Часть российских городов оказалась территорией, временно свободной от сахарного песка; реже – от гречки. Само по себе это не страшно, но понимать, кто виноват, нужно обязательно.
Гипермаркет "Глобус", Электросталь. Сахар продаётся в килограммовых пакетах.
Если берёшь не более четырёх, цена одна; начиная с пятого, заметно выше. Сразу за кассами стоит местная жительница образца "бабка" (простите за неуважение, но уважать тут нечего) с двумя большими тележками. Одна загружена сахаром полностью, другая наполовину.Появляется бабка-2, покупает четыре пакета сахара, кладёт в тележку и бежит покупать снова. Потом бабка-3, потом снова бабка-2. При этом, добираясь до палет с сахаром, они злобно ругают всех, кому по какой-то причине тоже захотелось купить сахарку.
Что это вообще было – сложно сказать однозначно. Какими бы сладкоежками ни были эти леди, закупленных объёмов им должно хватить до конца жизни. Может, они обеспечивают сахаром инвалидов, которые не в состоянии добраться до магазина. Может, делают свой маленький гешефт для прибавки к скудной пенсии. Но скорее всего, создают стратегические запасы – и заодно тешат собственное эго тем, что "достали", "ухватили", успели раньше других.
Бить их нельзя. Закон и воспитание запрещают. Но что тогда с ними делать, а главное – откуда они взялись?
Оборотимся на себя
Если у нашего народа и есть враги, то это те, кто сейчас создаёт дефицит.
Да, виноват Аркадий Дворкович, в ранге сопредседателя комиссии по импортозамещению последовательно саботировавший развитие русского производства.
Безусловно, виновата ФАС, допустившая картелизацию (сговор основных игроков) потребительского рынка.
Виноваты торговцы, припрятавшие товар в ожидании роста цен. Но это в их природе, они такие при любой власти. Они это делали перед объявлением НЭПа, они это делали во время войны, перед советскими повышениями цен и постсоветской их либерализацией. Торговля никогда не будет работать иначе. А на особо зарвавшихся есть наш "народный контроль" – пишите Царьграду обо всех злоупотреблениях, и мы направим сообщения куда следует.
Но всё это было бы не так драматично (и, конечно, не так комично), если бы не часть наших людей. Которые показали себя врагами России.
Да, вот этот ваш улыбчивый сосед с добытыми мешками сахара – потенциальный враг. В момент, когда люди должны поддерживать друг друга, только враги готовы оставить ближних без чего угодно, лишь бы обеспечить себя.
Дело не столько в жадных торговцах, но и в нас самих. Мы – главная опасность для нашей страны. И самое грустное, что наше нынешнее поведение – не инстинктивное, а вполне сознательное. Некоторые говорят про "генетику изголодавшегося народа", но это несомненная чушь.
Во-первых, образ неудачный – генетика так не работает. А если бы и работала, то "гены голода" давно были бы вытеснены "генами сытости".
Во-вторых, дефицита нет тридцать лет. Есть опыт кризисов 1998, 2014 и 2020 годов, который совершенно убедительно доказал: в условиях сколько-нибудь рыночной экономики товарного голода не будет. Да, у нынешних сложностей есть своя специфика, теперь уже не вся заграница готова нам помогать, но европозамещение произойдёт очень быстро.
Блокада блокаде рознь
Единство нации, особенно в сложные моменты, подразумевает способность отказаться от части благ ради общего дела. В современных условиях это давно уже не "хлеба краюха" – всего лишь разумное потребление.
Система самоограничения заложена в социальный договор. Мы платим часть своего дохода в виде налогов, мы соблюдаем определённые условности, даже если они для нас обременительны, мы стараемся уважать чужие права хотя бы вполовину так же ретиво, как свои.
Но что мы видим сейчас?
Вы скупили лекарства "впрок" – кто-то не получит помощи уже сейчас.
У вас в кладовке пять пудов сахара – кому-то не с чем попить чаю.
Вы создали ажиотажный спрос – по законам рынка выросли цены, и кто-то другой будет вынужден заплатить больше.
Понятно, что когда речь идёт о выживании, угрозе голода, труднодоступных лекарствах, потребительский эгоизм совершенно понятен и простителен, а отказ от него можно назвать героизмом. Да, мы в блокадном государстве, но это не Ленинград 1942-го, это пятизвёздочная блокада со всеми удобствами и стимулом к развитию.
Что с того?
Безусловно, здесь есть свои тонкости, и автор отнюдь не призывает к победе телевизора над холодильником.
Но надо понимать, что люди, отнимающие товар у других (пусть и не осознавая этого), обязательно предадут в самый опасный момент.
Именно они в 1917-м требовали радикальных реформ, чтобы не было войны, а были земля и воля. Получили новое крепостное право в колхозах.
Именно они в 1941-м переходили на сторону Германии, соблазнившись тушёнкой и новыми сапогами. Получили эмиграцию и виселицы.
Именно они разрушили СССР, при первых экономических трудностях бросившись голосовать за очень вовремя появившуюся оппозицию. Получили девяностые.
И вот сейчас они снова на марше. Будьте бдительны.
Свежие комментарии