На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

БАЗА 211- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ

74 368 подписчиков

Свежие комментарии

  • Валерий
    Пока не будет утоплен этот мразотный остров вместе с пиндосами мира в мире не будет !!!Grayzone: Секретн...
  • Семен Демин
    Надо запретить ввоз семей мигрантов. Пусть работают вахтенным методом. Разве это не выход?Напряжение нараст...
  • Андрей
    Интересное фото перед статьей.. Но, поймал себя на мысли, что так и хочется туда гранату кинуть.... Хотя ни когда не ...Напряжение нараст...

Спецоперация Z: Даже пролив Босфор Украина ухитрилась завести на минное поле

Судоходство в Чёрном море становится столь же опасным, как и в Персидском заливе в конце 1980-х, — эстонское судно «Helt» уже на дне

Спецоперация Z: Даже пролив Босфор Украина ухитрилась завести на минное поле
Фото: Bernd Wüstneck/dpa/picture-alliance/TASS

По данным Министерства обороны России, 19 марта обнародованным начальником Национального центра управления обороной генералом Михаилом Мизинцевым, свыше 70 иностранных судов сейчас наглухо и на неопределенное время заблокированы в морских портах Украины.

Их капитаны не рискуют выходить в море из-за высокой минной опасности, возникшей по причине безответственных и непрофессиональных действий военных моряков Украины на подходах к портам Одесса, Очаков, Черноморск и Южный.

Чужеземные экипажи, которые сегодня угораздило оказаться в территориальных водах Украины, явно опасаются разделить трагическую участь эстонского сухогруза «Helt» (1985 года постройки), ходившего под панамским флагом и затонувшего близ Одессы ещё 3 марта 2022 года. Два члена экипажа спаслись, четверо пропали без вести. Игорь Ильвес, исполнительный директор фирмы-владельца судна, в тот же день сообщил «Reuters», что причиной гибели сухогруза стал подрыв на морской мине. Но на чьей именно?

Несколько позже, 18 марта, ясности добавила Гидрографическая служба Черноморского флота. В переданном по радио навигационном предупреждении ПРИП № 116 она официально уведомило всех, совершающих плавание в Чёрном море, что из-за сильнейшего шторма в северо-западной части этой акватории сорвано с якорей неизвестное число мин, выставленных военно-морскими силами Украины для прикрытия своего побережья от возможного десанта российской морской пехоты.

Российские военные моряки, безо всякого сомнения всеми средствами разведки внимательно наблюдавшие за этим процессом, пояснили, что всего украинцами выставлено не менее 420 старых-престарых противодесантных морских мин типов ЯМ и ЯРМ. Они давно сняты с вооружения в России и остались в нашей стране разве что в музейных экспозициях. Первые были разработаны в СССР ещё во время Великой Отечественной войны. Вторые — несколько позже. Но тоже страшно давно. Удивительно ли, что их древние минрепы и донные якоря оказались хлипковаты и не выдержали напора шторма?

Таким образом, основная версия гибели эстонского сухогруза «Helt» под Одессой нашла почти однозначное подтверждение. Однако спустя всего сутки стало ещё тревожней. Анализ ситуации, произведенный в ФСБ РФ, показал, что в районах перечисленных украинских портов преобладают поверхностные течения южного направления. То есть — в сторону Турции. Поэтому не исключается возможность дрейфа сорванных мин в пролив Босфор и далее в моря Средиземноморского бассейна. О чём 19 марта всех заинтересованных и предупредил центр общественных связей ФСБ.

Горячий привет от Киева как минимум Стамбулу, Тбилиси, Софии и Бухаресту, чьи порты теперь тоже под дамокловым мечом дрейфующий минной угрозы? Естественно, власти Украины такой оборот дела просто не может не беспокоить. Поскольку он чреват для них серьёзными международными осложнениями.

«Отмазываться» столица соседней страны принялась немедленно. Но крайне неуклюже. Там стали утверждать, что на самом деле огромную акваторию под Одессой, Очаковом, Черноморском и Южным заминировала — вы не поверите, но только не падайте со стула! — Россия. Об этом тут же заявила мониторинговая группа киевского Института черноморских стратегических исследований.

Её глава Андрей Клименко, беглый ялтинский журналист-майдановец, рассказал украинскому военному порталу «Defence Express», что, как он выяснил, именно с целью тайных минных постановок ещё 15 марта три отряда русских боевых кораблей подходили к самым одесским пляжам. В состав отрядов входил, по данным Клименко, гвардейский ракетный крейсер «Москва», шесть больших десантных кораблей, ракетные и патрульные корветы и несколько тральщиков проектов 266 и 12700 «Александрит». «Снаружи казалось, — стращал мир пан журналист, что эта эскадра шла именно для высадки десанта возле Одессы. Но, как утверждают некоторые источники, „Москва“ и десантные корабли были только прикрытием для тральщиков, которые ставили морские мины на судоходных торговых путях».

Каково? Целый ракетный крейсер подогнали русские, чтобы прикрыть от посторонних глаз свое просто азиатское коварство! Сами по себе тральщики с таким делом, конечно, не справились бы.

При такой логике, безусловно, только и остаётся, что ссылаться именно на «некоторые источники». Потому что другие, посерьезней, Институту черноморских стратегических исследований где же взять?

Но для всякого, кто хотя бы изредка непредвзято интересовался, как Украина после кризиса 2014 года лихорадочно готовилась к отражению российских десантов не только под Одессой, но и в Азовском море, всё абсолютно ясно с самого начала. Из-за полной беззащитности своего побережья, из-за отсутствия береговой артиллерии и противокорабельных ракет авиационного и морского базирования основная надежда в этом деле украинскими флотоводцами возлагалась именно на постановку обширных минных полей. Повсюду. Где можно и где нельзя. Вспомним, как это было?

Ещё в декабре 2014 года в Киеве «пресс-офицер штаба АТО» Леонид Матюхин обнадёжил соотечественников: «Украинские воины продолжают уверенно удерживать и укреплять свои позиции и обеспечивать безопасность государства. Военные сапёры на юге Донецкой области отработали задачи по противодействию высадке десанта противника с моря, а также по защите береговой линии около важного объекта… Военные инженеры в составе двух подвижных отрядов заграждения установили десятки противодесантных мин вдоль участка побережья».

Чтобы картина вышла как можно более эпической, пан Матюхин добавил героического жару: «Украинские воины выходили в море на плавающих транспортёрах в сложных погодных условиях, при сильном ветре и шторме в два-четыре балла».

Днём позже украинский телеканал ТСН продемонстрировал всей Украине, как выглядел этот подвиг отрядов заграждения где-то в районе Мариуполя. Мины ставили вручную, сбрасывая их в воду с легкобронированного гусеничного ПТС-2 (плавающий транспортёр средний). Судя по кадрам, морское дно заваливали устаревшими советскими противодесантными минами ПДМ-1М.

Этот тоже сильно устаревший боеприпас (в СССР принят на вооружение в 1957 году) устанавливается на глубинах от одного до шести метров. В случае, если любое идущее к берегу плавсредство или даже топающий вброд по мелководью десантник задевают вертикально торчащую под водой штангу и с усилием 18−26 килограммов отклоняют её минимум на 10 градусов — следует подрыв.

Кто-нибудь думал тогда, что скоро лето и наступить на ПДМ-1М тогда вполне способен будет кто-нибудь из мирно отдыхающих на Азовском море? Как и кому придётся устранять минную угрозу на пляжах? Да никто!

Как результат — азовские шторма, которые тоже случаются необычайно свирепыми, вскоре легко растащили те ПДМ-1М по неглубокому песчаному дну в самых разных направлениях. Хотя каждую из подобных мин удерживало по массивной чугунной плите весом в 60 килограммов. Но морские волны легко сокрушают даже бетонные волноломы и причалы. Что им какие-то жалкие металлические плиты?

В итоге уже 7 июня 2015 года при выходе с якорной стоянки в Мариуполе по якобы неустановленной причине, но о которой легко догадаться мог кто угодно, внезапно взорвался украинский пограничный катер UMC-2000. Об этом сообщил сайт государственной пограничной службы Украины. Из семи человек экипажа шестеро были ранены (один впоследствии скончался). А командира катера так и не нашли, числится пропавшим без вести.

Ещё неустановленное число противодесантных мин, по сообщению жителей села Мелекино, осенью 2016 года подорвал ледоход. Что сталось с остальными — неизвестно.

Осенью 2018 года наличие проблемы признал даже признанный вождь украинских националистов Андрей Билецкий: «Украинская сторона очень активно делала эти водные минирования против высадки. Из-за Азовских штормов часть этих вещей просто сорвало и сейчас они плавают по всему морю туда-сюда. Этот вопрос, безусловно, надо решать».

Ну и как — решили? Увы, только усугубили ещё и под Одессой. Подобные «сюрпризы» отныне ещё и там ждут и рыбаков, и курортников. На пляжах «жемчужины у моря» теперь впору объявлять по трансляции: «Граждане отдыхающие, просьба не заплывать за мины!».

А куда не заплывать отныне экипажам сухогрузов, сейнеров, танкеров, траулеров, пассажирских теплоходов и прочих, следующих хоть куда-либо в Чёрном или Азовском морях? Вообще ни за какие коврижки не входить в Босфор?

Куда деваться тем 70 иностранным судам, которых уже угораздило навестить Украину в её «минуты роковые»? Хоть какую-то гарантию безопасности им способна дать лишь проводка за тралами. Которой у военно-морских сил этой страны в строю не осталось ни единого.

Очень может быть, что в перспективе для восстановления нормального судоходства в северо-западной части Чёрного моря может потребоваться многомесячная и весьма масштабная противоминная операция. Примерно такая же, какую международному сообществу с участием Советского Союза пришлось проводить в Персидском заливе в конце 1980-х годов после ирано-иракской войны.

Ведь мины легко устанавливаются и могут оставаться на боевой позиции в течение многих лет. На них никоим образом не влияют ни изменения правил ведения войны на море, ни смена политического курса страны. Они просто лежат на дне или покоятся на якорях. И ждут свою жертву.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх