На Федеральном портале проектов нормативных правовых актов РФ появился весьма любопытный документ с очень длинным названием. Речь о проекте постановления "О проведении в 2020-2022 годах эксперимента по внедрению целевой модели цифровой образовательной среды в сфере общего образования, среднего профессионального образования и соответствующего дополнительного профессионального образования, профессионального обучения, дополнительного образования детей и взрослых".
Александр Чаусов
За то, чтобы проект ушёл или не ушёл на рассмотрение в Государственную думу РФ, на этом же портале предлагается проголосовать всем желающим.
Эксперименты на людях
Если коротко, то это проект о проведении эксперимента по переводу всей образовательной системы РФ на цифровой, дистанционный формат – от школы до вузов, включая колледжи и техникумы. При этом в единой цифровой среде, в одном общем всероссийском сервисе – так называемой ГИС "Моя школа".
https://vk.com/video-75679763_456257288
Что касается дистанционного и цифрового обучения, то пока в проекте постановления речь идёт лишь об эксперименте. Причём на уровне отдельных регионов. Однако перечень регионов, на которых будут экспериментировать, тоже пока не представлен.
Что характерно, в тексте проекта нет ни слова про коронавирус, пандемию, самоизоляцию и прочие санитарные нормы. То есть это обстоятельство косвенно подтверждает тот факт, что дистанционка – это проект, который зрел уже давно, совершенно безотносительно к разного рода карантинам. А истерика по поводу коронавируса и необходимости соблюдения санитарных норм только ускорила процесс.
Выдержки из Целевой образовательной программы звучат весьма показательно. К примеру, в качестве целей здесь значится
обеспечение равных условий качественного образования детей вне зависимости от места их нахождения посредством предоставления обучающимся и педагогическим работникам доступа к платформе ЦОС.
То есть речь идёт именно о дистанционном обучении.
А вот, например, одна из задач программы:
Развитие технологий и решений, направленных на повышение эффективности функционирования системы образования, включая деятельность образовательных организаций за счёт унификации и автоматизации процессов.
Что значит унификация в данном случае? Ну, например, резкое сокращение преподавательского состава за счёт цифровых технологий. Потому что преподаватель через Сеть может запросто "начитывать" и сотне учеников, и двум свои лекции.
Да и в целом, унификация – это всегда снижение планки качества. Потому что скорость автомобильной колонны определяется самой медленной её машиной.
Или вот ещё интересные задачи программы:
Поддержка системы организации непрерывного образовательного процесса обучающихся с применением платформы ЦОС, контента и образовательных сервисов; развитие системы организации обучения с использованием дистанционных образовательных технологий и электронного обучения; организация коммуникационной среды, в том числе с использованием сервисов мгновенного обмена сообщениями и социальных сетей.
То есть речь снова идёт о всестороннем и тотальном переводе образования на цифровые и дистанционные рельсы.
Косвенным доказательством тому служит и история государственной информационной системы (ГИС) "Моя школа", которую авторы проекта и предлагают сделать единой для всей России образовательной средой.
Новости о её создании появились в августе этого года. И чиновниками Министерства просвещения РФ она презентовалась как "система, которая включает огромный объём информации от всех российских школ, объединит сразу несколько сервисов и баз данных. Это создаёт все условия для того, чтобы дети и родители смогли без лишних проволочек и очень оперативно получать необходимую информацию и решать вопросы своего взаимодействия с учителем, со школой и всей системой образования с минимальными потерями времени и сил. Это и приём в детские сады и школы, информация о текущей успеваемости, а также о промежуточной и итоговой аттестации, запись в кружки и секции и многое другое".
То есть изначально "Моя школа" позиционировалась как этакая "образовательная big data" вроде портала "Госуслуги". Что в общем-то удобно. Тут тебе и спокойная регистрация в школы и садики, и электронные дневники, и много ещё чего интересного и полезного, что можно узнать и получить, буквально не отходя от компьютера.
Смущало только то, что это был единый реестр. Поскольку сейчас во многих регионах есть свои, местные аналоги, которые более или менее постоянно работают уже несколько лет. А объединение всех этих баз в единую цифровую среду – это всегда повышение рисков. Потому что единую среду проще взломать и "уронить". И последствия такого "локдауна" могут быть крайне критичными уже для миллионов граждан РФ.
От вспомогательного до обязательного – один шаг
Впрочем, "Мою школу" предлагали именно как вспомогательный сервис, который лишь поможет людям в традиционном, "аналоговом" обучении. И поэтому появление этой системы было встречено спокойно, а некоторыми даже вовсе не замечено. Профильные специалисты восприняли её в целом благожелательно.
Тем более что в августе, хотя мутные слухи про вторую волну коронавируса и грядущий тотальный "локдаун" и ходили, но, во-первых, они опровергались, а во-вторых, все были уверены, что если что-то такое и случится, то будет иметь кратковременный характер.
В общем, людям было совсем не до тонкостей внедряемых цифровых технологий. К тому же польза от них выглядела не просто убедительной, а неоспоримой. Но теперь всё несколько изменилось. В проекте постановления, по поводу которого предлагается голосовать, речь идёт уже о создании полноценной цифровой среды, через которую будут ещё и учить.
https://vk.com/video-75679763_456257602
Для рядовых пользователей, которыми и станут те самые "взрослые и дети", разницы, в общем-то, никакой – через "Зум" и "Дискорд" их учат или через ГИС "Моя школа". Но важен сам факт того, что модель дистанционного образования может стать постоянной. То есть есть пандемия или нет, учиться люди будут не в аудиториях, а на дому. Если речь идёт о массовом образовании. Потому что довольно быстро появятся при таких раскладах и элитные учебные заведения с традиционным к образованию подходом – с дисциплиной и личным присутствием преподавателя. С адекватным психологическим восприятием учебного процесса обучаемыми. За отдельную плату, естественно. А остальные – будьте любезны в "Мою школу". Не будем сейчас говорить о формировании через такие разные формы "обучения" новой "элиты" или сословной касты в России, при которой выпускники "Моей школы" станут изначально неконкурентоспособными и превратятся исключительно в обслугу. Это тема для отдельного разговора.
Если этот проект будет реализован в том виде, в котором он предлагается сейчас, то станет константой в нынешней системе образования России. Пока это пресловутые региональные системы, сайты вузов и школ, "Зум" и прочие "болталки" – это всё носит временный и ситуативный характер. Но вот с появлением государственной информационной среды обо всякой "временности" придётся забыть. Всё. Баста, карапузики!
И да, пусть никого не смущает слово "эксперимент". У нас в России все эксперименты в сфере образования, как ни странно, признаются "удачными". Достаточно вспомнить, что и ЕГЭ тоже сначала в ряде регионов страны запускался в качестве эксперимента. Ну и всё, собственно. Эксперимент прошёл успешно, несмотря на вал жалоб от всех категорий участников этого эксперимента.
В случае с ГИС "Моя школа" и данным проектом все довольно просто, достаточно задать себе вопрос: хотим ли мы, родители, педагоги, обучающиеся, учиться и учить всегда так, как это происходило весной этого года? Ответ, думается, очевиден. А потому, наверное, нужно проголосовать.
Свежие комментарии