолетов и трехмесячный запас бензина. За этот погром японцы судили начальника авиабазы, сняли губернатора Тайваня, а комендант аэродрома сделал харакири.

С участием советской авиации в Китае связывают и героическую оборону Уханя (июль – октябрь 1938 года), державшегося против врага более четырех месяцев (в то время как Шанхай оборонялся три месяца, Нанкин – пять дней, Гуанчжоу – сутки). Тогда в этом районе нами было сосредоточено до 100 истребителей, что позволило советским и китайским летчикам успешно отразить групповой налет врага на Ханькоу. Кстати, это был день рождения императора Хирохито, и японцы решили поздравить микадо сокрушительным авиационным ударом по Уханю. Кроме того, отомстить Китаю за успешные бомбежки Нанкина и Тайваня. Но этим планам помешали советские асы.

Воздушную армаду самураев из 50 бомбардировщиков под прикрытием 30 истребителей встретили в небе 64 советских И-15 и И-16. В жестоком бою они сбили 11 истребителей и 10 бомбардировщиков. Десятки японских пилотов погибли, двое попали в плен. Наши потери – пять самолетов и два летчика.

После этого сражения самолеты противника в течение месяца не появлялись над Уханем, а Япония по дипломатическим каналам потребовала от СССР отозвать из Китая советских летчиков. В ответ наркоминдел Литвинов заявил, что СССР имеет право оказывать помощь любой стране, претензии нам тем более непонятны, что по уверению самих же японских властей с Китаем они не воюют.

– Но японцы оказались крепким орешком…

– Да. Жестокая схватка за господство в воздухе после поражения японских ВВС в небе над Уханем разгорелась с новой силой. Наши СБ вели борьбу с подходящими резервами противника: 19 мая они бомбили переправу через Хуанхэ, 31 мая – в районе Сиани. С мая по октябрь потопили около 70 судов, уничтожили до 30 самолетов на земле и 15 сбили.

Сталинские соколы в китайском небе
Инфографика Даниила Нежинского

Истребительная авиация (ИА) Китая в свою очередь прикрывала города, наземные войска и аэродромы. Летчики ИА не только вели воздушные бои (над Уханем. Нанкином, Ханькоу), но иногда привлекались для бомбо-штурмовых ударов, как, например, по аэродрому в районе порта Аомынь (Макао) группой И-16.

После оперативного затишья на фронтах и замены личного состава на аэродром Чэнду летом 1939 года прилетели две группы новых советских боевых самолетов ДБ-3 по 12 единиц в каждой. Крупнейшим успехом ДБ-3 стал их групповой налет 3 октября 1939 года на аэродром Ханькоу. В тот день на нем проходила торжественная приемка новых самолетов, которые стояли в четыре ряда крылом к крылу. И тут с высоты 8700 метров на них обрушился «разящий меч» в виде фугасных, осколочных и зажигательных бомб. По китайским данным, на аэродроме Ханькоу были уничтожены и повреждены 64 самолета, убиты 130 и ранены 300 человек, погибли семь высших офицеров и 12 ранены. Японцы объявили трехдневный траур, коменданта аэродрома расстреляли. А наши экипажи на ДБ-3 в октябре еще два раза бомбили Ханькоу, в результате японские потери увеличились до 136 машин.

В боевом вылете 14 октября командир группы ДБ-3 капитан Григорий Кулишенко был тяжело ранен, однако дотянул свой самолет до города Вансянь, где аварийно приводнил машину на реку Янцзы. К сожалению, от полученных ран летчик скончался. Благодарные жители Ваньсяня установили ему памятник.

Уханьское сражение можно отнести к малоизвестным страницам истории, с которыми нужно знакомить людей. Японцы планировали захватить город за один день. Благодаря помощи СССР авиационной техникой и специалистами Ухань отбивался более четырех месяцев. Это помогло выиграть драгоценное время для создания обороны других городов. Именно тогда была развеяна легенда о непобедимости японской армии и превосходстве ее военной техники. Были сорваны планы японцев, рассчитывавших на молниеносную войну и принуждение Китая к капитуляции. Естественно, воздушная война без помощи Советского правительства не могла быть столь успешной.

– Как вы оцениваете авиацию противника? Насколько высокой была выучка летчиков?

– Японские ВВС представляли грозную силу. Летный состав был подготовлен к боевым действиям днем и ночью, одиночно и в группе. При выполнении дневных налетов на Нанкин и Ухань, а в последующем и в ночных бомбовых ударах по аэродромам Чунцин и Чэнду японцы поднимали в небо группы до 50 бомбардировщиков под прикрытием нескольких десятков истребителей.

Японский летный состав отличался не только высокой профессиональной подготовкой, но и железной дисциплиной, даже фанатизмом. Ночью самураи освещали цели светящимися бомбами, а свое место в боевом порядке сохраняли даже на горящей машине. Держали строй до тех пор, пока не взрывался самолет, но его место тут же занимал другой. Летчики-истребители императорских ВВС были крепкими пилотами, метко стреляли и дрались в бою до последнего патрона.

К примеру, 12 августа 1938 года японцы только в одном воздушном бою сбили сразу пять наших СБ. Так что та война не была для наших пилотов легкой прогулкой, как кое-кто склонен считать. Тяжелые потери имели место с обеих противоборствующих сторон.

В освободительной войне китайского народа приняли участие 3665 советских добровольцев. Они внесли достойный вклад в борьбу с японскими захватчиками. За образцовое выполнение заданий правительства по укреплению оборонной мощи СССР и проявленное мужество звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина было присвоено 14 летчикам. Вместе с тем, только по официальным данным, 211 советских добровольцев погибли в воздушных боях, а по воспоминаниям участников боевых действий – гораздо больше. Их останки захоронены на территории Китая в десятках братских могил. В Ухане поставлен памятник 29 погибшим сталинским соколам. В КНР дорожат памятью о тех событиях, ухаживают за всеми памятниками и местами захоронений наших воинов.

– Параллельно военной поддержке мы тогда оказали Китаю еще и серьезную экономическую помощь. Сегодня некоторые эксперты сомневаются в прочности стратегического курса двух наших держав. Но исторический опыт говорит о том, что основа надежная.

– Соглашусь. В августе 1937-го наши страны подписали Договор о ненападении, а 1 марта 1938-го – советско-китайское соглашение на кредит 50 миллионов долларов. 13 июня 1939 года – еще одно двустороннее соглашение о новом советском кредите в размере 150 миллионов долларов сроком на 10 лет.

В 1937 году китайское правительство обратилось к СССР с просьбой оказать помощь в создании автомобильной трассы Сары-Озек – Урумчи – Ланьчжоу для доставки в Китай из СССР оружия, самолетов, боеприпасов и т. д. Кремль ответил согласием, и дорога была построена. То был, образно говоря, советский ленд-лиз. Первые партии вооружения и боевой техники шли по морю (ноябрь 1937-го – февраль 1938-го) из Одессы, но после блокады китайского побережья приоритетным стал именно сухопутный маршрут. Для обеспечения горючим в 1938 году было заключено соглашение о строительстве в Тушанцзы нефтеперегонного завода. Он начал работу уже в 1939-м. А 1 сентября 1940 года в Урумчи состоялся пуск первой очереди нового авиасборочного завода, построенного советскими специалистами. Такие бурные были темпы.

Все это, конечно же, повлекло за собой и военные успехи, поскольку победа на фронте куется, как известно, в тылу. К началу 1939-го благодаря усилиям военных специалистов из СССР резко упали потери в китайской армии. В первый год войны они составляли 800 тысяч убитыми и ранеными, впятеро больше японских. За второй год потери сравнялись (300 тысяч с каждой стороны).

Но был и период охлаждения наших отношений. В 1942–1943 годах советские предприятия в Синьцзяне – нефтеперегонный и авиасборочный (№ 600) заводы – были демонтированы, а их оборудование вывезено в СССР. Экономические связи резко ослабли. В марте 1942-го СССР был вынужден начать отзыв своих военных советников из-за антисоветских настроений в китайских провинциях, постепенно закрывать торговые организации. Вторая волна антипатий пришлась на времена Хрущева. Однако эти испытания мы преодолели, а прочные соседские отношения взяли верх над конъюнктурой и политиканством

– В чем причины неудач китайской народной армии на первых этапах войны?

– Китай имел слабовооруженную армию с отсталой организацией. Несмотря на численное превосходство над японцами, эффективность и боеспособность войск были низкими. Многие части и даже соединения не имели оперативной мобильности, будучи привязанными к местам дислокации. В связи с этим стратегия Китая основывалась на жесткой обороне, локальных наступательных контроперациях и на развертывании партизанской войны в тылу противника. На характер военных действий также оказывала влияние политическая разобщенность страны. Коммунисты и националисты, номинально выступая единым фронтом против японцев, плохо координировали действия и часто оказывались втянутыми в междоусобную борьбу. Имея малочисленные ВВС с плохо обученными экипажами и устаревшими машинами, Китай прибегал к помощи СССР (на раннем этапе) и США, которая выражалась в поставках авиационной техники и материалов, отправке специалистов-добровольцев для участия в военных действиях и обучения летчиков.

В целом как националисты, так и коммунисты планировали оказывать лишь пассивное сопротивление японской агрессии (особенно после вступления в войну США и Великобритании), надеясь на разгром захватчиков силами союзников и прилагая усилия к укреплению базиса для будущей войны за власть между собой (создание боеспособных войск и подполья, усиление контроля над неоккупированными районами страны, пропаганда и т. п.).

Общие потери народа Китая, по некоторым данным, составили 35 миллионов человек убитыми и ранеными. Во многом это было связано с крайне тяжелым положением на оккупированных Японией территориях, где по отношению к местному населению применялась тактика террора. Мир потрясли Нанкинская резня 1937 года («По кодексу людоеда»), чудовищные опыты над военнопленными и гражданским населением при создании бактериологического оружия.

– Какие уроки той войны актуальны для наших дней?

На войну вдали от родных берегов надо направлять штатные бригады. Но до этого они должны пройти боевую подготовку, приближенную к конкретному противнику

– В Китай вначале прилетели (в декабре 1937 года) и сразу начали воевать рядовые летчики, а затем прибыли их командиры – Рычагов и Благовещенский. Они по мере своих сил и возможностей улучшили организацию боевых действий, однако централизованное управление нашей многочисленной авиацией отсутствовало всю войну. Так что в удаленные географические районы вначале следует отправлять руководящий состав. До передислокации боевых сил они обязаны провести рекогносцировку театра военных действий, изучить противника, погоду и местность. И только после организации надежного управления и всех видов обеспечения вызывать подчиненные боевые части. Кстати, два года назад именно так было сделано в Сирии.

За три года (с декабря 1937-го) из СССР в Китай было направлено 1250 самолетов. Однако вся эта грозная сила была распылена на мелкие группы, воевала девятками. Их отправляли в Китай по-тихому, по эскадрилье из разных авиачастей. К примеру, на самолетах ДБ-3 – по одной из двух авиационных бригад, расположенных в Монине и Воронеже. Кроме того, в Китае бомбардировщики СБ и ДБ-3 выполняли боевые задания без прикрытия истребителей, тем часом шесть И-16 ходили на штурмовку удаленного островного аэродрома в районе Аомыня (Макао). При этом группа делала три посадки на промежуточных аэродромах для дозаправки!

Вывод: на войну вдали от родных берегов надо направлять штатные дивизии и полки (бригады). До этого они должны пройти боевую подготовку на своей территории, однако, приближенную к конкретному противнику и физико-географическим условиям соответствующего региона. А личный состав, который будет испытывать новую технику и вооружение в бою, следует прикомандировывать к воюющим воинским частям, не обременяя несвойственными командными обязанностями и тыловыми заботами.

Видимо, надо было направить в Китай одну из трех воздушных армий особого назначения, организованных с 1936 года в ВВС РККА. Однако мы после Испании, Халхин-Гола и финской войны эти АОН расформировали, а нашу многотысячную авиацию распылили вдоль западной госграницы от Одессы до Мурманска с подчинением ее соединений военным округам.

Это стало одной из главных причин тяжелого поражения ВВС Красной армии в первый период войны. А к воздушным армиям наши военачальники все равно вернулись, но только в мае 1942-го. Кстати, японцы уже в 1938 году бомбили противника крупными силами под прикрытием десятков истребителей с подвесными топливными баками. Так же применяли авиацию и в люфтваффе. Посмотрите «Красную звезду» военных лет: то шесть сталинских соколов против 12 , то восемь против 18 «мессеров».

И в заключение о тех, кто погиб в бою. Останки всех наших пилотов, геройски погибших в Испании и Китае, захоронили на чужой земле. Там, далеко от России, им поставили достойные памятники и содержат их в порядке на протяжении 80 лет независимо от правящего режима. А ведь нам можно было отправить «груз 200» из Китая даже попутными самолетами… И погибших летчиков-то было 211 человек. Это наше национальное горе учтено военачальниками за девятилетнюю войну в Афганистане. Оттуда на «черном тюльпане» все погибшие ребята вернулись домой. Вечная им слава и светлая память!

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх