На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

БАЗА 211- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ

74 366 подписчиков

Свежие комментарии

  • Раиса Мелькумова
    Шахназаров прав, Савелева- бездарность, а Спфронов сериальный, смазливый актеришко, неужели у нас нет други актеров ?...Шахназаров: «На П...
  • viach Россия
    Открытое голосование в думе и, потом, расстрел голосовавших против!Узбекистан «наеха...
  • Иосиф Калинин
    Да, при чем тут Затулин.... Вся эта промигрантская братия появилась и набрала силу не сама по себе.  Политика заигрыв...Мигрантам Россия ...

Император Николай II как военный деятель России в период Первой мировой войны. Часть 1



1. Николай II в форме лейб-гвардии Преображенского полка. 02. 04. 1898 г.

С династией Романовых связано немало славных страниц отечественной военной истории. Значительный вклад в величие и военную мощь России внесли ее представители. Личность последнего российского императора - безусловно, противоречивая, вызывающая глубокие размышления.

Это касается и социально-политической и экономической политики последнего императора, и участия возглавляемого им государства в последней для него войне. Интерес вызывают и личностные качества, и поступки монарха в ответственные исторические периоды.

Например, на наш взгляд, не может быть оправдано никакими причинами отречение Государя – тем более в военное время и с перспективой скатывания Отечества к кровавому революционному хаосу. Российский Император отрекаться не может!

Мы хотели поразмыслить о том, можно ли отнести последнего Государя к видным военным деятелям России начала XX века, и каковы должны быть критерии для соответствующей оценки?
Исторически российские императоры были теснейшим образом связаны с вооруженными силами. Связь была духовная, административно-управленческая, военно-строевая.
Николай II с момента принятия воинской присяги (1884 год) познал должности взводного, ротного и эскадронного, батальонного командира. Великий князь Александр Михайлович вспоминал, что к военным обязанностям Николай относился добросовестно и серьезно [Великий князь Александр Михайлович. Книга воспоминаний. М., 1991. С. 81]. Чин полковника сохранил на всю жизнь, т. к. считал недопустимым повышать собственное звание, тем более, что полковничьи погоны Николай II получил из рук отца - Императора Александра III. Уже в первый период царствования, наряду с традиционными военно-политическими функциями монарха, Государь стал проявлять качества реформатора. Так, как известно, не все офицеры, успешно окончившие оба курса Академии Генерального Штаба, переводились на Дополнительный курс с причислением к Генеральному штабу – эта система в силу присутствия элемента случайности в процедуре отбора лучших кандидатов вызывала справедливые нарекания. Именно инициатива молодого Государя стала причиной пересмотра аттестационных правил – впоследствии все офицеры, успешно закончившие Академию, причислялись к Генеральному штабу. А. С. Лукомский, в эти годы офицер-слушатель Академии, вспоминал как Император сказал военному министру генералу от инфантерии П. С. Ванновскому, что при отборе офицеров Генштаба присутствуют серьезные недостатки, и потребовал от министра изучить проблему и доложить предложения по совершенствованию академической системы [Лукомский А. С. Очерки из моей жизни. Воспоминания. М., 2012. С. 81-82].

Много сделал Государь и в период военной реформы 1907 - 1914 гг.
Нас интересовала деятельность Николая II как военного руководителя России в годы Первой мировой войны - самой тяжелой войны, которую когда-либо вела Российская империя. Много написано о возложении Государем на себя обязанностей Верховного главнокомандующего, о достоинствах и недостатках этого решения Императора, о принимаемых на этом посту решениях.
Мы же попытались сформулировать те качества, которыми должен обладать военный руководитель, а в дальнейшее ответить на вопрос – присутствовали ли они у последнего монарха России и, если да, то в какой мере, и как сказались на ходе мировой войны.
На наш взгляд, качества военного руководителя целесообразнее рассмотреть, отталкиваясь от реализуемых им функций.
Необходимо отметить, что существуют 2 периода в деятельности Николая II во время войны – до 23. 08. 1915 г., когда он выступал как общий (верховный) руководитель вооруженных сил империи, и в период 23. 08. 1915 – 02. 03. 1917 гг. – когда он действовал и как Верховный Главнокомандующий Действующей армии. Объем функций, их наполнение и соотношение в обеих ситуациях несколько менялись и перераспределялись.
Перед тем как рассмотреть эти функции, необходимо ответить на вопрос – знал ли Император вооруженные силы и основы военной службы – т. е. обладал ли первичной системой знаний, умений и навыков, необходимых как офицеру в целом, так и военному руководителю?
Император знал основы военной службы, любил русскую армию и русского солдата. Государь считал себя первым военнослужащим российской армии. Генерал от инфантерии А. Ф. Редигер (военный министр в 1905-1909 гг.) отмечал, что Николай II прекрасно знал многих лиц, служивших в Гвардии и армии, помнил боевые подвиги воинских частей и отдельных лиц, знал номера и названия всех полков, состав всех дивизий и корпусов, пункты дислокации частей и соединений. Во время бессонницы у Императора вошло в привычку по памяти перечислять полки по порядку их номеров – причем, как правило, он засыпал, дойдя до резервных частей. Для того чтобы знать полковую жизнь, ежедневно читал все приказы по лейб-гвардии Преображенскому полку [Редигер А. Ф. История моей жизни. Воспоминания военного министра. М., 1999. С. 547-548].
Особое впечатление на сталкивающихся с Государем представителей генералитета производило доскональное знание им структуры и дислокации армейских частей и соединений. В военное время Император знал состояние фронта, на каком участке находится та или иная часть и ее боевые особенности.
Генерал-квартирмейстер Ставки А. С. Лукомский в диалоге с А. И. Деникиным отмечал, что Государь наизусть знал фронт – причем так, как не знали начальники штаба, точно знал где и какие корпуса занимают боевые позиции, а какие и где находятся в резерве, по фамилиям знал почти всех старших командиров, прекрасно помнил детали боев и операций и очень (выделено А. С. Лукомским) интересовался всем планами будущих операций. Но, как отмечал А. С. Лукомский, Император предоставил полную возможность раскрыть свой потенциал начальнику Штаба Ставки – и, из-за скромности не рискуя давать генералитету прямые указания, на военных советах производил впечатление «безучастного Верховного Главнокомандующего» [Деникин А. И. Старая армия. Офицеры. М., 2005. С. 43-44].


2. Государь Император Николай II.

1) Военно-представительская функция – одна из важнейших функций русских государей. Реализуя ее, Император, прежде всего, занимался посещением воинских частей и соединений.
В ходе краткой кампании 1914 года он осуществил 5 посещений Действующей армии (4 были посвящены австро-германскому фронту и 1 турецкому).

20 - 26 сентября Император посетил Ставку (награждал отличившихся представителей генералитета), крепость Осовец (благодарил геройский гарнизон за мужество и отвагу), города Ровно, Брест, Белосток и Вильно (посетил военно-лечебные учреждения).


3. Император в Ставке Верховного главнокомандующего 22. 09. 1914 г.


4. Беседа с Н. В. Рузским и Н. Н. Янушкевичем. Ставка, 22. 09. 1914 г.

Второе посещение Действующей армии состоялось 23 октября – 1 ноября. Император посетил Ставку, города Холм, Седлец, Ровно, Ивангород. Во время посещения Ивангородской крепости особое внимание он обратил на систему полевой связи между фортами, опорными пунктами и артиллерийскими батареями, посетив центральную артиллерийскую станцию – «мозг крепости». Комендант генерал-майор А. В. фон Шварц сделал доклад об обороне крепости. Был осуществлен и обзор ее передовых опорных пунктов.
Третий визит Государя, проходивший 19 - 20 ноября, был посвящен изучению района боевых действий и посещению раненых воинов. Начальник императорской охраны генерал-майор А. И. Спиридович вспоминал, что входя в госпитальную палату, Николай II вполголоса здоровался с ее обитателями, а затем начинал обходить раненых, останавливаясь у кроватей и разговаривая с каждым солдатом или офицером. Здесь же иногда вручались и боевые награды [Спиридович А. И. Великая Война и Февральская Революция (1914-1917 г.г.). Т. 1. Нью-Йорк, 1960. С. 33-34].
Показательно, что Император никогда не упускал случая навестить раненых. Так, в октябре 1914 г. в Ивангороде, узнав, что на станцию пришел поезд с ранеными, он сразу к нему поехал – общался с военнослужащими и вручал награды. В Сарыкамыше 1 декабря 1914 г. Император, пока не навестил новых раненых, прибывших в госпиталь, не садился ужинать, хотя в течение дня ничего не ел.


4. А. Император общается с ранеными.


4. Б. Государь посещает раненых. Ровно, 26. 01. 1915 г.
1 – 2 декабря 1914 г., во время визита в Кавказскую армию, Император награждал отличившихся военнослужащих, провел встречу с командным составом. Посетив раненых, Николай II объехал форты и выслушал подробный доклад коменданта крепости Карс. Когда вечером 1 декабря Император приехал в Сарыкамыш, на вокзале его встречал почетный караул 80-го пехотного Кабардинского полка, шефом которого он являлся. Знаменщик, кавалер трех степеней Георгиевского креста подпрапорщик Яковенко, в бою дважды контуженный и после выбытия в бою офицеров командовавший ротой, был награжден Георгиевским крестом 1-й степени из рук Императора [Там же. 61-62]. Завершился визит на Кавказский фронт поездкой на передовую – в Меджингерт.


5. Посещение Кавказского фронта – 01. 12. 1914 г. Император принимает доклад коменданта крепости Карс на одном из фортов крепости.


6. Обход помещений гарнизона Карса.


7. Император на пути из Сарыкамыша к передовым позициям частей Кавказской армии в с. Меджинкерт Русский. 01. 12. 1914 г.

Наконец, 13 – 19 декабря в Ставке Император принимал доклады о ходе боевых действий, награждал наиболее отличившихся воинов и благодарил боевые части за службу. Особое внимание уделил Варшавскому укрепленному району.

Обращает на себя внимание как частота посещения Государем Действующей армии так и объекты визитов – это важнейшие позиционные участки Русского фронта, сыгравшие ключевую роль в осенних операциях 1914 г. – крепости Ивангород и Осовец, а также такие центры связности фронта как Седлец, Варшава, Вильно и Ровно. В частности, последний пункт имел очень важное значение и вследствие того, что через него шли единственные возможные для движения артиллерии и обозов коммуникации на север - через Полесье.
Сарыкамыш, который Император посетил во время визита в Кавказскую армию, стал в скором времени центром одной из важнейших операций на Кавказском фронте. Разумеется, поездки не обходились без посещения центрального органа управления Действующей армии – Ставки Верховного Главнокомандующего.
23 – 30 января 1915 г. Император посетил не только Ставку и Действующую армию, но и Черноморский флот.




8.-11. В Севастополе.


11. А. Император награждает отличившихся казаков. Ставка, 25. 01. 1915 г.


11. Б. Император на корабле Черноморского флота, 29. 01. 1915 г.

Наиболее запомнившимся визитом была поездка в Галицию весной 1915 г. Обходя вопрос о целесообразности объезда только что завоеванной территории, отметим, что Государь в период 4 - 13 апреля посетил Львов, Перемышль, Самбор, Проскуров, Каменец-Подольск - побывав на местах боев, могилах павших героев, в госпиталях, награждая отличившихся солдат и офицеров.



12.-13. Император в Львове, апрель 1915 г.


14. Прохождение войск перед Государем. Львов, 09. 04. 1915 г.




15.-17. Государь на одном из фортов Перемышля, 11-12. 04. 1915 г.


18. Император с комендантом крепости Перемышль, апрель 1915 г.


18. А. Император и Великий князь Николай Николаевич в Перемышле, апрель 1915 г.

16 - 18 апреля Николай II вновь в Севастополе, где особое внимание уделил частям кавказских казачьих войск. Мероприятие имело большой общественно-политический и идеологический резонанс.


19. Император среди офицеров-пластунов.


19. А. Николай Второй в Ставке, апрель 1915 г.

5 мая Государь экстренно прибыл в Ставку, где провел 9 дней – в самый тяжелый период развития Горлицкого прорыва австро-германских войск. 11 июня Император вновь в Ставке, вникая во все сложности оперативно-стратегической обстановки.

С 23 августа 1915 г. (т. е. с момента принятия должности Верховного Главнокомандующего) военно-представительская функция Императора несколько видоизменилась. Учитывая, что он и так, в основном, постоянно находился в Ставке, она приобрела форму посещения войск фронтов. И после принятия должности Верховного главнокомандующего активность в данной сфере со стороны Государя не ослабела. Причем для посещения выбирались узловые точки фронта.
В ряде случаев Император посещал части Действующей армии вместе с наследником. Так, 2 октября 1915 г. Император и Цесаревич провели в Режице смотр частям только что пришедшего с передовой 21-го армейского корпуса. Государь, обычно скупой на эмоции, вспоминал как обошел корпус, затем пропустил войска церемониальным маршем и благодарил их за боевую службу [Дневники императора Николая Второго. М., 1991. С. 550]. Фактически весь октябрь 1915 года Цесаревич провел в Ставке, наблюдая за повседневным ритмом деятельности этого высшего органа управления Действующей армией.

20. Николай II награждает воинов Действующей армии, осень 1915 г.

11-13 октября состоялся визит Императора с сыном на Юго-Западный фронт. Николай II вручал боевые награды, посещал раненых, проводил смотры частей. Были награждены перед строем войск орденами Святого Георгия 3-й степени генерал от кавалерии В. В. Сахаров и генерал от инфантерии Д. Г. Щербачев. Были проведены смотр и беседы с солдатами и офицерами.
Строй войск, всматриваясь в лица солдат и офицеров, Император обходил медленно, иногда останавливаясь и общаясь с ними, поражая «знанием полков, частей, операций». После обхода строя Император, взяв за руку Наследника, вышел с ним на середину поля и произнес речь: поблагодарил войска за подвиги, призывал солдат и офицеров любить Родину и доблестно ей служить. Очевидец вспоминал, что после этих слов грянуло «ура». «Такого могучего, сердечного ура я никогда не слышал … и не услышу» [Спиридович А. И. Указ. соч. С. 243].


21. Император и Цесаревич на Юго-Западном фронте, октябрь 1915 г.


22. Николай II выслушивает доклад Д. Г. Щербачева, октябрь 1915 г.


23. Государь беседует Д. Г. Щербачевым после вручения ордена Св. Георгия 3-й степени.



24.,25. Император среди войск Д. Г. Щербачева.

Продолжение следует
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх