Гобелен с героями с фрески из баронского зала замка Кастелло-делла-Манта
Будут шептаться над бледным челом, –
«Кто она? Где ее муж, ее дом?».
Лишь один рыцарь, потупив глаза,
Тихо промолвит: «Она хороша!».
Божья печать на прекрасном челе,
Скорбная ноша в нежданном челне.
«Леди Шалотт» Андреева Н. В.
«Кто она? Где ее муж, ее дом?».
Лишь один рыцарь, потупив глаза,
Тихо промолвит: «Она хороша!».
Божья печать на прекрасном челе,
Скорбная ноша в нежданном челне.
«Леди Шалотт» Андреева Н. В.
Средневековое мастерство и современность. В материале Гобелены и их история! было обещано его продолжение, непосредственно связанное с современностью. И да, действительно, иногда так случается, что прошлое самым непосредственным образом вторгается в настоящее, а что из этого получается, об этом сейчас и будет рассказ.
А было так, что оказавшись в местечке Горячий Ключ на отдыхе, я отправился бродить по городу с тем, чтобы с ним познакомиться. И вот иду я и вижу рядом с очередным гостевым домом вход в подвал, над которым красуется надпись «Галерея искусств и ремесел», что, конечно же, меня заинтересовало. Спускаюсь по лестнице вниз, после жара летнего южного дня подземелье встретило меня полумраком и благодатной прохладой. Откуда-то доносилась негромкая музыка. В одном из небольших залов по стенам висели картины художников Горячего Ключа, а в витринах стояли поделки и сувениры местных мастеров. Когда же я направился во второй зал, то там меня ждал сюрприз. Я просто не ожидал такого увидеть, и был по-настоящему поражён открывшейся передо мной картиной.
Сначала мне показалось, что я попал в комнату какого-то турецкого паши или индийского набоба, от пола до потолка увешанную и застеленную коврами. Но приглядевшись, я понял, что это были совсем не ковры, а гобелены! Причём гобелены мне хорошо известные. Понятно, что это были копии, но копии очень высокого качества, а кроме того, здесь их было очень много, а это всегда вызывает чувство удивления.
Вот она, эта комната, вернее, вид на одну из стен, поскольку из-за небольших её размеров сфотографировать её как-то иначе оказалось просто невозможно. На стене гобелен Уильяма Морриса «Зелень»
Но едва ли не больше всего меня впечатлила противоположная стена, украшенная гобеленом «Дама с единорогом», который экспонируется в парижском Музее Средневековья («Музей Клюни»), и целой кучей подушек с фрагментами изображений других гобеленов этой серии.
Гобелен с дамой и единорогом и подушки
В своё время на ВО был опубликован мой материал, рассказывающий об этом гобелене и его истории, так что смысла повторять его здесь нет. Но стоит привести фотографию одного из гобеленов этой серии, чтобы их можно было бы здесь сравнить. К тому же напомню, что стенные односторонние безворсовые ковры с сюжетной или орнаментальной композицией, вытканные вручную перекрёстным переплетением нитей, принято называть шпалерами. Гобеленами же называются только те шпалеры, которые были созданы на мануфактуре братьев… Гобеленов. Откуда их название и пошло. Но, тем не менее, не будет ошибкой и назвать шпалеру гобеленом, если это будет именно безворсовый односторонний ковёр с сюжетным изображением.
Этот же гобелен из музея Клюни...
Кстати, для шпалер конца XV – начала XVI веков, с односторонним фоном, усеянных листьями и цветами, как та же «Дама с единорогом», тоже было придумано своё собственное название: их стали называть мильфлёрами, хотя гобеленами они от этого быть не перестали.
Тут ко мне как раз и вышла женщина – хозяйка этого замечательного прохладного гобеленового подземелья, и я просто не мог удержаться от того, чтобы тут же не напроситься к ней на интервью, потому что встречи, подобные этой, в жизни журналиста бывают нечасто.
Вот эта женщина – знакомьтесь, Наталья Андреева на фоне своих гобеленов
Начал я её расспрашивать, «как она дошла до жизни такой», что поселилась среди этих прекрасных гобеленов, и вот какую поучительную историю она мне рассказала.
Оказывается, что здесь в Горячем Ключе она живёт вот уже 34 года и просто влюбилась в этот небольшой уютный городок. Работала в местном краеведческом музее заведующей художественным отделом, а ещё оказалось, что мы с ней коллеги – за спиной у неё пять лет работы в местной газете. И не просто работы: «Золотое перо Кубани» – вот как оценили её статьи в этой газете коллеги по цеху, журналисты Краснодарского края.
Человеком она оказалась удивительно многогранным и разносторонним. Ну, как, например, вам такое занятие – сбор археологических артефактов после дождя, так как местными сильными дождями много всего интересного зачастую вымывается на поверхность. Вот так коллекции музея, кстати говоря, и пополнялись. А ещё она занималась исторической реконструкцией. Шила старинные костюмы, старалась как можно точнее восстановить их внешний вид.
Вот так она и заинтересовалась гобеленами. Ведь это же готовый, причём самый достоверный источник изображений из прошлого, где очень хорошо показаны мельчайшие детали старинных костюмов. И тут Наталья Валерьевна рассказала мне очень интересную историю, которую я до этого не знал. Оказывается, искусство гобелена, достигшее своего расцвета в XV-XVI веке, к концу XIX века пришло в упадок и по сути было забыто. Но нашёлся англичанин Уильям Моррис (1834–1898), который решил возродить престиж и методы ручной работы, в противовес обезличенному механическому производству XIX века.
Гобелен Уильяма Морриса «Кража клубники» (1883). Музей Виктории и Альберта, Лондон
Особенно его интересовали средневековые гобелены, которыми он так восхищался в детстве. Первые его вышивки были довольно примитивными, но, тем не менее, он вместе со своей женой Джейн изготовил целый набор гобеленов для своего дома в одном из пригородов Лондона. А затем одна из работ его супруги принесла его компании награду на международном конкурсе в 1862 году.
Гобелен «Зелень» Джона Генри Дирла для Morris and Co. (1890). Музей изящных искусств, Бостон
По его мнению, создание гобеленов являлось «самым благородным из всех видов ткацкого искусства». Поэтому он уже в 1877 году поставил свой первый ткацкий станок у себя дома и сам соткал гобелен «Акант и виноградная лоза» в 1879 году. Гобелен был соткан похожим на французские работы XVI века, вдобавок он специально придал ему выцветший вид, чтобы он выглядел как двухсотлетний. На выполнение этой работы Моррису потребовалось пятьсот шестнадцать с половиной часов. Позже вместе с дочерью Мэй он создал эскизы для наборов «вышей сам»: чехлов на подушки, каминных экранов, дверных штор, покрывал и прочих предметов для домашнего обихода. А уже в 1885 году Моррис целиком и полностью передал дела фирмы в руки дочери.
«Сэр Гавейн и сэр Увейн в разрушенной часовне»: гобелен № 4 из серии гобеленов «Святой Грааль», сотканных Morris & Co. в 1891-1894 годах для Стэнмор-холла. Эта версия компании Morris & Co. была изготовлена для Лоуренса Ходсона из Комптон-Холла в 1895-1896 годах. Материал: шерсть и шёлк на хлопковой основе. Бирмингемский музей и художественная галерея
И вышло так, что интерес к творчеству Морриса у Натальи Валерьевны перерос к гобеленам вообще. А дальше стала она искать предприятие, которое сегодня делает гобелены, и нашла. И узнала, что благодаря современным компьютерным технологиям можно воспроизвести его с детальной точностью на специальном станке с программным управлением. И вот она с этим предприятием связалась и теперь заказывает ему те или иные гобелены по своему вкусу. Из этого и сложилась её коллекция шпалер по средневековым образцам и эскизам Уильяма Морриса.
«Моя цель донести до современного зрителя наилучшие образцы гобеленов, – говорит Наталья Андреева. – Как и Уильям Моррис, я считаю, что искусство должно не только храниться во дворцах и музеях, а быть повседневной частью нашей жизни, окружать нас в быту.»
Кстати, гобелены здесь можно купить по вполне демократическим ценам. Название галереи в Горячем Ключе тоже историческая отсылка, Art & Craft — именно так называлась выставка, организованная Моррисом и его соратниками.
«Выступление воинов». Э. Бёрн-Джонс. Фирма «Моррис и Ко». Шпалера из серии «Святой Грааль». Бирмингемский музей и художественная галерея
По её мнению, гобелен – это не просто украшение. Это ещё и летопись истории. В гобеленах немало зашифрованных символов, дающих нам пищу для поисков и раздумий, одним словом – это очень высокое искусство, приносящее людям и радость, и знание!
«Гобеленовое полотно можно читать как книгу, подобно древнему манускрипту, щедро украшенному изображениями, оно содержит не только визуальные символы, но и фрагменты текста. Надписи на картушах есть почти на всех шпалерах Морриса, их мы видим и на шатре Дамы с единорогом. По сути, гобелен – это синкретический источник информации и художественных образов»,
— отмечает Наталья Андреева.
Кстати, если вы будете в Горячем Ключе, обязательно посетите её уютный подвальчик на улице Ленина. Уж чехол на подушку вы там всегда сможете приобрести, а то и не один.
Один из гобеленов, висящий в «Галерее искусств и ремесел»: «Охота на единорога» – серия из семи гобеленов, которые были созданы в период с 1495 по 1505 годы. На этих гобеленах показаны сцены мифической охоты на единорогов. Сегодня они находятся в Клойстерсе – филиале Метрополитен-музея на севере Манхэттена, Нью-Йорк
В общем, мне очень понравилось в гостях у Натальи Валерьевны, причём мысль в голове после этого посещения была только одна: как хорошо, что на свете есть такие интересные, увлечённые и талантливые люди. Насколько они делают нашу жизнь интереснее и богаче во всех отношениях.
P.S.
Кстати, она ещё и пишет стихи. Например, она написала балладу о леди Шалотт, причём вполне в средневековом духе!
- Автор:
- Вячеслав Шпаковский
Свежие комментарии