Первое известное фото XA-180 на Украине, сентябрь 2022 г. Фото Telegram / BMPD
Несколько недель назад стало известно, что на вооружении украинских вооруженных формирований появились бронетранспортеры Sisu XA-180/185 финского производства. Кто и в каком количестве поставил такую технику, достоверно неизвестно. К настоящему времени импортные машины добрались до зоны боевых действий и начали использоваться по прямому назначению. Кроме того, эти БТР уже несут первые потери.
От неизвестного союзника
О появлении бронетранспортеров Sisu XA-180 на Украине стало известно в середине сентября. Тогда по профильным ресурсам разошлись свежие фотографии, сделанные на одной из импровизированных баз украинских формирований. В кадр попали четыре боевые машины без установленного вооружения. Вероятно, их недавно получили и еще не успели подготовить к полноценной эксплуатации на передовой.
Любопытно, что о поставке XA-180 стало известно как о свершившемся факте. До того ни одна страна, имеющая на вооружении такую технику, не сообщала о своих планах отправить ее на Украину. Более того, до сих пор достоверно неизвестно, какая именно иностранная армия предоставила такую помощь. Кроме того, под вопросом количество переданных БТР, их модификация и другие аспекты поставок.
БТР финской армии в характерной окраске. Фото Wikimedia Commons
Вероятнее всего, бронемашины прибыли на Украину из Финляндии, на что указывает их камуфляжная окраска. БТР XA-180 состоят на вооружении нескольких стран, однако только финская армия использует подобный трехцветный рисунок с характерной формой пятен. Другие эксплуатанты окрашивают свою технику иначе.
Несмотря на подобные факты, официальный Хельсинки никак не комментирует появление техники финского производства у украинских формирований. По какой причине финское руководство считает необходимым сохранять молчание даже сейчас, когда поставка техники перестала быть тайной и имеются, как минимум, косвенные доказательства, неизвестно.
Первые потери
Иностранные БТР достаточно быстро попали в зону боевых действий и начали использоваться по прямому назначению. Закономерным следствием этого стали первые потери, о которых стало известно в середине октября. Сначала на профильных ресурсах появились фотографии разбитого XA-180, а затем появилось видео, показывающее поражение такой техники.
Украинская бронетехника на марше. Кадр из видео от НМ ЛНР
Любопытное видео, снятое разведывательным БПЛА, опубликовала пресс-служба Народной милиции ЛНР. По дороге двигалась колонна украинской техники в составе одной БМП и трех БТР XA-180. Внезапно один из бронетранспортеров взорвался с образованием крупной вспышки и разлетом обломков. Чем его поразили, неясно, но восстановлению машина не подлежит. Затем в той же точке, рядом с подбитым БТР, поразили и отходящую БМП. Два других бронетранспортера развернулись и спешно уехали.
На данный момент доступная информация позволяет говорить об уничтожении одного или двух БТР XA-180. Известно о поставке, как минимум, четырех бронемашин, и не менее двух пока остаются в строю. Вероятно, при новых попытках наступления украинские формирования вновь потеряют такую технику.
Неновая техника
Будущий БТР XA-180 разрабатывался в конце семидесятых годов компанией Sisu Auto (позже ее оборонное отделение вошло в состав компании Patria) в рамках конкурса финской армии. В 1980 г. «Сису» построила и передала на сравнительные испытания опытную технику. В 1983 г. ее проект признали наиболее удачным, и уже в конце года появился контракт на производство первой партии бронетранспортеров.
Поражение бронетранспортера. Кадр из видео от НМ ЛНР
В течение нескольких лет компания-разработчик вышла на требуемые объемы производства и выполнила перевооружение финской армии. Кроме того, появились первые экспортные контракты. Параллельно со сборкой техники велась разработка специализированных модификаций и проектов модернизации. Результатом этих работ стали улучшенные БТР XA-185/186/188/200/202 и их варианты с различным оснащением.
Первым и основным заказчиком БТР семейства Sisu XA-180 стали вооруженные силы Финляндии. В общей сложности они приобрели более 600 бронемашин всех основных модификаций – это были бронетранспортеры, носители ЗРК, командно-штабные машины, санитарный транспорт, машины РХБ-разведки и т.д. В настоящее время в строю остается не менее 470 ед. техники.
Основным иностранным заказчиком стала Швеция, купившая более 200 изделий от Sisu. 90 машин отправились Нидерландам, а Норвегии передали 75 ед. В малых количествах, в т.ч. для испытаний БТР передавались и другим государствам. Кроме того, несколько иностранных эксплуатантов в свое время получили подержанную технику. Так, эстонская армия купила свои XA-180/188 у Нидерландов, а недавно неизвестная страна передала такую технику Украине.
Технические особенности
С технической точки зрения XA-180 представляет собой типичный бронетранспортер своего времени. Это трехосная колесная машина с противопульной / противоосколочной защитой с боевой массой 13,5 т. Она управляется экипажем из двух человек и перевозит до 15-16 десантников.
Обломки БТР сохраняют узнаваемый внешний вид. Кадр из видео от НМ ЛНР
XA-180 имеет несущий бронекорпус из броневых листов толщиной не более 10 мм. Носовая часть корпуса вмещает отделение управления с местами экипажа; за ним находится отсек двигателя. Прочие объемы отданы под десантное отделение большой вместимости. Отделение управления имеет остекление большой площади и боковые двери; десантники используют кормовую дверь.
Первая модификация БТР использовала дизельный двигатель Valmet 611 DSBJA мощностью 236 л.с. Поздние варианты, начиная с XA-200, комплектуются дизелем мощностью 270 л.с. Крутящий момент раздается на все шесть колес. Ходовая часть оснащена колесами большого диаметра с рессорной подвеской и гидравлическими амортизаторами. Также предусматриваются два водомета в корме. На шоссе БТР развивает скорость порядка 105 км/ч, на воде – до 8 км/ч.
Финские БТР изначально оснащались открытой турелью с 12,7-мм пулеметом НСВ. В ходе модернизаций внедрялись пулеметы крупного и нормального калибра нескольких моделей натовского образца. В бортах и корме десантного отделения имеются амбразуры для использования личного оружия.
Проблема устаревания
На момент своего появления Sisu XA-180 был современным бронетранспортером и вполне соответствовал актуальным требованиям. Благодаря этому он стал одной из основных боевых машин финской армии, а также нашел место в вооруженных силах нескольких других государств. С помощью XA-180 и его версий пехота улучшала свою мобильность, а также получала достаточную защиту и огневую поддержку.
Два других XA-180 (слева сверху) спешно уходят. Кадр из видео от НМ ЛНР
Тем не менее, за последующие 40 лет ситуация серьезно изменилась. XA-180, как в исходном, так и в доработанном виде, больше не соответствует современным требованиям. Единственным его преимуществом остается большая вместимость десантного отделения и возможность установки крупнокалиберного пулемета. При всем этом, уровень защиты уже недостаточен, даже у поздних модернизированных вариантов.
XA-180/185/186/188/200/202 с определенных ракурсов и дистанций поражается крупнокалиберным стрелковым оружием. Противотанковые системы пробивают его броню в любых условиях. Кроме того, у машин отсутствует специализированная противоминная защита. Из-за этого живучесть и устойчивость в условиях современного боя оставляют желать лучшего.
Таким образом, бронетранспортеры финского производства являются не самым удачным примером помощи для украинских формирований. Они не смогут внести заметный вклад в восстановление парка техники, а моральное и, вероятно, физическое устаревание приводят к известным рискам. Поставленные машины могут быть уничтожены в любой момент, и длительная успешная эксплуатация фактически исключается.
Еще один подбитый БТР XM-180. Фото Telegram / ChDambiev
Секретность и польза
Несмотря на наличие косвенных доказательств, неизвестно, какая именно страна передала Украине свои бронетранспортеры Sisu XA-180. При этом понятно, что такие поставки осуществлялись в порядке военно-технической помощи и были направлены на усиление киевских формирований.
Однако для оказания помощи выделили морально устаревшую технику, возможно, немалого возраста, и реальной пользы от нее будет немного. При всем этом, вместе с XA-180 украинская сторона получила новые проблемы эксплуатационного характера, ограничения и риски. Иностранная помощь в очередной раз оказалась, как минимум, бесполезной.
- Автор:
- Рябов Кирилл
Свежие комментарии