На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

БАЗА 211- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ

74 278 подписчиков

Свежие комментарии

  • Андрей Зарубкин
    52% земель Украины продали коллективному Западу. В США возмутились тем, что на принадлежащих им территориях устраиваю...КРОКОДИЛОВА СЛЕЗА...
  • Владимир Дегтярев
    Эти земли завоёваны  Петром I  и  уплачены деньги Шведам, земли вернуть в Русь, чухонцев вернуть шведам!!!!Андрей Элксниньш:...
  • Ливень
    Азербайджанцы для Азербайджании)))"Чиновники и депу...

Морские истории. Как узнать, как выглядит ад…

O bella e soleggiata Italia, bagnata dai venti di montagna e dalle onde del mare caldo… Да, вот так звучит Италия. Ярко, мило, тепло. Если серьезно, то у жителей этой страны, пожалуй, для счастья есть все: теплый климат, красивое море, горы, фрукты, музыка… Казалось бы, зачем вам воевать, итальянцы? Нет, найдется же такой очередной, кому поступь римских легионов спать не дает…
Морские истории. Как узнать, как выглядит ад…

Никого не смущает то, что Рима и римлян давно нет, а современные итальянцы – ну совсем не латиняне. Факт. Но хочется соответствовать. Вместо того, чтобы навалить себе тарелочку пасты, взять горсть маслин и непременно глиняную кружку с кьянти – и никакая война тебе не понадобится.

Однако случалось так, что происходило все совсем по другому сценарию.

Итак, наш рассказ относится к самому началу Второй Мировой войны. Когда выяснилось, что Италия к войне совершенно не готова. Да, многие страны были, мягко говоря, не готовы к войне, но вот Италия – это нечто особенное, как показала сама история участия страны в той войне.

В общем, если говорить языком Италии, «La donna è mobile, qual piuma al vento, muta d’accento — e di pensiero».

Но итальянцы собрались силою грозной и пошли воевать. Очень хотелось еще отгрызть от европейского пирога. Кусочек от Греции, Югославии, Болгарии… Хотя болгары сами могли кого угодно укусить неслабо.

У итальянцев был флот. Очень по тем временам неплохой, но… 4 линкора, 7 тяжелых крейсеров, 14 легких, 59 эсминцев, 69 миноносцев, 110 подводных лодок. И еще 4 линкора достраивались.


Но состояние умов флотского командования и экипажей было, скажем так, ниже среднего мирового уровня. Что и показали последующие события.

28 октября 1940 года Италия объявила Греции войну и начала вторжение. Но все пошло не так, как хотелось, потому что греки реально не хотели завоевываться и просто навешали итальянцам, выбив их со своей территории. И в Северной Африке дела шли ничуть не лучше. Там британцы в рамках контрнаступления очень серьезно потрепали итальянскую армию. Пришлось вмешаться немцам…

Немецкая армия начала подготовку к захвату Греции и стала оказывать помощь в Африке. Положение Италии понемногу выровнялось, но союзники потребовали от итальянцев реальных действий в Средиземноморье. И в первую очередь – кораблями, так как британский флот весьма прилично противодействовал в районе той же Мальты.

Чтобы показать свою состоятельность и верность союзническим идеалам, итальянский флот мог осуществлять атаки британских конвоев со слабым сопровождением, либо организовать собственный конвой на Додеканезские острова с усиленной охраной. Можно было бы атаковать Мальту. В общем, мощному и современному итальянскому флоту было где себя проявить.

Но первыми проявили себя британцы, отвесив итальянцам унизительную пощечину 12 ноября 1940 года в Таренто, где был потоплен один линкор и два сильно повреждены. И все это силами двух десятков этажерок с единственного британского авианосца.


В общем, итальянскому флоту нужна была победа, а итальянской пропаганде нужна была большая победа.

И итальянцы, как говорится, зашевелились. Вокруг Крита увеличилось число подводных лодок, крейсеры и эсминцы стали чаще выходить из баз. Немцы это оценили и обещали поддержку 10-го авиакорпуса, но одновременно сыграли злую шутку, сообщив о потоплении двух британских линкоров в районе Крита. Это была ложь.

Была спланирована совместная операция по перехвату британских конвоев. Итальянская сторона предоставляла корабли и истребительное прикрытие в районе Крита, а немецкая – участие всего 10 авиакорпуса на всем протяжении маршрута. Были даже проведены совместные учения между Люфтваффе и итальянским флотом.

Вечером 26 марта итальянские корабли вышли в море. Вел эскадру адмирал Анджело Якино.


В составе эскадры шли линкор «Витторио Венето», 6 тяжелых крейсеров («Тренте», «Триест», «Больцано», «Пола», «Зара», «Фиуме»), 2 легких крейсера («Дюка делли Абруцци» и «Джузеппе Гарибальди») и 13 эсминцев.

Точка сбора была неподалеку от острова Гавдос. Туда же должны были прибыть и самолеты Люфтваффе, но что-то пошло не так. Немецкие самолеты не прилетели, хотя именно в этом месте должны были пройти совместные маневры.

Зато прилетел британский разведчик «Сандерленд». С разведчика заметили только 3-й дивизион, «Тренто», «Триест», «Больцано» и три эсминца. Линкор и остальные корабли не «спалились». Тем не менее, фактор внезапности был утерян.

И тут на сцену выходит британский адмирал Эндрю Каннингем.


Один из умнейших флотоводцев той войны. Каннингем понял, что итальянцы вышли в море не просто так и просчитал угрозу для конвоев из Греции. В британском штабе решили, что где-то неподалеку просто обязаны находиться и итальянские линейные корабли.

Вообще в море был только один конвой, шедший в Пирей и один конвой готовился выйти из Пирея. Каннингем решил, что конвои станут неплохой приманкой и вывел свои корабли в море.


Отряд Каннингема состоял из авианосца «Форминдебл», линкоров «Уорспайт», «Барэм», «Вэлиэнт», легких крейсеров «Перт», «Аякс», «Глостер», «Орион» и 16 эсминцев. Легкие крейсера и 4 эсминца шли отдельно под командованием вице-адмирала Придхэм-Уиппела и должны были прибыть в точку встречи самостоятельно.


Вице-адмирал Придхэм-Уиппел

Так вышло, что на рассвете 28 марта, соединение Придхэм-Уиппела, которое шло на соединение с эскадрой Каннингема у острова Гавдос, налетело на всю итальянскую эскадру. Интересно, что итальянцы и британцы обнаружили друг друга почти одновременно. Вот только итальянцы поверили своим пилотам с «Витторио Венето» и «Больцано», а британцы сочли показания разведчиков с «Форминдебла» ошибочными.

Потому, когда с флагманского легкого крейсера «Орион» в 7.45 заметили итальянские корабли, это было несколько ошеломительно для британцев. Итальянцы заметили британцев чуть позже, в 7.58.

Естественно, британским легким крейсерам с их 152-мм орудиями было фактически нечего противопоставить итальянским тяжелым крейсерам с 203-мм орудиями. Дальность стрельбы у итальянцев была больше. Да и численность тоже была не в пользу британцев: 6 тяжёлых, 2 лёгких крейсера итальянцев против 4 лёгких крейсеров британцев.

Вполне нормально, что Придхэм-Уиппел скомандовал отступление, британские корабли развернулись и начали отход. Итальянцы открыли огонь по замыкающему «Глочестеру», находясь вне зоны работы британских орудий, примерно с 25 километров. Через некоторое время передовой отряд под командованием адмирала Сансонетти повернул навстречу основным силам. Британцы последовали за ними, не зная, что идут под огонь «Витторио Венето».


Линкор "Витторио Венето"

Поняв, что происходит, адмирал Якино повернул основные силы на восток, навстречу британцам. Планировалось зажать британский отряд в «клещи» между отрядом Сансонетто и основными силами Якино.

В 10.50 британцев обнаружили основные силы и почти сразу «Витторио Венето» открыл огонь главным калибром. 381-мм снаряды представляли большую опасность для британских кораблей, потому Придхэм-Уиппел снова скомандовал отход.

И здесь его отряд был спасен торпедоносцами с «Форминдебла», которые в 11.15 атаковали «Витторио Венето». Все торпеды прошли мимо, но итальянцы отвлеклись от крейсеров, уклоняясь от торпед и в итоге британские крейсера ушли.


"Альбакор" взлетает с палубы авианосца "Форминдэбл"

Вообще действия итальянского флота в бою у Гавлоса можно оценить, как робкие и нерешительные. Британский отряд Придхэм-Уиппела мог быть уничтожен только силами британских тяжелых крейсеров, без участия линкора. Но несмотря на то, что итальянские корабли имели полное превосходство в скорости и вооружении, итальянцы совершенно не смогли его реализовать.

А британцы теперь прекрасно понимали, кто находится перед ними. И Каннингем решил атаковать, и не просто атаковать, а по максимуму.

Соединившись с крейсерами и эсминцами Придхэм-Уиппела, Каннингем повел свои корабли на перехват итальянской эскадры. Целью было уничтожение «Витторио Венето».

Самолеты с «Форминдебла» «вели» итальянскую эскадру, а те ничем не могли им помешать. Люфтваффе на эту войну так и не пришли. Когда итальянские корабли вошли в зону действия британских сухопутных бомбардировщиков с аэродромов в Греции, то были подняты «Бленхеймы», которые атаковали линкор. Правда, без результатов.


Но бомбардировщики отвлекли внимание от торпедоносцев с «Форминдебла», которые смогли подойти на ударную дистанцию и сбросить торпеды, одна из которых попала в линкор. Это сделал экипаж командира эскадрильи Дэйлил-Стида. «Альбакор» комэска был сбит, экипаж погиб.


Однако торпеда сделала свое дело. Линкор потерял ход, правда, ремонтные команды смогли его восстановить.


"Витторио Венето" с дифферентом на корму после попадания торпеды

Но эскадра снизила ход и британцы приблизились на расстояние в 50 миль. Каннингем принял решение ждать ночи и атаковать в сумерках.

Через 15 минут после захода солнца британские торпедоносцы пошли в атаку. Расчеты двенадцати 90-мм орудий, 20 автоматов 37-мм и 32 автоматов 20-мм «Витторио Венето» поставили на пути «Альбакоров» и «Суордфишей» огненный ад. Прожектора, дымы, огонь из всех стволов…

В 19.25 атака началась, в 19.45 закончилась ничем. Линкор был невредим. Более того, «Витторио Венето» смог увеличить скорость до 19 узлов и вся эскадра начала отход в сторону своих баз.

И только через полчаса Якино узнал о том, что не все торпеды прошли мимо.

В 19.46 торпеда с «Альбакора» лейтенанта Уильямса попала в правый борт «Пола» в район кормовой переборки машинного отделения. Вышли из строя все генераторы, корабль оказался полностью обесточен.


Тяжелый крейсер "Пола"

В 20.18 Якино отдал приказ 1-й дивизии крейсеров идти назад и оказать помощь повреждённому крейсеру. «Зара», «Фиуме» и 4 эсминца пошли назад в поисках «Пола» и на них вышел весь отряд Каннингема.

Тем временем остальная эскадра Якино, удачно сманеврировав, окончательно оторвалась от британцев и скрылась в темноте.

В 20:14 на экране радара крейсера «Орион» появилась отметка неподвижного корабля примерно в 6 милях по носу. Придхэм-Уиппел решил, что обнаруженный корабль является повреждённым итальянским линкором. После обнаружения повреждённого корабля Придхэм-Уиппел решил обойти его с севера и продолжать поиски остальных вражеских кораблей.

В 21.55 «Аякс» своим радаром засек еще три корабля. Британцы решили, что это свои эсминцы и оставили все без изменений. И отряд продолжил идти курсом на сближение с итальянской эскадрой. Якобы на сближение.


Легкий крейсер "Аякс"

Шли линкоры, флагман «Уорспайт» с Каннингемом и его штабом на борту, «Барэм» и «Вэлиэнт», авианосец «Форминдебл», эсминцы ближнего прикрытия «Грейхаунд», «Гриффин», «Стюарт» и «Хавок». Группа крейсеров находилась восточнее.

Когда с «Аякса» поступили данные о целях на радаре, была объявлена боевая тревога. Эсминцы выдвинулись вперед, авианосец был готов покинуть общий строй по первому сигналу.

В 22:03 оператор радара линкора «Вэлиант» тоже заметил отметку, обозначающую неподвижный корабль в 8-9 милях. В 22:23 эсминец «Стюарт» передал сигнал тревоги. Прямо по носу с левого борта, курс соединения пересекали неопознанные корабли количеством шесть: два крупных и четыре поменьше.

Это был итальянский отряд из 1 дивизиона тяжелых крейсеров и 9-я флотилия эсминцев, которые шли на помощь крейсеру «Пола».

Первым шел эсминец «Витторио Альфиери», за ним шли тяжелые крейсера «Зара» и «Фиуме», замыкали колонну эсминцы «Джесус Кардуччи», «Винченцо Джиберти» и «Альфредо Ориани».

В общем, в квадрате оказалось семь итальянских кораблей, даже не подозревающих о присутствии британской эскадры. К слову о пользе радаров…

Каннингем быстро сориентировался и отдал приказ лечь на курс, параллельный итальянскому. Орудия британских линкоров были наведены на итальянские корабли…

В 22.27 эсминец «Грейхаунд» включает прожектора и освещает ими «Зара», «Фиуме» и «Витторио Альфиери». Для итальянцев, не подозревавших о британских кораблях, это стало очень неприятной неожиданностью.

«Уорспайт» и «Вэлиэнт» открыли огонь по «Фиуме» практически в упор. Что такое для линкора дистанция боя в 3 (для «Уорспайта») и 4 (для «Вэлиэнта») километров? В ход пошел как главный калибр 381-мм, так и противоминный 152-мм.


Линкор "Уорспайт"

Итальянцы узнали, как может выглядеть ад…

«Фиуме» потерял ход, загорелся, от попадания «чемодана» 381-мм сорвало с погонов кормовую башню. Снаряды линкоров буквально порвали борта «Фиуме», броня которого просто не была рассчитана на такие испытания. Крейсер начал набирать воду и крениться на правый борт.

Вообще в этом бою британские артиллеристы вели себя выше всяких похвал.

«Уорспайт» за минуту дал два полных залпа по «Фиуме», затем перевел орудия и дал третий залп по «Зара». Артиллеристы «Вэлиэнта» вообще вели огонь по двум крейсерам сразу. Передние башни стреляли по «Фиуме», задние – по «Зара». И хорошо стреляли! Пять залпов за три минуты – это роскошно!


Линкор "Вэлиэнт"

«Фиуме» затонул в 23.15, через каких-то 45 минут после начала светопреставления по-британски.

Далее в ход ступил «Барэм», которому сперва мешал «Форминдэбл».


Линкор "Барэм"

Когда авианосец вывалился из общего строя, «Барэм» сперва приготовился стрелять по «Пола», которого осветил своими прожекторами. Но затем в свет прожекторов попал эсминец «Витторио Альфиери», и орудия «Барэма» перенацелились на него. Не стоит описывать, что мог сделать с эсминцем снаряд линкора, попавший с расстояния в 3 километра. Британцы попали, и не один раз…

Затем артиллеристы «Барэма» перенесли огонь на «Зара» и сделали по нему еще шесть залпов…

«Зара» горел, кренился, потерял ход и управление. Бесполезной тушкой за ним дрейфовал эсминец «Витторио Альфиери».

Стоит отметить, что «под раздачу» линкоров систематически попадали и британские эсминцы, но обошлось без особых повреждений и жертв.

Итальянские эсминцы, следовавшие в хвосте отряда, не пострадали, развернулись, и под прикрытием дымов начали отходить. За ними отправились «Грейхаунд» и «Гриффин», но итальянцы смогли оторваться.


Эсминец "Гриффин"

«Стюарт» и «Хэйвок» отправились добивать итальянские корабли. «Стюарт» отправил торпеды в «Зара» и попал одной. После этого эсминцы немного постреляли в «Зара» и на этом успокоились.

Следующим номером программы стал «Витторио Альфиери», который находился в плачевном состоянии, горел и был обездвижен. В 23.15 эсминец затонул.


Эсминец "Витторио Альфиери"

Далее итальянские эсминцы умудрились сбиться с курса и снова столкнуться с британскими эсминцами, которые добивали крейсера. «Стюарт» дал два залпа предположительно в «Джесус Кардуччи», но не попал. Итальянцы ответили взаимностью и тоже промахнулись.

«Хэйвок» отправил в «Кардуччи» четыре торпеды и одной попал. Далее последовала стрельба из орудий в упор, после чего в 23.30 «Кардуччи» затонул.

«Альфредо Ориани» и «Винченцо Джиоберти» смогли уйти.

В 23.45 эсминец «Хэйвок» обнаружил «виновника торжества», крейсер «Пола», который все так же спокойно стоял без движения. Эсминец сделал несколько залпов по крейсеру, вызвал пожар.

Но перед тем, как решить, что сделать с «Пола», было решено добить «Зара». Пять торпед с эсминцев отправили «Зара» на дно. Это случилось в 2.40.

«Пола» хотели взять в качестве приза. На британских эсминцах уже не хватало места для пленных итальянцев, так что трофей не помешал бы. Но приближался рассвет, и вполне возможно, что появилось бы Люфтваффе. Так что решили трофеев не брать, эсминец «Нубиец» отправил в крейсер две торпеды и на этом «Пола» закончил свой путь. В 4.03 «Пола» затонул.

Британцы отправились восвояси, но Каннингем был джентльменом до конца. Итальянскому командованию была отправлена радиограмма с координатами места, где оставались итальянские моряки, не пожелавшие сдаваться в плен и оставшиеся в воде. За ними пришло госпитальное судно и подобрало из воды 13 офицеров и 147 матросов. Греческие корабли также занимались спасением итальянцев и подобрали еще 110 человек.


Госпитальное судно "Градиска" у мыса Матапан подбирает итальянских моряков

Удивительный бой. Три тяжелых крейсера и два эсминца отправились на дно. Около 3 000 итальянских моряков погибли и больше тысячи попали в плен. Британские потери – один торпедоносец… Три человека экипажа. Все.

Бой у мыса Матапан показал, что методы ведения разведки итальянским флотом не выдерживают никакой критики. Фактически Якино действовал вслепую, и отправил на помощь «Пола» корабли, не представляя, где на тот момент находятся британские корабли.

Радары. Британцы прекрасно освоили этот весьма полезный инструмент и получали с его помощью преимущество как ночью, так и в условиях плохой погоды. А у британцев радар был вполне освоенной темой и устанавливался даже на эсминцах. В итоге британцы видели противника, а вот итальянцы гадали на косточках от маслин.

Применение морской авиации. Да, после этого боя итальянцы начали делать шаги по созданию своей морской авиации, но, конечно, ничего не успели.

Ну и последнее. Итальянский флот оказался не готов к ведению боя в ночных условиях, тогда как в британском флоте учения по ночному бою были регулярными. Меньше парадов, больше боевой работы – девиз, который Муссолини неплохо было бы взять на вооружение.

Бой у мыса Матапан подорвал не просто боевой дух итальянского флота, он внес неуверенность в саму концепцию применения тяжелых кораблей, линкоров и крейсеров. Так что в адском пламени, в котором горели итальянские корабли, сгорела уверенность Италии в своем флоте. И до самого конца войны итальянцы больше не оправились от этого поражения.
Автор:
Роман Скоморохов
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх