На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

БАЗА 211- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ

74 289 подписчиков

Свежие комментарии

  • Z Muliphein
    У меня муж плохо ходит и почти ничего не видит. Инвалид. Но 80 кг веса. Я вешу 58 кг. Я не представляю, какой рюкзак ...ЕСЛИ ПОПАЛ ПОД ОБ...
  • Владимир Петров
    Человек  - легенда,даже не верится ,что один человек совершил столько подвигов и на военном поприще и на гражданском...Ученый, трижды не...

Теория и практика пропаганды


Польский агитбумеранг

В настоящее время в различных статьях и комментариях к ним очень часто употребляются такие термины, как «пропаганда» и «пропагандист». Причем почти всегда данные слова применяются с целью унизить и оскорбить оппонента, либо кого-то, кто обсуждается в данной статье.

Практически все мы слышали такие словосочетания, как «путинский (соросовский) пропагандист», «госдеповская (либеральная, коммунистическая, кремлевская) пропаганда» и ряд других. Я думаю, что люди, которые пользуются вышеуказанными словами, слишком упрощенно понимают их. Наверное, они считают, что «пропаганда» - это когда провластный журналист (или просто гражданин) преувеличивает заслуги власти и преуменьшает её же недостатки. Отчасти так оно и есть, но у меня есть риторический и достаточно приземлённый вопрос ко всем читателям: а многие ли из вас всегда говорят правду, только правду и ничего кроме? Неужели супруги говорят друг другу одну только правду, ничего не преувеличивают и ничего не преуменьшают? А дети своим родителям и отцы отпрыскам тоже ежедневно режут лишь правду-матку в лицо?

А надо ли всегда говорить только одну правду? Попробуйте задать этот вопрос самому себе и ответить на него. Не уверен, что у вас получится дать внятный и, тем более, честный ответ.

Интересно было бы посмотреть на человека, который, находясь среди викингов, слушающих саги скальда о подвигах своих предков, навсегда ушедших в Вальхаллу, заявил бы, что «всё это пропаганда, и предки викингов были не совсем героические, и победы их добыты не умением, а тем, что врага завалили своими трупами». Я так думаю, что судьба такого «правдоруба» была бы незавидной, а жизнь очень короткой.

Давайте в современных реалиях в качестве яркого примера того, как по-разному может восприниматься пропаганда в очень схожих ситуациях, сравним события, происходившие в Белоруссии (Belarus) после президентских выборов, с недавними митингами в Польше (Poland, Polska). Организаторы женских митингов (кстати, наиболее массовых в истории современной Польши) сами заявляют о том, что во многом заимствовали технологии, применяемые во время белорусских протестов. Например, неформальные лидеры забастовки женщин, потрясшей страну, объявили о создании своего консультативного совета (по аналогии с координационным советом белорусской оппозиции). Лидер польских протестов Марта Лемпарт (Marta Lempart) прямо заявляет, что взяла за основу модель минских событий:

«Мы смотрим на Белоруссию и видим, насколько важна координация акций».

Таким образом, воспевание белорусских событий в польской прессе при активном участии официальной Варшавы привело к тому, что их стали копировать сами поляки. На протяжении двух месяцев после белорусских выборов польские руководители всех уровней с пафосом произносили речи о необходимости всемерно поддержать «мирные протесты» в соседней стране, «защитить женщин Белоруссии, героически сражающихся за свободу», помочь им морально и финансово. Когда же в самой Польше начали реализовывать «белорусский сценарий», те же самые национальные лидеры стали гневно осуждать своих «мирных протестующих», одобряя применение против них полицейского насилия и грозя суровыми тюремными сроками.

В течение нескольких недель польские власти требовали осудить «режим Лукашенко» за гонения на белорусских оппозиционеров. А теперь заместитель министра юстиции Михал Вось (Michał Woś) призывает прокуратуру начать жесткие репрессии против своих же манифестантов, грозно заявив в интервью:

«Все прокуроры Польши должны относиться к организаторам незаконных собраний как к преступникам. Им будет грозить до восьми лет лишения свободы из-за угрозы жизни и здоровью».

«Вот такая-вот загогулина», - как выражался один небезызвестный и крайне отрицательный персонаж. Политика двойных стандартов в вопросах пропаганды у польских политиканов налицо.

Показуха не элемент


Однако вернемся непосредственно к теории обсуждаемого вопроса. Очень часто в «показухе», как элементе пропаганды, обвиняют местные власти, когда они наводят порядок к приезду кого-либо из вышестоящего руководства. По этому поводу можно задать очередной риторический вопрос читателям статьи, основанный на простой жизненной ситуации: «А разве вы лично не наводите дома порядок, когда ждете гостей?»

Есть в нашем обществе немногочисленная, но очень активная категория людей, которые всегда и во всем призывают нас говорить друг другу правду, какой бы она ни была. А если ты что-то преувеличиваешь или преуменьшаешь, то значит – ты пропагандист. То есть, по мнению этих «святых людей», почти каждый из нас является махровым пропагандистом хотя бы потому, что свои личные недостатки большинство людей скрывает, а достоинства, даже минимальные, выпячивает.

Можно приводить ещё много различных бытовых примеров, когда полностью всей правды не говорят друг другу даже самые близкие люди, но это всё просто эмоциональные рассуждения на тему «пропаганды». Предлагаю перейти к истории вопроса и к некоторым общепринятым научным определениям и фактам.

Истоки пропагандизма


Термин «пропаганда» происходит от латинского слова prŏpāgare – распространять, расширять. Первоначально оно применялось для описания расселения растений на новые территории. В XVII веке это слово приобрело другое значение и стало употребляться для обозначения распространения христианской веры. Папа Римский Григорий XV создал в 1622 году Конгрегацию пропаганды веры. Эта организация занималась координацией деятельности католических миссий на разных континентах и подготовкой миссионеров. Под таким названием данная организация просуществовала до 1988 года. Конечно, искусство распространения и внушения идей существовало задолго до создания Конгрегации пропаганды веры, и вероятнее всего, истоки происхождения такого явления, как пропаганда, стоит искать в истории первых человеческих цивилизаций.

В древнейших государствах Греции и Рима существовала развитая политическая культура, в которой использовались методы, которые можно назвать агитацией и пропагандой. Однако в современном узнаваемом виде пропаганда начала формироваться лишь в Новое время, чему способствовало развитие технологий, а также светской и политической жизни.

Рационалистическое мировоззрение и идеи философов-просветителей XVIII-XVIII веков сформировали запрос на появление новых методов убеждения других людей в правильности одних взглядов и ложности других. Развитие в этот период печатного дела создало технические предпосылки для распространения идей с помощью пропаганды. Появляются периодические печатные издания, а также новые жанры политических памфлетов и карикатур.

Со времен Великой французской революции пропагандистские приемы начинают широко применяться в политической борьбе, как со стороны государственной власти, так и со стороны оппозиции. В эпоху войн и революций появляются новые методы агитации и пропаганды: устные (распространение слухов и новостей) и письменные (газеты, прокламации, плакаты и листовки). Изобразительное искусство также внесло свой вклад в формирование необходимых пропагандистам образов и представлений.

Нового масштаба пропагандистское воздействие достигло в годы Первой мировой войны. Правительствам воюющих держав нужны были миллионы новобранцев, чтобы сражаться в этой войне, а также общая поддержка населения. Научно-техническая революция привела к тому времени к появлению телефона, телеграфа, радио, синематографа и многотиражной прессы. Но главной предпосылкой для успеха мобилизации населения стало распространение начального и среднего государственного образования, сформировавшего менталитет националистически настроенных законопослушных граждан.

Правительственные и политические организации для создания патриотических настроений помимо устных и письменных призывов широко использовали плакаты с узнаваемыми изображениями и эмоционально заряженными призывами.

Наиболее узнаваемым стал американский пропагандистский плакат с изображением Дяди Сэма, указывающего на зрителя, со словами «Я хочу, чтобы ты служил в армии США». Аналогичные плакаты с призывом записываться в армию добровольцем существовали как у красных («Ты записался добровольцем?»), так и у белых («Отчего вы не в армии?») во время гражданской войны в России.

Теория и практика пропаганды

Мировая война, закончившаяся крахом четырех империй, Октябрьская революция и гражданская война в России, формирование новых государств, массовых партий и движений – все эти явления, изменившие до неузнаваемости мир, заставили по-новому взглянуть на вопросы пропагандистского воздействия.

Во время Второй мировой войны Адольф Гитлер (Adolf Hitler) и Йозеф Геббельс (Paul Joseph Goebbels) показали себя настоящими мастерами пропаганды.

Вся нацистская пропаганда была построена на лживых тезисах, повторяющихся много тысяч раз. Основные тезисы:
– расовое превосходство немцев (данный тезис является абсолютной ложью, но ложью, в которую немцы верили);
- наличие угрозы (от евреев и от коммунистов).

Все это подкреплялось пропагандистскими брошюрами, где публиковали фотографии исключительно красивых немецких мужчин и женщин, символизирующих здоровье и силу. А когда говорили о заговоре евреев, приводили фамилии банкиров.

Мощнейший пропагандистский эффект имело радио (выступления вождей рейха).

После Второй мировой войны пропаганда превратилась в мощное идеологическое орудие.

В наше время это понятие включает влияние и достижение намеченной цели с помощью воздействия на сознание индивидов, групп людей или общество в целом. Такие приемы заставляют людей делать то, чего от них хотят. При этом индивид ведет себя так, как будто это решение он принял сам.

Теперь проблематикой пропаганды заинтересовались не только политики, но и ученые. Социологам и психологам (и просто здравомыслящим людям) стало ясно главное: в руках злонамеренных политиков пропаганда превращается в орудие манипуляций, преувеличений и откровенной лжи.

Идейная трость государства


Слово «пропаганда» вызывает у незнакомых с теорией управления государством людей различные чувства, в основном, негативные.
Вместе с тем, пропаганда - это естественно существующая часть устройства государства, следовательно, в этом нет ничего из ряда вон выходящего.

Считать, что любая пропаганда является признаком исключительно слабого и тоталитарного государства, как минимум, не достаточно целесообразно. В тех странах, которые считаются демократическими, государственная пропаганда развита, может быть, не менее сильно, чем в тех, которые считаются тоталитарными, только она более завуалирована и кажется не такой явной, как например, в Северной Корее (North Korea). Пропаганда воспитывает людей и, следовательно, пропаганда неоднозначна. Это как родитель: если тебя воспитывал, например, сильно пьющий асоциальный маргинал, то и шансов стать уважаемым членом общества гораздо меньше, чем если бы тебя воспитывал гармонично развитый добрый человек.

Изначально пропаганда не имеет четкой злой или доброй направленности, это способ, позволяющий донести какую-либо идею до как можно большего количества людей, используя при этом самые простые и эффективные методы. Её направленность уже зависит от целей самого пропагандиста. К примеру, кто-то может использовать этот инструмент для популяризации идеи здорового образа жизни, а кто-то - для внушения идеологии превосходства одной расы над другими.

Эффективность пропаганды заключается в том, что она оперирует предельно простыми и понятными человеку вещами. Взывает к базовым понятиям человеческой морали, таким как: хорошо или плохо, свой или чужой, восстановление справедливости и страх чего-либо.
Говоря проще, пропаганда – это распространение какой-либо информации с целью формирования устойчивого мнения о чем-либо в обществе или в его определенной части. Люди, которые занимаются пропагандой, называются пропагандистами.

Каждое полноценное государство с развитым функционированием органов власти планирует свой курс на далекое будущее. Одним из главных рычагов управления массами является пропаганда. Цель пропаганды состоит в том, чтобы различными способами показать людям, в чем нуждается государство или передать им определенную идею, которая этим же государством поддерживается.

Для полного понимания темы пропаганды, следует выделить два типа пропаганды.

Первый из них - прямая пропаганда. Она используется для того, чтобы просто ввести в общественные массы какое-либо мнение как завершенный факт.

Второй из них - косвенная пропаганда. Она излагает действительные факты и собственное мнение. В большинстве случаев, прямая пропаганда (на удивление многих) оказывается более эффективно работающей. Однако часто она полностью избавляет от необходимости думать.



Держи вора


Рассматривая и анализируя методы, способы пропаганды, можно обратиться к «Энциклопедии методов пропаганды» Виктора Сороченко, в которой популярно описываются наиболее распространённые приёмы. Вот только небольшая часть из них:

«Анонимный авторитет». Повсеместно известная фраза «Британские учёные выяснили…» как нельзя лучше характеризует данный метод. Фраза давно приобрела шутливый оттенок и редко когда воспринимается всерьёз, но такие клише как «по мнению учёных; исследователи выяснили; и пр.» всё ещё вызывают у аудитории доверие, хотя «сообщаемая таким образом информация в большинстве случаев является ложью».

«Ссылки на несуществующий авторитет придают ей солидность и вес в глазах обывателей. При этом источник не идентифицирован и никакой ответственности за ложное сообщение журналисты не несут».

«Будничный рассказ».

«Такой прием позволяет СМИ сохранить иллюзию объективного освещения событий, но в то же время девальвирует значимость произошедшего, создает у массовой аудитории представление о данном событии как о чем-то малозначительном, не стоящим особого внимания и, тем более, общественной оценки».

То есть серьезные и страшные происшествия сообщаются журналистами достаточно спокойно и буднично:

«Если нужно приучить людей к насилию, крови, убийствам, злодеяниям всякого рода, то благообразный телеведущий со спокойным лицом и ровным голосом, как бы походя, сообщает Вам ежедневно о самых тяжких злодеяниях».

«Держи вора». Цель приема - смешаться с Вашими преследователями. Ярким примером является опыт ЦРУ (Central Intelligence Agency, CIA) периода У. Колби (William Egan Colby) (1970-е годы). Когда эту организацию стали уличать в терроризме, убийствах, взрывах, свержении правительств, наркобизнесе, агентурных провалах, то ЦРУ во главе с Колби побежали впереди разоблачителей и стали так рьяно себя разоблачать, что сами разоблачители их еле успокоили. Так У. Колби сохранил ЦРУ. Этот же прием используется и для дискредитации, когда виновные, чувствуя провал, первыми поднимают крик и направляют гнев народа в другую сторону. Этим приемом часто пользуются «правозащитники» и «борцы с мафией», задачей которых является дезорганизация общественности.

«Очевидцы события». Может быть призван для помощи в создании эмоционального резонанса, то есть, воздействуя на чувства.

«Классическим стал пример времен войны в Персидском заливе (Persian Gulf). В октябре 1990 года мировые СМИ облетел рассказ пятнадцатилетней девочки о том, что она видела, как иракские солдаты вытащили пятнадцать младенцев из роддома и положили их на холодный пол умирать. Имя девочки демонстративно скрывалось из соображений безопасности ее семьи. Президент США Джордж Буш (George H. W. Bush) использовал рассказ о мертвых младенцах десять раз в течение сорока дней перед началом вторжения в Ирак (Republic of Iraq). Сенатское обсуждение по одобрению военной акции так же неоднократно возвращалось к этому факту. Позже выяснилось, что этой девочкой оказалась дочь посла Кувейта в США, члена кувейтской правящей семьи. Еще позже стало известно, что большинство остальных «свидетелей» были подготовлены и выставлены известной фирмой «Hill & Knowlton». Но это уже никого не волновало».

«Смещение акцентов». Считаю необходимым процитировать лишь единственный отрывок:

«Хорошо вооруженные кулаками палестинцы напали на мирно сидящих в танках израильских солдат. Солдаты получили тяжелые моральные травмы. Палестинцы отделались легкими смертями».

И это только малая часть «Энциклопедии методов пропаганды». Я думаю, что всю её здесь перепечатывать не стоит. А кто захочет, может прочитать эту книгу самостоятельно.

Кроме вышесказанного к основным формам воздействия пропаганды можно также отнести следующие:

«Развешивание ярлыков». Это метод, при котором к человеку или какой-либо группе приклеивают какой-то негативный, но всем понятный ярлык: нацист, фашист, либерал и т.д. Что в свою очередь заставляет людей осуждающе или негативно относится к носителям такого ярлыка, таким способом преуменьшается сама человечность и значимость этих людей.

«Употребление слов добродетели». Это слова, которые намеренно добавляют к каким-либо понятиям, чтобы отвлечь внимание от фактов. К примеру: «известные ученые», «по мнению «экспертов», «научный», «устойчивое мнение». Данные вставки призывают человека поверить в какое-либо утверждение, так как оно базируется на выводах «авторитетных» ученых или устойчивой парадигме.

«Отзывы знаменитостей». Это метод пропаганды, когда идею проталкивают популярные и известные личности, имеющие большую целевую аудиторию. Суть заключается в том, что поклонники должны воспринимать всю информацию от кумира, не сомневаясь в ее подлинности и правильности (ну, не может же мой кумир нести какую-то чушь).

«Обожествление». Это придание идее или личности сакрального смысла, создание образа священности или божественности. К примеру: «Это наша, Богом данная земля, и мы должны…», «Богом данное право на…».

«Принадлежность к большинству». Это способ, когда идея преподносится как общее мнение масс. К примеру: «По общему мнению», «Согласно большинству опрошенных…», «По мнению народа…». Данные изречения призывают человека не выбиваться из стаи, не быть особенным и довериться мнению большинства.

Повторение – мать агитации


Средства, используемые для пропаганды стандартны:
- интернет (YouTube, социальные сети, телеграмм-каналы, Дзен и другие средства интернет-коммуникации);
- телевидение;
- радио;
- газеты и журналы;
- лекции;
- наглядная агитация.

Пропаганда, в первую очередь, - это процесс, в котором задействованы:
- субъект — группа общества, которая стремится навязать свою точку зрения другой социальной группе;
- объект – целевая аудитория, на которую направлены агитационные действия.

Главное отличие пропаганды от обычного распространения информации – наличие цели, в пользу которой ведется пропагандистская деятельность (то есть наличие преднамеренности), плюс систематическое повторение.

Простой схематичный пример: Петров в своем выступлении на публике заявил, что Иванов – не очень умный человек. Одноразовое упоминание этого факта – это просто информация к сведению.

Но если Петров будет утверждать это на каждом перекрестке, привлечет телевидение, разбрасывание листовок и т.д., добиваясь, чтобы в его утверждения поверила определенная аудитория, то его деятельность будет классифицироваться как пропаганда.

Манипулятивный негатив


Пропаганда может быть двух видов:
- позитивная: она несет в массы общепринятые ценности (например, пропаганда здорового образа жизни);
- негативная: манипулирует эмоциями и разумом людей для создания определенного, чаще всего отрицательного настроя в различных слоях общества.

Как правило, основная сфера, где активно применяется пропаганда, – это политика.

Ведь именно политика нуждается в средствах манипулирования людьми. Политическая пропаганда может быть и позитивной, и негативной. Процентный состав этой смеси зависит от целей, которые преследует та или иная партия, тот или иной политик.

Позитивная пропаганда используется для информирования и воспитания общества.

Негативная пропаганда призвана обострить имеющиеся в социуме противоречия по расовому, национальному, социальному признаку. Это ведет к расколу общества. Таким обществом легче манипулировать. Этого и добиваются пропагандисты, представляющие чьи-либо интересы.

Как уже говорилось ранее, пропагандисты – это люди, занимающиеся пропагандой. Главная их цель – сформировать нужное общественное мнение у определенной группы населения. Чтобы люди доверяли пропагандисту, он должен владеть искусством манипулирования людьми и при этом быть им близким и понятным.

Пропаганда эффективна при соблюдении следующих условий:
- есть четко сформулированная цель (как я считаю, это самое главное условие, которое напрочь отсутствует в нашей стране в настоящее время);
- средства донесения пропагандируемых интересов максимально доступны для целевой аудитории (например, для молодежи оптимальным каналом доставки пропагандисткой информации является интернет; для лиц среднего и старшего возраста – телевидение);
- пропагандируемые тезисы легко понимаются целевой аудиторией и связаны с ее насущными проблемами, именно поэтому пропагандистские материалы готовятся специалистами, среди которых есть и психологи;
- навязываемую информацию трудно опровергнуть (как правило, она логична, подтверждена реальными примерами).

Вместо заключения


В развале СССР немалую роль сыграла пропаганда, достаточно тонко организованная странами коллективного Запада. Основные силы пропаганды при разрушении Советского Союза были брошены на отрицание и демонизацию всего советского. В дальнейшем это не могло коснуться и современной России. Накал антисоветской пропаганды в настоящее время несколько снизился, но до сих пор есть везде: в фильмах, книгах, на телевидении, в учебниках истории и т.п. И эта пропаганда работает. Чтобы убедиться в этом, достаточно просто поговорить с нынешними людьми.

В сегодняшних реалиях для западных стран основой для государственной пропаганды, в основном, является русофобия, как продолжение антисоветской пропаганды.

Тем не менее, пропаганда это несколько большее, чем предпочтения или заблуждения определенных властных лидеров. Это глобальное явление, которое окружает каждого человека в течение всей его жизни.

Пропаганда – это неизбежность при любом строе и при любой власти, вопрос только в её направленности. Поэтому не стоит безоговорочно доверять всему, что говорят вам СМИ, пропагандисты, причём, как от власти, так и от оппозиции.

Если мы сами откажемся от положительной и созидающей пропаганды внутри своего общества, то пропаганду, разрушающую нашу страну, нам навяжут извне – как говорится: «свято место пусто не бывает». И, к сожалению, частично её нам уже навязали: это видно невооруженным взглядом.

Ваше собственное мнение (желательно основанное на фактах, а не на домыслах и эмоциях) может совпадать или не совпадать с общепринятым мнением. Ничего страшного, зато оно Ваше личное.
Автор:
Лесников Дмитрий
Использованы фотографии:
Яндекс.Картинки›картинки плакаты
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх