На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

БАЗА 211- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ

74 289 подписчиков

Свежие комментарии

  • Z Muliphein
    У меня муж плохо ходит и почти ничего не видит. Инвалид. Но 80 кг веса. Я вешу 58 кг. Я не представляю, какой рюкзак ...ЕСЛИ ПОПАЛ ПОД ОБ...
  • Владимир Петров
    Человек  - легенда,даже не верится ,что один человек совершил столько подвигов и на военном поприще и на гражданском...Ученый, трижды не...

Самый мирный корабль



Этот корабль состоит из мира и любви. Благодарите судьбу за то, что мы никогда не увидим полный функционал “Замволта”, каким он задумывался его создателями.

С двухдиапазонным радаром, три решетки которого смотрели вверх, другие три непрерывно сканировали линию горизонта.

С полным боекомплектом ракет любого назначения, включая ЗУР большой дальности и кинетические заатмосферные перехватчики.

С шестидюймовыми артсистемами, способными поливать нескончаемым дождём управляемых боеприпасов цели на дальности 100+ км. Под прицелом — вся инфраструктура густонаселенного побережья, районы в которых проживает треть населения Земли.

С замкнутым контуром ближнего ПВО, состоящим из 57-мм автоматических зениток с программируемыми снарядами.

При полном выполнении планов серийной постройки — 29 эсминцев нового поколения на страже свободы.

Самый мирный корабль


Но довольно издеваться над не самым плохим кораблем. Что получилось на практике из амбициозной программы перевооружения флота?

Получилось, мягко говоря, слабовато. “Эсминец будущего” больше не излучает былой уверенности, а его секвестированный функционал ставит под сомнению саму идею его постройки. Несмотря на все сложности, проект по-прежнему привлекает внимание специалистов и общественности. По самым различным причинам.

Что бы ни твердили о серии “экспериментальных” кораблей, для испытаний новых технологий,“Замволт”, в первую очередь, остается боевой единицей. С потенциалом, превосходящим совокупный потенциал флотов многих стран мира.

80 ракетных шахт. Немногие из современных кораблей располагают подобной мощью. Не стоит снимать со счетов и его пушки крупного калибра — неожиданное решение, ломающее стереотипы современной войны (шестидюймовки не ставились на корабли с 1950-х гг.).

Инновации “Замволта”, на первый взгляд, кажутся неочевидными. Обыватели видят только “утюг” необычной формы, без обещанных рельсотронов и прочего футуризма. Специалисты также не выражают большого энтузиазма — многие элементы “эсминца будущего” давно используются на практике.

Давно замечено, что силуэт с завалом бортов совпадает по очертаниям с “Мэрримаком”. Если сравнение с броненосцем — всего лишь курьез, то другие моменты уже не объяснить простым внешним сходством. Одна из главных особенностей “Замволта”, электрическая трансмиссия, была впервые установлена на русском дизель-электроходе “Вандал” (1903 г.). Затем схема применялась на множестве военных и гражданских кораблей, в т.ч. на авианосцах типа “Лексингтон” и линейных кораблях (“Теннесси”, “Колорадо”). В наши дни аналогичную электрическую трансмиссию используют британские эсминцы “Дэринг”.

С другой стороны, нельзя недооценивать технический прогресс. Турбогенераторы и электродвигатели линкоров Первой мировой могли обеспечить мощность всего 28 тыс. л.с. Четверть от возможностей “Замволта”! При несопоставимых размерах и удельной мощности.



И не просто трансмиссия. “Замволт” — настоящий сгусток электрической энергии, пронизанный её нитями от киля до клотика. Главная инновация в области ГЭУ заключается в гибком управлении потоками энергии. По заявлению создателей, это позволяет за считанные мгновения перенаправить до 80% вырабатываемой мощности на отдельную группу потребителей.

Как вы могли догадаться, делалось это в расчете на перспективные электромагнитные пушки. Эсминцы вряд ли доживут до появления боеспособных “рельсотронов”, но янки в процессе работы над “Замволтом” получили практический опыт в области создания корабельных электротехнических систем и автоматики, оперирующей мощностями в десятки мегаватт.

Как и любое развитие в критичных сферах за границами традиционных представлений, подобные достижения способны изменить технологии и технику на более низких уровнях. И в этом — весь проект DD-1000.

Многие из представленных элементов в разрозненном виде встречались в прошлом. Но только в проекте “Замволт” они стали частью единой конструкции.

Впервые на корабле класса “эсминец” были реализованы столь масштабные меры по снижению заметности. Угловатые формы, радиопоглощающие покрытия, маскировка тепловых выбросов ГЭУ, слабо выраженный кильватерный след...

Впервые — комплексная автоматизация, затрагивающая многие аспекты, на которые раньше никто не обращал внимания. Автоматизации подверглось все, включая процессы погрузки боекомплекта, продовольствия, ЗИПа и расходных материалов при подготовке к походу. Вкупе с повышением межремонтного ресурса всех механизмов и систем корабля, что избавило экипаж от необходимости проведения ремонтных работ в открытом море. Никаких мастерских, бригад мастеров и электриков. Все техническое обслуживание будет производиться только в базе — до начала и после завершения похода. Экипаж сокращен в 2-3 раза по сравнению с крейсерами и эсминцами прошлого поколения.

Впервые — многофункциональный радар, сочетающий в себе функции обзорной РЛС, радара подсветки целей, РЛС контрбатарейной борьбы и станции РЭБ. Автоматическое обнаружение плавающих мин, наведение выпущенных ракет, радиоэлектронная разведка — сбор информации в пассивном режиме.

К счастью, радар имеет ограниченную дальность обнаружения. Три другие антенные решетки (AN/SPY-4) так никогда и не были установлены на эсминец (пустой участок на илл.)



Смешанное ракетно-пушечное вооружение. Новые пусковые установки (Mk.57), оснащенные вышибными панелями и рассредоточенные по периметру корабля — для локализации повреждений при возгорании и детонации боеприпаса в пусковой шахте. Максимальная стартовая масса ракет увеличена вдвое (до 4 тонн) — УВП Mk.57 создавались в расчете на потребности ближайшего будущего.

Антология проблем

"Солдаты поднялись на край бруствера, но не обнаружили врага..." Ввиду отсутствия в ближайшие десятилетия сколько-нибудь равного соперника, ВМС США свернули программу по созданию эсминцев следующего поколения.

Ввиду того, что проект находился в высокой стадии готовности, было решено построить ограниченную серию из трёх эсминцев, т.е. по американским меркам даже не приступали к строительству. Следующим шагом стало сокращение функционала. Если “Замволты” не являются заменой для всей флотилии эсминцев, можно отказаться от ряда дорогостоящих систем. “Корабли будущего” лишились трех решеток РЛС общего обзора, — задачи зональной ПВО/ПРО возложены на десятки других эсминцев с комплексом “Иджис”.

Далее возник вопрос: что делать с “белыми слонами”? Как отмечалось выше, это не просто эксперимент. “Замволты” — полноценные боевые единицы. Из-за отсутствия РЛС дальнего обзора, они не вписывались в классические АУГ. С другой стороны, малая заметность, сочетание ракетно-пушечного вооружения и серьезные оборонительные возможности (многофункциональный радар с АФАР + высокоманевренные зенитные ракеты ESSM малой и средней дальности) делали “Замволт” подходящим для одиночных действий у побережья противника. Огневая поддержка подразделений армии и КМП, ведущих бой в прибрежной полосе, неожиданные ракетно-пушечные удары по целям на побережье.

Отказ от высокоточных артиллерийских боеприпасов типа LRLAP повлек за собой новые изменения в концепции.

155-мм корабельные пушки Advanced Gun Systems (AGS) стали настоящей катастрофой. Американцы немыслимым образом извратили идею корабельной артиллерии. Хотя в самой идее было рациональное зерно. Артиллерия имеет свою область применения, в которой превосходит по эффективности любые другие средства. Из преимуществ: полная невосприимчивость к погодным условиям, средствам ПВО и РЭБ, высокая плотность огня — огонь крейсера времен ВМВ был сопоставим по плотности с авиакрылом современного авианосца, высочайшее время реакции, ничтожная стоимость арт. боеприпасов — обычная “болванка” в 1000 раз дешевле крылатой ракеты.


Автоматическая пушка Mk.71 калибра 203 мм — апофеоз развития корабельной артиллерии. Испытания на эсминце “Халл“ (1975 г.)


“Замволт” не имеет ничего подобного. Его великолепные пушки законсервированы, до появления приемлемого боеприпаса, отвечающего требованиям практичности и экономической оправданности применения. Концепция AGS изначально была ошибочна: артиллерии не нужно соперничать с ракетами, устанавливая рекорды в дальности и точности стрельбы.

В настоящее время “Замволты” примеряют на себя роль “истребителей” вражеских эскадр в морском бою. По расчетам адмиралов, меньшая заметность позволит им скрытно выходить на дистанцию пуска ПКР и первыми наносить удар.

Основным противокорабельным оружием должна стать зенитная ракета RIM-174 ERAM (SM-6), способная поражать загоризонтные воздушные и морские цели. По официальным данным, дальность пуска по надводной цели может достигать 268 миль. Относительная слабость боевой части (64 кг) компенсируется малым временем реакции и высокой скоростью полета 3,5М по квазибаллистической траектории. Ракета принята на вооружение в 2013 году. В военный бюджет на 2019 год заложена сумма в размере 89,7 млн. долларов на адаптацию “Замволта” под ракеты SM-6.

О применении с борта “Замволта” дугой перспективной разработки, противокорабельной ракеты AGM-158C LRASM с мультиспектральной ГСН, новыми алгоритмами атаки и дальностью пуска свыше 300 миль, речи пока не идет. Испытания AGM-158 находятся в стадии завершения, по официальным данным, её принятие на вооружение ожидается в 2018-2019 гг.

Смена приоритетов происходит только на бумаге. Современный боевой корабль класса “эсминец”, обладающий водоизмещением >10 тыс. тонн, достаточно универсален для борьбы с любым подводным, надводным, воздушным и наземным противником.



Но сам факт поиска подходящих задач для построенных кораблей неопровержимо свидетельствует о просчетах их создателей. Главной ошибкой является избыточность самих ВМС США, оперирующих флотом из 90 крейсеров и эсминцев. На этом фоне янки, естественно, не могут понять, зачем построили к этой армаде еще три “нестандартных” корабля.

Вопрос о стоимости

Представьте ситуацию: “Для больницы уездного города Н. из средств городского бюджета был приобретен томограф стоимостью 500 млн. рублей”. История, наверняка, закончится тем, что молоденький врач пожалуется журналистам, что это никакой не томограф, а всего лишь рентгеновский аппарат. И он уже год стоит нераспакованным в помещении на первом этаже. Поднимется шум, набегут борцы с коррупцией и, есть немалый шанс, что полетят клочья с ответственных лиц.

В отличие от гражданского сектора, хоть как-то контролируемого общественностью, сфера военных заказов — неисчерпаемый источник для хищений и “откатов“ в особо крупном размере. 10-кратное завышение цены под глухой завесой секретности.

“Замволт” упрекают в том, что он неприлично дорог (4,24 млрд. долл.). И, этим якобы выделяется в худшую сторону. Взгляните на другие современные корабли — да там “замволты” на каждом шагу.

Озвученная стоимость модернизации ТАКРК “Адмирал Нахимов” — 50 млрд. руб., или 1,6 млрд. долл. Это по состоянию на 2013 г., будьте уверены, к моменту окончания работ смета на долгострой вырастет в несколько раз. Обычному человеку представить такие значения сложно.

Для сравнения: стоимость крупнейшего в мире круизного лайнера “Symphony of the Seas” составила 1,35 млрд. долл. (2018 г.). Только не говорите, что процесс постройки 16-палубного гиганта менее сложен и трудоёмок, чем постройка очередного “замволта”. Чего стоят одни беспрецедентные меры для обеспечения безопасности 6000 пассажиров!


Общая длина 362 м. Водоизмещение — как у двух атомных авианосцев.


Единственная “адекватная” статья расходов при реализации проектов военного кораблестроения — это научные исследования. Общая стоимость затрат на НИОКР по проекту DD-1000 составила около 10 млрд. долл, при этом применение результатов не ограничено одним “Замволтом”. К примеру, двухдиапазонный радиолокационный комплекс Dual-Band Radar (DBR) также установлен на авианосцах класса “Форд”.

При создании “эсминца будущего” был получен обширный задел в области проектировании корпусов необычной формы, методах снижения заметности, автоматизации, создании боевых информационно-управляющих систем, средств радиолокации и оружия нового поколения.

Автор: Олег Капцов
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх